Виды договоров по закупкам 223 фз

223‑ФЗ простыми словами. Часть 2.

Мы продолжаем цикл, посвященный «расшифровке» 223-ФЗ. В этой статье разбираемся со способами закупок и основными документами тендерного процесса.

Способы закупок и их разновидности

Все способы закупок по 223-ФЗ делятся на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные закупки — это тендеры, в которых участники борются за право заключить договор с заказчиком на условиях, выдвинутых в заявках и предложениях. Для проведения такой закупки заказчик публикует информацию о ней в ЕИС или направляет приглашения к участию в закрытой процедуре минимум двум поставщикам.

Описание объекта конкурентной закупки при этом должно подчиняться строгим правилам (ч. 6.1 ст. 3):

  • В нем указывают потребительские свойства, технические и качественные характеристики, при необходимости — эксплуатационные характеристики.
  • Оно не должно содержать требования, которые могут неправомерно ограничить число участников, и указания на товарные знаки (ТЗ) и фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы и страны происхождения товаров — кроме случаев, когда нет другого способа более точно описать предмет закупки.
  • При указании на товарный знак нужно в скобках добавлять слова «или эквивалент» — кроме случаев несовместимости с товарами других ТЗ, технических ограничений в закупках запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию, закупок для исполнения государственного или муниципального контракта и тендеров с указанием конкретных ТЗ по условиям международных договоров.

Неконкурентные тендеры — это закупки у единственного поставщика или подрядчика, а также другие виды закупок, предусмотренные Положением о закупке заказчика. Такие закупки обычно не признаются торгами и к ним не применяются правила ч.3 ст. 3 223-ФЗ.

Конкурентные способы закупки

  1. Конкурс — вид торгов, где побеждает участник, предложение которого лучше других отвечает требованиям заказчика — в результате сопоставления заявок по указанным заранее критериям.
  2. Аукцион — вид торгов, где побеждает тот, чья заявка отвечает требованиям заказчика и кто предложил самую низкую цену. Участники снижаются от НМЦД на установленную в документации величину — шаг аукциона. Если цена снизится до нуля, борьба пойдет за право заключить договор — тогда победит участник, который предложил наибольшую цену.
  3. Запрос котировок — вид торгов, где победителем становится участник, заявка которого соответствует требованиям и содержит наименьшую цену.
  4. Запрос предложений — вид торгов, где побеждает участник, заявка которого наиболее полно отвечает требованиям заказчика и содержит лучшие условия. В отличие от конкурса здесь участники могут улучшать первоначальные предложения и направлять заказчику окончательные.
  5. Закон предусматривает иные способы, которые заказчик может установить в своем Положении о закупках. Эти способы должны отвечать указанным выше требованиям (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).

Способ закупки

Разновидности

Сроки размещения в ЕИС извещения и документации

— конкурс в электронной форме,

не менее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок

— аукцион в электронной форме,

не менее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок

— запрос котировок в электронной форме,

— закрытый запрос котировок

не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания срока приема заявок

Читайте также:  Договор найма работника на определенное время

— запрос предложений в электронной форме,

— закрытый запрос предложений

не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения запроса

Таблица. Конкурентные способы закупок по 223-ФЗ и их разновидности

Основные документы в закупках по 223-ФЗ

Положение о закупке

Положение о закупке — главный документ, который регламентирует действия заказчика на всех этапах закупочного процесса — от планирования до заключения договора и приемки товаров и работ. Оно должно содержать:

  • Основные понятия и термины;
  • Область применения;
  • Требования к закупке и участникам;
  • Порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора (НМЦД);
  • Формулу расчета сумм, которые заказчик должен выплатить поставщику по договору;
  • Определение и обоснование цены единицы товара, работы или услуги;
  • Определение максимального значения цены договора;
  • Правила подготовки и проведения закупок, условия использования конкурентных и неконкурентных способов закупки;
  • Особенности проведения закупок у малого и среднего бизнеса (МСП) и при предоставлении других преимуществ;
  • Содержание извещения и документации о закупке;
  • Порядок заключения, исполнения и расторжения договоров;
  • Иные положения, связанные с обеспечением закупки.

Положение о закупке утверждается высшим руководством компаний-заказчиков и публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) на неопределенный срок — не позднее 15 дней с даты утверждения. Учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий могут утвердить типовое положение о закупке.

Если заказчик за календарный год не выполнил требования государства по закупкам у МСП или разместил недостоверные сведения о годовом объеме таких закупок, то положение о закупке этого заказчика с 1 февраля следующего года считается неразмещенным. Заказчик должен будет руководствоваться нормами 44-ФЗ.

План закупки

Планы закупок заказчики также должны публиковать в ЕИС — на календарный год. План закупки должен содержать основные параметры каждой будущей закупки. Правила формирования плана закупки и требования к его форме устанавливаются Правительством РФ.

План закупок у МСП публикуется не менее чем на три года, план закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарств размещается на срок от пяти до семи лет.

Извещение о закупке

Извещение о закупке — документ, содержащий базовую информацию о конкретном заказе и сжатое описание условий участия, которые подробно даются в документации.

Документация о закупке

Это комплект документов, который составляется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую информацию для участия в текущем тендере, в том числе условия договора. В документации о закупке заказчики указывают:

  • Предмет закупки, указание количества необходимого товара или объема работ и услуг, кроме случаев, когда объемы определить невозможно.
  • Требования к качеству товаров, техническим и функциональным характеристикам продукции, а также к условиям их поставки.
  • Требования к содержанию, форме, составу и сроку действия заявки на участие в конкурентных закупках, инструкцию по подготовке заявок.
  • Требования к описанию поставляемых товаров, работ или услуг, их количественных и качественных характеристик.
  • Место, условия, сроки или периоды поставки.
  • НМЦД или формулу цены с обозначением максимального ее значения либо цену единицы товара и максимальное значение цены договора.
  • Условия оплаты.
  • Регламент предоставления поставщикам разъяснений по документации о закупке и порядок запроса у участников дополнительных документов.
  • Другие важные условия, указанные Положением о закупке.

Изучение документации — ключевой момент анализа закупки, чтобы принять решение об участии. Внимательно изучите все требования и товарные характеристики и убедитесь, что ваша продукция соответствует запросам заказчика. Если возникли разногласия или нужно уточнить смысл некоторых положений, не стесняйтесь писать заказчику запросы на разъяснение.

Документы в составе заявки участников

Сложно определить универсальный набор документов, чтобы участвовать с ним в различных тендерах по 223-ФЗ. В конкурентных закупках заказчики могут дополнительно запрашивать документы у участников. Регламент такого запроса должен быть прописан в документации о закупке и Положении о закупке.

Читайте также:  Договор займа физ лицами казахстан

О документах, которые могут требовать заказчики, и о рекомендациях по их подготовке мы писали ранее.

Протоколы

Протоколы фиксируют этапы тендера и его итоговые результаты, в том числе предложение победителя закупки, которое далее вносится в договор.

Если несколько участников предложили одинаковые условия, то меньший порядковый номер присваивается поставщику, который раньше подал заявку.

В итоговом протоколе также указывают основания, по которым те или иные заявки (предложения) были отклонены; результаты оценки заявок и решения комиссии о присвоении баллов; причины, по которым закупку признали несостоявшейся.

Договор

Соглашение, которое заключается с победителем тендера. В договоре прописывают объемы взаимных обязательств по закупке и поставке товаров, работ или услуг. Договор по итогам конкурентных закупок можно заключить не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента публикации в ЕИС итогового протокола.

Заказчик и поставщик могут заключать дополнительные соглашения, если это условие прописано в Положении о закупке — например, о замене товара на улучшенный аналог, корректировке периодов поставки, изменении других условий договора или его расторжении.

Мы рассмотрели основные положения третьей и четвертой статей 223-ФЗ, а также статьи 3.2. В следующей части цикла поговорим об особенностях закупок в электронной форме и закупках определенных категорий товаров и услуг.

Источник

223‑ФЗ простыми словами. Часть 1.

Статья актуальна на 25 октября 2021 1

Мы делали цикл статей по 44-ФЗ и «расшифровывали» его сложный юридический язык. Теперь беремся за 223-ФЗ. Рассмотрим его основные положения и отметим существенные для поставщиков моменты. Мы переписали текст закона понятными словами. Итак…

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Кто работает по 223-ФЗ

Заказчики

Закон устанавливает правила закупок для определенных заказчиков — отдельных видов юридических лиц. Это:

  • госкомпании с долей участия государства больше 50%, их «дочки» и «внучки»;
  • естественные монополии;
  • организации, которые занимаются энергетикой, газо-, тепло- и водоснабжение и др.;
  • бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если закупаются за счет грантов, пожертвований, средств субподряда или тратят самостоятельно заработанные деньги;
  • ФГУПы, имеющие важное значение для безопасности России и обеспечения прав ее граждан (перечень устанавливает Правительство);
  • компании, реализующие с господдержкой инвестиционные проекты дороже 500 млн рублей;

Каждый заказчик утверждает свое положение о закупке. Оно базируется на принципах закона, но содержит нормы, которые не установлены 223-ФЗ. Например, заказчик может не заключать контракт, если прописал это право в положении о закупке.

Читайте положение о закупке каждого конкретного заказчика — в нем основные правила, которые регулируют закупки компании на всех этапах: от планирования тендеров до заключения договора, приемки товаров, работ или услуг.

Заказчики должны следовать следующим принципам: прозрачность и открытость закупок, развитие конкуренции среди участников, эффективное расходование денег, равноправие и неизменяемые требования к участникам.

Поставщики

Поставщиками могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые . На стороне одного участника могут выступить несколько юридических или физических лиц.

Требования к участникам определяют заказчики и указывают их в положении о закупке и документации о каждой конкретной закупке. Заказчик может проводить предквалификационный отбор. Это помогает отсеять участников без опыта или предостеречься от закупки некачественных работ или услуг. Но заказчик не имеет права своими требованиями ограничивать конкуренцию.

Читайте также:  Договор займа под залог машины между физ лицами образец

Электронные торговые площадки

Большинство закупок проходит в электронной форме. Заказчик может выбрать любую электронную торговую площадку (ЭТП). Их больше 150 и у каждой — свои правила. Поставщикам нужно регистрироваться на каждой ЭТП отдельно, чтобы участвовать в закупках разных заказчиков. Площадки обычно берут с поставщиков плату за регистрацию или требуют купить абонемент на участие в закупках.

Закупки у МСП проводятся только в электронной форме на восьми основных федеральных площадках госзакупок. Для работы на этих ЭТП обязательна регистрация в Единой информационной системе (ЕИС).

На федеральных ЭТП малый и средний бизнес работает бесплатно. Победитель платит 1% от начальной максимальной цены контракта, но не больше 2000 руб.

Оператор ЭТП обеспечивает:

  • непрерывную работу площадки и надежность ПО;
  • обмен электронными документами между заказчиком и поставщиками, неизменность подписанных электронных документов;
  • равный доступ участников к закупкам и конфиденциальность содержания их заявок.

Для регистрации и обмена электронными документами участникам нужна электронная подпись (ЭП).

Требования к сертификатам ЭП поставщиков определяет каждая конкретная площадка. Это может быть квалифицированная электронная подпись (КЭП) — для работы на восьми федеральных площадках госзакупок. Или КЭП со специальным расширением для определенной площадки — OID-ом.

Преимущества для заказчиков по 223-ФЗ

Закон дает заказчикам больше свободы, чем 44-ФЗ. Они могут выбирать удобный для себя способ закупки и оперативнее менять план закупок. Заказчики сами устанавливают сроки закупок по неконкурентным способам и обосновывают закупки у единственного поставщика. Строгие правила для них действуют только в закупках у малого и среднего бизнеса (МСП).

Преимущества для поставщиков по 223-ФЗ

Закон дает ряд преимуществ отдельным участникам. Для малого бизнеса и самозанятых — это сроки оплаты и фиксированные размеры обеспечения контрактов.

Для поставщиков российских товаров и поставщиков продукции, включенной в специальные реестры, — это приоритет при рассмотрении заявок (согласно Постановлениям Правительства РФ №925 и № 2013).

Для малого и среднего бизнеса — это льготы и преференции .

В 2021 году минимум 20% всех закупок заказчики обязаны провести у малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2022 году этот объем увеличится до 25 %.

Что не регулирует 223-ФЗ

Компании, в уставных капиталах которых доля государства меньше 50%, не попадают под действие 223-ФЗ. Также закон не регулирует:

  • куплю-продажу ценных бумаг, долей в хозяйственных товариществах, паев в производственных кооперативах;
  • покупку валюты, драгметаллов и биржевых, товаров;
  • закупки в области военно-технического сотрудничества;
  • закупки товаров и услуг по международным договорам;
  • отбор организаций для бухгалтерского аудита;
  • обязательные договоры на рынке обращения электрической энергии и мощности;
  • лизинговые и межбанковские операции «ВЭБ.РФ»;
  • деятельность владельцев облигаций;
  • банковское сопровождение государственных оборонных заказов;
  • закупки заказчика у взаимозависимых с ним юридических лиц;
  • закупки зарегистрированных за рубежом юридических лиц для целей иностранных государств;
  • отбор субъектов оценочной деятельности;
  • совместную деятельность по договору инвестиционного товарищества;
  • закупки услуг по договорам синдицированного кредита;
  • инженерные и строительные работы, которые курирует публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства».

Правовая основа 223-ФЗ

Закон опирается на положения Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации . Заказчик утверждает свое положение о закупке в соответствии с ними. Некоторые заказчики — учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий — могут утвердить типовое положение о закупке.

Мы рассмотрели первые 3 статьи 223-ФЗ. В следующей публикации цикла подробнее поговорим о видах закупок и основных документах закупочного процесса по 223-ФЗ.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста