Виды договоров с контрагентами бухгалтерия

Виды договоров с контрагентами бухгалтерия

Дата публикации 22.06.2022

Использован релиз 3.0.113

Доступ к справочнику «Договоры» возможен через раздел Справочники – Договоры или из справочника «Контрагенты» (раздел: Справочники – Контрагенты, откройте карточку контрагента и перейдите по ссылке «Договоры») или непосредственно из документа (в соответствующем поле).

Откройте справочник «Договоры».

  1. Кнопка «Создать».
  2. Выберите вид договора – «С покупателем» (рис. 1), «С поставщиком», «Прочее» и др. В зависимости от выбранного вида договора форма элемента справочника меняется. При выборе одного из видов посреднических договоров в форме элемента справочника отображаются блоки «Комиссионное вознаграждение» и «Платежный агент».
  3. В поле «Контрагент» укажите (проверьте) контрагента, к которому относится договор.
  4. Заполните реквизиты договора (поля «Номер договора» и «от»). Поле «Наименование» заполнится автоматически, при необходимости отредактируйте его.
  5. В блоке «Расчеты»:
    • можно изменить валюту расчетов (если такая валюта есть в справочнике «Валюты»);
    • можно установить тип цен номенклатуры (справочник «Типы цен номенклатуры»);
    • в поле «Срок оплаты» доступны варианты выбора и установки индивидуального срока оплаты по договору, отличного от срока оплаты, указанного в параметрах учета для признания задолженности сомнительной или просроченной (ссылки «Сроки оплаты покупателям» и «Сроки оплаты поставщикам» в разделе «Администрирование» – «Параметры учета»).
  6. В блоке «НДС» в зависимости от выбранного вида договора устанавливается индивидуальный порядок учета НДС и формирования счетов-фактур по договору, обусловленный спецификой договора.
  7. В блоке «Подписи» указываются должностные лица сторон, подписывающие этот договор. Есть возможность установить флажок в поле «Договор подписан», если договор завизирован сторонами.
  8. В блоке «Обеспечение обязательств» можно выбрать вид обеспечения, кто, за кого и в чью пользу предоставляет обеспечение по данному договору.
  9. В блоке «Дополнительная информация» указывается срок действия договора и вид расчетов для классификации однотипных договоров и анализа данных по ним в стандартных отчетах.
  10. Кнопка «Записать и закрыть».

Смотрите также

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Источник

Всё о договорах с контрагентами

Чтобы застраховать бизнес от непредвиденных проблем, целесообразнее выражать договорные отношения с клиентом в бумажном (печатном) виде, то есть – в форме договора.

При этом, заключение договора не всегда обязательно, особенно, если сумма сделки минимальна или отношения с контрагентом являются краткосрочными. А вот счёт лучше выставить, указав в нём сумму, количество и цену товаров. Для единичной сделки этого будет достаточно.

Вне зависимости от того, заключался договор или нет, и был ли выставлен счёт на покупку – товарная накладная нужна всегда. Этот документ подтвердит факт приёма-передачи продукции и отсутствие у клиента претензий к товару. И наоборот, без входящей накладной невозможно будет поставить на учёт приобретённые предпринимателем товары, и, соответственно – отразить затраты на их покупку.

Читайте также:  Договор нанимателя жилого помещения с управляющей компанией

Оформление конкретных видов договоров между физлицами и предприятиями

Больше всего недоразумений у субъекта хозяйствования вызывает порядок оформления договорных отношений с физлицом. Именно поэтому мы предлагаем пройтись по основным видам договором, которые могут заключаться между физическим лицом и предприятием.

1) Гражданский договор

Под ним понимается соглашение между физлицом и юр. лицом, в результате которого у обеих сторон возникают определённые права и обязанности. В таком документе нужно указывать предмет договора, особые требования к качеству исполнения или самой продукции, а также её количество и общую стоимость. Купля-продажа – яркий представитель гражданско-правовых договоров.

2) Поставка
Поставка относится к хозяйственным договорам. По договору одна сторона (поставщик) обязана в установленные сроки поставить оговоренный товар покупателю, который, в свою очередь, должен осуществить оплату, чётко установленную договорными обязательствами. Чаще всего договора поставки заключаются между контрагентами – юридическими лицами, однако и с физлицами также есть практика таких договорных отношений.

3) Подряд
Подрядный договор предусматривает соглашение между подрядчиком и заказчиком, согласно которому первый обязан выполнить оговоренную работу (оказать услугу), а клиент должен принять результат работы и произвести своевременную оплату. Договор подряда предназначен для регулирования отношений между бизнес-субъектами и физлицами касательно выполнения конкретных работ или услуг.

4) Аренда
Арендный договор заключается между собственником имущества (арендодателем), и лицом, принимающим это имущество в аренду (арендатором). В договоре обязательно должно быть указание на состав и стоимость арендуемого имущества, ставку платы за аренду, а также на обязанности сторон по сохранению целостности объекта аренды и условия его дальнейшего выкупа арендатором.

Аренда – частый в бизнес-обиходе договор, особенно, в плане сдачи недвижимого имущества. Как правило, в арендных договорах в равных долях выступают арендодателем и сами предприниматели, и частные лица – собственники недвижимости.

5) Кредитный договор
Договор кредита предусматривает предоставление кредитором заёмщику денежных средств (кредитование) в сумме и на условиях, установленных договорными обязательствами. При этом, на заёмщика ложится обязанность до определённого срока вернуть полученный кредит в полном объёме, а также выплатить проценты за пользование кредитными деньгами.

Кредитный договор заключается между юридическим и физическим лицом, в случае если предприятие предоставляет физлицу деньги в пользование на конкретных оговоренных условиях.

Важное замечание: Вне зависимости от вида договора, если один из контрагентов не выполнил свои обязательства в полном объёме, нужно составит акт сверки. Такой документ формируется на основе соответствующего договора, а также бухгалтерских выписок по взаимным расчётам. Акт сверки составляется отдельно каждой стороной договора, которая обязана прописать в нём точные сведение по выполненным обязательствам.

Более подробную информацию по каждому виду договоров и их правильному составлению можно найти на сайте интернет-бухгалтерии «Энтерфин». Мы делаем всё возможное, чтобы клиенты имели в своём распоряжении не только теоретическую базу, но и отображение её на практике, а потому на страницах нашей бухгалтерии пользователи могут на конкретных примерах ознакомиться с основными принципами по оформлению договорных отношений.

Источник

Как работать с документами: договоры, счета, акты, накладные

Первичный документ подтверждает разные события в бизнесе: продажу или покупку товаров, оказание услуг клиентам, выдачу зарплаты сотрудникам и другие. В зависимости от события, перечень документов для оформления различается. Рассмотрим распространённую ситуацию — сделка при продаже товаров и оказании услуг. Так принято, что документы готовит поставщик или исполнитель.

Читайте также:  Для чего делают срочный трудовой договор

Содержание

В видеоформате мы рассказываем про оформление сделок в курсе молодого ИП. В курсе 11 уроков, тесты и практика, кроме документов он поможет разобраться с налогами, применением онлайн-касс, выбором банка и проверками.

Документы для сделки с клиентом:

  • Договор — это начало сделки. В нём вы с клиентом определяете условия сотрудничества: что, за какую цену и в какие сроки вы делаете. Если клиент постоянный, можно составить один договор на несколько сделок.
  • Счёт содержит сумму к оплате, список товаров и услуг и банковские реквизиты продавца. Это н еобязательный документ, но его обычно используют для удобства.
  • Кассовый, товарный чек или бланк строгой отчётности подтверждают оплату. Выдавайте их клиенту, который платит наличными или картой. При оплате банковским переводом оплату подтверждает платёжное поручение.
  • Накладная — документ, который поставщик выдаёт покупателю при отгрузке товаров.
  • Акт оказания услуг иливыполненных работ — документ, который заказчик и исполнитель подписывают по результатам оказания услуг или выполнения работ.
  • Счёт-фактура — обычно выдают ИП и ООО на общей системе налогообложения, потому что они работают с НДС. В редких случаях счета-фактуры выставляют на УСН и патенте — об этом читайте подробнее в статье.
  • УПД заменяет акт/накладную + счёт-фактуру.

Создавайте документы в Эльбе

Используйте собственные шаблоны. Все возможности сервиса 30 дней бесплатно.

Договор

Описывает права и обязанности сторон сделки. Обычно в договоре бывают такие разделы:

  • Предмет договора: какой результат сделки.
  • Сумма договора и порядок расчёта: когда и сколько платить.
  • Права и обязанности сторон: как происходит работа.
  • Ответственность сторон: что будет, если вы или партнёр нарушите сроки.
  • Порядок изменения и расторжения договора: как расторгнуть договор или принять к нему дополнительные соглашения.
  • Реквизиты сторон: какие у вас и партнёра расчётные счета, ИНН, ОГРН и адреса.

Договор обычно оформляется в 2-х экземплярах и содержит подписи каждой стороны.

Если вы используете с клиентами стандартную форму договора и заменяете нужные реквизиты в ворде или экселе, пользуйтесь шаблонами в Эльбе . Загрузите свой шаблон договора, и Эльба автоматически подставит реквизиты контрагента из справочника.

Для некоторых сделок письменная форма договора вообще не нужна. Например, договор купли-продажи считается заключённым уже с момента выдачи покупателю кассового, товарного чека или другого документа, который подтверждает факт оплаты. Это не значит, что при розничной купле-продаже нельзя заключить договор в письменной форме — законодательство этого не запрещает.

Шаблоны распространённых договоров:

Необязательный документ, в котором продавец указывает цену, количество товара и реквизиты для перечисления оплаты.

Вы можете сами придумать форму счёта на оплату или найти в интернете готовую. Счёт может заменить договор, если включить в него все существенные условия сделки.

В Эльбе есть готовый шаблон счёта. Выберите контрагента, укажите товары или услуги, их количество, и документ готов. По желанию добавьте подпись, печать и QR-код.

QR-код поможет клиентам сделать оплату удобной и быстрой. Главное не забыть выдать кассовый чек, об этом расскажем дальше.

Платёжные документы

Подтверждает оплату товаров или услуг. Это может быть платёжное поручение, платёжное требование или кассовый чек.

Кассовый чек выдают при помощи онлайн-кассы. Её обязаны применять все, кто принимает оплату наличными и банковскими картами. Исключения перечислены в пункте 2 статьи 2 закона 54-ФЗ. Все чеки передают в налоговую через оператора фискальных данных (ОФД). Контур.ОФД моментально отправляет данные в ФНС, а вся информация о чеках и кассах доступна в личном кабинете сервиса.

Читайте также:  Как разместить договор на еис по 223 фз пошаговая инструкция

Отсрочек по применению онлайн-касс больше нет, но есть исключения для некоторых видов деятельности, а на патенте кассой должны пользоваться только некоторые предприниматели — полный список исключений смотрите в статье.

Платёжное поручение остаётся у предпринимателя, когда он переводит деньги через интернет-банк. Этот документ подтверждает перечисление денежных средств по определённым реквизитам.

Товарный чек — необязательный документ, который выдают по просьбе покупателя. Покупателю документ нужен, чтобы подтвердить, что он не только потратил определённую сумму денег, но и купил определённые товары — например, по поручению руководителя. Форма товарного чека не установлена, поэтому можно разработать свою с обязательными реквизитами: наименование документа, номер, дата, название ООО или ФИО ИП, ИНН, товары и услуги, сумма оплаты и подпись с расшифровкой и должностью.

Товарная накладная (N ТОРГ-12)

Оформляет продажу товаров другому ИП или ООО. Для работы с физлицами обычно не используется.

Накладная оформляется в двух экземплярах: первый остаётся у поставщика и фиксирует отгрузку товаров, а второй передаётся покупателю и нужен ему для приёмки товаров.

Обычно накладную оформляют по стандартной форме ТОРГ-12. Но вы можете использовать свой шаблон.

В Эльбе можно создать накладную на основе выставленного счёта.

Акт об оказании услуг

Подписывают исполнитель и заказчик. Акт подтверждает, что услуги оказаны или работы выполнены, а у заказчика нет претензий по их качеству.

Составьте акт в Эльбе: достаточно выбрать контрагента и указать услугу, а потом отправить готовый документ контрагенту с подписью и печатью.

Счёт-фактура

Этот документ обязаны выставлять только организации и предприниматели, которые являются плательщиками НДС — в основном те, кто работает на общей системе налогообложения.

Организации и ИП на УСН и патенте обычно не платят НДС и поэтому выставлять счета-фактуры не обязаны. Есть несколько исключений, о которых мы рассказали в отдельной статье.

Счёт-фактура оформляется в двух экземплярах и подписывается поставщиком товара или услуги. Один экземпляр передаётся покупателю, другой остаётся у продавца. Счёт-фактуру нужно выставить не позднее чем через 5 дней после отгрузки товара или оказания услуг.

Счёт-фактура — это основание для того, чтобы принять НДС к вычету, поэтому все организации относятся к нему с особым трепетом.

Чтобы не изучать форму и правила выставления счёта-фактуры, воспользуйтесь Эльбой.

Универсальный передаточный документ (УПД)

Объединяет в себе два документа: акт (накладную) и счёт-фактуру.

Документ можно выставить как со счётом-фактурой, так и без. Во втором случае — это всё равно что обычный акт или накладная, только в формате УПД. А ещё есть вариант выставить УПД со счёт-фактурой, но без НДС.

На основании УПД покупатель сможет признать расходы, а также принять к вычету входящий НДС (если применяет общую систему налогообложения).

Статья актуальна на 19.01.2022

Продолжайте читать

Как открыть ИП инвалиду

Как открыть закрытое ИП

Регистрация ИП через МФЦ

Рассылка для бизнеса

Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компании СКБ Контур

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста