Законная неустойка по договору перевозки груза

Законная неустойка по договору перевозки груза

Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 34

1. За невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Грузоотправитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных перевозчиком убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. За непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования, фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтователь также вправе потребовать от фрахтовщика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки, при перевозке в междугородном сообщении.

4. Грузоотправитель, фрахтователь в случае, указанном в части 3 настоящей статьи, также вправе потребовать от перевозчика, фрахтовщика возмещения причиненных ими убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

6. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

7. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:

1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;

2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;

3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;

4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.

8. Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

9. Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.

10. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика.

11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

Читайте также:  1с управление торговли пени по договору

12. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере трех процентов его провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы. Просрочка доставки багажа исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен багаж. Штраф за просрочку доставки багажа уплачивается на основании акта, составленного по требованию получателя багажа, не позднее чем в течение десяти дней со дня оформления этого акта. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд.

13. За задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

(часть 14 введена Федеральным законом от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

15. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких граждан — супругу, родителям, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, — гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.

(часть 15 введена Федеральным законом от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

16. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.

(часть 16 введена Федеральным законом от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

17. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни или здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

(часть 17 введена Федеральным законом от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

18. В целях определения периода перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, ручной клади, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства.

(часть 18 введена Федеральным законом от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

19. Перевозчик в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора перевозки груза.

(часть 19 введена Федеральным законом от 18.03.2020 N 59-ФЗ)

Источник

Каков размер неустойку по договорам перевозки груза автомобильным транспортом?

Если договором об организации перевозок автомобильным транспортом не предусмотрена неустойка за несвоевременную уплату вознаграждения перевозчику, можно ли ее взыскать через суд на законном основании?

Если договором об организации перевозок автомобильным транспортом не предусмотрена неустойка за несвоевременную уплату вознаграждения перевозчику, можно ли ее взыскать через суд на законном основании?

Исходя из заданного вопроса нет, так как это не предусмотрено договором.

Для оценки ситуации в целом нужно посмотреть Ваш договор.

Возникают дополнительные вопросы?
Воспользуйтесь кнопкой “Сообщение юристу/общаться в чате” под иконкой юриста. Можем обсудить детально. Пишите даже, если я не в сети и Вам “придет” ответ. Общение в чате бесплатно, до того момента как юрист не выставил счет, а клиент, при этом согласился.
При желании Вы можете заказать более подробную платную консультацию с анализом и применением закона, или составление документа по Вашему вопросу.
Платная консультация даст Вам возможность понимания четкого алгоритма действий для достижения результата, а документ приблизит Вас к намеченной цели.

Читайте также:  Договор найма специализированного жилого помещения коммерческий найм

С уважением, юрист Дмитрий.

В случае если в договоре отсутствует условие про неустойку за несвоевременную уплату вознаграждения перевозчику, то по нормам Гражданского кодекса РФ можно начислить законную неустойку по правилам ст. 395 Гражданского кодекса РФ. В этой статье говорится о возможности начислить проценты за пользование чужими денежными средствами за период просрочки исходя из ключевой ставки банковского процента. Для расчета значение ключевой ставки определяется исходя из периода просрочки. В интернете существуют калькуляторы расчета процентов за пользование чужими денежными средствами, на которых можно рассчитать сумму полученных процентов за пользование чужими денежными средствами.

Итак, начислить законную неустойку можно! Перед тем как идти в суд, надо обязательно написать письменную претензию, так как претензионный порядок является обязательным по делам, связанным с перевозками. Возможно порядок направления претензии также указан в договоре. После того, как процедура по отправке претензии будет соблюдена и вы получите отрицательный ответ или не получите ответ вообще, тогда можно обращаться в суд. Если обе стороны договора являются юридическими лицами, предпринимателями, то обращаться необходимо в арбитражный суд. А если одна из сторон договора физическое лицо, то обращаться необходимо в суд общей юрисдикции.

Источник

Неустойка за просрочку доставки груза: была исключительная, стала штрафной?

Коллеги, хочу обратить внимание на отдельные разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВС от 26.06.2018 №26 по автомобильным перевозкам и транспортной экспедиции. Вроде бы здесь подробно не обсуждались.

В п. 24 Постановления №26 указано, что штраф за просрочку доставки груза, предусмотренный п. 11 ст. 34 УАТ, является штрафной неустойкой. Аналогичное разъяснение дано в п. 10 Постановления №26 применительно к штрафу за просрочку доставки багажа.

Как известно, по общему правилу неустойка является зачетной, т.е. убытки могут быть взысканы в части, превышающей неустойку (ст. 394 ГК). Законные неустойки, предусмотренные транспортным законодательством, по умолчанию считаются исключительными. Причем в явном виде данное исключение из общего правила о зачетной неустойке ни в одном транспортном законе не установлено, однако в доктрине и на практике обычно толкуется именно так.

В связи с этим рассматриваемые разъяснения выглядят довольно неожиданными. Это еще одно отступление от традиционного особого подхода к имущественной ответственности перевозчика. Концептуально данные разъяснения перекликаются с позицией, доминирующей в судебной практике последних лет и изложенной в п. 1 Обзора судебной практики по договору перевозки и транспортной экспедиции (утв. Президиумом ВС 20.12.2017), п. 11 Постановления №26, согласно которой перевозчик отвечает за несохранность груза на началах риска (п. 3 ст. 401 ГК), а не началах вины, как это, казалось бы, следует из специальных норм о перевозке. Тем не менее, в связи с данными разъяснениями Пленума возникает ряд вопросов:

1. Если в основе данного подхода лежит идея лишения перевозчика особого статуса в части имущественной ответственности за нарушение обязательств из договора перевозки, то почему эта идея реализована радикально? Почему данная неустойка не признана зачетной?

2. Следует ли распространять данный подход на аналогичные неустойки (за просрочку доставки груза или багажа), предусмотренные другими транспортными законами (УЖТ и т.д.)?

3. На чем вообще основывается вывод о штрафном характере неустойки за просрочку доставки? Возможно данное разъяснение вышло из практики последних лет? Если кто-то сталкивался с таким подходом при рассмотрении конкретных дел, подскажите.

4. Как быть с иными неустойками, предусмотренными УАТ? В пунктах 1 – 4, 13 ст. 34 УАТ сказано, что наряду с неустойкой грузоотправитель (грузополучатель) вправе также требовать возмещения убытков в порядке, предусмотренным законодательством РФ. Если Пленум о них умолчал, то видимо они зачетные.

Сделки с недвижимостью и особенности регулирования земельных отношений

top! Комплексное повышение квалификации юристов

Юриспруденция: гражданское и предпринимательское право

Похожие материалы

Комментарии (8)

Итого по пункту 24.
До выхода Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» за просрочку доставки груза согласно части 11 статьи 34 УАТиГНЭТ предусматривался только штраф. Штраф за просрочку воспринимался как исключительная неустойка. Данное утверждение основывается на исторически сложившихся обычаях делового оборота в отрасли автомобильной перевозки груза.
Так, например, в Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая)» (под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова) («МЦФЭР», 1996) сказано:
«В ныне действующих транспортных уставах и кодексах нормы об ответственности за названные нарушения сконцентрированы в статьях об ответственности транспортной организации и грузоотправителя за невыполнение плана перевозок. Данная ответственность установлена в виде штрафа, носящего характер законной исключительной неустойки. Что касается убытков, то они могут быть взысканы лишь в случаях и в пределах, предусмотренных транспортными уставами и кодексами (см., например, ст. 144, 155, 159 УЖД, ст. 198, 204 УВВТ, ст. 127, 145, 150 УАТ, ст. 139 КТМ, ст. 86 ВК).»
Аналогичные нормы изложены в ст.120 ВК и в п.5 ст.23 КДПГ.
Также Уставом (УАТиГНЭТ) предусмотрен исчерпывающий перечень, в каких случаях грузоотправитель может предъявить убытки помимо штрафа. Так случаи, когда с перевозчика можно взыскать еще и убытки, прямо прописаны в п.1 и п.3 ст.34. В указанных пунктах имеется предложение: «Грузоотправитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных перевозчиком убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.» При этом в п.11 такого положения нет. И до настоящего времени дополнительное взыскание убытков за просрочку доставки груза согласно нормам УАТиГНЭТ считалось незаконным.
Однако в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 26 сказано:
24. Перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза (статьи 15, 393 ГК РФ). Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых в том числе могут быть включены суммы уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю.
Кроме того, согласно части 11 статьи 34 Устава перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер провозной платы. Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, что перевозчик возместил убытки, причиненные просрочкой доставки груза, контрагенту по договору перевозки.
Поскольку постановления пленумов ВС РФ фактически имеют обратную силу и, учитывая сокращенный срок исковой давности, становится легитимным взыскание в судебном порядке и (или) добровольное погашение перевозчиками убытков за просрочку доставки груза не только на будущее время, но и за прошедший год. Причем, убытки могут взыскиваться в неограниченном размере.
Учитывая выше приведенный пример (дело № А40-96922/2017), на понесенные убытки накладываются проценты за пользование чужими денежными средствами.
Итого, за незначительное опоздание, порой, по причинам независящим от перевозчика, можно лишиться не только бизнеса, но и квартиры, дачи и всего остального, нажитого непосильным трудом дальнобойщика. Да здравствует #нашсуд – самый гуманный суд в мире!

Читайте также:  1926 год договор с германией

Российское гражданское право. Учебник в 2 томах. Том II. Обязательственное право. 2-е издание. / Отв. ред. Е.А.Суханов. М., Статут. 2011. С. 725 (автор гл. 43 — В.В.Витрянский).

О том, что ответственность перевозчика носит ограниченный характер, и о том, что законная неустойка, предусмотренная транспортным законодательством, по общему правилу является исключительной, написано практически в любом учебнике по гражданскому праву или работе по перевозке.
Если Вы встречали в литературе другой подход, приведите примеры.

А тем временем ЖД медленно снимает с себя ответственность:

Законопроектом предлагается снизить ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров (далее – просрочка доставки грузов), сократив размер уплаты пеней за каждые сутки просрочки с 9 до 6% платы за их перевозку, а также ограничить максимальный размер такой ответственности 50% платы за перевозку.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста