Законодательство турции по договорам поставки



Основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие внешнеторговую деятельность в Турции

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Турции основана на принципах либерализации, открытой экономики, конвертируемости валюты, поощрения частных капиталовложений, приватизации, экспортной ориентации, всемерного привлечения иностранных инвестиций, предоставления национального режима зарубежным компаниям.

Государственное регулирование в области внешнеэкономической деятельности Турции определяется на данном этапе, главным образом, необходимостью соответствия принимаемых законодательных актов требованиям и стандартам Европейского Союза.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими внешнеэкономические отношения Турции, являются периодически обновляемые правительственные решения об экспортных и импортных операциях; о защите турецкой валюты; двусторонние и многосторонние соглашения и договоры. В этих документах предусмотрено активное участие в механизме внешнеэкономического регулирования торговых, промышленных и торгово-промышленных палат и их руководящего органа — Союза палат и бирж Турции, союзов экспортеров, таможенных служб, Центрального банка и других организаций.

Министерство правомочно передавать часть своих функций по регулированию внешнеторговых операций союзам экспортеров и торгово-промышленным палатам. При содействии Министерства экономики активная роль отводится союзам экспортеров, объединяющих по товарно-отраслевому принципу экспортеров различной продукции.

Создан единый «Союз экспортеров» с центром в г. Анкаре, решения которого обязательны для всех экспортеров. Таким образом, часть функций управления экспортом делегирована самим экспортерам.

В Турции действует обширная нормативно-правовая база, регулирующая режим импорта и защитные механизмы.

Основными законными актами, регулирующими работу защитных механизмов, являются Закон № 3577 (с поправками — № 4412, решение (№ 99/13482) и Инструкция № 23861 от 30.10.1999 г. «О предотвращении недобросовестной конкуренции при импорте».

На основании вышеуказанного Закона и Инструкции, создана независимая государственная структура — Коллегия по оценке недобросовестной конкуренции при импорте, которая по предложению Министерства экономики рассматривает вопросы об обоснованности введения тарифных, нетарифных, защитных и антидемпинговых мер.

Кроме того, существуют дополнительные акты, регулирующие квотирование и тарифное контингентирование импорта промышленных товаров и сельхозпродукции, как в рамках двусторонних договоров, так и вне их. Отдельными законодательными актами регулируются вопросы мониторинга и защитных мер при импорте отдельных текстильных товаров, при импорте товаров из ряда стран, а также при импорте товаров, прошедших обработку в третьих странах.

Решения о начале и завершении расследования, о введении и прекращении защитных мер в отношении импорта публикуется в Официальной газете (официальный источник публикации нормативно-правовых актов и документов Турции).

Закон о противодействии недобросовестной конкуренции в импорте

№ 3577 от 1 июля 1989 г. (антидемпинговое законодательство) с изменениями, внесенными Законом № 4412 от 25 июля 1999 г., Постановление Совета Министров Турции от 29 мая 2004 года о защитных мерах в отношении турецкого импорта. Положения данного Закона, представляющего собой основу антидемпингового регулирования, соответствуют положениям Антидемпингового кодекса ГАТТ, подписанного Турцией в ходе «Токийского раунда», проходившего с 1973 по 1979 год.

Постановление развивает положения Закона № 4412 от 25.07.1999 г. и предусматривает принципы и процедуры, направленные на защиту местных производителей в том случае, когда импорт определенной продукции увеличивается до таких размеров, что может составить серьезную угрозу производству аналогичной конкурентной продукции на местном рынке при условии, что эти меры носят временный и ограниченный характер, принимая во внимание международные обязательства и интересы страны.

Органами, на которые в соответствии с Постановлением возложено осуществление указанных мер, является Министерство экономики Турции.

Закон от 31 декабря 1995 г. о защите коммерческих прав турецких организаций предусматривает механизм принятия мер, вплоть до обращения в суд, направленный на устранение торговых барьеров, имеющих место в отношении турецких компаний и отраслей промышленности на рынках других стран, в случае, если это оказывает негативное влияние на турецкий рынок.

Коммюнике № 2003/12 о контроле за экспортом продукции двойного назначения (опубликовано в” Официальной газете” 2 декабря 2003 г.) регулирует порядок осуществления экспорта оборудования, материалов и технологий двойного назначения, т.е. таких, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных целях. Предусматривает, что номенклатура указанных товаров содержится в Перечне, утвержденном Вассенаарским соглашением, подписанным 33 странами-участницами, в том числе Турцией, в 1996 году. Содержит процедуру получения соответствующих разрешений на данные операции через Главное управление Стамбульского союза экспортеров металлопродукции и машиностроения, Департамента экспорта Министерства экономики Турции.

Закон № 4734 от 22 января 2002г. о проведении государственных тендеров и Закон № 4964 от 15 августа 2003 года, внесший изменения в Закон № 4734. В связи с тем, что Турция, будучи членом ВТО, до настоящего времени не подписала Соглашение с этой организацией о поставке товаров для государственных нужд, основным законом, регулирующим госзакупки товаров и услуг, является Закон № 4734 от 22 января 2002 г. «О проведении государственных тендеров» и дополняющий его Закон № 4964 от 15 августа 2003 г..

Читайте также:  Для заключения договора просим предоставить следующие документы

В соответствии с Законом № 4734 любые госзакупки должны осуществляться только на тендерной основе. Исключение при необходимости могут составлять госзакупки в рамках специальных (например, по линии НАТО), либо межправительственных соглашений.

Источник

Особенности таможенно-тарифного регулирования и таможенных процедур при импорте товаров в Турцию

Таможенный тариф формируется в соответствии с положениями Соглашения о реализации Статьи VII Генерального Соглашения по тарифам и торговле (GATT).

Основные применяемые в Турции таможенные режимы:

— Режим таможенного склада;

— Режим обработки товаров внутри таможенной территории;

— Режим обработки товаров вне таможенной территории;

— Режим временного импорта;

— Обработка в соответствии с режимом таможенного контроля;

(первые 5 режимов относятся к «Таможенным режимам с экономическим эффектом»).

Неустойки по таможенным платежам в Турции

В Таможенном законодательстве предусмотрено 2 вида неустоек по таможенным платежам:

-неустойки, взимаемые в результате операций, вызвавших налоговые убытки;

— штрафы, относимые к нарушениям (процедурные несоответствия);

Импорт товаров в Турцию остается предметом разнообразных контрольных мер, предусмотренных законодательством Турции в части импортного режима. Эти нормы и меры определяют систему импортных тарифов, измененную в соответствии со специальными договорами между нациями и освобождениями от таможенных сборов и/или разрешениями по определенным продуктам. В соответствии с правилами импортного режима Турции, импортные товары могут быть разделены на 3 группы:

Товары, ввозимые с разрешения. Может требоваться разрешение специальных органов, таких как Министерство сельского хозяйства, продовольствия и животноводства, Министерство здравоохранения, Министерство обороны, Министерство лесного и водного хозяйств, Комитет атомной энергетики Турции. Более того, некоторые товары могут импортироваться только уполномоченными учреждениями, например, оружие (импортируется армией), бумажные деньги (импортируются только Центральным Банком Турции) и пр.

Запрещенные к импорту в Турцию товары. Импорт определенных товаров строго запрещен: конопля и продукты опия, все виды соломы, сена, листьев, естественных удобрений, семена шелкопряда, поддельные этикетки и упаковочный материал и пр.

Свободно ввозимые товары. Большинство товаров может ввозиться свободно на основании уплаты таможенных пошлин и взносов в определенные фонды (если это обязательно) по разным ставкам. За исключением товаров к ввозу при наличии разрешения, любой импорт может осуществляться через посредничество любого банка, уполномоченного оперировать валютной наличностью.

Импортные пошлины в Турции. На основании Таможенного Союза между Турцией и ЕС, Турция упразднила все таможенные пошлины, применимые к импорту промышленных продуктов из ЕС, и начала применять Общие таможенные тарифы Сообщества к импорту из третьих стран.

Освобождение от уплаты таможенных пошлин предоставляется на основании сертификата Инвестиционного стимулирования. Возмещение таможенных пошлин также возможно в Турции для компаний, импортирующих товары к применению в обрабатывающей промышленности товаров, производимых на экспорт.

Импорт в рамках продвижения. Импорт машин и оборудования в рамках Сертификата инвестиционного стимулирования, регулируется законодательством Турции о стимулировании и освобождается от НДС и таможенных платежей.

Любое физическое или юридическое лицо, имеющее индивидуальный налоговый номер, может расцениваться как импортер. Тем не менее, в соответствии с таможенным законодательством Турции, импортеры должны предоставить информационную папку, содержащую Свидетельство о регистрации в Торгово-Промышленной Палате, копию Газеты Торгового Реестра, карточку подписей уполномоченных лиц и письменную доверенность в соответствующие таможенные органы.

Нетарифные меры и техническое регулирование

Нетарифные меры и техническое регулирование осуществляется Советом Министров Турецкой Республики, Министерствами Экономики и Финансов Турции в соответствии с нормами и правилами Евросоюза и ВТО. Могут использоваться как прямые меры ограничения в виде квотирования, лицензирования, так и специальные защитные меры, таможенные формальности, например, в виде специального налога на потребление, которым облагаются в основном предметы роскоши и импортные товары, регулирование курса национальной валюты, государственная поддержка экспорта.

Валютно-финансовое регулирование при импорте

Таможенный Союз Турецкой Республики с Европейским Союзом привел к либерализации валютного рынка Турции. Иностранные инвесторы, действующие в стране, получили возможность свободного перевода за границу прибыли, дивидендов и других сумм, полученных в результате своей деятельности в Турции. Фирмы с иностранным капиталом, действующие на территории Турции, юридически считаются турецкими и подпадают под действие турецких законов. Сняты ограничения на суммы, необходимые для создания на территории Турции фирм с иностранным капиталом. При импортной операции стоимость импортируемого товара переводится из источников Центрального банка Турции либо собственных источников банка-посредника согласно банковским правилам и в соответствии с контрактом. Формальности с оплатой регулирует Центральный банк Турции.

Читайте также:  Как заключить договор с фирмой поставщиком

Таможенный тариф

В настоящее время торговая политика Турции находится в полном соответствии с торговым законодательством Европейского союза. Таможенный союз между Турцией и ЕС начал функционировать с 1 января 1996 г. на основании Решения Совета Ассоциации Турции-ЕС №1/95 от 22 декабря 1995 г. В отношении всех промышленных товаров и «промышленного компонента» переработанных сельхозтоваров таможенный союз предусматривает в значительной степени схожую политику Турции и ЕС в области импортного и экспортного регулирования (включая, правила применения и администрирования квот, защиты от недобросовестного импорта и др.).

Общий таможенный тариф устанавливается в отношении всех промышленных товаров. Турция обязана привести свой таможенный тариф в соответствие с тарифом ЕС и в дальнейшем повторять все изменения в тарифе ЕС. Исключения из этого правила возможны по согласованию с ЕС на переходный период и только для случаев, когда тариф, применяемый Турцией, выше тарифа ЕС. Турция обязана обеспечивать в отношении с третьими странами преференциальный режим, аналогичный режиму, существующему у таких третьих стран с ЕС. Это касается, как соглашений о свободной торговле (которые Турция заключает с теми же странами, которые имеют соответствующие соглашения с ЕС), так и национальной системы преференций для развивающихся и наименее развитых стран.

В отношении переработанных сельхозтоваров Турция сохраняет право применять в отношении ЕС и в отношении третьих стран пошлины на т.н. «сельхозкомпонент», однако, правила их расчета устанавливаются в Решении №1/95.

На базовые (не переработанные) сельхозтовары не распространяется общая торговая политика и общий таможенный тариф таможенного союза Турции и ЕС. В отношении третьих стран Турция может проводить самостоятельную торговую политику.

Таможенные пошлины в Турции взимаются во время импортирования на основании базы таможенных тарифов, определяемой на основе принципов таможенной оценки в соответствии с Номенклатурой Таможенных Тарифов, Таможенным Законом № 4458 от 27.10.1999 г.

Ведомствами, курирующими данную отрасль, являются Совет Министров Турецкой Республики, Министерство Экономики и Министерство Таможни и Торговли.

Законодательство об иностранных инвестициях

Законом № 4875 от 5 июня 2003 г. «О прямых иностранных инвестициях» предусматривается поощрение иностранных прямых инвестиций в турецкую экономику, защита прав иностранных инвесторов, даются определения понятия «инвестиция» и «инвестор» в соответствии с международными стандартами. Закон провозглашает свободу инвестирования и национальный режим, как основной принцип привлечения иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы освобождаются от многих бюрократических процедур.

Улучшение инвестиционного климата является одним из основных принципов экономической программы Правительства Турции. Важным шагом в этой области является принятие нового законодательства об иностранных инвестициях, создающего базу устойчивого развития транспарентного рынка частных инвестиций при эффективной поддержке государства.

Основным критерием в оценке проектов иностранных инвестиций являются их технологический уровень, конкурентоспособность, экспортный потенциал, возможности вовлечения местных ресурсов для их реализации. Немаловажное значение имеет географический аспект.

В целом система поощрений и льгот для инвесторов, в том числе иностранных, в Турции разработана очень детально.

Валютное регулирование

Закон и Постановление с силой закона Совета Министров № 32 «О защите турецкой валюты» являются основными нормативными актами, регулирующими валютные операции в Турции.

Предметом регулирования являются следующие валютные операции:

— операции, связанные с ввозом и вывозом за пределы страны турецкой валюты, ценных бумаг, выраженных в турецкой валюте;

— сделки с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них;

— импортные и экспортные операции, включая вывоз и ввоз иностранной валюты, ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте;

— сделки в иностранной валюте при ввозе и вывозе капитала.

В целом, если вывоз капитала сопряжен с прохождением весьма длительных регистрационных процедур, то для его ввоза достаточно иметь зарегистрированного в Турции резидента.

Регулирование свободных экономических зон

В соответствии с Законом Турецкой Республики «О свободных зонах» № 3218 от 06.06.1985 г., опубликованным в Официальной Газете Турции 16.06.1985 г. за № 18785, в качестве основных целей создания и работы свободных зон обозначены развитие ориентированных на экспорт производств и направлений капиталовложений, привлечение прямых иностранных инвестиций и новых технологий, побуждение предприятий к производству товаров на экспорт и развитие международной торговли.

Свободные экономические зоны Турции обладают следующими преимуществами:

Читайте также:  Договор подряда с часами работ

— 100% освобождение от таможенных и других сопутствующих пошлин, корпоративного налога для промышленных компаний, уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и специального налога на потребление, налога на заработную плату сотрудников (для компаний, экспортирующих не менее 85 % стоимости товара на условиях FOB, если этот товар произведен в свободной зоне);

— Товары могут находиться на территории свободной зоны на протяжении неограниченного периода;

— Прибыль, полученная в свободных зонах, может переводиться за рубеж или в пределах Турции без ограничений.

В Турции действует 21 свободная зона, расположены они по общему правилу вблизи важных торговых центров Евросоюза и Ближнего Востока, рядом с крупными турецкими портами Средиземного, Эгейского и Черного морей, международными аэропортами, что обеспечивает удобный доступ к международным торговым путям.

Регулирование деятельности свободных экономических зон осуществляет Департамент управления СЭЗ Министерства Экономики Турции.

В действующем законодательстве Турции, свободные зоны определяются как специальные районы, на которые не распространяется режим таможенной территории Турции, правовые нормы, регулирующие экспортно-импортные и валютные операции, на территории свободных зон не действуют. В СЭЗ нет процедурных ограничений относительно цен, стандартов и качества товаров, предусмотренных турецким законодательством: любые решения, принятые государственными институтами или агентствами в отношении цен, качества и контроля за ними, обязательные на всей территории Турции, на территории СЭЗ не применяются.

Местонахождение и границы СЭЗ устанавливаются Советом Министров Турции. Выдача лицензий на право предпринимательской деятельности в СЭЗ также находится в ведении СовМина. В отличие от большинства СЭЗ в других странах режим СЭЗ в Турции допускает поставки производимых в СЭЗ товаров на внутренней рынок Турции, однако к таким поставкам применяется режим внешней торговли (с уплатой 0,5% налога от суммы сделки). При этом если стоимость товаров не превышает 500$, то они освобождаются от налогообложения. Режим внешней торговли не применяется к товарам, поставляемым из СЭЗ в другие страны или другие СЭЗ. В СЭЗ в качестве средства платежа может использоваться любой вид свободно конвертируемой валюты, котируемой Центральным банком Турции. Совет Министров может принять решение об осуществлении платежей только в турецких лирах.

Что касается ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, то Министерство Финансов уполномочено осуществлять в этой области необходимое регулирование и принимать соответствующие инструкции независимо от положений общего налогового законодательства Турции и представлять соответствующие предложения Совету Министров.

В этой связи необходимо отметить принятие 06 февраля 2004 г. Закона № 5084 о поощрении инвестиций и занятости, которым предусмотрено, что лица, осуществляющие деятельность в свободных экономических зонах являются субъектом налогообложения на следующих условиях:

Физические и юридические лица, получившие лицензии на предпринимательскую деятельность до 6 февраля 2004 г. продолжают пользоваться освобождением от уплаты корпоративного и подоходного налогов на срок действия указанной лицензии. Доходы, возникшие от продаж товаров, произведенных в этих зонах физическими или юридическими лицами, которые получили лицензию 06.02.2004 и позже, не подлежат обложению подоходными или корпоративными налогами до конца налогового периода того года, когда Турция станет полноправным членом Европейского Союза.

В соответствии с Законом прибыль и доходы могут без ограничений переводиться в любые страны, включая Турцию.

Срок действия лицензии на предпринимательскую деятельность максимум 10 лет для предпринимателей – арендаторов и 20 лет для тех, кто приобретает офисные и рабочие помещения в собственность. Если лицензия предусматривает осуществление производственной деятельности, то ее срок составляет соответственно 15 и 30 лет для пользователей и инвесторов.

Отсутствуют какие-либо ограничения по соотношению иностранного и местного капитала при осуществлении инвестиций в СЭЗ;

С тех пор как СЭЗ являются частью общей с Европейским союзом таможенной территории, товары, производимые в СЭЗ, и находящиеся в свободном обращении могут поставляются в страны ЕС в соответствии с сертификатом ATR. Товары, произведенные в третьих странах, также не облагаются таможенными пошлинами при их поставке в СЭЗ. Однако, товары не находящиеся в свободном обращении, могут поставляться в страны ЕС в соответствии с ATR сертификатом, только путем уплаты таможенных пошлин по ставкам, определенным Общим с ЕС таможенным тарифом. Физические и юридические лица, являющиеся резидентами Турции и зарегистрированные в газете Торгового регистра должны осуществлять свою деятельность в СЭЗ в соответствующих офисах, арендованных или сооруженных. Компании, работающие в СЭЗ, должны быть зарегистрированы помимо газеты Торгового Регистра, также в соответствующей Торговой/Торгово-промышленной палате.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста