Устав предпринимательства что это такое

Что такое устав. Объясняем простыми словами

Устав — учредительный документ, на основе которого действует юридическое лицо.

Проще говоря, устав как собственная конституция предприятия, главная цель которой — обеспечить нормальное функционирование организации в правовом поле.

В уставе отражают цели и задачи, описывают организационную структуру учреждения и его органов управления, форму собственности, а также нормы, в соответствии с которыми происходит управление организацией.

Устав необходимо готовить ещё до момента создания юридического лица. Без него компанию не зарегистрируют. Устав можно дополнять, если необходимо. Изменения устава происходят только по соглашению с учредителями фирмы. После изменения документ необходимо заново подавать на утверждение и регистрацию.

Пример употребления на «Секрете»

«Решение о внесении изменений в устав «Газпрома» было [принято] в июне на годовом общем собрании акционеров. Поэтапный переезд компании из столицы в Санкт-Петербург начался ещё 10 лет назад с переезда «Газпром нефти». Сейчас в Петербурге находятся большинство подразделений холдинга, однако официально «Газпром» там зарегистрирован не был».

(Из новости о переезде «Газпрома» в Санкт-Петербург.)

Нюансы

В содержание устава входят:

  • Данные об организации. Полное и краткое название, юридический и фактический адрес, цели организации, сфера деятельности.
  • Юридический статус. Здесь указаны данные об основателях организации, обязанности и права учредителей, права и обязанности директора компании, правила передачи прав на компанию и так далее.
  • Данные о порядке собрания учредителей, количестве голосов для принятия решений. В этот раздел вносят данные о порядке организации таких встреч, периодичность собраний, условия для заочных или внеочередных собраний и т. д. Если учредитель один, то ему проще реализовать все имеющиеся полномочия.
  • Правила определения должностных лиц. Указывают нормы и правила при выборе руководителя, а также срок его полномочий.
  • Финансовый раздел. Содержит вопросы, касающиеся финансовой стороны: как проводится учёт, как готовить отчёты, как распределять ресурсы и прибыль и так далее.

Юридические лица могут действовать на основании типового устава. Учредители могут выбрать из 36 вариантов, утверждённых приказом Минэкономразвития в 2018 году.

История

Устав — одна из самых древних форм нормативного правового акта в Российском государстве. До наших дней дошли уставы и уставные грамоты Древней Руси (XI–XII вв.), которые представляют собой памятники законодательства, посвящённые вопросам государственного управления, судопроизводства, налогообложения.

Источник

На каком основании действует ИП

На основании чего действует ИП в договоре

Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, не образуя при этом юридическое лицо (п. 1 ст. 23 ГК РФ).

В момент регистрации ИП приобретает определенные права и обязанности, реализовать которые он должен под своим именем, которое включает непосредственно имя, фамилию и отчество (п. 1 ст. 19 ГК РФ). Это значит, что предприниматель, подписывая договор, должен указывать в нем сведения о том, что он действует в качестве ИП. ИП в договоре действует на основании факта того, что он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.

В том случае, если сделка заключается от имени предпринимателя его представителем, в договоре указывается, что последний действует на основании доверенности, а также приводятся ее реквизиты. Если представитель официально трудоустроен в качестве работника предпринимателя (например, в должности директора), потребуется указать реквизиты заключенного с ним трудового договора.

Читайте также:  За счет отпуска заявление что это значит

Пример формулировки преамбулы договора ИП с юрлицом на оказание услуг вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В каких случаях организация, выплатившая доход ИП, является налоговым агентом и обязана перечислить НДФЛ, читайте здесь.

На основании какого документа действует ИП после регистрации

Представитель юридического лица, заключающий договор, приводит в нем ссылку на документ, предоставляющий ему полномочия на осуществление юридически значимых действий от имени компании. У ИП, действующего самостоятельно, таких документов нет. Именно поэтому у начинающих предпринимателей возникает вопрос: на основании чего действующий ИП в договоре может ставить свою подпись.

При регистрации гражданина в качестве ИП в ЕГРИП вносится соответствующая запись. В соответствии с п. 3 ст. 11 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ предпринимателю или его представителю выдается документ, подтверждающий факт внесения записи о регистрации в ЕГРИП (так называемая выписка). В нем содержится следующая информация:

  • реквизиты паспорта предпринимателя;
  • адрес постоянной регистрации;
  • выбранные коды ОКВЭД.

Реквизиты выписки из ЕГРИП используются в качестве средства индивидуализации ИП при заключении договоров.

Таким образом, ИП, выступающий в качестве стороны гражданско-правового договора, может включить в текст документа запись следующего вида: «Индивидуальный предприниматель Ф.И.О., лист записи ЕГРИП выдан наименование налогового органа, дата выдачи в формате дд.мм.гггг».

До 2017 года предпринимателям выдавались свидетельства о государственной регистрации. Эти документы действуют и в настоящее время, поэтому при наличии такого свидетельства ИП может включить в договор строчку следующего вида: «Индивидуальный предприниматель Ф.И.О., действующий на основании свидетельства о государственной регистрации № … от дд.мм.гггг».

Кроме того, в документе стоит указать ОГРНИП и ИНН предпринимателя, паспортные данные, адрес проживания, реквизиты банковского счета. Как правило, эти данные указываются в конце документа и заверяются подписью и печатью (при наличии) предпринимателя.

Учредительные документы для ИП для заключения договора (уставные документы)

Учредительные документы — это документы, на основании которых действуют предприятия и организации. Статус учредительного документа имеет устав компании. В действующем гражданском законодательстве, согласно ст. 52 ГК РФ, термин «учредительные документы» применяется в отношении юридических лиц. Именно поэтому формально индивидуальный предприниматель, который в силу своей правовой природы не является юридическим лицом, не имеет учредительных (уставных) документов.

На практике же под уставными документами для ИП для заключения договора понимают пакет документов, подтверждающих факт госрегистрации гражданина в качестве предпринимателя и предоставляющих ему право вести собственный бизнес. Наличие таких документов позволяет контрагенту снизить риск возникновения негативных последствий от заключения договора, например риск отказа предпринимателя исполнять обязательства. В перечень документов, представляемых ИП при заключении договора, входят:

  • копия свидетельства ОГРН или выписка из ЕГРИП;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • копия паспорта (при заключении договора стоит запросить и оригинал для сверки копии);
  • если интересы ИП представляет третье лицо — доверенность, предоставляющая ему право осуществлять юридически значимые действия от имени предпринимателя.

Как оформить доверенность от имени индивидуального предпринимателя, какие обязательные требования (включая нотариальное удостоверение) установлены для такой доверенности? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.

Итоги

Итак, при заключении договоров индивидуальный предприниматель в отличие от представителя юридического лица действует от собственного имени, поэтому оформлять документы, позволяющие ему представлять интересы собственного бизнеса, не требуется. Доверенность придется подготовить лишь в том случае, если от имени ИП действует третье лицо, представляющее его интересы. Уставных документов ИП не имеет, поэтому их наличие не нужно для успешного заключения договора с контрагентом. Документы, представляемые будущему партнеру, не обладают статусом уставных, но при этом подтверждают право бизнесмена заключать договоры в качестве ИП.

Читайте также:  Справка об отсутствии прописанных где получить

Источник

Устав

Учредительный документ, где описаны правила деятельности компании

В уставе зафиксированы особенности работы компании и взаимодействия ее участников. Без устава нельзя зарегистрировать большинство юрлиц — ООО, акционерное общество или некоммерческую организацию.

На примере ООО рассказываем, что должно быть в уставе компании, как его написать и внести изменения.

Содержание устава

В уставе нужно отразить все основные вопросы о деятельности конкретной компании, чтобы в процессе работы не возникало спорных ситуаций.

Вот что должно быть в уставе ООО:

  1. Полное и сокращенное наименование компании.
  2. Адрес компании, который будет указан в ЕГРЮЛ. Достаточно прописать населенный пункт.
  3. Размер уставного капитала и доли участников. Минимальный размер уставного капитала — 10 000 ₽.
  4. Компетенция общего собрания участников и вопросы, которые на нем будут решаться. Если участник один, в уставе пишут, что по всем вопросам участник принимает решения единолично и оформляет их письменно.
  5. Порядок и сроки проведения очередных и внеочередных собраний участников.
  6. Права и обязанности участников. Например, участники вправе управлять делами компании и обязаны оплачивать доли в уставном капитале.
  7. Кто будет руководить компанией: один человек — генеральный директор или несколько, например совет директоров, и на какой срок избирается руководство.
  8. Правила выхода участника из ООО и как поступают с его долей.
  9. Порядок хранения документов и их раскрытия. Например, с какими документами могут знакомиться все участники, а с какими — только избранные.
  10. Другие важные сведения. К примеру, какое имущество можно, а какое нельзя вносить в уставный капитал; сколько голосов необходимо для принятия решений на общих собраниях; собирается ли ООО использовать в своей работе печать.

Не обязательно включать все разделы. Например, если разрабатываете устав для ООО с одним участником, можно не включать раздел про проведение общих собраний.

Виды уставов

Уставы бывают индивидуальные и типовые.

Индивидуальный. Это устав, который составили под конкретное ООО и его участников. В нем, например, можно увеличить количество голосов, которое требуется для принятия решений, или прописать особый порядок уведомления о созыве собраний участников.

Типовой. Это уже готовая форма устава, которую утвердило Минэкономразвития. Типовые уставы могут использовать как новые, так и уже действующие компании.

Преимущества типового устава:

  1. Проще и быстрее открыть компанию: не нужно тратить время на создание и утверждение устава. Кроме того, типовой устав не надо представлять в налоговую для госрегистрации ООО.
  2. В типовых уставах нет сведений о наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юрлица — то есть при изменении этих данных корректировать устав не придется.
  3. Не нужно менять устав, если примут поправки в закон об ООО. Изменения в устав внесет Минэкономразвития.
  4. Любой будущий контрагент может ознакомиться с вашим уставом дистанционно, достаточно назвать ему номер типовой формы.

Но у типовых уставов есть и ограничения:

  1. Нельзя изменить правила деятельности ООО, которые предусмотрены выбранным уставом.
  2. В типовых уставах детально не расписаны некоторые важные положения. Например, полномочия генерального директора. Поэтому для корректного взаимодействия между ООО, его участниками и директором нужно будет утвердить внутренние регламенты.

Всего разработаны 36 типовых уставов. Они отличаются друг от друга сочетанием условий по таким вопросам:

  • вправе ли участник выйти из общества по своему желанию;
  • надо ли получать согласие остальных участников на отчуждение доли третьим лицам или другому участнику;
  • имеют ли участники преимущественное право покупки доли в случае ее продажи третьему лицу;
  • может ли доля перейти к наследникам и правопреемникам участников без согласия остальных;
  • кто по умолчанию имеет право действовать от имени ООО.
Читайте также:  Залоговое поручение что такое

Выбрать подходящий типовой устав можно с помощью специального сервиса на сайте налоговой службы.

Как составить устав

Устав составляют письменно в произвольной форме. В него не нужно переписывать нормы закона об ООО, достаточно просто сослаться на них.

Например, раздел «Порядок хранения документов и представления информации участникам и другим лицам» может состоять всего из одного пункта:

«Общество хранит и представляет участнику и другим лицам документы в соответствии с требованиями статьи 50 закона об ООО».

Рекомендуем указать, что ООО вправе заниматься любыми видами деятельности, которые не запрещены законодательством. Конкретные виды деятельности писать в уставе не надо, они указаны в ЕГРЮЛ. Иначе при смене видов деятельности придется вносить изменения не только в ЕГРЮЛ, но и в устав.

Уставы ООО с несколькими и с одним участником будут отличаться.

Устав ООО с несколькими участниками. При составлении такого устава надо заранее проработать все организационные вопросы. Например:

  • будут ли у участников дополнительные права и обязанности, помимо тех, что прописаны в законе. Если будут, то у всех участников или только у некоторых. Например, можно установить, что участники с долей в уставном капитале 25% и более не вправе входить в другие компании, которые ведут деятельность в аналогичной сфере бизнеса;
  • какова компетенция общего собрания участников. Ее можно дополнить или, наоборот, сократить по сравнению с той, что указана в законе об ООО. Но некоторые вопросы должно решать только общее собрание, другим органам управления их поручать нельзя. Например, утверждение годовых отчетов и балансов, решение о распределении чистой прибыли, решение о ликвидации компании;
  • надо ли ограничить полномочия генерального директора при совершении им сделок от имени ООО. Например, можно прописать в уставе, что директор вправе самостоятельно заключать сделки, цена которых не превышает 1 млн рублей. Все остальные сделки должны быть предварительно единогласно одобрены общим собранием участников.

Устав ООО с единственным участником. В таком уставе можно не указывать некоторые разделы, например о распределении прибыли и выходе из ООО.

Как внести изменения в устав

Внести изменения можно только в индивидуальный устав, типовой изменить нельзя.

Вот наиболее частые случаи, когда изменяют устав:

  • компания переехала по другому адресу;
  • изменились полномочия общего собрания участников;
  • поменяли название ООО;
  • увеличился или уменьшился уставный капитал.

Изменения в устав можно оформить либо в виде новой редакции устава, либо как отдельный документ с поправками, который будет приложением к изначальному уставу.

Если в ООО один участник, он единолично принимает письменное решение о внесении изменений в устав ООО. Если участников несколько, такое решение принимают на общем собрании не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников. Решение оформляют в виде протокола общего собрания, его подписывают председатель и секретарь собрания.

О том, как зарегистрировать изменения устава в налоговой, мы рассказали в отдельной статье.

Если компания хочет перейти с индивидуального устава на типовой или наоборот, действовать нужно так же, как и при внесении изменений.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста