На кого можно переучиться после ординатуры по терапии приказ

На кого может переучиться терапевт

Содержание:

Терапевт специализируется на лечении разнообразных заболеваний и в рамках своей работы охватывает большинство направлений медицины. Благодаря этому ему доступен длинный список специальностей, по которым он может пройти профессиональную переподготовку.

Профессиональная переподготовка врачей

Терапевт, желающий сменить направление деятельности, не обязан вновь проходить двухлетнюю клиническую ординатуру по выбранной специальности. Вместо этого он может обучиться на курсах переквалификации, которые длятся намного меньше – 3–3,5 месяца, но по уровню подготовки ординатуре не уступают. Со списком учреждений, которые имеют право проводить курсы переквалификации для врачей, можно ознакомиться на портале непрерывного медицинского образования (НМО).

В «Академии профессиональных стандартов» переобучение медработников проводится в очно-заочном формате с применением дистанционных технологий. То есть для занятий слушателю нужен только компьютер и доступ в Интернет. Терапевт осваивает новую специализацию в свободное от работы время, не посещая образовательную организацию лично.

В процессе профессиональной переподготовки терапевт:

  • получает знания и оттачивает навыки, необходимые для выполнения нового вида медицинской деятельности;
  • изучает последние изменения в регламентирующих нормативно-правовых документах;
  • осваивает современные подходы и методы диагностики, лечения, профилактики заболеваний в рамках приобретаемой специализации;
  • знакомится с передовыми технологиями и достижениями в конкретной области медицины.

Объем программ для переквалификации обычно составляет 506–576 академических часов. В конце курса медработник проходит аккредитацию, чтобы подтвердить уровень приобретенных знаний и умений. В случае успешного освоения программы он получает диплом о профессиональной переподготовке, который действует бессрочно.

На какую специальность может обучиться терапевт

Перечень специальностей для переквалификации терапевта определяет приказ Минздрава России № 707н. Врач может работать в различных направлениях:

  • диагностировать и лечить определенные заболевания, органы и системы консервативными методами;
  • работать в сфере профилактики или реабилитации;
  • заниматься организационной деятельностью.

В общей сложности терапевту для переподготовки доступны 32 узкие специальности, а именно:

  1. Гериатрия.
  2. Общая практика.
  3. Авиационная и космическая медицина.
  4. Водолазная медицина.
  5. Профпатология.
  6. Гастроэнтерология.
  7. Нефрология.
  8. Кардиология.
  9. Пульмонология.
  10. Диетология.
  11. Гематология.
  12. Инфекционные болезни.
  13. Токсикология.
  14. Аллергология-иммунология.
  15. Ревматология.
  16. Трансфузиология.
  17. Онкология.
  18. Фтизиатрия.
  19. Лечебная физкультура и спортивная медицина.
  20. Мануальная терапия.
  21. Остеопатия.
  22. Рефлексотерапия.
  23. Физиотерапия.
  24. Клиническая лабораторная диагностика.
  25. Рентгенология.
  26. Ультразвуковая диагностика.
  27. Функциональная диагностика.
  28. Эндоскопия.
  29. Клиническая фармакология.
  30. Скорая медицинская помощь.
  31. Организация здравоохранения и общественного здоровья.
  32. Медико-социальная экспертиза.

Первичная аккредитация после переобучения

После переподготовки терапевту присваивается новая специальность. Он должен подтвердить, что его знания и навыки соответствуют уровню, требуемому для ведения врачебной практики.

Первичная аккредитация после переквалификации и получения диплома о высшем медицинском образовании проводится одинаково. Порядок ее прохождения регламентирует приказ МЗ РФ № 1081н.

Врач направляет в федеральный аккредитационный центр пакет документов:

  • заявление;
  • копию паспорта;
  • СНИЛС;
  • копии документов об образовании (диплом об окончании медицинского вуза, прохождении ординатуры по специальности «терапия»).

Компетентность врача проверяют в течение одного дня в аккредитационном центре, организуемом на базе образовательного учреждения. Процедура состоит из трех этапов:

  1. Тестирование. Медработник решает 60 тестовых заданий в течение 60 минут.
  2. Выполнение практических задач. Специалист демонстрирует свои умения в симулированных условиях. Члены комиссии оценивают правильность и последовательность выполнения манипуляций.
  3. Решение ситуационных задач. Врач зачитывает решения членам аккредитационной комиссии и отвечает на их вопросы.

При успешном прохождении первичной аккредитации – получении более 70 % верных результатов на каждом этапе – врачу выдается свидетельство. Документ является допуском к практической деятельности и действует в течение пяти лет. По завершении отчетного периода медработник обязан пройти периодическую аккредитацию, во время которой комиссия оценивает его портфолио, отражающее профессиональную, научную и образовательную деятельность.

Для допуска к процедуре врачу нужно набрать и зарегистрировать в личном кабинете на портале НМО 250 баллов. Их зарабатывают на курсах повышения квалификации, очных, дистанционных образовательных модулях и мероприятиях. Помощь в ведении аккаунта и регистрации баллов можно получить в «Академии профессиональных стандартов».

Терапевту доступно множество вариантов для профессионального развития. Если он перерос свою специальность, то может переучиться на врача узкого профиля или руководителя за три месяца, не отрываясь от работы и места жительства.

Источник

Дополнительное профессиональное образование

Основные понятия

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) это вид образования, получаемого в дополнение к среднему или высшему образованию. В Российской Федерации дополнительное профессиональное образование (в том числе для специалистов здравоохранения) законодательно закреплено на федеральном уровне.

Вслед за стремительно развивающимся прогрессом в сфере здоровья и здравоохранения медицинские работники должны регулярно совершенствовать знания, навыки и умения для сохранения своих профессиональных компетенций. Ведь даже на первый взгляд незначительные изменения в схемах лечения и новые диагностические возможности могут помочь хотя бы одному пациенту, а это уже одна спасённая или продлённая человеческая жизнь. Высшее и последипломное медицинское образование закладывают фундаментальные понятия по общемедицинским вопросам и специальностям, а более полное понимание круга проблем приходит уже с практической деятельностью и постоянным самообучением в течение всей профессиональной карьеры.

Получение ДПО происходит путём освоения дополнительных профессиональных программ 3 видов:

  • Профессиональная переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Стажировка

Наиболее распространёнными формами обучения специалистов в области медицины являются первые два вида. Стажировка в нынешних реалиях здравоохранения практически не рассматривается.

Реализация программ может производиться как в очной, так и в очно-заочной или заочной форме с применением средств дистанционного, электронного или симуляционного обучения. С каждым годом дистанционное обучение приобретает всё большую популярность. Фактически по содержанию программы, срокам и выдаваемым документам оно сравнимо с классическим очным образованием. Очевидным плюсами для врачей являются возможность проходить обучение из дома или на рабочем месте (без отрыва от производства), распределять обучение согласно своему свободному времени, а также прозрачная система итоговой аттестации (чаше всего тестирования) с мгновенным результатом.

Дополнительные профессиональные программы для врачей чаще всего включают такие формы обучения как лекции, практические занятия и семинары, конференции, клинические разборы пациентов, вебинары, отработка практических навыков на муляжах или стандартизированных пациентах.

Профессиональная переподготовка

Профессиональная переподготовка врачей (ПП) направлена на получение новой специальности и квалификации на базе имеющегося высшего медицинского образования и, как правило, первичной специализации (интернатуры или ординатуры). Разработка таких программ осуществляется образовательной организацией с учётом установленных профессиональных стандартов и квалификационных требований, соответствующим ФГОС. Обучение по дополнительной профессиональной программе реализуется на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Заявление что на работе единовременное пособие не получала

Переподготовка проводится уполномоченной образовательной организацией и заканчивается итоговой аттестацией. По завершению обучения специалисты получают диплом о профессиональной переподготовке и сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации (с прохождением первичной специализированной аккредитации).

Сертификация или аккредитация?

Если программа профессиональной переподготовки осваивается параллельно с прохождением ординатуры, то диплом о профессиональной переподготовки выдается одновременно с получением диплома о прохождении ординатуры.

Квалификационные требования к освоению программ ПП (по специальностям)

Получение новой медицинской специальности по дополнительной профессиональной программе переподготовки организуется на основании квалификационных требований, установленных в Приказе Министерства здравоохранения от 8 октября 2015г №707н.

В приведенной ниже таблице указаны все медицинские специальности и требования к их освоению по программам ПП. Для любой специальности необходимо получение высшего образования по одной из указанных программ специалитета и последипломного образования по одной из указанных программ ординатуры/интернатуры. Также любая специальность, кроме «Косметологии» и специальностей, получаемых по основной образовательной программе, может быть освоена путём прохождения ординатуры после обучения по программам специалитета в ВУЗе.

Высшее образование Ординатура/интернатура
Авиационная и космическая медицина
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»
Акушерство и гинекология
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в интернатуре/ординатуре
Аллергология и иммунология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия»
Анестезиология-реаниматология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Неонатология», «Нефрология»
Бактериология
«Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» «Вирусология», «Инфекционные болезни», «Клиническая лабораторная диагностика», «Лабораторная микология», «Эпидемиология»
Вирусология
«Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» «Бактериология», «Инфекционные болезни», «Клиническая лабораторная диагностика», «Эпидемиология»
Водолазная медицина
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»
Гастроэнтерология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия»
Гематология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия»
Генетика
«Лечебное дело», «Педиатрия», «Медицинская биохимия» Подготовка только в интернатуре/ординатуре
Гериатрия
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»
Гигиена детей и подростков
«Медико-профилактическое дело» «Общая гигиена»
Гигиена питания
«Медико-профилактическое дело» «Общая гигиена»
Гигиена труда
«Медико-профилактическое дело» «Общая гигиена»
Гигиеническое воспитание
«Медико-профилактическое дело» «Общая гигиена»
Дезинфектология
«Медико-профилактическое дело» «Эпидемиология»
Дерматовенерология
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в интернатуре/ординатуре
Детская кардиология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Кардиология», «Педиатрия»
Детская онкология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Гематология», «Детская хирургия», «Онкология», «Педиатрия»
Детская урология-андрология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Детская хирургия», «Урология»
Детская хирургия
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в интернатуре/ординатуре
Детская эндокринология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Педиатрия», «Эндокринология»
Диетология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия», «Гастроэнтерология», «Эндокринология»
Инфекционные болезни
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия», «Фтизиатрия»
Кардиология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»
Клиническая лабораторная диагностика
«Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» Одна из специальностей укрупненных групп специальностей «Клиническая медицина» или «Науки о здоровье и профилактическая медицина»
Клиническая фармакология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия»
Колопроктология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Детская хирургия», «Хирургия»
Коммунальная гигиена
«Медико-профилактическое дело» «Общая гигиена»
Косметология
«Лечебное дело», «Педиатрия» Дерматовенерология
Лабораторная генетика
«Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» «Генетика», «Клиническая лабораторная диагностика»
Лечебное дело
«Лечебное дело» ПП не предусмотрена. Специальность осваивается по основной образовательной программе специалитета «Лечебное дело»
Лечебная физкультура и спортивная медицина
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Авиационная и космическая медицина», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология»,
«Детская хирургия», «Детская эндокринология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Гериатрия», «Кардиология», «Колопроктология», «Мануальная терапия», «Нефрология», «Неврология»,
«Неонатология», «Нейрохирургия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Пульмонология», «Ревматология»,
«Рефлексотерапия», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Хирургия», «Детская онкология», «Урология»,
«Физиотерапия», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология»
Мануальная терапия
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Неврология», «Педиатрия», «Ревматология», «Рефлексотерапия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Челюстно-лицевая хирургия»
Медико-профилактическое дело
«Медико-профилактическое дело» ПП не предусмотрена. Специальность осваивается по основной образовательной программе специалитета «Медико-профилактическое дело»
Медико-социальная экспертиза
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Детская хирургия», «Неврология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Психиатрия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Эндокринология»
Медицинская биохимия
«Медицинская биохимия» ПП не предусмотрена. Специальность осваивается по основной образовательной программе специалитета «Медицинская биохимия»
Медицинская биофизика
«Медицинская биофизика» ПП не предусмотрена. Специальность осваивается по основной образовательной программе специалитета «Медицинская биофизика»
Медицинская кибернетика
«Медицинская кибернетика» ПП не предусмотрена. Специальность осваивается по основной образовательной программе специалитета «Медицинская кибернетика»
Неврология
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в интернатуре/ординатуре
Нейрохирургия
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в интернатуре/ординатуре
Неонатология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Анестезиология-реаниматология», «Педиатрия»
Нефрология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Анестезиология-реаниматология», «Детская хирургия», «Детская урология-андрология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия», «Урология», «Хирургия»
Общая врачебная практика (семейная медицина)
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Педиатрия», «Терапия»
Общая гигиена
«Медико-профилактическое дело» Подготовка только в интернатуре/ординатуре
Онкология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Акушерство и гинекология», «Терапия», «Хирургия»
Организация здравоохранения и общественное здоровье
«Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело» Одна из специальностей укрупненных групп специальностей «Клиническая медицина» или «Науки о здоровье и профилактическая медицина»
Ортодонтия
«Стоматология» Подготовка только в ординатуре
Остеопатия
«Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» «Акушерство и гинекология», «Аллергология-иммунология», «Анестезиология-реаниматология», «Гериатрия», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Дерматовенерология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология»,
«Детская хирургия», «Детская эндокринология», «Диетология», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», «Неврология», «Нейрохирургия», «Неонатология», «Нефрология»,
«Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Психиатрия», «Психиатрия-наркология», «Психотерапия», «Пульмонология», «Ревматология»,
«Рефлексотерапия», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Трансфузиология», «Урология», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология», «Эндоскопия»
Оториноларингология
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в интернатуре/ординатуре
Офтальмология
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в интернатуре/ординатуре
Паразитология
«Медико-профилактическое дело» «Инфекционные болезни», «Эпидемиология»
Патологическая анатомия
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Детская хирургия», «Колопроктология», «Нейрохирургия», «Онкология», «Пластическая хирургия», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Судебно-медицинская экспертиза», «Торакальная хирургия»,
«Травматология и ортопедия», «Урология», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия»
Педиатрия
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)»
Пластическая хирургия
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в ординатуре
Профпатология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»
Психиатрия
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в интернатуре/ординатуре
Психиатрия-наркология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Психиатрия»
Психотерапия
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Психиатрия»
Пульмонология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия», «Фтизиатрия»
Радиология
«Лечебное дело», «Педиатрия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» «Кардиология», «Неврология», «Онкология», «Рентгенология»
Радиотерапия
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Детская онкология», «Онкология»
Радиационная гигиена
«Медико-профилактическое дело» «Общая гигиена»
Ревматология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия»
Рентгенология
«Лечебное дело», «Педиатрия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» «Авиационная и космическая медицина», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Водолазная медицина», «Дерматовенерология», «Детская хирургия», «Детская онкология», «Детская урология-андрология»,
«Детская эндокринология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Гериатрия», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Колопроктология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Нефрология», «Неврология», «Неонатология»,
«Нейрохирургия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Пульмонология», «Ревматология»,
«Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Торакальная хирургия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология»
Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Акушерство и гинекология», «Детская хирургия», «Детская онкология», «Кардиология», «Неврология», «Нейрохирургия», «Онкология», «Рентгенология», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Хирургия», «Урология»
Рефлексотерапия
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Анестезиология-реаниматология», «Акушерство и гинекология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Детская хирургия», «Детская эндокринология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Гериатрия»,
«Инфекционные болезни», «Кардиология», «Колопроктология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», «Неврология», «Нефрология», «Нейрохирургия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология»,
«Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Психиатрия», «Психиатрия-наркология», «Пульмонология», «Ревматология», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь»,
«Торакальная хирургия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Физиотерапия», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология»
Санитарно-гигиенические лабораторные исследования
«Медико-профилактическое дело» «Общая гигиена»
Сексология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Психиатрия»
Сердечно-сосудистая хирургия
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в ординатуре
Сестринское дело
Бакалавриат «Сестринское дело» ПП не предусмотрена. Специальность осваивается по основной образовательной программе бакалавриата «Сестринское дело»
Скорая медицинская помощь
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Анестезиология-реаниматология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия», «Педиатрия», «Хирургия»
Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы
«Медико-профилактическое дело» ПП для руководителей медицинских организаций по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и заместителей руководителей медицинских организаций по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, врачей-методистов, врачей-статистиков, а также лиц, включенных в резерв кадров на замещение должности руководителя медицинских
организаций по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Стоматология общей практики
«Стоматология» ПП не предусмотрена. Специальность осваивается по основной образовательной программе специалитета «Стоматология»
Стоматология детская
«Стоматология» «Стоматология общей практики», «Стоматология»
Стоматология ортопедическая
«Стоматология» «Стоматология общей практики», «Стоматология»
Стоматология терапевтическая
«Стоматология» «Стоматология общей практики», «Стоматология»
Стоматология хирургическая
«Стоматология» «Стоматология общей практики», «Стоматология»
Судебно-медицинская экспертиза
«Лечебное дело», «Медицинская биохимия», «Педиатрия» «Акушерство и гинекология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Детская хирургия», «Колопроктология», «Нейрохирургия», «Онкология», «Оториноларингология»,
«Пластическая хирургия», «Патологическая анатомия», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия»
Судебно-психиатрическая экспертиза
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Психиатрия»
Сурдология-оториноларингология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Оториноларингология»
Терапия
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Общая врачебная практика (семейная медицина)»
Токсикология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Анестезиология-реаниматология», «Педиатрия», «Терапия»
Торакальная хирургия
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в ординатуре
Травматология и ортопедия
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в ординатуре/интернатуре
Трансфузиология
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Детская онкология», «Детская хирургия», «Гематология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Педиатрия», «Терапия», «Хирургия»
Ультразвуковая диагностика
«Лечебное дело», «Педиатрия», » Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» Авиационная и космическая медицина», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Водолазная медицина», «Дерматовенерология», «Детская хирургия», «Детская онкология», «Детская урология-андрология»,
«Детская эндокринология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Гериатрия», «Инфекционные болезни», «Рентгенология», «Кардиология», «Колопроктология», «Нефрология», «Неврология», «Неонатология», «Нейрохирургия»,
«Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Пульмонология», «Ревматология», «Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение»,
«Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Торакальная хирургия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология»
Управление и экономика фармации
«Фармация» ПП для руководителей аптечных организаций
Управление сестринской деятельностью
Специалитета «Сестринское дело» ПП не предусмотрена. Специальность осваивается по основной образовательной программе специалитета «Сестринское дело»
Урология
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в ординатуре
Фармацевтическая технология
«Фармация» Подготовка только в ординатуре/интернатуре
Фармацевтическая химия и фармакогнозия
«Фармация» Подготовка только в ординатуре/интернатуре
Фармация
«Фармация» ПП не предусмотрена. Специальность осваивается по основной образовательной программе специалитета «Фармация»
Физиотерапия
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Авиационная и космическая медицина», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Водолазная медицина», «Гематология», «Гериатрия», «Дерматовенерология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология»,
«Детская хирургия», «Детская эндокринология», «Гастроэнтерология», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Колопроктология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», «Нефрология», «Неврология», «Неонатология»,
«Нейрохирургия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Ортодонтия», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Психиатрия», «Пульмонология», «Ревматология»,
«Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение», «Рефлексотерапия», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Стоматология общей практики», «Стоматология хирургическая», «Стоматология терапевтическая», «Стоматология детская»,
«Стоматология ортопедическая», «Торакальная хирургия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология»
Фтизиатрия
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Инфекционные болезни», «Неврология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Пульмонология», «Терапия», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Хирургия»
Функциональная диагностика
«Лечебное дело», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика», «Педиатрия» «Авиационная и космическая медицина», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Водолазная медицина», «Дерматовенерология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская хирургия», «Детская урология-андрология»,
«Детская эндокринология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Гериатрия», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Колопроктология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Нефрология», «Неврология», «Неонатология», «Нейрохирургия»,
«Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Ортодонтия», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Пульмонология», «Ревматология», «Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение»,
«Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Стоматология общей практики», «Стоматология хирургическая», «Стоматология терапевтическая», «Стоматология детская», «Стоматология ортопедическая», «Терапия», «Торакальная хирургия»,
«Травматология и ортопедия», «Урология», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология»
Хирургия
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в ординатуре/интернатуре
Челюстно-лицевая хирургия
«Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» Подготовка только в ординатуре
Эндокринология
«Лечебное дело», «Педиатрия» Подготовка только в ординатуре/интернатуре
Эндоскопия
«Лечебное дело», «Педиатрия» «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Гастроэнтерология», «Детская онкология», «Детская хирургия», «Детская урология-андрология», «Колопроктология», «Нейрохирургия», «Онкология», «Оториноларингология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)»,
«Педиатрия», «Пульмонология», «Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Терапия», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия»
Эпидемиология
«Медико-профилактическое дело» Подготовка только в ординатуре/интернатуре
Какие сроки прохождения программ профессиональной переподготовки по различным специальностям?

Согласно п.12 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 срок прохождения программ ПП должен быть не менее 250 часов. Длительность обучения по специальностям устанавливаются каждой образовательной организацией, исходя из утвержденных требований к программам, возможностей самой организации и формы преподавания (очная, очно-заочная, дистанционная).

Повышение квалификации

Повышение квалификации (ПК) врачей направлено на совершенствование знаний и умений в рамках уже приобретённой специализации (квалификации). При разработке программы ПК формируется спектр профессиональных компетенций по данной специальности, по которым проводится качественное улучшение.

Существует два основных пути повышения квалификации врачей:

  • «Классические» пятилетние циклы ПК
  • Система непрерывного медицинского образования (НМО)
Классическая схема повышения квалификации

Берет своё начало еще со времен СССР и предполагает прохождение врачами цикла повышения квалификации по специальности 1 раз в 5 лет.

Общее усовершенствование (ОУ) Проводится в одной из возможных форм (очная, очно-зачная, дистанционная) и включает в себя теоретические (лекционные) и практические занятия по широкому кругу вопросов данной специальности. Длительность такого обучения как правило составляет от 144 до 216 часов, что составляет при очной форме обучения около 2-3 месяцев. По завершению при прохождении итоговой аттестации обучающемуся выдаются удостоверение о повышении квалификации и документ, определяющий допуск к работе по специальности (сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации). При непрохождении итоговой аттестации выдаётся справка о прослушанном курсе. Оплата цикла ОУ может проводиться медицинской организацией, в которой работает доктор или за счёт собственных средств. Стоимость такого курса обычно находится в диапазоне от 15000 до 25000 руб. Тематическое уовершенствование (ТУ) Непродолжительный цикл повышения квалификации длительностью от 16 академических часов по какой-либо конкретной теме в рамках данной специальности. Может быть организован в виде лекций, семинаров, мастер-классов, конференций и т.д. По завершению обучения выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации по данной тематике. Тематическое усовершенствование в большинстве случаев оплачивает сам слушатель, сумма зависит от длительности и содержания цикла. Стоимость обучения на коротких недельных курсах как правило не превышает 10000-15000 руб. Следует отметить, что по «классической» схеме повышения квалификации прохождение курсов ТУ осуществляется по собственному желанию и никак не влияет на получение допуска к работе по результатам цикла ОУ.

Система непрерывного медицинского образования (НМО)

Система НМО внедрена в российское здравоохранение с 1 января 2016 года и направлена на модернизацию текущей «классической» схемы повышения квалификации. Переходный период с «классической» пятилетней схемы на систему НМО будет продолжаться до 2021 года. С 1 января 2021 года планируется полный переход на новый формат с невозможностью прохождения циклов ПК по старой системе.

Изучить все особенности системы НМО можно в соотвествующем разделе

Основной отличительной особенностью является создание на портале НМО индивидуальных пятилетних циклов по выбранным специальностям и регулярное освоение образовательных программ, за которые присваиваются зачетные единицы (ЗЕТ, кредиты). За каждый год пятилетнего цикла необходимо накопить около 50 ЗЕТ (не менее 250 ЗЕТ за 5 лет), из которых около 36 ЗЕТ набираются в виде формального образования (дополнительные профессиональные программы ПК) и примерно 14 ЗЕТ в виде неформального образования и самообразования (образовательные мероприятия и интерактивные образовательные модули). Образовательные программы могут использовать следующие технологии: стажировка, симуляционное обучение, дистанционное и электронное обучение, сетевую форму обучения.

Программы повышения квалификации (ППК) Представляют из себя циклы обучения, направленные на совершенствование и (или) получение новой компетенции в рамках приобретенной ранее квалификации. По своему содержанию такие программы похожи на циклы общего усовершенствования (ОУ) и тематического усовершенствования (ТУ) в «классической» системе ПК. Образовательные мероприятия (ОМ) Научно-практические конференции, конгрессы, форумы, школы по выбранным специальностям. Длительность мероприятий как правило не превышает несколько дней. Интерактивные образовательные модули (ИОМ) Дистанционные модули длительностью несколько часов, проводимые с использованием видеолекций, презентаций или электронных образовательных курсов. Обучение может затрагивать конкретные темы или клинические рекомендации.

Часто задаваемые вопросы

При несвоевременном прохождении цикла повышения квалификации (то есть, если пройти его уже после 5 лет с момента выдачи действующего сертификата) ничего страшного не произойдет. Никаких штрафных санкций при этом не предусмотрено, однако осуществлять трудовую деятельность с сертификатом с истекшим сроком годности официально вы не можете.

Количество получаемых специальностей и циклов переподготовки не ограничено. Однако, следует иметь в виду, что каждая новая приобретенная специальность подлежит постоянному совершенствованию в системе НМО, что безусловно будет требовать времени и финансовых затрат.

Существует несколько хитростей (лайфхаков), позволяющих минимизировать финансовую нагрузку при получении ДПО:

  1. В бюджетных медицинских организациях часто сама организация берет на себя расходы за обучение сотрудника (это должно быть прописано в трудовом договоре) или компенсирует какую-либо часть расходов. В таких случаях руководство государственной организации или орган управления здравоохранением субъекта РФ должны оформить заявку (ходатайство, заявление) на обучение врача.
  2. В частных медицинских организациях вопрос профессионального развития должен подниматься уже во время собеседования при трудоустройстве (Какие вопросы задавать на собеседовании в частной клинике?). Нередко для того, чтобы избежать злоупотребления материальной помощью, руководство клиники устанавливает определенный срок, после которого будет финансовая помощь в обучении медицинского персонала. Например, может потребоваться проработать не менее 12 месяцев в клинике для того, чтобы рассчитывать на оплату обучения.
  3. Оплата циклов профессиональной переподготовки и повышения квалификации является объектом налогообложения и поэтому, как и обучение по основной образовательной программе, может быть основанием для возврата налогового вычета в размере 13% от уплаченной суммы.
  4. При оплате банковской картой платёж может попадать под различные системы кэшбека. Хотя часто оплата производится путём банковского перевода юридическому лицу и не попадает под кэшбек, такую возможность следует изучить непосредственно у поставщика банковских услуг. Даже возврат 1% от стоимости обучения может оказаться приятной мелочью для Вас.

Источник

Читайте также:  Когда писать заявление на отпуск ежегодный оплачиваемый отпуск
Поделиться с друзьями
МальтаВиста