Виды договора об организации перевозок грузов

Договор об организации перевозок грузов: понятие и виды.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Предметом договора являются действия перевозчика и грузовладельца по организации перевозок в будущем. Договор об организации перевозок можно с уверенностью назвать организационным во всех смыслах:

1. из факта заключения такого договора возникают организационные правоотношения, т.е. гражданско-правовые неимущественные отношения, направленные на организацию будущих правоотношений между теми же субъектами.

Договор об организации перевозок является убедительным доказательством такого утверждения, поскольку направлен на заключение в будущем организуемого основного договора, а отнюдь не на оказание услуг или на выполнение работ. Отношения, возникающие из такого договора, носят неимущественный характер.

2. он организует будущие отношения, возникающие до заключения реального договора перевозки грузов. Речь идет об отношениях по подаче транспортных средств под погрузку и по предъявлению груза к перевозке, возникающих из факта подачи разовой заявки и складывающихся на начальной стадии транспортного процесса.

С точки зрения действующего законодательства признать договор об организации перевозок предварительным нельзя – он не влечет за собой неизбежность заключения реального договора перевозки грузов.

Особенностью договора об организации перевозок является то, что договоры об организации перевозок грузов являются долгосрочными. Это означает, что действие этих договоров распространяется на отношения сторон в течение достаточно длительного периода времени. Законодатель названное обстоятельство подчеркнул следующим образом.

O Во-первых, долгосрочные договоры об организации перевозок могут заключаться при систематических перевозках грузов.

O Во-вторых, перевозчик обязуется в установленные сроки принимать (а не принять), а грузовладелец — предъявлять (а не предъявить) к перевозке грузы в обусловленном объеме. Следовательно, договор об организации перевозок предполагает заключение не одного, а множества договоров.

Особенностью договоров об организации перевозок является то обстоятельство, что они всегда являются взаимными. Поскольку договор об организации перевозок не имеет своим предметом оказание услуг, выполнение работ, передачу вещей, а является договором организационного типа, то его следует отнести к категории безвозмездных договоров.

Договоры об организации перевозок в зависимости от вида транспорта можно классифицировать следующим образом.

O На железнодорожном транспорте юридические особенности договора об организации перевозок грузов достаточно рельефно проявляется в связи с большим количеством императивных норм, предусмотренных УЖТ, регулирующих порядок подачи транспортных средств под погрузку и перевозку грузов. Это обусловлено двумя обстоятельствами,

1. в-первую очередь договор железнодорожной перевозки является публичным договором.

2. во-вторых, поскольку железнодорожный транспорт долгое время обладал естественной монополией на осуществляемый вид деятельности, железнодорожные министерства и ведомства не упускали возможность включить в транспортные уставы императивные нормы, ставящие перевозчика в заведомо выгодное положение перед грузоотправителем.

O Ярко выраженную особенность имеет договор об организации морской перевозки грузов. В соответствии со ст. 118 КТМ РФ условия перевозок грузов, согласованные сторонами в договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в договор перевозки груза в определенном рейсе, если иное не предусмотрено таким договором. Еще одной особенностью договора об организации морской перевозки является то обстоятельство, что основной договор морской перевозки конкретного груза является консенсуальным, в отличие от договоров перевозки на других видах транспорта.

В.Н. Гречуха отмечает, что группу организационных договоров «представляет также такой специфический договор, как генеральный контракт. Это долгосрочное соглашение на перевозку регулярными рейсами определенного количества груза фрахтователя. Генеральный контракт содержит следующие данные: 1. срок действия контракта, 2. порты погрузки-выгрузки, 3. род и транспортные свойства груза, 4. его количество, 5. распределение перевозок по месяцам, 6. тип и грузоподъемность судов, 7. требования по приспособлениям их к грузовым работам, 8. порядок расчетов».

O На внутреннем водном транспорте ст. 68 КВВТ РФ практически дублирует текст ст. 798 ГК РФ. Такое положение дел нельзя считать правильным.

1. Во-первых, законодательство о внутреннем водном транспорте традиционно регулировало отношения по навигационному договору достаточно подробно.

2. Во-вторых, как справедливо утверждает В.В. Витрянский, при перевозке грузов по внутренним водным путям, где имеется масса различных особенностей, связанных с различными условиями навигации на разных участках внутренних водных путей, именно долгосрочные соглашения сторон об организации перевозок грузов могли бы служить оптимальным средством регулирования взаимоотношений сторон, учитывающим специфические условия перевозок.

O Что касается воздушного транспорта, то в ВК РФ не нашлось места договору об организации перевозок. Однако это не означает, что на воздушном транспорте такие договоры не заключаются.

O На автомобильном транспорте выделяют следующие юридические особенности договора об организации перевозок. В Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта РФ, впервые предусмотрено:

1. осуществление перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования в соответствии с договорами об организации указанных перевозок, заключаемыми с перевозчиками органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями;

2. при наличии договора об организации перевозок грузов заключение предварительного договора перевозки груза заключается посредством направления перевозчиком письменного согласия принять предоставленную грузоотправители письменную заявку.

Свойства перевозимых грузов, безусловно, оказывают существенное влияние на условия их перевозок, а следовательно, и на содержание договоров об организации перевозок. Особого внимания требуют к себе как со стороны перевозчика, так и со стороны отправителя опасные, особо опасные и крупногабаритные грузы.

Перевозка опасных грузов имеет свои особенности практически на всех видах транспорта. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом устанавливают, что к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

При организации перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов стороны договора об организации перевозок должны учитывать требования законодательства, направленные на безопасность таких перевозок (например, Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортном по дорогам Российской Федерации.

Читайте также:  Договор социального найма вид пользования

Договоры об организации пассажирских перевозок по непонятным причинам не нашли своего отражения в действующем законодательстве, хотя необходимость в этом проявляется очевидно. Потребность в организации пассажирских перевозок на долгосрочной основе имеется в различных областях жизнедеятельности. Это и договоры между коммерческими и транспортными организациями о систематической доставке работников от места жительства к месту работы. Долгосрочные договоры между туристическими фирмами и перевозчиками об организации перевозок туристов по согласованному маршруту также необходимы для оптимального регулирования туристического бизнеса. Стороной договора о систематической перевозке пассажиров и багажа могут выступать государственные органы.

Источник

Энциклопедия решений. Договоры об организации перевозок грузов

Договоры об организации перевозок грузов

Договор об организации перевозок грузов — это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ).

Сторонами данного договора являются перевозчик и грузовладелец. Однако нормы ГК РФ не содержат запрета на заключение с перевозчиком такого договора лицом, которое не является грузовладельцем или грузоотправителем (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.09.2006 N Ф08-4209/06, определение ВАС РФ от 18.01.2007 N 16224/07).

Внимание

Договор об организации перевозок определяет условия будущих перевозок и носит долгосрочный характер. На основании этого договора стороны заключают «разовые» договоры перевозки. Отношения непосредственно по перевозке грузов договор об организации перевозок не регулирует (постановление Семнадцатого ААС от 29.06.2009 N 17АП-4681/09). В этом его основное отличие от договора перевозки груза.

В соответствии со ст. 798 ГК РФ существенными условиями договора организации перевозок являются:

— сроки подачи перевозчиком транспортных средств под погрузку, а также принятия грузов к перевозке;

— сроки предъявления грузовладельцем груза для перевозки;

— объемы перевозок (при этом могут быть указаны как общий объем грузов, подлежащих перевозке, так и объемы очередной партии);

— порядок осуществления расчетов (наличная или безналичная форма, предоплата или оплата по завершении перевозок и т.д.).

Отсутствие всех согласованных сторонами существенных условий влечет признание договора об организации перевозок незаключенным (постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.09.2010 N Ф07-10118/2010, Восемнадцатого ААС от 02.06.2011 N 18АП-4740/11).

Расчеты осуществляются по заключаемым во исполнение данного договора разовым договорам перевозки грузов. Сам по себе предмет договора об организации перевозок не предполагает оказание перевозчиком грузовладельцу какой-либо услуги. Однако стороны, руководствуясь принципом свободы договора, могут включить в договор об организации перевозок условия об оказании каких-либо возмездных услуг, дополнительных по отношению к перевозке груза (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.09.2006 N Ф08-4209/06).

Стороны могут включить в договор об организации перевозок и другие условия с учетом специфических особенностей перевозимых грузов, например, требования в отношении тары и упаковки предъявляемых грузов, порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов, сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес, порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств, виды механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах и т.д.

Условия перевозки, согласованные сторонами в договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в краткосрочные договоры перевозок грузов, заключаемых во исполнение данного договора путем подачи заявок (заказов).

Транспортные уставы и кодексы содержат аналогичные ГК РФ положения о договоре об организации перевозок грузов, конкретизируя их применительно к перевозкам отдельными видами транспорта (ст. 10 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», ст. 68 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ст. 118 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Источник

Понятие, виды и общая характеристика транспортных договоров

Понятие транспортных договоров

Перевозка (в широком значении) — это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.

Договор перевозки относится к так называемым транспортным обязательствам (транспортным договорам).

Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство. В настоящее время основными актами, регламентирующими транспортные отношения, являются:

Транспортные отношения не всегда строятся по классической двусторонней схеме: грузоотправитель — перевозчик. Перевозка груза по своей конструкции, как правило, предусматривает участие третьего лица — грузополучателя. Например, в купле-продаже (поставке) продавец может являться грузоотправителем, а покупатель — грузополучателем. На ясную и простую конструкцию купли-продажи «накладывается» договор перевозки, усложняя, в т.ч. многочисленными рисками, получение сторонами экономического результата сделки. В определенный этап развития комплексных правоотношений продажи между продавцом (грузоотправителем) и покупателем (грузополучателем) на первый план выступает надлежащее исполнение договора перевозки.

Гражданский кодекс устанавливает основное правило, что условия перевозки, а также ответственность сторон определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Виды транспортных договоров

К транспортным договорам относятся:

  1. договоры об организации перевозок грузов;
  2. договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа:
    • железнодорожная перевозка;
    • автомобильная перевозка;
    • воздушная перевозка;
    • воздушный чартер;
    • морская перевозка;
    • перевозка по внутренним водным путям.
  3. договоры буксировки .

Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу) — порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).

По цели договоры перевозки разделяются на:

  1. договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества пода­ваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправи­телей и перевозчиков (договоры об организации перевозок; договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов; дого­воры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);
  2. договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации пере­возок в прямом смешанном сообщении; узловые соглашения);
  3. договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).

По статусу перевозчика договоры перевозки включают:

  • договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом об­щего пользования (являющиеся публичными договорами);
  • договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.

По форме договора можно выделить:

  • договоры, оформляемые транспортной накладной или коносамен­том (реальные договоры перевозки конкретного груза);
  • договоры, заключаемые путем совершения конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя; договоры перевозки пассажиров, приобретающих биле­ты непосредственно в автобусе, маршрутном такси и т.п.);
  • договоры, заключаемые в общем порядке.
Читайте также:  Как рассчитать крупность сделки по кредитному договору

По моменту заключения договора выделяются:

  • реальный договор перевозки конкретного груза;
  • все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т.д.).

По предмету договора выделяются:

  • договоры перевозки пассажиров;
  • договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор на организацию перевозок);
  • договор фрахтования (чартер).

По субъектному составу выделяются:

  • договоры перевозки пассажиров;
  • договоры перевозки грузов (заключаемые грузоотправителями);
  • договоры о порядке организации работы по обеспечению перевозок, заключаемые между транспортными организациями.

На морском транспор­те перевозки внутри страны называются каботажем:

  • малый каботаж — перевозки между портами одного морского бассейна;
  • большой каботаж — перевозки между портами нескольких морских бас­сейнов.

На автомобильном транспорте выделяют перевозки:

  • городские (в преде­лах черты города),
  • пригородные (за пределами черты города, но не бо­лее 50 километров),
  • междугородные (более 50 километров за чертой го­рода),
  • межреспубликанские;
  • международные.

Наряду с этим выделяются перевозки:

  1. местные — в пределах действия одной транспортной органи­зации (железной дороги, пароходства и т.п.);
  2. прямые — осуществляемые несколькими транспортными организациями одно­го вида транспорта и по одному транспортному документу;
  3. прямые смешанные — осуществляемые несколькими транс­портными организациями, относящимися к различным видам транс­порта, но на основе одного транспортного документа.

Общая характеристика транспортных договоров

Источники правового регулирования обязательств по перевозке

В ГК включены лишь основные, принципиальные положения о до­говоре перевозки, применимые в равной степени к отношениям, свя­занным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными вида­ми транспорта. Основную роль в регулировании взаимоотношений участников конкретных перевозок традиционно играют транспортные кодексы и уставы . При этом они должны приниматься только в каче­стве федеральных законов, что гарантирует единообразие правового регулирования сходных отношений.

Вместе с тем следует иметь в ви­ду, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их согла­шением , если транспортными уставами и кодексами, иными закона­ми и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК).

Собственно перевозку (транспортировку) грузов опосредствует до­говор перевозки груза, по которому перевозчик обязуется доставить вве­ренный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Этот договор является реальным , поскольку обязательства пе­ревозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз). В договорных отношени­ях по перевозке груза помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель, на стороне которого имеются не только права, но и оп­ределенные обязанности.

Условия договора перевозки должны содержаться в соот­ветствующем транспортном документе:

  • на железнодорожном, речном и воздушном транспорте — в накладной;
  • на морском транспорте — в на­кладной или коносаменте;
  • на автомобильном транспорте — в транс­портной накладной или акте замера (взвешивания).

Составление и вы­дача грузоотправителю накладной или иного перевозочного доку­мента одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Особо выделяются договоры перевозки транспортом общего пользо­вания, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организа­ция, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица, оформляемые публичными договорами.

Наряду с договором перевозки конкретного груза широко исполь­зуются также договоры об организации перевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспече­нию перевозок грузов.

По договору об организации перевозки груза перевозчик обязуется в ус­тановленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевоз­ке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК). Такие договоры носят дол­госрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок гру­зов. К ним относятся:

  • навигационные договоры — на морском и речном транспорте;
  • специальные договоры — на воздушном транспорте;
  • годо­вые договоры — на автомобильном транспорте.

Важнейшую юридическую особенность отношений по пере­возкам пассажиров, грузов и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обяза­тельств . Так, обязательственные отношения между грузоотправителем и перевозчиком не сводятся к договору перевозки конкретного груза. Они возникают уже на стадии подачи транспортных средств под погруз­ку и предъявления груза к перевозке. Основанием их возникновения яв­ляются:

  • при систематических перевозках и долгосрочных отношениях сторон — договоры об организации перевозок;
  • в иных случаях — догово­ры перевозки (договор фрахтования (чартер) на морском и воздушном транспорте) или договоры, заключаемые путем принятия перевозчиком заявки (заказа) грузоотправителя.

Лишь собственно транспортировка груза охватывается договором перевозки груза, исполнение которого (при выдаче груза получателю в местах общего пользования) является основанием прекращения отношений по перевозкам. Но и указанная система отношений характерна лишь для элемен­тарной организации перевозочного процесса. В реальном имуществен­ном обороте для оформления грузовых перевозок используются более сложные схемы правоотношений. В частности, нередко грузоотправи­тели заключают с автотранспортными организациями или с товарны­ми (экспедиционными) конторами других видов транспорта договоры централизованной перевозки грузов на станции, в порты (на приста­ни), аэропорты. Между транспортными организациями заключают­ся договоры об организации работы по обеспечению перевозок гру­зов (например, договор на централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) аэропорты). При пе­ревозках грузов по единому транспортному документу между транс­портными организациями различных видов транспорта заключаются соглашения о порядке организации перевозок грузов в прямом сме­шанном сообщении.

Все эти договоры порождают гражданско-право­вые обязательства между участниками перевозочного процесса — гру­зоотправителем, перевозчиком, иными транспортными организация­ми, грузополучателем.

Таким образом, в настоящее время договор перевозки конкретно­го груза уже нельзя рассматривать как некий «центральный договор», к которому примыкают призванные его обслуживать различные пра­вовые формы: отношения по перевозкам грузов действительно регули­руются системой договоров , в которой данный договор является лишь одной из разновидностей. Попытки выделения категории «транс­портных договоров» или «транспортных обязательств», претендующих на собственное место в системе гражданско-правовых обязательств, представляются искусственными и ошибочны по существу.

Между организациями различных видов транспорта заключаются также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (ст. 799 ГК), в которых определяется порядок передачи и приема гру­зов с одного вида транспорта на другой, а также условия осуществле­ния таких перевозок: узловые соглашения, договоры на централизован­ный завоз (вывоз) грузов между организациями автомобильного и дру­гих видов транспорта и др.

Читайте также:  Договор займа под залог недвижимости с банком

Особое место в отношениях по перевозке занимает договор перевоз­ки пассажира (ст. 786 ГК), по которому перевозчик обязуется перевез­ти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управо-моченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Заключение догово­ра перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа — багажной квитанцией. Этот договор в отличие от реального договора перевозки конкретного груза является консенсуальным и считается заключенным после приобре­тения пассажиром билета или багажной квитанции. Кроме того, на эти отношения распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав.

Договор фрахтования (чартер), по которому одна сторона (фрах­товщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспорт­ных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов, пас­сажиров и багажа (ст. 787 ГК), отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира.

Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по пре­доставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов, что предопределяет и специфику содер­жания этого обязательства. Более того, договорные отношения между грузоотправителем (гру­зополучателем) и перевозчиком возникают уже при подаче грузоотпра­вителем заявки (заказа) на перевозку груза и принятии ее перевозчиком (п. 1 ст. 791 ГК), т.е. до заключения договора перевозки груза. Из факта ее принятия перевозчиком вытекает его обязательство подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправи­теля предъявить соответствующие грузы к перевозке.

Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора: договора перевозки, до­говора об организации перевозок либо из договора, заключаемого пу­тем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя.

Субъекты транспортного договора

Правовое положение перевозчика

В качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как пра­вило, судовладелец — лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или исполь­зует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ).

Судовладельцами (т.е. и перевозчиками по договорам морской перевозки) могут являться:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым морские суда принадлежат на праве хозяйственного ведения;
  • учреждения, обладающие морскими судами на праве опера­тивного управления;
  • собственник (однако при передаче судна во владение и пользование другому лицу, например доверительному управляюще­му (ст. 8, 14 КТМ), собственник утрачивает статус судовладельца и ис­ключает себя из правоотношений по перевозкам грузов);
  • коммерческие организации, находящиеся в морских портах и осуществляющие операции с грузами.

По договору воздушной перевозки перевозчиком признается так на­зываемый эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздуш­ной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (ст. 100 ВК). Эксплуатантом является гражданин или юридическое лицо, имеющие воз­душное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие серти­фикат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК), т.е. лицо, владею­щее воздушным судном на законном основании.

На железнодорожном транспорте в качестве перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров понимается вся­кое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, при­нявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспор­том общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Основные требования к перевозчику определены в ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте.

Особая роль в перевозочном процессе отведена владельцу инфра­структуры, которым считается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на осно­вании лицензии и договора. Он обязан заключать со всеми владель­цами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения по организации диспетчерского управления перевозочным процессом, установлению порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и дру­гих объектов, а также устанавливающие ответственность перед пере­возчиками по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении.

Правовое положение грузоотправителя, грузополучателя и транспортных организаций, участвующих в исполнении транспортных обязательств

Грузоотправитель непосредственно заключает договор перевозки с перевозчиком и является его стороной.

В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может выступать любое физическое или юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли оказываются ком­мерческие организации, осуществляющие отправку грузов (в основ­ном производимых ими товаров) для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей (поставкой) товаров и выполне­нием других договоров.Как правило, грузоотправитель является соб­ственником отправляемых грузов (грузовладельцем) либо лицом, на­деленным собственником соответствующими полномочиями по от­правке груза.

В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает уча­стия в заключении договора перевозки и, следовательно, не может считаться стороной этого договора . В то же время законодательство наделяет грузополучателя определенными правами, связанными с пе­ревозкой груза, и, более того, возлагает на грузополучателя ряд обя­занностей, вытекающих из перевозки груза. Данное обстоятельство породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя. В настоящее время господствующей яв­ляется позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки (ст. 430 ГК), поскольку перевозчик обязан выдать приня­тый к перевозке и доставленный в пункт назначения груз именно гру­зополучателю (управомоченному им лицу) и только последний вправе требовать от перевозчика выполнения этой обязанности. Более того, после обращения получателя к перевозчику с требованием о выдаче груза перевозчик должен выполнить свою обязанность, а грузоотпра­витель не вправе переадресовать груз либо изменить (в том числе по согласованию с перевозчиком) какие-либо условия договора перевоз­ки груза, что соответствует общему правилу п. 2 ст. 430 ГК. Кроме того, перевозчик вправе не выдавать получателю груз до мо­мента полной уплаты причитающихся ему провозных платежей (в том числе и тех, которые не были уплачены грузоотправителем), а также вы­двигать возражения против требований грузополучателя в связи с не­сохранностью груза (в том числе относительно вины грузоотправителя в неправильной погрузке, упаковке и креплении груза), что также соот­ветствует общему правилу п. 3 ст. 430 ГК. Наконец, невостребованны­ми получателями грузами вправе распоряжаться их грузоотправители, что также соответствует общему правилу п. 4 ст. 430 ГК. Таким обра­зом, все без исключения положения ГК, регулирующие договор в поль­зу третьего лица, относятся к договору перевозки груза.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста