Можно заключать договор гражданско правовой договор с преподавателем

Грамотный гражданско-правовой договор с Преподавателем на предоставление услуг в сфере образования

Случаются ситуации, когда предприятию без привлечения стороннего педагога не обойтись (специальный курс лекций, обучающий семинар, варианты с дополнительным образованием). В этом случае всегда есть возможность привлечения профильного специалиста, заключив Договор ГПХ (гражданско-правового характера) с преподавателем, как с физическим лицом .

Оформление такого рода соглашения с физлицом – дело ответственное. Нужно внимательно и последовательно обойти все подводные камни, которые появляется, когда необходимо соединить образовательные услуги и нормы гражданско-правовых отношений.

Документальный образец в 2022 году

Предлагаем вам используемый на практике вариант Договора ГПХ на оказание образовательных услуг , который вы можете сейчас скачать на странице и заполнить по своим данным и в соответствии с нашими рекомендациями:

Если заключаете такого рода соглашение впервые и боитесь совершить ошибку, прочитайте материал до конца.

Правовая сторона

Договор с физическим лицом должен быть оформлен в строгом соответствии с законодательством (для ГПД на оказание образовательных услуг это гл. 39 ГК РФ ).

Необходимо уточнить у контрагента, имеется ли у него педагогическое (или соответствующее ему) образование, а также медицинская книжка с актуальным на момент подписания допуском работы с людьми . Следует помнить об ограничениях, которые имеются на ведение педагогической деятельности, и проверить у будущего Исполнителя отсутствие судимостей и судебных запретов на работу в образовательной сфере (ТК РФ, ст.331, 335.1 и ФЗ-273, ст.21).

Правила оформления и составления документа

Законом не предусмотрено соблюдение какой-либо унифицированной формы при оформлении ГПД в образовательной сфере. Принято придерживаться стандартной для двусторонней сделки структуры документа. А чтобы договор имел юридическую силу, в обязательном порядке включаются следующие пункты:

  • название, дата, место составления документа, его номер в системе внутреннего документооборота учреждения привлекающего специалиста;
  • наименования сторон сделки с указанием на представляющих их лиц и документы, удостоверяющие полномочия;
  • существенные условия сделки – предмет договора, срок выполнения, размер вознаграждения, порядок расторжения и пр.;
  • реквизиты сторон;
  • подписи (с расшифровкой), подтверждающие заключение договора.

Печать не входит в обязательные условия, ее ставят при наличии.

Правила оформления

Так как работодатель привлекает сотрудника на выполнение конкретной работы и на короткий срок, то соответственно нужно правильно прописать этот факт в договоре — в каждом его разделе.

Системная работа с группами людей подразумевает наличие определенного места и, хотя бы подобия графика, что характерно для трудовых соглашений. Поэтому в работе привлеченного сотрудника, ну и соответственно в договоре очень важно не допустить двусмысленных формулировок . Обратите внимание на следующие структурные элементы документа:

Раздел договора Описание раздела
Предмет При обозначении предмета договора рекомендуется ограничиться выражением «преподавательские услуги». Название курса и количество часов стараются вынести в Приложение к соглашению, но и там необходимо избегать каких-либо привязок к месту, времени и условиям проведения занятий .
Права и обязанности сторон При составлении этого раздела в пункте «Обязанности исполнителя» желательно зафиксировать, что Исполнитель гарантирует свое соответствие всем требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, имеющим право оказывать образовательные услуги .
Кроме того, отдельно указывается, что обе стороны принимают на себя обязательство строго соблюдать требования по защите персональных данных друг друга и третьих лиц, которые могут стать им известны в ходе исполнения договора.
Стоимость услуг Необходимо обозначить стоимость и объем оказания платных образовательных услуг . Например, количество проводимых лекций или указать условия для почасового тарифа.
Необходимо исключить малейший намек на прямую зависимость размера вознаграждения от количества отработанных часов . Оплата производится после подписания акта о приемке услуги. В случае не до конца выполненной услуги предполагается создание специальной комиссии, которая оценит реальный объем уже оказанных услуг, за которые и будет выплачено вознаграждение.
Особые условия Здесь рекомендуется обязать Исполнителя предоставить при заключении настоящего договора копии документов, подтверждающих наличие квалификации , требуемой для исполнения услуги, а также копии документов об отсутствии ограничений для преподавательской работы.
Читайте также:  Как заплатить госпошлину за договор дарения квартиры

Образец 1 страницы

Сюда же необходимо включить так называемую «антикоррупционную оговорку» о запрете любых действий, которые можно квалифицировать в качестве взятки или подкупа. Принято подробно прописывать весь порядок действий, который осуществляется при выявлении подобного нарушения.

Что еще нужно знать

Чтобы свести к минимуму возможность переквалификации договора ГПХ с преподавателем в трудовой, необходимо

  • Соблюдать нормы законодательства при заключении договора гражданско-правового характера с физлицом. В частности, помнить, что вы можете привлечь преподавателя только на кратковременную и незначительную по объему работу.
  • Очень внимательно отнестись к каждому термину, каждой формулировке, используемой в тексте документа.

При игнорировании этих условий велик риск получить не только значительный штраф, но и необходимость выплатить множество компенсаций привлеченному специалисту, поскольку специфика труда педагогов предусматривает большое количество льгот (удлиненный отпуск, надбавки на стаж педагогической работы и пр.).

Источник

Возможна ли реализация образовательной программы, если для этого используется гражданско-правовой договор?

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Возможна ли реализация образовательной программы, если для этого используется гражданско-правовой договор?

В преддверии нового учебного года рассмотрим очень важный аспект осуществления образовательной деятельности — кто и на каких основаниях может привлекаться к реализации образовательных программ? Сразу отметим, что данный материал представляет собой экспертную точку зрения, так как однозначной ясной позиции по обозначенному вопросу пока не сформулировано, но судебная практика заставляет задуматься…

Весной текущего года было опубликовано Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2018 г. по делу № А27-26511/2017, анализ которого позволяет сделать вывод — привлечение к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников, на основании договоров гражданско-правового характера противоречит действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования. Рассмотрим данный вывод по существу.

Предыстория вопроса. Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (далее Кузбассобрнадзор), осуществляющей переданные полномочия по государственному надзору и контролю в сфере образования, в рамках проведения проверки (лицензионный контроль) юридического лица, ведущего образовательную деятельность на основании выданной лицензии, были выявлены нарушения лицензионных условий. Усмотрев в действиях юридического лица состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Кузбассобрнадзор составил протокол об административном правонарушении от 27.11.2017 и в соответствии с требованиями статей 23.1, 28.8 КоАП РФ, статей 202, 203, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении к административной ответственности. Несмотря на то, что в целом исковое заявление Кузбассобрнадзора из-за процессуальных вопросов оставлено судом без удовлетворения, само содержание заслуживает внимание в части заявленного названия данной публикации.

Итак, рассмотрим доводы Кузбассобрнадзора. Решением от 08.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявления отказано. В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, а именно прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения. Как полагает заявитель жалобы, судом не опровергнуты обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, о нарушении юридическим лицом лицензионных требований, выразившихся в осуществлении образовательной деятельности в нарушение подпунктов «д» и «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее — Положение о лицензировании образовательной деятельности) с привлечением к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения), на основании договоров гражданско-правового характера.

В соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 6 Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Читайте также:  Договор социального найма жилого помещения для физических лиц образец

Согласно части 1 статьи 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

В силу части 21 статьи 2 указанного Закона педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Под правовым статусом педагогического работника, согласно части 1 статьи 47 Закона № 273-ФЗ понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Представляется, что некоторые из гарантий, предусмотренных для педагогических работников, в том числе распространяются и на иных работников образовательной деятельности, а именно право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (пункты 5, 7 части 5 статьи 47 Закона № 273-ФЗ).

Пунктами 1, 5 части 3 статьи 28 Закона № 273-ФЗ определено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в том числе относятся разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.
В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Следовательно, привлечение к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников, на основании договоров гражданско-правового характера противоречит действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.

Как следует из материалов дела, представленные юридическим лицом при проверке договоры на оказание услуг, заключенные с гражданами Российской Федерации: Г.И.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017); Г.А.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017); Р.В.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017); С.О.А. (договор оказания услуг от 02.10.2017), Ш.А.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017), Ш.В.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017) не являются трудовыми договорами, заключенными с данными лицами как с педагогическими работниками, при этом трудовые договоры с вышеуказанными лицами как с педагогическими работниками при проверке юридическим лицом представлены не были.

Согласно письменным пояснениям директора юридического лица трудовые договоры, служебные контракты, дополнительные соглашения к имеющимся трудовым договорам с работниками, оказывающими педагогические услуги, не заключались.

В свою очередь, наличие вышеуказанных лиц, фактически исполняющих обязанности педагогических работников, на ином законном основании (трудовой договор по совместительству, служебный контракт, дополнительные соглашения к трудовым договорам и т. п.) на момент проведения проверки не представлено.

В соответствии с требованиями к квалификации, указанными в квалификационной характеристике должности «Преподаватель», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — Приказ № 761н), лицо, замещающее должность «Преподаватель», должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работу, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работу.

Читайте также:  Договор получение товара после 100 оплаты

Так, согласно документам, представленным при проверке, у юридического лица функции преподавателя (преподаваемый курс: «Основные положения трудового права») исполняет Г.И.В. (на основании договора оказания услуг от 02.10.2017).

Документов, подтверждающих получение указанным лицом высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении, при проведении проверки представлено не было.
Пунктом 9 Приказа № 761н предусматривается, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Информация о наличии рекомендации аттестационной комиссии о назначении Г.И.В. на должность «Преподаватель» в порядке исключения при проведении проверки юридическим лицом не представлена.

Аналогичные нарушения выявлены административным органом в отношении общества при заключении договоров услуг с Г.А.В., Р.В.В., С.О.А., Ш.А.А., Ш.В.В.

Доказательств обратного юридическим лицом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, отметим ключевые моменты, о которых нужно помнить:

  1. Образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ (ст. 2 Закона № 273-ФЗ);
  2. Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

Таким образом, преследуя цель «ухода от налогов», которые выплачиваются работодателем на начисляемую заработную плату, экономии средств на социальные гарантии (оплата больничных листов, отпускных и т. д.), показателей средней месячной заработной платы штатных работников и т. п., руководитель образовательной организации должен понимать все риски, которые вырисовываются при использовании гражданско-правового договора на оказание услуг вместо трудового договора как в части нарушения требований федерального законодательства в сфере образования, так и в сфере труда. В последнее время очень часто говорится о том, что подмена трудовых договоров на гражданско-правовые становится предметом пристального внимания надзорных органов.

Кроме того, руководитель должен понимать всю меру ответственности, которая может наступить, если при реализации конкретной образовательной программы (как основной, так и дополнительной), например, произойдёт несчастный случай с обучающимся, то привлечь к ответственности человека, который с юридической точки зрения не является работником (не говоря уже о «педагогическом работнике»), не представляется возможным. У такого «работника» нет должностной инструкции, в которой что-то вменено в обязанности, а если это отражено в гражданско-правовом договоре, то заключение такого договора с явными признаками трудового договора будет незаконным.

За разъяснением официальной позиции по данному судебному прецеденту был направлен запрос в Рособрнадзор, как главный Федеральный орган по надзору в сфере образования и науки, понимая, что к полномочиям Рособрнадзора не относится разъяснение и толкование норм законов и иных нормативно-правовых актов, в т. ч. судебных. Был получен ответ, в котором чётко указано — действующим законодательством в сфере образования вопрос привлечения работников на основе гражданско-правового договора не урегулировано! При этом указано, что педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста