- НАТО / ОТАН
- Что такое НАТО?
- 1. Государства-члены
- Члены НАТО
- Расширение НАТО
- 2. Главные положения
- 2.1. Военно-политический альянс
- 2.2. Коллективная оборона
- 2.3. Трансатлантическая связь
- 2.4. Стратегическая концепция 2022 г.
- 3. Виды деятельности
- 3.1. Решения и консультации
- 3.2. Операции и миссии
- 3.3. Партнерские отношения
- 3.4. Разработка средств реагирования на угрозы
- Создание НАТО
- Популярные
- Статья: Бандеровские зверства
- Статья: Тамерлан: походы Железного хромца
- Статья: «Никто, кроме нас»: в день ВДВ — об истории возникновения прославленного ро .
- Статья: «Никто не забыт, ничто не забыто»
- Статья: Императрица Елизавета Петровна: достойная дочь реформатора
- Статья: Инкубатор смерти отряда №731
- Статья: Любовь и смерть Маяковского: загадочная муза Лиля Брик
- Статья: Косово — земля конфликтная
- Статья: Князь Рюрик: Русь изначальная
- Статья: Собирание русских земель. Смоленск
НАТО / ОТАН
Что такое НАТО?
Выбрать тему и узнать о НАТО
1. Государства-члены
Члены НАТО
Самыми важными игроками в Организации Североатлантического договора являются сами государства-члены.
В настоящий момент их 30
- Албания (2009)
- Бельгия (1949)
- Болгария (2004)
- Венгрия (1999)
- Германия (1955)
- Греция (1952)
- Дания (1949)
- Исландия (1949)
- Испания (1982)
- Италия (1949)
- Канада (1949)
- Латвия (2004)
- Литва (2004)
- Люксембург (1949)
- Нидерланды (1949)
- Норвегия (1949)
- Польша (1999)
- Португалия (1949)
- Румыния (2004)
- Северная Македония (2020)
- Словакия (2004)
- Словения (2004)
- Соединенное Королевство (1949)
- США (1949)
- Турция (1952)
- Франция (1949)
- Хорватия (2009)
- Черногория (2017)
- Чешская Республика (1999)
- Эстония (2004)
- Бельгия (1949)
- Дания (1949)
- Исландия (1949)
- Италия (1949)
- Канада (1949)
- Люксембург (1949)
- Нидерланды (1949)
- Норвегия (1949)
- Португалия (1949)
- Соединенное Королевство (1949)
- США (1949)
- Франция (1949)
- Греция (1952)
- Турция (1952)
- Германия (1955)
- Испания (1982)
- Венгрия (1999)
- Польша (1999)
- Чешская Республика (1999)
- Болгария (2004)
- Латвия (2004)
- Литва (2004)
- Румыния (2004)
- Словакия (2004)
- Словения (2004)
- Эстония (2004)
- Албания (2009)
- Хорватия (2009)
- Черногория (2017)
- Северная Македония (2020)
Расширение НАТО
Членство в НАТО открыто для «любого другого европейского государства, способного развивать принципы настоящего Договора и вносить вклад в безопасность Североатлантического региона».
НАТО также имеет так называемый План действий по членству. В нем предоставляются практические рекомендации и адресная помощь для содействия претендентам на членство в подготовке к членству и достижении соответствия ключевым требованиям.
2. Главные положения
2.1. Военно-политический альянс
Безопасность в повседневной жизни — ключ к нашему благополучию. Цель НАТО — гарантировать свободу и безопасность своих членов с помощью политических и военных средств.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. НАТО способствует укреплению демократических ценностей и дает возможность членам консультироваться и сотрудничать по вопросам обороны и безопасности, чтобы решать проблемы, строить доверительные отношения и, в итоге, предотвращать конфликты.
ВОЕННЫЕ СРЕДСТВА. НАТО привержена принципу мирного урегулирования споров. Если дипломатические усилия не приносят результатов, НАТО обладает военной мощью для проведения операций по урегулированию кризисов. Они осуществляются в соответствии со статьей о коллективной обороне учредительного договора НАТО — Статьей 5 Вашингтонского договора — или согласно мандату Организации Объединенных Наций, самостоятельно или совместно с другими государствами и международными организациями.
2.2. Коллективная оборона
НАТО придерживается принципа, согласно которому нападение на одного или нескольких его членов рассматривается как нападение на всех. Это принцип коллективной обороны, который предусмотрен в Статье 5 Вашингтонского договора.
На данный момент Статья 5 применялась единожды: в ответ на террористические акты 11 сентября 2001 г. в США.
2.3. Трансатлантическая связь
НАТО — альянс государств от Европы до Северной Америки. Он обеспечивает уникальную связь между этими двумя континентами, давая им возможность консультироваться и сотрудничать в области обороны и безопасности и совместно осуществлять многонациональные операции по урегулированию кризисов.
2.4. Стратегическая концепция 2022 г.
В стратегических концепциях излагаются ключевые задачи и принципы Альянса, его ценности, меняющаяся обстановка в плане безопасности и стратегические цели Альянса на следующее десятилетие. В Стратегической концепции 2022 г.
3. Виды деятельности
3.1. Решения и консультации
Ежедневно государства-члены консультируются и принимают решения по вопросам безопасности на всех уровнях и в самых разнообразных областях.
«Решения НАТО» — это выражение коллективной воли всех 30 государств-членов, так как все решения принимаются консенсусом.
Сотни служащих, а также гражданских и военных экспертов ежедневно приходят в штаб-квартиру НАТО, чтобы обмениваться информацией, делиться идеями и при необходимости помогать подготовить решения совместно с национальными делегациями и персоналом штаб-квартиры НАТО.
3.2. Операции и миссии
- Косово
- Обеспечение безопасности на Средиземном море
- Предоставление поддержки Африканскому союзу
НАТО принимает активное участие в широком спектре операций и миссий по урегулированию кризисов, включая чрезвычайные гражданские операции.
Операции НАТО по урегулированию кризисов выполняются в соответствии со Статьей 5 Вашингтонского договора или согласно мандату Организации Объединенных Наций.
3.3. Партнерские отношения
40 государств, не являющихся членами НАТО, работают совместно с НАТО над широким спектром политических и связанных с безопасностью вопросов. Эти государства поддерживают диалог и практическое сотрудничество с Альянсом, и многие из них участвуют в операциях и миссиях под руководством НАТО. НАТО также сотрудничает с широкой сетью международных организаций.
Государства-партнеры не обладают такими же полномочиями по принятию решений, как государства-члены.
3.4. Разработка средств реагирования на угрозы
НАТО постоянно вводит новшества и приспосабливается для обеспечения соответствия своих политик, возможностей и структур нынешним и будущим угрозам, включая коллективную оборону ее членов.
Источник
Создание НАТО
Популярные
Статья: Бандеровские зверства
Статья: Тамерлан: походы Железного хромца
Статья: «Никто, кроме нас»: в день ВДВ — об истории возникновения прославленного ро .
Статья: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Статья: Императрица Елизавета Петровна: достойная дочь реформатора
Статья: Инкубатор смерти отряда №731
Статья: Любовь и смерть Маяковского: загадочная муза Лиля Брик
Статья: Косово — земля конфликтная
Статья: Князь Рюрик: Русь изначальная
Статья: Собирание русских земель. Смоленск
ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1949 Г. И ОБРАЗОВАНИЕ НАТО
Президентские выборы ноября 1948 г. в США и победа на них кандидата демократической партии Г.Трумэна, оставшегося президентом на второй срок (первый срок он исполнял обязанности президента после смерти в 1945 г. Ф.Д.Рузвельта как его вице-президент) и развязали руки американской администрации. Это позволяло осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон, который придерживался более наступательных взглядов, чем заболевший и удалившийся от дел Дж. Маршалл. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций – плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. После принятия «резолюции Ванденберга» в 1948 г. реализовать такую идею было проще, так как резолюция создала правовую базу для отказа США от изоляционизма. Оставалось сломить колебания западноевропейских союзников.
Участником блока предполагалось сделать и Канаду, формально остававшуюся британским доминионом, но на деле давно ставшую независимой во внешней политике. В мае 1948 г., как уже отмечалось, американские дипломаты стали обсуждать практические аспекты возможных американских гарантий безопасности для стран Европы с представителями Франции и Британии. США, Канада и страны Брюссельского пакта начали переговоры о создании нового военно-политического блока.
14 января 1949 г. представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 г. был опубликован проект Североатлантического договора, а уже 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г.
Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 50-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингенты различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация. В дальнейшем, в 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания (она не входила в военную организацию НАТО до 1997 г.), в 1998 г. после распада СССР и Варшавского договора – Чехия, Венгрия и Польша.
По формулировкам Вашингтонский договор был сильным. Он содержал весьма жесткие военные обязательства. В его тексте (ст. 5) говорится: «. Вооруженное нападение на одну или более сторон в Европе или Северной Америке будет считаться вооруженным нападением на всех их вместе; . и если такое вооруженное нападение произойдет, то каждая из сторон . окажет помощь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, посредством немедленного принятия индивидуально или совместно с другими сторонами мер, которые окажутся необходимыми, включая применение вооруженной силы. »
Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг другу военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами. Между тем, как правило, союзные договоры, которые заключали США, предусматривали в случае нападения на одну из сторон или угрозы такого нападения проведение странами-участницами консультаций о принятии совместных мер защиты в соответствии с конституционными процедурами. Это означало, что прежде чем начать оказание практической помощи какой-либо стране администрация США должны была получить разрешение сената, что не было гарантированно и могло потребовать много времени.
Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. 5 Североатлантического договора получалось, что президент США мог использовать американские вооруженные силы для защиты западноевропейских стран и Канады, действуя по упрощенной процедуре, как если бы нападению подверглись сами США.
Участники договора обязались развивать между собой военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, на цели которого американский конгресс в августе 1949 г. выделил огромную по тем временам сумму в 4 млрд долл. Соединенные Штаты приняли на себя основную часть расходов по военному строительству в странах Западной Европы, что делало Североатлантический договор очень привлекательным для западноевропейских государств. Штаб-квартира НАТО была размещена в Париже.
Вашингтонский договор было знаком победы атлантического начала в обеспечении европейской безопасности.
История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.
ОБРАЗ НАТО В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ
Зайчишка получил от Волка приглашенье
Пожаловать к нему с супругой на банкет.
Другой бы отписал: «…Примите уверенья…
Я нездоров… Мерси… Пардон… Привет…»
Но данный Волк, хоть не был гуманистом,
На зайцев не рычал, когда встречал,
Их не травил в лесу, не трогал в поле чистом,
На их поклон поклоном отвечал…
Вот почему, польщённый приглашеньем,
Сказав Зайчихе: «Причешись! Пойдём!»,
Придумав громкий тост, предвидя угощенье,
И, преисполненный почтенья,
Явился Заяц к Волку на приём.
Хозяин гостю рад: «Как долго не видались!
Да вы поправились!» —
«На целый килограмм!»
Пока в прихожей зайчики топтались,
Хозяин подмигнул зубастым поварам…
Я тот банкет описывать не буду.
Для полной ясности я лишь сказать могу,
Что повара к столу подали блюдо,
И это было… заячье рагу!
Сравнение моё, быть может, грубовато,
Но я имел в виду зайчат в системе НАТО.
СССР И НАТО ПОСЛЕ СМЕРТИ СТАЛИНА
После смерти И.В.Сталина во внешней политике Советского Союза произошли серьезные изменения. Успешные разработки СССР в области создания атомной и водородной бомб ликвидировали монополию США на обладание оружием массового уничтожения. В международных отношениях острая конфронтация с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции — в Берлинском кризисе и Корейской войне — сменилась некоторым потеплением.
В марте 1954 года советское правительство обратилось к правительствам США, Великобритании и Франции с предложением о создании системы коллективной безопасности в Европе — заключении Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе и возможном вступлении СССР в НАТО. В мае Москва получила ноты западных держав, аналогичные по содержанию, с отрицательным ответом на свои предложения. В последующие месяцы 1954 года обмен мнениями продолжился: за нотой советской стороны от 24 июля последовали ноты трех держав от 10 сентября, на которые СССР, в свою очередь, откликнулся 23 октября.
Можно предположить, что, несмотря на публичные заявления с критикой угрожающих действий НАТО, отношение Москвы к этому блоку не было исключительно осуждающим. В статье Н.И.Егоровой приводится запись беседы И.В.Сталина с послом Франции Л.Жоксом 25 августа 1952 года. На свой вопрос о характере НАТО, с точки зрения Ш. де Го л ля, советский лидер услышал ответ о мирном характере союза и заключении его в рамках Устава ООН. «Сталин рассмеялся и спросил присутствовавшего на беседе Вышинского, не следует ли в таком случае СССР к нему присоединиться. Скорее всего, это была просто ирония, но не исключено, что. у Сталина имелись какие-то скрытые намерения», — пишет Егорова.
Вряд ли можно согласиться с этим тезисом об иронии Сталина; скорее, факты позволяют говорить о «скрытых намерениях» кремлевского лидера. На предварительном совещании в Париже заместителей министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции А.А.Громыко неоднократно (25 мая и 21 июня 1951 г.) заявлял: «Если бы этот пакт был направлен против возрождения немецкой агрессии, СССР сам бы присоединился «к НАТО. Примечательно, что основные положения вышеуказанных заявлений и директив содержались в записке Третьего Европейского отдела министру от 29 марта 1954 года. Кроме того, необходимо отметить, что вопрос о возможном присоединении СССР к НАТО поднимался даже до формального создания последнего. Например, в английском Парламенте с подачи представителей Компартии и независимых лейбористов в первые месяцы 1949 года велась дискуссия, направлять ли приглашение Советскому Союзу.
10 марта 1954 года А.А.Громыко направляет В.М.Молотову проект докладной записки в Президиум ЦК КПСС Г.М.Маленкову и Н.С.Хрущеву (подготовленный Г.М.Пушкиным, А.А.Соболевыми А.А.Солдатовым соответственно в Третьем Европейском отделе, Отделе стран Америки и Отделе по делам ООН). В нем в рамках работы по продвижению проекта основ Общеевропейского договора констатировалось: «В качестве главного аргумента против нашего предложения выдвигается тезис о том, что советский проект направлен на вытеснение США из Европы и на то, что СССР, заняв место США, стал бы доминирующей державой в Европе». В этой связи авторы документа считали целесообразным внести «изменения, предусматривающие равноправное участие США в Общеевропейском договоре».
Направляя записку в Инстанцию, МИД предложил не заявлять в ноте «прямо о готовности СССР присоединиться к Североатлантическому договору, а ограничиться выражением готовности рассмотреть совместно. вопрос об участии СССР» в договоре (в одном из рабочих проектов был заметно отличающийся вариант — «ограничиться лишь указанием на такую возможность, что не мешало бы Советскому Союзу в дальнейшем, в случае если вопрос о присоединении. не нашел бы положительного разрешения, продолжать борьбу против него, как агрессивного договора»).
О значении, которое придавалось советским руководством данной инициативе, можно судить и по такому факту. При формировании подкомитета Комиссии ООН по разоружению в указаниях советскому представителю А.Я.Вышинскому в начале апреля 1954 года сообщалось: «Именно в данный момент мы не заинтересованы в развертывании работы Комиссии по разоружению. попытка оживления Комиссии. может быть использована для отвлечения внимания от нашей ноты 31 марта».
После получения ответных нот трех держав в МИД была развернута работа по подготовке новых дипломатических документов (были составлены План ответной ноты советского правительства на ноту правительства США от 7 мая 1954 года, Указания для печати и т.д.). Их содержание убедительно показывает, что главным направлением действий в условиях категорического неприятия Западом советских идей о системе коллективной безопасности в Европе становится пропаганда.
«Основной мыслью» новой ноты должно было стать обоснование «цели советских предложений — вместо создания противопоставленных друг другу военных группировок, что ведет к войне, создать систему коллективной безопасности в Европе, что ведет к упрочению мира». Предполагалось также «отвести довод трех держав об Атлантическом пакте как об организации «одинаково мыслящих стран», «показать возможность и необходимость сотрудничества в деле поддержания мира. государств с различным общественным строем». Один из пунктов проекта Указаний для печати определял, что «главный упор выступлений в печати и радио следует направлять на разоблачение расхождений между миролюбивыми словами и немиролюбивыми делами правящих кругов США». Вполне понятны и призывы, что «выступления в печати должны быть боевыми, наступательными». Пропагандистский уклон появился в положениях проекта ответной ноты СССР, где разъяснялся смысл «политики силы» США: «. во взаимоотношениях между государствами на первый план выдвигается не принцип сотрудничества между странами, а принцип диктата, причем переговоры между государствами все более и более пытаются заменить угрозами и ультиматумами».
В завершение уместно привести весьма красноречивое описание сложившейся ситуации, данное в одном из первых проектов ответа (от 16 мая 1954 г.) на ноту трех держав: «Можно было ожидать, что правительство США, а также правительства Англии и Франции, поскольку они заявляют о своем стремлении способствовать разрядке в международных отношениях и укреплению мира, положительно отнесутся к этой инициативе советского правительства. Однако на деле получилось иное».
Таким образом, сравнительный анализ архивных документов (в том числе проектов записок и прилагающихся к ним нот) позволяет сделать вывод о том, что во внешнеполитическом ведомстве, рассматривая перспективы реализации данной инициативы, не исключали категорически возможного вхождения в состав НАТО. В то же время при выработке дипломатических решений неизменным постулатом был агрессивный, наступательный характер блока.
Источник