Тайц приказ чему учит

Читательский дневник ‐ «Приказ» Тайц.

Автор: Яков Тайц.

Краткое содержание

  1. Маленькая Света всегда помогает маме: что-то принести, убрать или съесть конфету.
  2. Мама уходит копать картошку, а дочь запирает дверь и обещает никого не впускать.
  3. Девочка сама надела платье и ботинки, умылась и стала рисовать.

План пересказ

  1. Послушный ребёнок.
  2. Мама-командир.
  3. Смешной дядя.
  4. Одиночество.
  5. Самостоятельная малышка.
  6. Молочница.
  7. Почтальон.
  8. Возвращение отца.
  9. Радость семьи.
  10. Медаль за послушание.

Главные герои

  1. Света – послушная девочка пяти лет, исполняет все мамины приказы, самостоятельная: одна остаётся дома, сама кушает и одевается.
  2. Антонина Петровна Кудрявцева – мама, добрая, рада возвращению мужа.
  3. Отец – военный командир, любит свою семью.

Главная мысль

Приказы командира нужно исполнять.

За верную службу награждают медалями.

Чему учит

Произведение учит слушаться старших и исполнять все их просьбы.

Важно помогать мамам и быть самостоятельным.

Отзыв

Мне понравилась маленькая девочка Света. Она ответственная и исполнительная. Для мамы Светлана стала верным и послушным помощником.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса.

Источник

Урок чтения по рассказу Я.Тайца «Приказ»

Урок сопровождается показом слайд о Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения по рассказу Я.Тайца «Приказ»»

Цели: — закрепить пройденный материал;

ознакомить с произведением Тайца,

уметь анализировать прочитанное;

— развивать технику быстрого, осознанного и выразитель- ного чтения, речь, мышление, память;

— воспитывать чувство глубокого патриотизма, уважения к тем кто пережил все ужасы войны, желания и стремления жить в мире;

уважительное отношение к отечественной истории, героическому подвигу защитников Отечества.

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

Наглядность и оборудование: портрет, книги, иллюстрации о Великой Отечественной войне, индивидуальные нетбуки, слайды, устройство с записью музыкальных произведений о войне.

Прослушивание минусовки песни «День Победы».

На прошлом уроке мы работали над рассказом А.Приставкина «Порт-рет отца».

— Где произошло событие, описываемое в рассказе?

— Почему там находились дети?

— Что увидел мальчик на обложке книжки с библиотеки?

— Что он сделал с этой фотографией?

— Хорошо ли он поступил?

— Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

— Почему мальчик был согласен отдать другу всё, что у него было, за портрет отца?

1.Беседа о Великой Отечественной войне.

— Мы продолжаем путешествие по ленте времени.

— Когда началась Великая Отечественная Война? (22 июня 1941 года.)

— Когда закончилась? (9 мая 1945 года.)

— А кто прочитает стихи о войне.

-Почему она так называется – Великая? (потому что, весь народ поднялся на защиту своей страны от немецко – фашистских захватчиков.)

— А почему она называется Отечественная? ( п.ч. защищали отечество, Родину.)

22 июня 1941 года немцы неожиданно напали на нашу страну. Война длилась 1418 дней – четыре года. Это война была ужасная, кровопролитная, не было ни одной семьи не пострадавшей от тягот войны.

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших. Хотя прошло 68 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений.

Дети на ровне со взрослыми работали в тылу ,воевали на полях сражений и отправлялись фашистами в лагеря смерти. Там детей истребляли остервенело. Дети гибли там от грязи, эпидемий, от чудовищных экспериментов. Им давали отравленную кашу, кофе, брали у них кровь для раненных фашистских бойцов.

-Было такое кошмарное, незабываемое.

Если бы всех погибших мы почтили минутой молчания, то Земля молчала бы 47 лет.

В суровые дни войны рядом со взрослыми сражались дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, работали на колхозных полях, в госпиталях, организовывали концерты для раненых воинов

2. Работа над рассказом Я.Тайца «Приказ».

а) первичное знакомство с текстом

б) лексическая работа

(объяснение трудных слов)

Фронт- в военном деле — объединение вооруженных сил, создаваемое обычно с началом войны..

Приказ – письменное или устное распоряжение начальника подчиненным, являющееся для них законом.

Молочница – женщина, разносящая молоко.

Марка – на конверт наклеивается, чтобы отправить письмо.

Погоны – наплечные знаки различия на форменной одежде.

Наган – револьвер, барабан на 7 патронов.

Калитка – маленькая дверца.

Наземь – на землю.

в) вторичное знакомство с текстом

(чтение детьми «цепочкой»);

г) анализ рассказа по вопросам:

— Понравился вам рассказ?

— Кто главные герои в нём?

— Когда произошёл случай, описываемый в рассказе?

— Что наказала мама Свете?

— Послушалась её дочка?

— Кто приходил, пока мамы не было дома?

— Открыла им Света? Почему?

— Как произошла встреча мамы и папы?

— Что сделала Света, когда они стали обниматься?

— Одобрил ли Светин поступок папа? Что он сделал?

— Найдите в тексте отрывок из папиного письма.

— -//- описание мамы, когда она разбудила Свету и собралась уходить.

— -//- отрывок, где Света поняла, что письмо от папы.

— -//- где мама с папой встретились.

е) деление текста на части и составление плана:

2.Разговор с мамой.

4.Разговор через дверь с папой.

5.Встреча с папой.

— Чему нас учит этот рассказ?

— Можно ли Свету назвать послушной девочкой?

— Маленький читатель в произведениях Якова получает без назидания уроки мужества, справедливости и доброты, уважения к человеку и любви к родине.

Читайте также:  Справка выписка по счету что это

Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война.

В честь всех погибших в годы Второй мировой войны объявляется минута молчания.

День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.

9 мая – День Победы отмечают во всем мире в знак признательности к нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень бережно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.

поздравляем всех с этим великим праздником и желаем всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто и никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.

VII.Домашнее задание. Пересказ рассказа Я.Тайца «Приказ» (с. 314-319)

Источник

Урок чтения по рассказу Я.Тайца «Приказ»

Урок сопровождается показом слайд о Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения по рассказу Я.Тайца «Приказ»»

Цели: — закрепить пройденный материал;

ознакомить с произведением Тайца,

уметь анализировать прочитанное;

— развивать технику быстрого, осознанного и выразитель- ного чтения, речь, мышление, память;

— воспитывать чувство глубокого патриотизма, уважения к тем кто пережил все ужасы войны, желания и стремления жить в мире;

уважительное отношение к отечественной истории, героическому подвигу защитников Отечества.

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

Наглядность и оборудование: портрет, книги, иллюстрации о Великой Отечественной войне, индивидуальные нетбуки, слайды, устройство с записью музыкальных произведений о войне.

Прослушивание минусовки песни «День Победы».

На прошлом уроке мы работали над рассказом А.Приставкина «Порт-рет отца».

— Где произошло событие, описываемое в рассказе?

— Почему там находились дети?

— Что увидел мальчик на обложке книжки с библиотеки?

— Что он сделал с этой фотографией?

— Хорошо ли он поступил?

— Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

— Почему мальчик был согласен отдать другу всё, что у него было, за портрет отца?

1.Беседа о Великой Отечественной войне.

— Мы продолжаем путешествие по ленте времени.

— Когда началась Великая Отечественная Война? (22 июня 1941 года.)

— Когда закончилась? (9 мая 1945 года.)

— А кто прочитает стихи о войне.

-Почему она так называется – Великая? (потому что, весь народ поднялся на защиту своей страны от немецко – фашистских захватчиков.)

— А почему она называется Отечественная? ( п.ч. защищали отечество, Родину.)

22 июня 1941 года немцы неожиданно напали на нашу страну. Война длилась 1418 дней – четыре года. Это война была ужасная, кровопролитная, не было ни одной семьи не пострадавшей от тягот войны.

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших. Хотя прошло 68 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений.

Дети на ровне со взрослыми работали в тылу ,воевали на полях сражений и отправлялись фашистами в лагеря смерти. Там детей истребляли остервенело. Дети гибли там от грязи, эпидемий, от чудовищных экспериментов. Им давали отравленную кашу, кофе, брали у них кровь для раненных фашистских бойцов.

-Было такое кошмарное, незабываемое.

Если бы всех погибших мы почтили минутой молчания, то Земля молчала бы 47 лет.

В суровые дни войны рядом со взрослыми сражались дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, работали на колхозных полях, в госпиталях, организовывали концерты для раненых воинов

2. Работа над рассказом Я.Тайца «Приказ».

а) первичное знакомство с текстом

б) лексическая работа

(объяснение трудных слов)

Фронт- в военном деле — объединение вооруженных сил, создаваемое обычно с началом войны..

Приказ – письменное или устное распоряжение начальника подчиненным, являющееся для них законом.

Молочница – женщина, разносящая молоко.

Марка – на конверт наклеивается, чтобы отправить письмо.

Погоны – наплечные знаки различия на форменной одежде.

Наган – револьвер, барабан на 7 патронов.

Калитка – маленькая дверца.

Наземь – на землю.

в) вторичное знакомство с текстом

(чтение детьми «цепочкой»);

г) анализ рассказа по вопросам:

— Понравился вам рассказ?

— Кто главные герои в нём?

— Когда произошёл случай, описываемый в рассказе?

— Что наказала мама Свете?

— Послушалась её дочка?

— Кто приходил, пока мамы не было дома?

— Открыла им Света? Почему?

— Как произошла встреча мамы и папы?

— Что сделала Света, когда они стали обниматься?

— Одобрил ли Светин поступок папа? Что он сделал?

— Найдите в тексте отрывок из папиного письма.

— -//- описание мамы, когда она разбудила Свету и собралась уходить.

— -//- отрывок, где Света поняла, что письмо от папы.

— -//- где мама с папой встретились.

е) деление текста на части и составление плана:

2.Разговор с мамой.

4.Разговор через дверь с папой.

5.Встреча с папой.

— Чему нас учит этот рассказ?

— Можно ли Свету назвать послушной девочкой?

— Маленький читатель в произведениях Якова получает без назидания уроки мужества, справедливости и доброты, уважения к человеку и любви к родине.

Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война.

В честь всех погибших в годы Второй мировой войны объявляется минута молчания.

День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.

9 мая – День Победы отмечают во всем мире в знак признательности к нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень бережно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.

Читайте также:  Когда нужно подать заявление на единовременное пособие при рождении ребенка

поздравляем всех с этим великим праздником и желаем всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто и никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.

VII.Домашнее задание. Пересказ рассказа Я.Тайца «Приказ» (с. 314-319)

Источник

Я.М. Тайц «Приказ»

Цели:

  • Познакомить с рассказом Я.Тайца «Приказ».
  • Развитие представления учащихся о добре и зле.
  • Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности, чувство гордости за свою страну и родную деревню.

Оборудование: папка с файлами, содержащими материалы про ветеранов войны своей деревни, выставка детских рисунков «Война и мир глазами внуков и правнуков», фотографии участников ВОВ- односельчан, фонограмма песни «Дорога добра», таблица «Правила доброты», сочинение учащихся «Ветеран живет рядом», плакаты с пословицами.

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня я предлагаю вам сесть по кругу. Ведь в кругу все равны и есть возможность видеть друг друга, смотреть в глаза. А глаза, говорят — это душа человека. Люди с давних времен, всматривались в лица друг друга, пытаясь этим угадать настроение человека. Посмотрите, пожалуйста, на лица этих гномиков. Что они выражают? (Радость, огорчение, страх, гнев, удивление).

С каким гномиком вам было бы приятно общаться?

Каким чаще бываете вы?

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце- доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек помогает другому, он способен чувствовать радость и боль другого человека, как свою. Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела».

В словаре С.И.Ожогова дается следующее определение: Добро — положительное, хорошее, полезное. Противоположное — зло. Зло- это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность.

Философ Альберт Швейцер писал, что добро- это то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает и препятствует.

II. Постановка темы урока.

Мы продолжаем путешествие по ленте времени. Познакомимся одним из рассказов военных лет Я.М.Тайца «Приказ», в котором маленькая девочка остается с мамой одна, отец уходит на войну.

В начале урока мы говорили о доброте и зле. «Война — это всегда страшно. Это слезы, кровь, страдания. Это смерть.: Это зло.

(Ученик читает стих)

Война — жесточе нету слова
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
А.Твардовский.

Почему она называется Отечественная?

(Потому что защищали Отечество, Родину).

Сколько бы лет не прошло с мая 45 года мы всегда будем помнить, что это была великая победа справедливости над злом и насилием, победа в войне за независимость нашей Родины. Мы бережно храним память о тех, кому обязаны жизнью, счастьем, тем, что живем в свободной и благополучной стране.

III. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение.

Дети читают рассказ самостоятельно.

2. Проверка понимания содержания.

— Почему автор назвал рассказ «Приказ»? Подтвердите словами рассказа.

(Папа написал с фронта письмо: «Светик, исполняй все мамины приказы, как на войне все равно. У нас на войне командир, если дал приказ, значит, умри, но сделай. А мама для тебя вроде как командир»).

— Запомнила ли Света наставление отца?

— Куда ушла однажды утром мама?

— Какой приказ дала мама Свете?

— Испугалась девочка, когда осталась дома одна? Почему?

— Какую сказку напомнила мама Свете?

— Кто приходил к Свете пока мамы не было дома?

— Открывала она дверь?

— Почему Света не открыла дверь своему отцу? Что она подумала?

(Света растерялась, и подумала, а может быть, это серый волк прикинулся папой? Она сказала: «Мой папа на войне!»).

Прочитайте этот диалог по ролям (ролевое чтение по учебнику).

— Как вы считаете, правильно ли поступила Света? (Ответ учащихся).

— Одобрил отец ее поступок? Почему?

— Чем он ее наградил?

(Он снял с себя медаль и повесил на Свету. Правда, он сейчас же отнял ее, но все равно Света чуть не целых пять минут носила на груди настоящую серебряную медаль с надписью: «За боевые заслуги».)

— Как бы вы поступили на месте Светы?

— Какой девочкой была Света? Почитайте.

(Сейчас Света уже большая и ходит в школу. Но во время войны она была маленькой и ходила в детский сад. А по воскресеньям оставалась дома с мамой и всегда помогала. Надо принести что-нибудь — принесет, надо убрать- уберет, надо конфетку съесть — съест!)

Дайте полную характеристику.

(Она была ответственной, исполнительной, в трудные годы войны была верным другом и помощницей мамы).

Беседа о благотворительности.

Прочитав данный рассказ, познакомившись юной героиней военных лет какие чувства у вас возникли?

(Сочувствие, желание помочь близким людям)

Очень приятно, что у вас возникло сочувствие, желание помочь близким. Это и служит началом добрых дел. Ведь в мире всегда найдется место благотворительности.

Взрослые делают больше добрые дела,а маленькие малые.

2010 год весь народ отмечает 65 годовщину незабываемого дня Победы, который принес нам счастье и мир. 1418 дней и ночей Советские люди вели кровопролитную войну против фашистских агрессоров, отстояли свободу и независимость своего Отчества. Из наших маленьких деревень Чувашское Сиренькино, Русское Сиренькино и Кителга ушли на фронт 450 человек, из них вернулись только 109 (демонстация слайдов с фотографиями ветеранов).

В центре нашей деревни Сиренькино высится мраморный обелиск. На нем высечены имена погибших. Мы никогда не забудем их подвиг! Они ковали победу. Мы перед ними вечно в долгу. Их осталось совсем немного — живых свидетелей и участников тех великих и трагических для нашей Родины событий. Они выстояли тогда, в кровавые сороковые, в послевоенные годы, поднимали страну из разрухи. К сожалению, ряды участников тех героических лет с каждым годом редеют. Это говорит о том, что их остается все меньше и меньше среди нас.

Читайте также:  Что нужно для справки об эпид благополучии

Время берет свое. Некоторым трудно передвигаться без посторонней помощи, плохо видят глаза, слабо слышат. Наша тимуровская операция под названием: «Ветеран живет рядом», целью которой является оказание посильной помощи это большое доброе дело.

Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям требуется не только помощь, но и просто внимание.

Ребята, я рада, что вы умеете слушать и чувствовать души других, не проходите мимо людей, зовущих на помощь. Правильно сказал А.П.Чехов «Спешите делать добро!».

Добрые дела нельзя откладывать на потом. Делать добро надо сегодня и сейчас. Не зря, говорят, одно сегодня стоит двух завтра.

Физкультминутка.

(Дети исполняют песню «Дорога добра» на слова Ю.Энтина музыка М.Минкова в движении)

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?

Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди,мой друг,всегда иди
Дорогою Добра!

Ребята, никогда не отвечайте грубостью на грубость, на зло — злом. Помните, что к вам будут относиться так, как вы относитесь к окружающим. Людей помнят по их добрым делам. Мудро поступают те люди, которые стараются оставить после себя добрый след. Не зря говорится в пословице: «Доброе дело два века живет».

Вспомним правила доброты.

(ученики рассказывают по очереди).

1. Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

2. Прощать ошибки других.

4. Не завидовать.

5. Жалеть других.

Даже в трудные военные годы люди умели соблюдать эти правила. Вспомните слова Семена Севастьяновича, ветерана войны нашей деревни, который рассказывал нам про военную дружбу, когда мы складывали дрова в его дровяннике.

Семен Севастьянович рассказывал, что на войне была такая дружба, они так ценили друг друга, так жалели. Он с уважением вспоминает ребят своей дивизии. Уважение друг к другу ,- говорит он было великим делом. О национальности не говорили, даже не спрашивали. Ты свой человек говорили, вот и все. Во всем друг другу помогали, умели делиться куском хлеба.

А теперь некоторые ученики прочитают сочинение про своих прадедов и прабабушек — ветеранов Великой Отечественной войны.

Сочинение Ксении Игнатьевой: «Мой прадед ветеран Великой Отечественной войны.»

Довоенное детство моего деда прошло в родной деревне Сиренькино. Он говорит, что это были самые счастливые годы его жизни. Лес, полный ягод, чудесная речка. Родители работали, а он учился.

Беда пришла нежданно — с глубокой грустью вспоминает он. Тот день, когда было объявлено о начале войны, запомнился ему слезами и плачами всех собравшихся жителей деревни. Вот так закончились короткие беззаботные годы юности.

В 17 лет его призвали на фронт. Впервые бой встретил под городом Псковом. Затем он обучался в Псковском военном училище. Вскоре его определили в 376 ую стрелковую красноармейскую дивизию.

В бою около границы с Литвой его ранило в руку, однако это было не единственное ранение, затем последовали ранения в голову от осколочного снаряда, сквозное пулевое ранение в живот. Войну окончил мой дед в Эльбоу, но встретить победу с товарищами ему не удалось. Он лежал в госпитале в Риге.

За боевые заслуги он награжден медалями. После окончания войны он служил еще 7 лет. В 1952 году вернулся домой. До пенсионного возраста проработал в родном колхозе животноводом.

Военные годы оставили глубокие следы на его здоровье. Он часто болеет. Плохо слышит. Мы всей семьей окружили его заботой и вниманием. Помогаем во всем. Мы часто с ним беремся за руки и гуляем в тихих, красивых уголках нашей местности. Бывает подолгу сидим возле речки, где рассказывает мне, что в те тяжелые годы никогда он не думал о смерти, верил остаться в живых и мечтал по-прежнему зажить счастливо в кругу своей семьи в родном краю.

Сочинение Тихоновой Алины: «Мои любимые прадедушка и прабабушка».

Мой прадедушка Иван Тихонов — участник Великой Отечественной войны. Он был награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» .Он умер в 1992 году. Его фотографии хранятся в семейном альбоме.

Моя прабабушка Антонида в годы войны трудилась в родной деревне Сиренькино. Всю работу приходилось выполнять в ручную, техники совсем не хватало, — рассказывает она. Жали рожь, снопы таскали на плечах. Лошадей было мало- их надо было кормить, а кормить было нечем. Дрова и сено на зиму возили на себе.

Моей прабабушке 84 года. Сколько трудностей пришлось ей пережить. Она часто достает фотографии прадеда и его письма, с выцветшими чернилами, читает их вздыхая и утирая слезы. От этих горьких слез, текущих по ее морщинистому лицу мне становится невыносимо грустно.

Я очень люблю мою добрую прабабушку. Во всем стараюсь быть ее помощницей.

Вместе убираемся по дому, печем пироги. Летом помогаю полоть и поливать грядки, зимой — расчищаю дорожки от снега. Мое сокровенное желание, чтобы она прожила еще много-много счастливых лет под мирным небом.

Итог урока.

Ребята нелегко досталась эта победа.

Трудно найти в нашей стране семью, дом, куда бы не пришло горе, человека, который не потерял отца или мать, сына или дочь, брата или сестру, или просто друга.

Поэтому об этом должны знать и помнить ,вы самые маленькие граждане нашей страны. И окружить каждого нуждающегося заботой и вниманием.

Домашнее задание: приготовить рассказы о героях ВОВ.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста