Виды договоров на пользование природными объектами

Договоры в сфере природопользования, их особенности

Право природопользования — совокупность установленных законодательством норм, обусловливающих деятельность юридических и физических лиц относительно пользования природными объектами, которые обладают элементами, свойственными как экологическому законодательству, так и законодательству гражданскому.
Договор о передаче природного объекта в пользование — это специальный вид гражданско-правовых сделок. Как следствие, к нему применяются общие нормы гражданского права, если иное не предусмотрено в природоресурсном законодательстве.
Договор о природопользовании, как правило, является частью сложного фактического состава и заключается на основании лицензии.
Положительное значение договора на природопользование состоит в определении взаимных обязательств сторон в сфере природопользования. Лицензия, в отличие от договора, определяет только лишь права и обязанности природопользователя. Кроме того, в договоре могут быть конкретизированы отдельные правила природопользования, указанные в лицензии, а также определены условия имущественной ответственности сторон в случае нарушения договора.

Законодательством предусмотрены следующие основные виды договоров в сфере природопользования:
1) договор аренды природных ресурсов;
2) договор концессии;
3) договор об установлении сервитута.

Договор аренды и договор об установлении сервитута порождают вещные права; договор концессии — обязательственное право.

Содержание договора о природопользовании составляют права и обязанности сторон, установленные законом либо договором. Права и обязанности, установленные законом, действуют независимо от включения их в договор.
Условия договора, в которых закрепляются права и обязанности сторон, подразделяются на две группы: существенные и факультативные.

Существенными признаются условия, согласование которых является обязательным для признания договора заключенным.
Факультативными признаются такие условия договора, которые включаются в договор по инициативе сторон.
Договором могут быть предусмотрены и другие условия природопользования, не противоречащие действующему законодательству РФ.

В качестве санкции за нарушение условий договора стороны вправе предусмотреть такие меры, как ограничение хозяйственной деятельности природопользователя, взимание сверхнормативной платы за конкретный вид загрязнения окружающей среды и другие виды санкций.

Источник

Договоры на природопользование

Договоры природопользования специфичные договоры. Разница заключается, во-первых, в равенстве сторон между субъектами, в отличие от лицензий, где государство выполняет контрольные функции в несколько другой интерпретации. Во-вторых, договор — более значимый институт, т.к. доходы от заключения договора намного больше, чем от выдачи лицензии.

Заключается между уполномоченным государственным органом, выступающим как орган, представляющий интересы собственника и ЮЛ или ФЛ, предполагающем использование ПР. Договоры очень различны. Институт только формируется.

Виды договоров природопользования:

Предусматривается ВК. Существовали и ранее. Регулируется главой 3 ВК. С одной стороны, участником договора является либо исполнительный ОГВ, либо орган МСУ (т.к. могут находится и в муниципальной собственности), с другой стороны, водопользователь. Данный орган обязуется передать другой стороне водный объект или его часть в пользование за плату. Водопользователь — любое ФЛ или ЮЛ (различий особых между российскими и иностранными лицами не проводится). Этот договор очень похож на договор аренды. Но законодатель говорит о специальном виде договора.

Передача части водного объекта в пользование – процедура не ясна. Как отсчитывать эту часть? Законодатель не отвечает на данный вопрос. Договор должен содержать сведения о водном объекте, о сторонах договора, о наименовании водопользователя, видов использования, сроках, ответственность сторон.

Сроки. ВК не говорит о категорических указаниях, но рекомендуется некоторая долгосрочность. Примерно, около 5 лет. Договор подлежит обязательной государственной регистрации в государственном водном реестре.

ЛК РФ очень сложен для восприятия. В соответствии с ЛК РФ предусматриваются несколько договоров, обеспечивающих лесопользование:

Договор купли-продажи лесных насаждений.

Определяется 7 главой ЛК: осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Права пользования лесным участком не возникает, а возникает только право вырубки. Это новация ЛК. Продолжаются дискуссии. Лесной фонд не находится в муниципальной собственности на данный момент. В муниципальной собственности только деревья на территории населенных пунктов. Из этого следует, что для того, чтобы вырубить дерево на вашем участке надо получить разрешение от садово-паркового хозяйства или органа МСУ. Срок действия такого договора – максимально 1 год. Этот договор предполагает право на уничтожение, а не обычные условия купли-продажи.

Встречается и в ЛК, и в законе О недрах. Не самый сложный договор. По договору аренды, одна сторона предоставляет арендатору имущество в пользование в установленных целях и на определенный срок, а арендодатель получает вознаграждение.

Напр, договор аренды лесного участка. Ст.72 ЛК. Заключается, как правило, на торгах. Объектом являются лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и прошедшие кадастровый учет. Т.о. объектом может быть не каждый земельный участок. Требования о кадастровом учете пришло из ЗК. Заключается от 10 (заготовка древесины требует этапности) до 49 (пришла из социалистического законодательства, привычка) лет. 49 – это очень много. Хотя не всегда, в ст.25 ЛК говорится об использовании лесных участков. В ряде случаев, если речь идет о строительстве водоемов и др. линейных объектов договор аренды может быть заключен от 1 года до 9лет. При завершении действия данного договора у бывшего арендатора имеется преимущественное право заключения договора аренды.

Применяется только для недрапользования. Заключается между недрапользователем и министерством природных ресурсов. Применимо положения ст.1027 ГК. Похож на договор аренды, т.к. одна сторона обязуется предоставить другому лицу комплекс исключительных прав. В большинстве случаев, обязуется предоставить геологическую информацию. Этот вопрос не подпадает под информационные права граждан РФ. Подобная информация находится в собственности у лица, которое его раздобыло и оно не обязано ею делится. Оно имеет право продать ее. Т.о. если ФЛ или ЮЛ хочет получить еще и информацию, то это будет договор концессии.

Право собственности на добытые ресурсы. По общему правилу, приниматель добывает ресурсы, переходящие в его собственность. Но это правило может быть изменено по договору концессии.

Вопрос о платежах.

Предусматривает создание нового объекта или переработки ископаемого. Должно предусматриваться за чей счет будет переработка.

Договор о разделе продукции.

Собственно договором на П. не является, т.к. речь идет не о разделе естественных ПР, а о тех, которые уже добыты, они являются уже не природным компонентом, а имуществом. Регулируются ГК, законом О недрах, особыми соглашениями.

Существуют виды полезных ПР, которые обладают для государства особой ценностью экономической и стратегической. Напр, нефть, газ и т.д. Ценность заключается в их разработке, от которой государство должно получать выгоду. Природопользователь, заключающий такой договор, оговаривает, что передается государству. Возможно, что весь объем добытых ПР перейдет к государству, но сейчас таких примеров нет. Договор о разделе продукции заключили, например, Газпром, ЛУКОЙЛ.

Вывод: право природопользования возникает или на основании заключения договора или получения лицензии.

Источник

Статья 32. Договор на природопользование

Статья 32. Договор на природопользование

Договор на природопользование — документ, подтверждающий право субъектов хозяйственной или иной деятельности заниматься видами деятельности, связанными с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду в пределах экологической емкости данной территории.

Договор на природопользование заключается между специально уполномоченными государственными органами и субъектом природопользования на основе лицензии на природопользование.

В договоре на природопользование указываются:

а) границы, перечень, количественная и качественная характеристики предоставляемых в пользование территорий и природных ресурсов;

б) экологические требования и экологические ограничения на ведение хозяйственной или иной деятельности на данной территории;

в) нормативы затрат на охрану и воспроизводство природных ресурсов;

г) размер и порядок внесения платы за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды;

д) размеры и порядок выплат компенсационных платежей, связанных с выводом природных ресурсов из общего пользования;

е) срок действия договора;

ж) ответственность сторон в случае нарушения условий договора и природоохранного законодательства;

Положение о договорах на природопользование утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Раздел VIII. Экологическое право

Сайт: MOODLE — Виртуальная среда обучения КНИТУ (КХТИ)
Курс: Право
Книга: Раздел VIII. Экологическое право
Напечатано:: Гость
Дата: Среда, 31 августа 2022, 19:57

Оглавление

Лекция 22. Право природопользования

Цель лекции: характеристика права общего и специального природопользования, исследование договорных форм природопользования.

1. Понятие права природопользования, его виды.

Читайте также:  Договор содержащий норму права называется

2. Права граждан в области охраны окружающей среды.

3. Право общего природопользования.

4. Право специального природопользования.

5. Лимитирование природопользования.

6. Договорная форма природопользования.

1. Понятие права природопользования, его виды. Право природопользования это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов, как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса:

  • землепользование,
  • лесопользование,
  • недропользование,
  • водопользование,
  • пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельных природных ресурсов, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность, прежде всего, находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает ограниченную возможность по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[1].

2. Права граждан в области охраны окружающей среды. В соответствии с действующим законодательством РФ граждане имеют права как в рамках природоохранительного, так и в рамках природоресурсного законодательства, что являет составными частями экологического права. Права граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам конкретных собственников, пользователей, владельцев природных ресурсов. Отдельно можно выделить права граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.

Комплексным нормативным документом в области охраны окружающей среды является Федеральный закон «Об охране окружающей среды»[2], в котором определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п. 1 ст. 11).

Поскольку речь идет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы Конституции РФ, согласно которой (ст. 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, среди которых к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:

  • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
  • право на достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);
  • право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
  • право иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41).

Основные права человека и гражданина, установленные в Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17).

Немаловажную роль в развитии экологических прав граждан играют нормы международного права. В соответствии с той же ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

3. Право общего природопользования. Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных го­сударственных органов, а также юридических или физических лиц, за которы­ми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого гражданина на благоприят­ную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования при­родными ресурсами.

Например, в земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель городов предусмотрен такой вид земель, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских насе­ленных пунктах. Каждый гражданин, соответственно, осуществляет свое право общего землепользования на названных землях.

Землями общего пользования в значительной степени являются и земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законода­тельством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также ГК РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, до­пускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соот­ветствующего земельного участка.

Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Статья 21 Лесного кодекса РФ[3] устанавливает публичный лесной серви­тут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмот­рено законодательством РФ. Статья 86 более широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, др. пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Так, запрещается сбор и заго­товка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. В соответствии со ст. 86 Водного кодекса РФ[4] об­щее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуще­ствляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на во­допользование. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на ма­ломерных плавательных средствах, водопоя скота.

Водный кодекс РФ выделяет, как самостоятельную разновидность вод­ных объектов, объекты общего пользования (ст. 20).

Если условия общего водопользования или его запрещение не объявлены, то общее водопользование осуществляется в соответствии с водным законода­тельством РФ. Порядок объявления условия общего водопользования и его за­прещения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Читайте также:  Договор специального банковского счета должника

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законода­тельство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.[5]

4. Право специального природопользования. Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на приро­ду. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешитель­ной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных час­тей природных объектов в обособленное пользование юридических и физиче­ских лиц. Специальное природопользование реализуется в формах:

  • комплексного природопользования,
  • специального пользования водами, недрами, объектами животного мира и др. природными ресурсами.

Разновидностью права специального водопользо­вания является особое водопользование.

Под комплексным при­родопользованием понимается такое использование природно-ресурсного по­тенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хо­зяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возмож­ное воздействие на окружающую природную среду.

Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, однако, за исключением установленных законодательством случаев права общего пользования землями, землепользование является специ­альным.

Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии ли­цензии на водопользование.

Особой разновидностью права специального водопользования, пользова­ния атмосферой и недрами является предоставление соответствующих прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разре­шений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законода­тельстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.).[6]

5. Лимитирование природопользования. Лимиты на природопользование это система экологических ограниче­ний антропогенных и техногенных воздействий на природную среду по терри­ториям. Это форма права природопользования и одна из разновидностей его нормирования.

Введение лимитов связано:

  • с нарастанием опасности утраты ограниченных способностей природы к самосохранению естественных взаимосвязей и равновесия, самоочищению и регулированию;
  • с ограниченностью невозобновимых природных ресурсов;
  • с необходимостью обеспечения рационального природопользования, бережного отношения к природным богатствам, воспроизводства возобновляе­мых природных ресурсов, охраны природы для устойчивого развития, для ком­фортной жизни и деятельности человека в экологически благоприятной при­родной среде.

Цель введения лимитов — экологическая и экономическая.

Экономическая цель — заключается в сборе налогов за использование природных ресурсов и расходования их для решения экологических проблем.

Экологическая функция лимитирования направлена на регулирование ра­ционального природопользования и охраны окружающей среды.

Лимиты представляют собой нормы предельно допустимого использова­ния (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения производства и потребления.

Лимиты служат важным средством обеспечения жизни, здоровья и выжи­вания биосистемы путем ограничения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия на окружающую среду. Они проявляются в установлении размеров (норм отвода) земельных участков для строительства, промышленности, транспорта, связи, объемов добычи полезных ископаемых из недр, извлечения воды, вырубки ле­сов, охоты, рыболовства и т.д.

6. Договорная форма природопользования. По способу правового установления и оформления содержания права природопользования индивидуально обособленным природным объектом раз­личают бездоговорный и договорный виды права природопользования.

Бездоговорный вид специфичен тем, что права и обязанности, т.е. содер­жание права природопользования, предусматриваются законодательством и решениями государственных или муниципальных органов о предоставлении природного объекта в пользование.

Договорному виду характерны конкретизация этих прав и обязанностей в зависимости от отдельных видов права природопользования, местных условий и фиксация их в договорах на право природопользования. В договорах преду­сматриваются также конкретная ответственность и санкции за нарушение усло­вий договора.

Законодательством предусматривается заключение договоров на пользо­вание природными объектами. Такие договоры заключаются между владельцем лицензии и соответствующим исполнительным органом государственной вла­сти в порядке, установленном законодательством.

Однако, договор и лицензия имеют различную правовую характеристику. Договор представляет гражданско-правовой акт. Лицензия на природопользо­вание является административной мерой государственного регулирования при­родопользования. Вследствие существования функционально-целевой связи между нормами этих двух институтов получение лицензии считается обязательным условием заключения и законности договора на природопользование, т.е. реализации гражданско-правовых сделок в сфере природопользования.

Эти договоры подразделяются на два вида:

  • договоры на пользование от­дельными видами природных объектов;
  • договоры на комплексное природопользование.

Договор на пользование отдельным видом природного объекта представляет соглашение на пользование именно этим видом природного объекта, заключенное между владельцем лицензии или иного разрешения на отдельный вид природопользования и соответствующим исполнительным органом государственной, муниципальной власти.

Показательным примером таких договоров является договор аренды зем­ли для сельскохозяйственного использования. По такому договору арендода­тель — местная администрация, собственник земли — юридическое лицо или гра­жданин на основании постановления главы местной администрации сдает в аренду юридическому лицу или гражданину земельные участки с правом или без права последующего выкупа.

Договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользова­нием недрами, может быть заключен между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии на недропользование.

В форме договора аренды, заключаемого на основании совместного ре­шения администрации района (города) и владельца лесного фонда, предостав­ляются в долгосрочное пользование участки лесного фонда.

Соглашение между владельцами лесного фонда и лесопользователем прилагается к лицензии на право лесопользования.

На основании проведения необходимых согласований орган исполни­тельной власти субъекта РФ и пользователь животным миром (владелец долго­срочной лицензии) заключают договор о предоставлении в пользование терри­торий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным ми­ром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законода­тельством.

Договор на комплексное природопользование представляет соглашение сторон, закрепляющее право природопользователя на пользование несколькими видами природных объектов и воздействие на окружающую природную среду на определенных условиях и в пределах соответствующей территории.

Обязательными требованиями для заключения договора на комплексное природопользование являются наличие соответствующих лицензий и положи­тельного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление предполагаемой деятельности, учет условий, установленных лицензией на комплексное природопользование и (или) лицензиями на право пользования отдельными видами природных объектов.

Договор определяет условия и порядок комплексного использования природных объектов с учетом экологических требований законодательства и государственной экологической экспертизы, предусматривает, в частности, обязательства природопользователя по обеспечению экологической безопасности, соблюдению нормативов предельно допустимой нагрузки на природную среду и лимитов на природопользование. Закрепляет также размеры платежей за природопользование, в т.ч. за загрязнение окружающей природной среды сбросами и выбросами вредных веществ, размещение в ней отходов, порядок внесения этих платежей, перечень, объемы и сроки выполнения природоохран­ных мероприятий природопользователем, другие права, обязанности и ответствен­ность сторон, порядок разрешения споров.[7]

Контрольные вопросы и задания

1. Что относится к конституционным правам граждан в сфере экологического права?

2. Что представляет собой процедура получения лицензии на природопользование?

3. Назвать основные лимиты в области природопользования.

4. Перечислить основные виды договоров, заключаемых в сфере природопользования.

  1. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. — М.: «НОРМА-ИНФРА-М», 1999.
  2. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. • М.: «Юристь», 1999.
  3. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. — М.: «БЕК», 1995.
  4. Волков Г.А. Законодательное регулирование права государственной собственности на природные ресурсы // Государство и право. — 1996. — № 9.

[1] Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ. // «Российская газета», № 145, 30.07.1997.

[2] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. // «Российская газета», № 6, 12.01.2002.

[3] Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 г. №22-ФЗ. // «Российская газета», № 23, 04.02.1997.

[4] Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 г. №167-ФЗ. // «Российская газета», № 227, 23.11.1995, № 229, 25.11.1995.

[5] Веригин Ю.А., Ударцева О.В. Экологическое право России: Курс лекций. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2002 г., с. 46-47.

[6] Веригин Ю.А., Ударцева О.В. Указ. соч., с. 48-49.

[7] Веригин Ю.А., Ударцева О.В. Указ. соч., с. 54-57.

Лекция 23. Ответственность за экологические правонарушения

Цель лекции: исследование оснований и видов эколого-правовой ответственности.

1. Понятие и основания эколого-правовой ответственности.

2. Административная ответственность за экологические правонарушения.

3. Уголовная ответственность за экологические преступления.

4. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред.

1. Понятие и основания эколого-правовой ответственности. О правонарушении можно говорить только тогда, когда налицо его состав, т.е. имеются все элементы, из которых оно складывается: объект правонарушения, объективная сторона, субъективная сторона и субъект.

Читайте также:  Коллективный договор коллективное соглашение трудовой договор

Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправности деяния, причинения вреда или наступления реальной угрозы его причинения и существования причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом.

Субъективная сторона выражается в наличии вины, которая также существовать в формах: умысла (прямого и косвенного — ст. 25 УК РФ) и неосторожности (по легкомыслию и небрежности — ст. 26 УК РФ). Так, незаконная охота (ст. 258 УК РФ) и незаконная добыча морского зверя и иных водных животных (ст. 256 УК РФ) могут быть совершены только с прямым умыслом; уничтожение или существен­ное повреждение лесных массивов в результате неосторожного об­ращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 260 УК РФ) — только по неосторожности; загрязнение вод и воздуха (ст. 250, 251 УК РФ) — и умышленно, и по неосторожности.

Субъектом экологического правонарушения может быть гражданин (вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста) или юридическое лицо. В ряде случаев следует говорить о специальном субъекте, т.е. лице, специально названном в соответствующей статье закона.

Экологическим законодательством установлено, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с Законом об охране окружающей среды, иными законодательными актами РФ, субъектов РФ.

Специфические признаки эколого-правовой ответственности выражаются в следующем:

  • правонарушения, за которые применяется эколого-правовая ответственность, всегда складываются в сфере окружающей среды;
  • объектом посягательства является исключительно элемент окружающей среды;
  • эколого-правовая ответственность наступает за нарушения правил экологопользования, которые можно подразделить на общие для всех видов природных объектов (целевое, рациональное, безопасное и т.п. использование) и специальные, обусловленные различными видами природных объектов;
  • правила экологопользования, за которые наступает эколого-правовая ответственность, переплетаются с имущественными, экономическими, социальными и иными правилами, создавая специфический конгломерат отношений; воздействующих на содержание эколого-правовой ответственности.

2. Административная ответственность за экологические правонарушения. Можно отметить следующие характерные черты административной ответственности в сфере экологопользования:

а) в законе не предусмотрен общий состав административного проступка, который можно было бы применить к нарушителям природоохранных правил, как это имеет место при применении дисциплинарной ответственности. Административное взыскание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного проступка.

б) в связи с тем, что административные правонарушения в сфере экологопользования по сравнению с уголовными преступлениями являются относительно неопасными, административные взыскания носят мягкий характер: в перечень наказаний включаются предупреждение, наложение штрафа (ст. 3.2 КоАП РФ).

Штрафы за административные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды.

в) компенсация ущерба, причиненного окружающей среде, не производится.

г) применяется специально уполномоченным на то лицом или государственным органом в точном соответствии с их компетенцией;

д) принимая во внимание, что административная ответственность имеет более жесткий характер по сравнению с дисциплинарной, закон обязывает соблюдать определенный процессуальный порядок (это порядок предусматривает сбор доказательств, оформление протоколов, рассмотрение дела и т.д.) и учитывать при применении негативных взысканий смягчающие и отягчающие обстоятельства.

е) дифференцируется по видам экологических правонарушений:

  • незаконные сделки с природными объектами: недрами, водами, лесами, животным миром (ст. 7.1—28 КоАП РФ). Сами по себе эти правонарушения не наносят прямого вреда природной среде, но их совершение создает условия для экологических правонарушений. На­пример, получив право лесопользования незаконным путем, нарушитель имеет возможность осуществлять рубку леса с нарушением существующих правил, и соответствующим правоохранительным службам будет трудно своевременно вскрыть это нарушение.
  • самовольное экологопользование (хозяйственная эксплуатация природных объектов) (ст. 8.1—8.40 КоАП РФ). Данные нарушения представляют собой непосредственное вторжение в экологические взаимосвязи и экологические системы, что чревато необратимыми последствиями: несанкционированное производство гидротехнических работ на водоемах может нанести непоправимый вред рыбному хозяйству; самовольная раскорчевка участков земли — повлечь нарушение экосистемы лесного участка и т.п.;
  • самовольная переуступка права экологопользования (ст. 7.4— 7.11 КоАП РФ), которая приводит к невозможности определения ответственности конкретных лиц за ущерб, причиненный природным объектам, что влечет за собой безнаказанность, порождающую новые правонарушения;
  • нецелевое использование природных объектов (ст. 8.6—8.8 КоАП РФ), например использование рыбохозяйственных водоемов для организации на них пляжей, что не только противоречит цели водопользования, но и вредит рыбохозяйственным мероприятиям;
  • нарушение правил экологопользования (ст. 8.9—8.14 КоАП РФ), сопряженное со специальным видом ответственности, который применяется за нарушение разнообразных и конкретных обязанностей по экологопользованию.

3. Уголовная ответственность за экологические преступления. Уголовная ответственность в сфере экологопользования наступает за экологические преступления, имеющие наибольшую общественную опасность.

В действующем УК РФ экологические преступления выделены в специальную главу, в которой предусмотрены 17 составов преступлений. Эти составы можно классифицировать в зависимости от объекта посягательства на следующие группы:

1) нарушение действующих правил в области экологопользования:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при про­изводстве работ;
  • нарушение правил обращения экологически опасных ве­ществ и отходов;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

2) порча основных природных компонентов: вод, воздуха, земли и проч.:

  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • порча земли.

3) преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны:

  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • незаконная охота.

4) преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры:

  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Уголовная ответственность в сфере экологопользования заключается в следующем:

  • является особой формой защиты общества от экологических преступлений, имеющих наивысшую степень общественной опасности;
  • применяется после проведения предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке, определенном УПК РФ;
  • предусматриваемые меры воздействия на нарушителей жестче, чем в иных видах эколого-правовой ответственности;
  • субъектом может быть лишь вменяемое физическое лицо, достигшее возраста привлечения к уголовной ответственности;
  • составы экологических преступлений зависят от объекта преступления.

Таким образом, уголовная ответственность в сфере экологопользования наступает за совершение экологических преступлений, обладающих наивысшей общественной опасностью и предусмотренных уголовным законодательством в соответствии с требованиями уголовного процесса и только по приговору суда.

4. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред. Гражданско-правовая ответственность в сфере экологопользования в настоящее время стала намного более значимой, чем раньше. Это обусловлено, переходом страны к рыночным отношениям. Она предстает в трех формах:

1) признания совершенной сделки недействительной по основаниям, указанным в ГК РФ (ст. 166—168) и иных правовых актах;

2) возмещения причиненного вреда, возникшего из договорных отношений;

3) возмещения причиненного вреда, возникшего из недоговорных отношений. В данном случае убытки возмещаются исходя из факта совершения правонарушения. Эта форма гражданско-правовой ответственности занимает ведущее место в экологическом праве.

Неотвратимая и эффективная имущественная ответственность за нарушение правовых норм, обеспечивающих защиту животного и растительного мира, рациональное использование природных ресурсов, необходима для решения многих проблем экологического оздоровления страны.

В условиях перехода к рынку меняется основная функция имущественных санкций, применяемых в сфере охраны окружающей среды, повышается ее восстановительное, компенсационное значение.

Вред окружающей среде предстает как вред экономический (причиняемый экономическим интересам экологопользователя) и вред экологический (нарушающий экологические интересы общества в части благоприятной окружающей среды), которые органически связаны между собой источником и способом причинения и рассматриваются в денежном выражении. Различия между ними определяются тем, что экологический вред более длителен, его последствия могут проявляться долго и на больших территориях: этот вред не всегда подлежит восстановлению в натуре и оценим в денежном выражении. Поэтому огромное значение имеет превентивная работа по предупреждению наступления вреда.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое эколого-правовая ответственность?
  2. Назвать административные правонарушения в области охраны окружающей среды.
  3. Перечислить меры уголовно-правовой ответственности за совершение экологических преступлений.
  4. Что входит в состав гражданского правонарушения в сфере экологии?
  1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. • М.: «Юристь», 1999.
  2. Экологическое право: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. — М.: «ЮНИТИ-ДАНА», «Закон и право», 2000.
  3. Бринчук М.М. Исполнительная власть и охрана природы // Экологи­ческое право. -2001. — № 2.
  4. Васильева М.И., Яковлева О.А. Особенности компенсации морально­го вреда, причиненного радиационным загрязнением окружающей природной среды // Государство и право. — 1998. — № 3.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста