Справка гит что это

Проверка ГИТ: о чем должен помнить работодатель

Визит представителя трудовой инспекции — событие малоприятное. Редкая проверка заканчивается актом о полном соответствии организации нормам трудового права. Требования к работодателю суровы, а некоторые давно устарели. Чтобы не получить необоснованных штрафов, руководитель организации должен хорошо ориентироваться в правилах проведения проверок ГИТ и не забывать о своих правах.

Суров закон, но это закон

Все проверки, которые могут случиться в жизни организации, регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ изменил положения, которые касаются порядка проведения проверок ГИТ.

Наиболее значимым можно считать переход к риск-ориентированному подходу, когда регулярность плановых проверок будет зависеть от категории риска, присвоенной компании. Всего выделено пять категорий, регулярность проверок от одного раза в два года — для категории высокого риска, до одного раза в шесть лет — для тех, кто причислен к категории умеренного риска. Не будут проверять организации, которым посчастливится попасть в категорию низкого риска.

Второе важное новшество — ограничение списка документов, по которым инспектор вправе проверять работодателя. Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Роструда от 30.12.2016 № 538. Перечень размещен на сайте Роструда. Он достаточно объемен, документов много. Тем не менее это нововведение — скорее плюс, чем минус: если инспектор начинает требовать что-то, выходящее за рамки перечисленных документов, руководитель организации может опротестовать это требование. Кроме того, наличие такого списка позволяет кадровику проверить себя и подготовиться к проверке заранее.

И третье изменение, утвержденное Законом № 277-ФЗ, — это проверочные листы. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждены Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2017 № 655. Государственная инспекция по труду, стремясь снизить трудозатраты, разработала онлайн-опросник, который на начальном этапе позволяет выявить нарушителей. Сервис официально заработал с 1 января 2018 года, и уже сейчас можно проверить себя.

Правильно настроенная программа Контур-Персонал облегчает прохождение проверки ГИТ

В целом при взаимодействии с ГИТ работодателю стоит опираться на несколько базовых документов:

Федеральные нормативные акты

Подзаконные нормативные акты

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. ФЗ от 3.07.2016 № 277-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (в ред. от 16.02.2017 № 197)
  • Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Все идет по плану, или Какая проверка ждет вас?

В зависимости от целей государственная инспекция по труду проводит плановые и внеплановые проверки.

График плановых проверок утверждается накануне Нового года совместно прокуратурой и ГИТ. График размещен на сайтах ведомств, с ним можно ознакомиться в любое время. Госинспекция обязана дополнительно предупредить работодателя о своем визите за трое суток. Раньше извещения пересылали обычной почтой, сейчас чаще всего информируют электронным письмом.

О внеплановом визите инспекции работодатель должен узнать не позднее чем за 24 часа. В некоторых случаях Трудовой кодекс РФ разрешает не согласовывать выезд инспекторов с прокуратурой и не предупреждать проверяемую организацию (ст. 360 ТК РФ). Это касается проверок, инициированных по жалобам работников, например, на невыплату или неполную выплату заработной платы. Такое допущение — отзвуки Федерального закона № 272-ФЗ от 03.07.2016, который ужесточил меры ответственности за нарушения в области оплаты труда.

Читайте также:  Справка жилищных органов что это

Сейчас в Госдуме рассматривается проект еще одного закона, который даст право на внеплановые проверки по вопросам оформления трудовых договоров, когда вместо трудовых заключены гражданско-правовые договоры.

Виды внеплановых проверок:

  1. Документарные проверки, чаще всего проводятся по жалобе работника. ГИТ не выезжает на место, а запрашивает определенные документы, организация предоставляет их в виде заверенных копий.

Важно! Инспектор не вправе затребовать документы, которые может получить самостоятельно через иные органы государственного или муниципального контроля.

  1. Выездные проверки проводятся в том случае, когда невозможно только лишь через документы проверить соблюдение трудового права, например, оценить реальное состояние территории, зданий, оборудования, наличие ИСЗ.
  2. Комплексные проверки — самые страшные для кадровиков, потому что ГИТ инспектирует все: соблюдение трудового законодательства, локальные нормативные акты, кадровую документацию и меры по охране труда.
  3. Целевые проверки. Поводом для них становятся жалобы работников о нарушениях их трудовых прав. Оставить обращение сейчас несложно: на портале Онлайнинспекция.рф предусмотрена онлайн-форма, через которую можно сообщить о проблеме напрямую. Целевая проверка проводится строго в пределах жалобы, инспектор не может затребовать информацию по иным вопросам.
  4. Тематические проверки. Поводом для такого визита тоже служит жалоба работника, но есть отличия. Если автор обращения не хочет, чтобы работодатель узнал его имя, он вправе указать это (ст. 358 ТК РФ). В таком случае инспектор ГИТ проверяет факты нарушения трудового законодательства не по конкретному человеку, а исследует проблемную сферу в целом по организации или подразделению.

Помним об обязанностях, не забываем о правах

Приезжая в офис работодателя, инспектор должен предъявить удостоверение личности и предписание, где указано основание для проверки.

Что может изучать инспектор? Подробнее об объектах проверок и наиболее частых нарушениях мы расскажем в следующем материале. Здесь лишь перечислим основные объекты, которые могут интересовать инспектора. Это локальные нормативные акты (Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, Положение о защите персональных данных и пр.), кадровые документы (личные дела, трудовые книжки, приказы и пр.), бухгалтерские документы, которые касаются выплат и удержаний из заработной платы работника, а также документация, связанная со специальной оценкой условий труда.

Важно! Инспектор имеет право требовать только документы, касающиеся предмета проверки, например, по вопросам, указанным в жалобе работника.

Работодатель должен предоставить инспектору все запрашиваемые документы и не препятствовать их изучению. Обязанности работодателя при проверке (ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • организации обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить присутствие уполномоченных представителей;
  • организации (их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители), индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители), которые допустили нарушение Федерального закона № 294-ФЗ, необоснованно препятствовали или уклонялись от проверок, не исполняли в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Визит представителей госконтроля — мероприятие малоприятное, и работодатели частенько забывают, что у них есть еще и права (ст. 21, 22 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам проверки;
  • получать от органа государственного контроля информацию по проверке;
  • знакомиться с результатами проверки;
  • указывать в акте проверки о согласии или несогласии с результатами проверки — делать это надо сразу же по окончании проверки;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов контроля, повлекшие за собой нарушение прав работодателя — пожаловаться можно вышестоящему инспектору или в судебном порядке;
  • требовать возмещения вреда, причиненного в ходе проверки.

По результатам инспекции руководитель организации под расписку получит:

  1. Акт проверки. Этот документ не подлежит обжалованию, однако в случае несогласия работодатель может в течение 15 дней привести свои возражения.
  2. Протокол об административном правонарушении. Он также не может быть обжалован, но ошибки при его составлении позволят работодателю отменить постановление о назначении административного наказания. Если руководитель организации не согласен с указанными в протоколе нарушениями, он вправе дать объяснения и замечания, чтобы в дальнейшем обжаловать постановление о назначении административного наказания.
  3. Предписание об устранении нарушений. По каждому пункту предписания должны быть ссылки на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Подлежит обязательному исполнению. Предписание можно обжаловать в течение 15 дней вышестоящему должностному лицу ГИТ или в течение 10 дней в судебном порядке.
  4. Постановление о назначении административного наказания. Его составляет государственный инспектор труда на основании составленного протокола и других материалов дела. Срок — не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение.
Читайте также:  Справка персонифицированного учета где взять

Не стоит забывать, что иногда ГИТ выходит за пределы своей компетенции, начинает проверять сторонние проблемы: вопросы, составляющие содержание трудовых споров (например, о привлечении работника к дисциплинарной ответственности), вопросы дискриминации, компенсации морального вреда и пр. Это значит, что у работодателей есть право оспорить решения ГИТ. И сегодня в судебной практике немало случаев, когда суды отменяют результаты проверки, потому что инспекторы превысили свои полномочия.

Об авторе: Светлана Головина — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой трудового права УрГЮУ

Источник

Что нужно знать о документах ГИТ

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2008, N 10

Что нужно знать о документах ГИТ

Должностные лица государственных органов наделены правом контроля посредством проведения различных проверок деятельности юридических лиц. Однако, как узнать: наделено ли конкретное проверяющее лицо полномочиями по проверке определенного юридического лица и что конкретно оно собирается проверять? О формах и содержании некоторых документов, сопровождающих проведение проверок предприятий, идет речь в материале.

До недавнего времени проверки государственных инспекторов труда, в частности Государственной инспекции труда в Амурской области, к сожалению, производились далеко не по всем правилам осуществления мероприятий по надзору и контролю, предусмотренным федеральным законодательством. Действующие нормы, устанавливающие правила составления документов в ходе осуществления проверок по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждены только в 2004 г. Приказом Роструда от 10.12.2004 N 47 «Об утверждении форм документов».

Сегодня будет сделан акцент на проверки, проводимые государственными инспекторами труда по правовым вопросам (за исключением вопросов по охране труда). В ходе проведения таких проверок среди установленных форм документов наиболее часто встречаются следующие формы документов:

— форма N 1-ГИТ — «Акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;

— форма N 2-ГИТ — предписание;

— форма N 3-ГИТ — протокол об административном правонарушении;

— форма N 5-ГИТ — постановление о назначении административного наказания;

— форма N 7-ГИТ — постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;

— форма N 9-ГИТ — определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

В ходе проверок всегда возникает один и тот же вопрос: каков перечень запрашиваемых для ознакомления документов в каждом конкретном случае? На практике перед началом проверки, будь то целевая (по обращению гражданина) или плановая (тематическая либо комплексная) проверка, письменные запросы о предоставлении перечня необходимых документов работодателю, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, не делаются. Связано это в первую очередь с тем, что каждое обращение от физического лица, содержащее информацию о нарушении трудовых прав данного физического лица (работника, бывшего работника) и просьбу об их защите, индивидуально. То есть в каждом конкретном случае, даже после прочтения текста обращения, невозможно безошибочно определить, какие именно правовые акты, существующие документы, касающиеся вопроса обращения, необходимо истребовать. Наличие одних — обязательно, иные могут обнаружиться в процессе проведения проверки и тщательного исследования документации.

С одной стороны, такое положение вещей упрощает работу инспектора, поскольку нет необходимости дополнительно затрачивать служебное время на технические моменты, связанные с направлением запроса работодателю. С другой стороны, складывается ситуация, когда нет возможности документально подтвердить тот факт, что конкретные документы, которые в действительности имелись у работодателя в наличии и имели отношения к обстоятельствам проверки, были запрошены. Впоследствии, если необходимый документ по той или иной причине не был своевременно представлен работодателем, доказать, что именно его запрашивал инспектор, не представляется возможным.

Пример. В ходе проведения проверки в Государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школе-интернате N 12 одного из городов Амурской области сложилась следующая ситуация. Приказом от 17.03.2008 N 91-к «О наложении дисциплинарного взыскания» к заместителю директора по воспитательной работе Б. было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Данное дисциплинарное взыскание было применено в виду неисполнения сроков, установленных Приказом от 29.01.2008 N 75 «О назначении ответственных за подготовку документов, представляемых для получения лицензии». Срок исполнения был установлен 11 февраля 2008 г. Однако Приказ о наложении дисциплинарного взыскания издан только 17.03.2008. В соответствии с ч. 3 ст. 193 Трудового кодекса РФ, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске. Как видно из приведенных дат дисциплинарное взыскание было наложено с нарушением установленного месячного срока, в связи с чем Приказ о наложении дисциплинарного взыскания подлежал отмене.

В дальнейшем руководством школы-интерната в Государственную инспекцию труда в Амурской области была подана жалоба об отмене предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области, которым предписывалось отменить Приказ N 91-к. В основании жалобы было приведено следующее обстоятельство: срок для применения дисциплинарного взыскания к работнику Б. пропущен не был, поскольку названный работник находился на больничном. Листок временной нетрудоспособности работника ВП N ХХХ с указанием дат с 27.02.2008 по 11.03.2008 прилагался к настоящей жалобе.

Читайте также:  Справка 302 для работы что это

Между тем государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Амурской области проверка по заявлению Б. проводилась в присутствии директора Ц. и заявителя два дня: 01.04.2008 и 02.04.2008, о чем указано в акте от 24.04.2008 о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом у директора Ц. в присутствии заявителя неоднократно запрашивались все документы, имеющие отношение к вопросам, изложенным в заявлении, в том числе к Приказу N 91-к. Таким образом, у директора школы-интерната N 12 Ц. имелось достаточное количество времени для подготовки всех необходимых документов, имеющих отношение к рассматриваемому Приказу. Подготовку копий указанных документов осуществлял лично директор школы-интерната N 12 Ц., который 02.04.2008 представил эти копии государственному инспектору труда. Листок нетрудоспособности ВП N ХХХ от 27.02.2008 директором школы-интерната N 12 Ц. не представлялся. Ни директор, ни заявитель не указали в ходе проведения проверки на существование данного больничного листка. Более того, ни из одного документа, представленного директором Ц. и имеющего отношение к Приказу N 91-к, в том числе из самого данного Приказа, не было понятно, что работник Б. находился на больничном с 27.02.2008 по 11.03.2008. Поскольку Приказ N 91-к от 17.03.2008 «О наложении дисциплинарного взыскания» не содержал обоснования имеющихся в нем дат, в том числе даты его вынесения (по истечении месяца с момента обнаружения проступка), государственным инспектором труда был правильно сделан вывод о нарушении требований законодательства при наложении взыскания и выдано предписание об отмене Приказа.

Однако поскольку в действительности листок нетрудоспособности ВП N XXX от 27.02.2008 существовал, то предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области пришлось отменить. Однако в отношении директора школы-интерната N 12 Ц. руководителем Государственной инспекции труда в Амурской области был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ («непредставление сведений (информации)»), и направлен на рассмотрение мировому судье соответствующего участка.

Примечание. Единообразного перечня запрашиваемых документов при проведении проверок ГИТ не существует. Каждая просьба о защите прав требует индивидуального подхода.

Вообще, если вновь обратить внимание на перечень форм документов, составляемых государственными инспекторами труда (по правовым вопросам) при проведении мероприятий по надзору и контролю, то нельзя не заметить, что большинство из них связано с привлечением лиц, как юридических, так и должностных, к административной ответственности за совершение различных нарушений, составлять протоколы о которых и/или рассматривать дела о которых уполномочены государственные инспекторы труда (см. ст. ст. 23.12 и 28.3 КоАП РФ). Разумеется, наиболее часто составляются протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ («нарушение законодательства о труде и об охране труда»). Тем более что законодательно закреплено, что привлекать виновных к административной ответственности следует за совершение каждого нарушения законодательства (в широком смысле понятия) о труде и об охране труда. Однако здесь государственным инспекторам труда не следует забывать о том, что привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда — не самоцель любой проверки. Ведь Государственная инспекция труда — не карательный, а надзирающий и контролирующий орган, итогом любой проверки уполномоченных должностных лиц которого должно быть в первую очередь устранение и предупреждение нарушений, разъяснение лицам, присутствующим при проведении проверки, нормативной базы, защита в равной мере прав как работников, так и работодателей. Поэтому не каждая проверка фактически заканчивается административным штрафом. При малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ), при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, оно не может быть начато, а начатое подлежит прекращению (ст. 24.5 КоАП РФ). Наиболее часто встречающимся является такое обстоятельство, как истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).

В силу ст. 357 Трудового кодекса РФ государственный инспектор труда уполномочен также направлять вышестоящим по отношению к виновным в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должностным лицам представления о привлечении последних к дисциплинарной ответственности, которые пишутся в свободной форме.

Далее в материале для ознакомления представлены примерные образцы документов, составляемых инспекторами ГИТ.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста