Закупка у единственного поставщика по 223 фз сумма договора

Как правильно провести закупку у единственного поставщика по 223-ФЗ

  1. Закрепить в закупочном положении основания или выбрать.
  2. Включить позицию в план.
  3. Составить договор и другие обязательные документы.
  4. Подписать договор и отправить сведения о нем в реестр.

Подбираем основания для закупки

В законодательстве о закупках отдельных видов юридических лиц не указано, в каких случаях заказчик по 223-ФЗ вправе заключать договоры с единственным поставщиком, их определяют самостоятельно в положении.

Наряду со случаями закрепляют и порядок закупки у единственного поставщика 223 ФЗ. Рекомендуем большую часть товаров, работ, услуг закупать конкурентными способами и не заниматься злоупотреблением правом на проведение сделки с единственным поставщиком. Есть риск нарушить ФЗ-135 о защите конкуренции или ФЗ-223.

На практике заказчики в закупочных положениях предусматривают такие основания и критерии для процедур у единственного поставщика:

  1. Прямые договоры с ценой, которая не превышает максимальную сумму закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ.
  2. Приобретение ТРУ, которые должны быть совместимы с имеющимися у заказчика.
  3. Покупка эксклюзивной продукции.
  4. Удовлетворение срочной потребности. Рекомендуем прописать такие условия для этого основания:
    • есть вероятность или произошла ЧС, аварийная ситуация, другое обстоятельство, которое не зависит от воли, или стоит срочная задача ликвидировать результаты таких ситуаций и обстоятельств;
    • ФАС аннулировала итоги конкурентной процедуры, а провести ее повторно нельзя из-за производственного графика;
    • есть потребность закончить выполнение обязательств по соглашению, которое расторгнуто, при условии, что провести конкурентный тендер невозможно.
  5. Сделка с единственным поставщиком совершается по результатам конкурентной процедуры, которая не состоялась.
  6. Необходимо выполнить обязательства перед третьими лицами.
  7. Есть ограниченный круг лиц, которые реализуют товары, работы, услуги.

Часто возникают потребности в услугах, которые оказывают конкретные лица с исключительными полномочиями. В этом случае закупают у субъектов естественных монополий, услуги — у госорганизаций, госкорпораций, госкомпаний, учреждений и фондов и организаций, которые находятся у них в подведомственности.

Вот пример списка случаев из положения АО «НПФ «АВИАПОЛИС».

Рекомендуем разрабатывать список случаев так, чтобы закупка у едпоставщика по 223-ФЗ применялась только для ситуаций, при которых использование других способов определения поставщика невозможно или нецелесообразно.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы разработать основания для закупки у единственного исполнителя.

Включаем в план закупок

В ч. 5.1 ст. 3 223-ФЗ указано, что по умолчанию запись о неконкурентной закупке придется включить в план. А провести процедуру, записи о которой нет в плане, получится только в таких ситуациях:

  • запись не подлежит включению в план или заказчик вправе ее не включать;
  • срочно закрывается потребность в условиях аварии, других ЧС природного или техногенного свойства, форс-мажора и т. д. (в таких закупках запись в план вносят после того, как провели процедуру).

В остальных случаях придется заранее включить информацию о неконкурентной процедуре в план. Вот пример.

Составляем договор и другие документы

В законодательстве для закупок отдельными видами юрлиц не указано, нужно ли разрабатывать документацию на закупку у единственного поставщика, 223-ФЗ не обязывает разрабатывать и извещение, проект договора и т. д. Чтобы решить этот вопрос, руководствуйтесь правилами из положения.

По итогам неконкурентной процедуры заказчики совершают сделки в любой форме, которая установлена положением на основании ст. 434 Гражданского кодекса:

  • в письменной форме путем составления одного документа (в т. ч. электронного) или обмена с поставщиком письмами, телеграммами, электронными бумагами или другими данными по п. 1 ст. 160 ГК;
  • в устной форме, например, когда совершают мелкие сделки за наличный расчет и затем готовят авансовый отчет, а сделка выполняется в момент ее совершения.

Срок заключения договора с единственным поставщиком по 223-ФЗ не регламентирован. Мораторий в десять дней не обязательно выжидать. Заключайте договор с единственным исполнителем в сроки, которые установлены в положении. На какой срок заключаете договор с единственным поставщиком, определите по положению и учитывайте потребности.

Сведения о договорах придется включить в ежемесячный отчет и разместить в ЕИС не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Это указано в ч. 19 ст. 4 223-ФЗ.

Вносим сведения в реестр договоров

В ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ и п. 2, пп. «а» п. 10 Правил ведения реестра договоров по постановлению правительства № 1132 от 31.10.2014 указано, надо ли отправлять на проверку договор с ед. поставщиком по 223-ФЗ, — да, в течение трех рабочих дней со дня заключения. Вместе с договором выкладывают и прилагаемые к нему документы.

Вот пример сделки с единственным поставщиком из реестра.

Решайте на основании положения, направлять или нет в реестр сведения, если стоимость приобретаемых товаров не превышает 100 000 рублей или 500 000 рублей для крупных заказчиков. Договоры включают в реестр, если сведения составляют гостайну или если данные о процедуре не публикуют в ЕИС по решению правительства, которое принято в рамках ч. 16 ст. 4 223-ФЗ.

Читайте также:  Договор займа на сотрудника компании

Источник

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Антикризисное предложение до 05 сентября

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: основания и документация

Полезные материалы для скачивания

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19

Изменения в законодательстве по госзакупкам

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые условия заключения прямого договора

Аукцион в электронной форме

Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

Планирование закупок по 44-ФЗ

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ

Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие существуют основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ
  • Что указывать в закупочной документации
  • Каковы лимиты цен при закупке у единственного поставщика
  • Как осуществить закупку у единственного поставщика

Прямой называется разновидность закупок, при которой контракт заключают только с одним исполнителем или поставщиком, не рассматривая никаких альтернативных предложений от конкурентов. При этом всё, что касается исполнения договора и его заключения, прописывается заказчиком в положении о закупке. Представляем вашему вниманию обзорный материал о том, как правильно осуществляется закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ.

Основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Согласно закону о государственных закупках, 223-ФЗ, все случаи, когда закупка будет производиться у единственного поставщика, определяются самим заказчиком. Их список может быть расширен по следующим основаниям, не типичным для госзаказа:

  • Если приобретение продукции, заказ работ или услуг займёт слишком много времени, но они требуются срочно для ликвидации последствий или предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций (равно как и угрозы их возникновения), несущих риск для здоровья и жизни людей или же состояния природной среды. Сюда же относятся ситуации, грозящие остановкой производственных процессов покупателя. Быстро закупить всё необходимое у единственного источника – самое разумное решение.
  • Когда покупатель уже ранее приобрёл какую-либо продукцию у поставщика и решил закупаться у него и дальше, чтобы гарантировать совместимость с уже имеющимися продуктами (технологиями, оборудованием, услугами) или стандартизацию. В противном случае первоначальная закупка оказалась бы нерациональной.
  • Между исполнителем и заказчиком уже был заключён контракт, который был расторгнут из-за того, что исполнитель не выполнил всех своих обязательств на должном уровне, в установленные сроки и в оговорённом объёме (либо вообще их проигнорировал). Если какую-либо часть товаров или услуг он всё же поставил, это повлияет на условия следующей сделки: объём поставки в новом договоре будет скорректирован в соответствии с количеством уже полученной продукции (услуг, работ), а его стоимость будет снижена пропорционально ему.
  • Если речь идёт о договоре аренды недвижимости, который продлевается или вновь заключается.
  • Если заключается сделка о продаже или приобретении недвижимого имущества.
  • При оказании услуг связи (как мобильной, так и стационарной), когда у покупателя уже имеется номерная ёмкость данного оператора связи.
  • При продаже услуг в области юриспруденции или консалтинга (включая адвокатов и нотариусов).
  • При заказе работ по организации массовых мероприятий культурного и спортивного характера.
  • При внесении обязательных платежей, таких как членские взносы, в ситуациях, не предполагающих конкуренции.
  • При заключении контрактов на участие в образовательных мероприятиях (семинарах, тренингах, стажировках), а также конференциях и выставках, организуемых самим поставщиком или другим лицом, которое его уполномочило участвовать в закупке.
  • У единственного поставщика производят закупку услуг по 223-ФЗ, необходимых для служебной командировки сотрудника, как то: проезд до нужного места и обратно, проживание (в гостинице или съёмном жилье), транспорт, питание, связь и прочие сопутствующие издержки.
  • Закупаются услуги, необходимые для обеспечения визита делегации (проживание в арендованной квартире или гостинице, проезд, питание, использование компьютеров, связь, и т. п.).
  • У данного поставщика можно приобрести продукцию или услуги по ценам намного ниже, чем средние по рынку, но предложение актуально лишь в течение короткого периода времени.

Имейте в виду, что, если вы определили в своём положении о закупке некий список оснований, по которым закупка может производиться у единственного контрагента, это вовсе не даёт вам права закупать этим способом абсолютно все товары и услуги (подобные действия расцениваются как нарушение Закона №223-ФЗ). Любую причину использования прямой закупки следует объективно обосновать (этого требует п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного нормативного акта).

Что указывать в закупочной документации

№ п/п

Название пункта

Содержание пояснений

Требования к приобретаемому у подрядчика товару, услуге или работе: их технические и потребительские характеристики, безопасность, габариты, упаковка, отгрузка, результаты работы, и пр.

Поставка (название продукции).
Требования к качеству:
оно должно соответствовать принятыми ГОСТам и показателям.

Требования к заявке на участие: её сути, оформлению, формальным характеристикам.

Требования к описанию предмета закупки: потребительских, качественных, количественных свойств закупаемого товара. Если приобретается услуга или работа, их качественные и количественные параметры тоже описываются в требованиях.

Условия и место поставки продукции.

Срок осуществления поставки: с 14.11.2018 до 25.11.2018.
Товар поставляется по заявке заказчика, в которой указываются адреса доставки и количество продукции.

Информация о стартовой (максимальной) цене контракта, которая является ценой лота.

Порядок установления стоимости контракта на закупку у единственного поставщика по 223-ФЗ.

Стоимость определяют путём мониторинга рыночных цен на данный вид товара, работы, услуги.

Место, даты начала и истечения периода подачи заявок, порядок участия в процедуре закупки.

Порядок, сроки и форма внесения оплаты за поставленную продукцию, работу или услугу.

Покупатель оплачивает полученный товар каждый месяц в зависимости от фактического расхода, переводя на расчётный счёт исполнителя деньги в безналичной форме с отсрочкой платежа.

Требования к участникам процедуры закупки; список документов, которые подтверждают их соответствие требованиям.

Порядок, даты начала и окончания, форма ответов на запросы участников по поводу прояснения непонятных мест в закупочной документации.

По умолчанию (если в положении о закупке не сказано иное) такие разъяснения не даются, запросы не удовлетворяются.

Дата и место, где будут рассмотрены все предложения участников и подведены итоги процедуры.

Поскольку закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ не является конкурентной, то нет ни рассмотрения предложений, ни определения результатов.

Основания для оценки и сравнения заявок от различных участников.

Порядок сравнения и оценки полученных заявок.

Документация на закупку у единственного поставщика, осуществляемую по 223-ФЗ, не содержит информации, касающейся рассмотрения заявок от различных кандидатов, а именно:

  • места, порядка, срока подачи заявок;
  • места и времени их рассмотрения, отбора исполнителей;
  • требований к оформлению заявки;
  • требований к потенциальным поставщикам, списка документов, которыми они должны подтвердить своё соответствие;
  • требований по описанию поставляемой продукции, работ или услуг в качественном, функциональном и количественном отношениях;
  • критериев сопоставления и оценки полученных заявок при определении победителя, и т. п.

В приложениях к извещению о закупке и пакету документов по ней обязательно должен присутствовать проект контракта, который заключается с единственным поставщиком (если этого требует положение о закупке). В проекте фиксируются такие сведения, как предмет закупки, объём приобретаемого товара или услуг, сроки выполнения работ (поставки товара), ответственность обеих сторон сделки, порядок внесения оплаты, период действия контракта, и т. п.

223-ФЗ обязывает заказчика обновлять информацию в единой информационной системе (ЕИС), если условия договора – объёмы, стоимость, сроки меняются при его подписании или в ходе исполнения и отличаются от тех, которые были указаны в протоколе по итогам закупки. Это должно быть сделано в десятидневный период с момента изменения. Все нововведения следует отразить в ЕИС.

Лимиты цен при прямой закупке у единственного поставщика

Причиной для осуществления закупок у единственного поставщика (в соответствии с 223-ФЗ) может стать ограничение суммы контракта. Это максимально допустимое значение стоимости контракта не зафиксировано в законе и зависит только от самого заказчика (и должно быть отражено в положении о закупке).

Эта сумма варьируется в широких пределах: автономное учреждение может установить лимит на закупку, равный как 100 тыс. руб., так и одному млн руб. для одного контракта. Обычно на практике так и происходит. Как бы то ни было, вне зависимости от суммы лимита, желательно разграничить в документации два типа закупок у одного контрагента: сделки до 300 тыс. руб. и свыше этой суммы.

Упомянутый Федеральный закон в части 15 ст. 4 позволяет организациям не раскрывать сведения о мелких – до 300 тыс. руб. – закупках. То есть, на сайте ЕИС zakupki.gov.ru эти закупки могут быть не отражены. Это касается любых периодов времени и не ограничивается списком одноимённых товаров (см. п. 2 Письма ФАС РФ от 30.12.2011 N АЦ/49682).

Таким образом, по 223-ФЗ закупки у единственного поставщика на сумму менее 300 тыс. руб. проводятся упрощённо, для них не нужны специальные процедуры. А вот для заказов, превышающих этот лимит, должна быть обеспечена информационная открытость.

Подчеркнём, что положениями Федерального закона не регламентированы такие параметры прямой закупки, как период её проведения, максимальная стоимость и ограничения по одноимённым товарам. Но предприятия часто включают эти условия в свою документацию о закупке. Например, устанавливают сумму закупки у единственного поставщика не более чем 400 тыс. руб. в течение каждого календарного квартала, или ограничивают сумму приобретаемой у контрагента одноимённой продукции стоимостью в 500 тыс. руб. В некоторых положениях о закупках почти дословно повторяются формулировки п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44: суммарная величина закупок за год у единственного поставщика, совершаемых в установленном диапазоне цен, не должна составлять более пяти процентов от величины средств, выделенных на осуществление всех закупок организации-заказчика по плану-графику и превышать сумму в 50 млн руб. в год.

Пошаговая инструкция по закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ

Решение заключить контракт на закупку у единственного поставщика, согласно 223-ФЗ, принимается комиссией по закупкам, созданной компанией-заказчиком. На начальном этапе процедуры задача комиссии – обосновать прямую закупку у данного контрагента и аргументировать нецелесообразность и невыгодность проведения этой процедуры на конкурентной основе.

Список документов, подтверждающих необходимость сотрудничать с единственным подрядчиком, может включать:

  • учредительную и правоустанавливающую документацию;
  • лицензии;
  • допуски СРО;
  • аналитику рыночных цен (из которой очевидно, что предложение данного кандидата – самое выгодное);
  • информацию о ключевых условиях заключаемого контракта, его стоимость.

Мероприятия по осуществлению закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ проводятся в несколько шагов.

Шаг 1. Документация по закупке публикуется в ЕИС.

Ч. 5 ст. 4 223-ФЗ обязывает заказчика раскрывать информацию о закупке – со всем пакетом документов – в ЕИС. Кроме, как уже говорилось, закупок до 300 тыс. руб. для любых компаний, а для тех хозяйствующих субъектов, которые закупают товаров и услуг более чем на 500 млрд руб., этот лимит составляет 500 тыс. руб.

Количество и совокупная стоимость закупки также попадают в ежемесячный отчёт (в соответствии с п. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 4 223-ФЗ, для закупки у единственного поставщика надо подготовить следующий пакет документов:

  • извещение;
  • проект контракта;
  • документацию по закупке;
  • протокол (не позже, чем через три дня с момента, когда он был подписан);
  • образец извещения о прямой закупке.

Заказчик имеет право разместить информацию о проводимой закупке также и на сайте своей компании, хотя закон его к этому не обязывает. Гораздо более критично не опубликовать данную информацию в ЕИС: такое действие (точнее, бездействие) чревато административной ответственностью и штрафом в размере 30-50 тыс. руб. для компании-заказчика.

Шаг 2. С единственным исполнителем подписывается контракт.

Сроки его оформления, согласно 223-ФЗ, тоже устанавливаются в положении о закупке.

Шаг 3. Сведения о сделке вносятся в реестр.

Это надо успеть сделать за три рабочих дня с даты, когда был подписан договор. Не подлежат публикации в реестре лишь те сделки, которые заказчики не обязаны отражать в ЕИС (в некоторых случаях таковыми являются и закупки у единственного поставщика согласно положениям 223-ФЗ).

Необходимо упомянуть, что сейчас разрабатывается законопроект, регламентирующий прямые закупки максимально строго – по аналогии с 44-ФЗ.

Подводя итоги, подчеркнём, что закупка по 223-ФЗ у единственного поставщика проводится без конкурса среди кандидатов в исполнители контракта. Способ приобретения услуг, работ и товаров у одного контрагента описывается в положении о закупке, утверждаемом компанией-заказчиком. Заказывать товары и услуги у единственного контрагента проще и быстрее, чем проводить конкурс: не нужно предварительно готовиться и тратить лишние средства.

Инструкция публикации сведений о закупке у единственного источника на официальном сайте

  1. Представитель компании-заказчика заходит, с помощью ЭЦП, в личный кабинет на сайте реестра госзакупок. Это закрытая часть портала. Там, в способах закупки, выбирается опция “у единственного подрядчика” (исполнителя, поставщика и т. п.). Затем нужно нажать кнопку “Выбрать”, и вы перейдёте к заполнению извещения.
  2. Укажите общие сведения о производимой закупке. При желании можно заполнить поля с контактными данными (ФИО) конкретного сотрудника, с которым заинтересованные лица могут пообщаться по поводу этой закупки, и поставить специальную пометку о требовании к участникам, обозначающую, что их не должно быть в реестре недобросовестных исполнителей. Впрочем, это необязательные опции. Главное – не забыть нажать кнопку “Сохранить”, чтобы не потерялись внесённые данные.
  3. Когда основная информация заполнена, начинайте формировать лот: нажмите на зелёный крестик под названием “Добавить лот”. Государственный портал закупок позволяет указать, куда нужно доставить заказанный товар. Это может быть как единственное место поставки (по которому заказчик должен сообщить конкретный фактический адрес, включающий регион и федеральный округ), так и несколько разных мест для разных лотов. Выбрав и заполнив необходимые поля, нажмите “Ок”.
  4. После этого вносятся сведения о лоте: его номер, название предмета лота (договора), стартовая (максимальная) стоимость, валюта – это набор обязательных полей, которые нельзя оставлять пустыми при закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ. Информация о приобретаемом товаре, услуге или работе включает в себя их коды ОКДП, ОКВЭД (вводится необходимая комбинация цифр и затем подтверждается кнопкой “Добавить”), единицу измерения (выбирается из списка). Нужно обязательно заполнить поле о количестве товара (услуги, работы), а если его измерить технически невозможно, то сделать соответствующую пометку. После этого нажмите на кнопку “Добавить в таблицу” – и все эти сведения окажутся в ней. Не забудьте кликнуть на “Сохранить”.
  5. Теперь переходим к документации. Заказчик не обязан заполнять сведения о её предоставлении, но имеет возможность сделать это. С помощью кнопки “Обзор” выберите файлы, один или несколько, и кликните затем по кнопке “Прикрепить”. Эти документы отобразятся в списке прикреплённых файлов. Если был выбран не тот файл, его можно удалить кликом по красному крестику и загрузить на его место нужный документ. Извещение не подгружают в виде файла, так как оно само создаётся в виде печатной формы. И эта форма, и все файлы будут автоматически снабжены электронной цифровой подписью пользователя.
  6. До того, как публиковать сведения о закупке на официальном веб-ресурсе системы госзакупок, вернитесь к формированию извещения, ещё раз всё проверьте и, нажав на треугольник с правой стороны от названия закупки, выберите опцию “Опубликовать”. Об ошибках, допущенных пользователем, система сразу же оповещает. Вы можете продолжить публиковать информацию либо скорректировать её, если сочтёте это необходимым. Размещение информации о любой закупке – юридически значимое действие. Компания-заказчик несёт ответственность за сведения, под которыми стоит её ЭЦП. Всем, кто занимается публикацией сведений о закупочных процедурах на сайте ЕИС, следует об этом помнить и осознавать всю серьёзность возможных последствий. Предупреждения об этом присутствуют в функционале сайта.

Специалисты в области закупок всё чаще утверждают, что при закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ вообще нецелесообразно размещать на сайте ЕИС сведения о ней. Если это будет закреплено на законодательном уровне, то заказчикам больше не придётся публиковать информацию по закупкам данного типа, и вопрос разрешится сам собой.

Источник

Читайте также:  Коллективный договор права рабочих на охрану труда
Поделиться с друзьями
МальтаВиста