Можно контракт называть договором или нет

Контракт и договор: в чем отличие?

    On 16.12.2021 0 Comments 223-ФЗ, 44-ФЗ, Статьи

Что подразумевается под понятиями «контракт» и «договор»? В чем их общие и отличительные черты? И почему в сфере закупок эти понятия не являются синонимами? Об этом — в сегодняшней статье.

Контракт или договор?

В широком смысле выражения контракт, договор и соглашение являются взаимозаменяемыми. Таковы обычаи делового оборота и сложившаяся практика. И в отдельных сферах права это действительно так. Например, в трудовом законодательстве понятие «трудовой договор» и «трудовой контракт» абсолютно тождественны.

А вот в закупках действует вполне конкретное разделение:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • в рамках закона 44-ФЗ заключается контракт;
  • в рамках закона 223-ФЗ — договор.

Что такое контракт в закупках

В гражданском праве контрактом считается соглашение, одной из сторон которого выступает государство. Оно может действовать через органы власти или организации определенных типов. Для удовлетворения нужд государства закупки проводятся по закону 44-ФЗ. В рамках этой нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты. При этом исполнителем может быть любое лицо, удовлетворяющее определенным требованиям, как юридическое, так и физическое. А вот вторая сторона контракты — это всегда государство, то есть:

  • орган государственной власти;
  • госкорпорация;
  • бюджетное учреждение;
  • казенное учреждение;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Другими словами, контракт заключается на бюджетные деньги. Заказчик объявляет свои нужды, исполнитель их удовлетворяет и получает за это оплату из бюджета соответствующего уровня.

Что такое договор в закупках

В отличие от контракта, договор может заключаться между любыми лицами. Стороной договора может быть обычный гражданин, индивидуальный предприниматель или организации любого типа. В том числе государственная корпорация или монополия, компания с государственным участием, а также бюджетное учреждение или унитарное предприятие (в части закупок на собственные, а не на бюджетные средства). В таком случае упомянутые лица производят закупки в рамках закона 223-ФЗ. Когда победитель определен, с ним заключается договор.

О том, кто может стать исполнителем договора по 223-ФЗ, вы можете узнать из этого материала.

В чем отличие

В рамках закупок контракт и договор отличаются весьма существенно. И в основном именно за счет того, что первый из них регламентируется законом 44-ФЗ, а второй — законом 223-ФЗ. Второй закон дает заказчиком гораздо больше свободы. Например, они могут самостоятельно выбирать способ определения поставщика, тогда как закон 44-ФЗ жестко регламентирует этот вопрос.

Закон о госзакупках регламентирует практически все аспекты — от планирования закупки до приемки результатов контракта. Любое отступление от его норм карается штрафами. В отличие от него закон 223-ФЗ оставляет практически все решения за сторонами договора.

Что общего

Тем не менее между договором и контрактом в рамках закупочного законодательства много общего. По большому счету любой контракт является договором. Можно сказать иначе — контракт является частным случаем договора, в котором покупатель/заказчик — государство.

И контракт, и договор должны содержать ряд параметров. Часть из них являются существенными условиями, например, наименование сторон, предмет договора, его стоимость. При их отсутствии соглашение будет считаться недействительным. Также существует положения, которые включаются по желанию сторон. Например, это соглашение о предоплате или привлечении субподрядчиков.

В договорах и контрактах, которые заключаются по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ, обязательно присутствуют такие пункты:

  1. Наименование сторон.
  2. Название объекта закупки.
  3. Стоимость.
  4. Срок исполнения обязательства.
  5. Требования к качеству товара, работы или услуги.
  6. Ответственность сторон за нарушение своих обязательств.

Что такое соглашение

В российском праве соглашением является любая договоренность между сторонами. Это понятие гораздо шире, чем договор и тем более контракт (как он понимается в сфере закупок). Соглашение может быть и устным, под договором же в большинстве случаев подразумевается бумажный документ.

Читайте также:  Видов изменения условий трудового договора

Вместе с тем рассматриваемый термин фигурирует в выражениях «дополнительное соглашение к договору» и «соглашение о расторжении договора (контракта)». Это устоявшиеся выражения, соответствующие обычаям делового оборота.

Итак, нормы права в целом отождествляют понятие «соглашение», «контракт» и «договор». Однако если речь идет о сфере закупок, то последние два термина имеют явные различия. При этом важно помнить, что как бы ни назывался тип соглашения между сторонами, оно должно соответствовать нормам Гражданского кодекса.

О особенностях контракта по 44-ФЗ:

Источник

Контракт и договор: что заключать

Понятия

Поскольку 44-ФЗ, посвящённый контрактной системе, в своей статье 3 в качестве движущей силы закупочного процесса называет заключение гражданско-правовых договоров, которые затем именуются в законе контрактами, можно прийти к выводу о синонимичности данных терминов, т.е. у контракта и договора разница по 44-ФЗ не наблюдается.

Вместе с тем глава 30 ГК РФ под контрактом по 44-ФЗ подразумевает разновидность договора, который ориентирован на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей, несколько сужая понятие договора и ставя его в более официальные рамки.

По этой же логике строит свою терминологию и бюджетный кодекс РФ, рекомендуя использовать термин «контракт» в отношении договоров, заключаемых государственными или муниципальными заказчиками.

Правда, при этом Минэкономразвития РФ, определяя, контракт или договор для бюджетных учреждений предпочтительней, склоняется в пользу второго варианта.

Общее

Поскольку термины «договор» и «контракт» не имеют между собой принципиальных различий, то и их структуры практически не разнятся между собой. Они обязательно состоят из:

  • обозначения предмета;
  • реквизитов заключающих соглашение сторон;
  • их степени ответственности;
  • способов разрешения конфликтных ситуаций;
  • условий поставки;
  • порядка оплаты;
  • цены;
  • предвосхищения возникновения форс-мажорных ситуаций и обстоятельств непреодолимой силы;
  • иных подобных условий.

Разница

В отличие от контрактной формы, оформляемой исключительно в письменном виде, договорная форма может быть выражена и в устном виде.

Кроме того, ст. 34 44-ФЗ наделяет контракты отличительными особенностями, выраженными в:

  • представлении одной из сторон торговой процедуры госзаказчиком;
  • чётко обозначенных сроках подписания;
  • твёрдом значении оговорённой цены и её неизменности;
  • ответственности поставщика, подрядчика, исполнителя в срыве контракта;
  • требованиях обеспечения;
  • в порядке приёмки результатов исполнения контракта;
  • условиях отказа.

В настоящее время в библиотеке ЕИС находятся 9 типовых контрактов, которые в обязательном порядке должны быть использованы при госзакупочных процедурах в определённых отраслях, например, при поставках медтехники, радиоэлектроники, при техобслуживании автотранспорта, чем и отличается контракт от договора по 44-ФЗ .

Когда заключаются

44-ФЗ не предписывает сторонам госзакупочной деятельности при исполнении госзаказа руководствоваться исключительно термином «контракт», игнорируя понятие «договор».

Более того, в правоприменительной практике, исходя из ст. 431 ГК РФ и пп. 1 и 6 АПК РФ, судебные органы при рассмотрении споров по соглашениям, учитывают существенную сторону отношений, а не, не то, в какой форме эти отношения оформлены — в договорной или контрактной.

Тем не менее письмо Минэкономразвития РФ № Д28и-1889 от 30.09.2014 рекомендует в ходе оформления закупочных сделок по 44-ФЗ выбирать для них следующие наименования:

  • всем бюджетным организациям независимо от закупочных видов предпочтительней заключать гражданско-правовые договоры;
  • для муниципальных образований более подходят контрактные соглашения;
  • органы государственной власти, внебюджетные фонды, казённые учреждения должны подписывать государственный контракт.

Однако при этом Минэкономразвития РФ подчёркивает, что между договорными и контрактными соглашениями юридической разницы не существует.

В данном случае форма документирования закупочных взаимоотношений никак не корреспондируется с их содержанием и не зависит ни от вида закупок, ни от самого закупочного объекта.

Хотя чёткая разница между договорными и контрактными формами торговых взаимоотношений законодательно не обозначена, на практике для дифференциации многообразных закупочных процессов применяется специализация данных терминов.

Но в любом случае корректность заключения обоих видов закупочного соглашения превалирует над его наименованием.

Источник

Чем отличается госконтракт от договора

Статья актуальна на 13 апреля 2022 Основы

Госконтракт и договор — термины, с которыми мы часто сталкиваемся в торгах. Кажется, что это синонимы, но в закупках есть четкое разделение понятий. Разберемся, чем контракт и договор принципиально отличаются друг от друга.

Особенности заключения госконтракта

Что такое госконтракт

Государственный контракт (госконтракт) — это соглашение между поставщиком и органами власти федерального, регионального или муниципального уровней. Это прямо сказано в ст. 3 федерального закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), который регулирует закупочную деятельность госзаказчиков.

Бюджетные учреждения и госкорпорации заключают контракты, а не государственные контракты (ст. 3 44-ФЗ).

Читайте также:  Договор на оказание услуг по массажу без медицинской лицензии

Способ отбора поставщика (на конкурсной основе или без проведения тендера) не влияет на то, какой документ будет подписан при заключении сделки — госконтракт или контракт. Порядок заключения таких соглашений одинаковый, различий в форме и содержании документов тоже нет.

Разница только в цели их подписания: госконтракты заключают, чтобы обеспечить потребности государства, а контракты — для закрытия потребностей конкретной организации.

Как составляют госконтракт

Заказчики составляют проект госконтракта на основе типовых форм — типовых условий контракта или рекомендованных образцов. Проект прикладывают к извещению и публикуют в единой информационной системе (ЕИС) и на торговых площадках (ЭТП). В закрытых процедурах, если тендер содержит секретные сведения, проект госконтракта не выкладывают в публичный доступ. В закупках, где заказчик выбирает поставщика без проведения тендера путем переговоров, проект госконтракта также не выкладывают в ЕИС и на ЭТП. Исключение — закупки в электронных магазинах.

Формы типовых условий контракта утверждены приказами вышестоящих ведомств. Если закупка попадает под условия такого приказа, то обязательно нужно использовать утвержденную форму (ч. 11 ст. 34 44-ФЗ). Например, если заказчик проводит тендер на регулярные пассажирские перевозки, форму госконтракта придется брать из приказа Минтранса № 482 от 29 декабря 2018. Подписывать госконтракты на закупку транспортных услуг по другой форме заказчикам запрещено.

Типовые условия контрактов можно посмотреть на сайте ЕИС в разделе « Библиотека типовых контрактов ».

Если предмет закупки не попадает под правила обязательных типовых форм, заказчик разрабатывает форму проекта госконтракта самостоятельно. Обычно за основу берут образцы, которые заказчикам рекомендуют вышестоящие инстанции.

Некоторые госкомпании используют также и типовые формы контрактов. Ранее Правительство обязывало госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» применять типовые формы, если компании заключали контракты по 44-ФЗ. Это регулировалось постановлением Правительства № 606 от 02 июля 2014. С 1 января 2022 года постановление утратило силу, но приказы госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» продолжают действовать. Например, в тендерах на закупку услуг по обращению с радиоактивными отходами Госкорпорация «Росатом» по-прежнему использует типовую форму контракта.

Какие положения включают в госконтракт

Требования к содержанию госконтракта указаны в ст. 34 44-ФЗ. Госконтракт заключают на условиях из извещения и с учетом сведений из заявки участника закупки.

Госконтракт содержит положения о:

  • сроках и правилах оплаты;
  • порядке приемки;
  • гарантийных обязательствах;
  • сроке и порядке возврата обеспечения;
  • неизменности цены в течение всего срока оказания услуг (исключения указаны в ст. 95 44-ФЗ);
  • ответственности сторон;
  • правилах начисления штрафов и пеней с учетом правил, которые утверждены правительством (ПП № 1042 от 30 августа 2017);
  • графике выполнения работ, если срок их выполнения больше трех лет, а стоимость превышает 100 млн рублей;
  • иных особенностях, которые предусмотрены статьей 34 44-ФЗ.

Дополнительно заказчики могут включить в госконтракт разделы о возможности одностороннего отказа и удержания неустойки из оплаты за поставленный товар.

Заказчики готовят проект госконтракта строго по правилам 44-ФЗ и не меняют содержание документа по своему личному усмотрению. Сроки оплаты поставщикам также строго регламентированы контрактным законодательством — об этом мы писали ранее.

В какие сроки заключают госконтракт

Госконтракт заключают по итогам тендеров или в закупках без проведения конкурсных процедур. Порядок заключения контракта строго регламентирован 44-ФЗ. Например, контракт по итогам электронных торгов заключают по такой схеме (ч. 2 ст. 51 44-ФЗ):

  • два рабочих дня дается заказчику, чтобы сформировать проект госконтракта в ЕИС;
  • пять рабочих есть у поставщика на его подписание;
  • два рабочих остается заказчику, чтобы подписать контракт со своей стороны.

В общей сложности подписание контракта занимает до девяти рабочих дней, если участник не выставил протокол разногласий. Схема с протоколом разногласий затянет процесс на три рабочих дня (ч.5 ст. 51 44-ФЗ).

В запросе котировок в электронной форме сроки заключения гораздо короче (ч.6 ст. 50 44-ФЗ):

  • три часа у заказчика, чтобы подготовить проект контракта,
  • за один рабочий день поставщик должен его подписать,
  • один рабочий день у заказчика на подпись с его стороны.

Нарушать эти сроки нельзя. Поставщика, который не подписал госконтракт вовремя, заказчик сочтет уклонившимся и внесет сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Это закроет фирме доступ к госзаказу на два года. Если срок нарушит заказчик, его ждет штраф по статье 7.32 КоАП — 50 тыс. рублей.

Можно ли вносить изменения в госконтракт

Условия изменения госконтракта прописывают в самом соглашении. Они не должны противоречить нормам закона. Если документ не предусматривает возможность изменений, внести их не удастся. В этом случае заказчик и поставщик подписывают соглашение о внесении изменений в госконтракт.

Читайте также:  Договор займа это односторонняя сделка или нет

Основания, по которым можно менять условия госконтракта, изложены в статье 95 44-ФЗ. Вот наиболее частые причины:

  • увеличение или уменьшение количества товара, но не более чем на 10%;
  • изменение действующих тарифов;
  • сокращение госбюджета;
  • предмет соглашения — коммунальные услуги, обслуживание здания, юридические услуги по представительству за рубежом или услуги по лечению граждан за пределами России;
  • изменение сроков отдельного этапа в пределах общей длительности выполнения работ.

Также 44-ФЗ допускает изменение долгосрочных госконтрактов, соглашений на проведение строительных и научно-исследовательских работ (НИР), контрактов жизненного цикла — при соблюдении условий из ст. 95 44-ФЗ. Например, изменение цены НИР или длительности исполнения такого контракта допустимо не более чем на 30%. Обязательные условия:

  • письменное обоснование причин, по которым исполнить контракт без изменений невозможно, и доказательства того, что эти причины не зависят от заказчика и поставщика;
  • соответствующее решение властей.

Что делать, если подорожали стройматериалы, разъясняет ПП № 1315 от 9 августа 2021: в госконтракт разрешено вносить правки по п. 8 ч. 1 ст. 95 и ч. 70 ст. 112, если заказчик внесен в список из постановления и параметры правок сходятся с установленными условиями.

8 марта 2022 статью 112 44-ФЗ дополнили частью 65.1, которая допускает изменение госконтракта по причинам, которые не зависят от сторон сделки. Например, если выполнить условия контракта на прежних условиях невозможно из-за внешних санкций. В этом случае основанием послужит решение органов власти.

Форс-мажор избавит поставщика по госконтракту от начисления неустойки, но не приведет к изменению условий соглашения, если причины не сходятся с основаниями из ст. 95 или ч. 65.1 ст. 112 (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Подтвердить факт форс-мажора поможет Торгово-промышленная палата.

Особенности заключения договора

Что такое договор

Термин «договор» используют в тендерах компаний с госучастием, которые регулирует федеральный закон «О закупках отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Закон не разъясняет, что такое договор, но применяет этот термин ко всем соглашениям, которые заключены по 223-ФЗ.

Определение договора можно найти в Гражданском кодексе. В статье 420 ГК сказано, что договор — это соглашение между несколькими участниками сделки, где закреплены их права и обязанности.

Договоры заключают, чтобы обеспечить нужды компаний, а не закрыть потребности государства.

Как составляют договор

Госкомпании, которые заключают договоры по 223-ФЗ, разрабатывают формы соглашений самостоятельно и включают их в распорядительные документы. Например, некоторые компании ежегодно обновляют и утверждают новые образцы договоров. Обязанность применять эти формы прописывают в положении о закупках.

Какие положения включают в договор

Госкомпании включают в договор основные положения, которые содержат права и обязанности сторон, то есть разделы о:

  • предмете договора,
  • порядке исполнения обязательств,
  • сумме договора,
  • ответственности сторон,
  • порядке разрешения споров.

Некоторые компании вводят дополнительные разделы. Например, Госкорпорация «Росатом» включает в договор такие разделы: «Определения и термины», «Общие сведения», «Конфиденциальность», «Прекращение договора ранее намеченного срока» и «Прочие условия».

Учитывайте, что максимальный срок оплаты для представителей малого и среднего бизнеса в закупках по 223-ФЗ сокращен с 15 до семи рабочих дней — это условие обязательно прописывают в договоре (ПП № 417 от 21 марта 2022). В ближайшее время Правительство может сократить сроки оплаты по договорам и в закупках на общих основаниях. Законопроект уже подписан, его готовят к опубликованию.

Можно ли вносить изменения в договор

223-ФЗ и статья 450 Гражданского кодекса не запрещают госкомпаниям вносить изменения в проект договора после проведения торгов. Заказчик и поставщик на этапе заключения или исполнения договора могут изменить количество товара, его цену и срок поставки (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ). Главное, чтобы эта возможность была предусмотрена договором и не противоречила положению о закупках, которое принято в компании.

Как заключают договор

223-ФЗ регламентирует основные нюансы подписания договора. Например, срок подписания договора по итогам тендера составляет не менее 10 и не более 20 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 15 ст. 3.2. 223-ФЗ). В какие сроки заказчик обменивается документами с участником, а также заключает договор с единственным поставщиком, госкомпании решают самостоятельно и включают эти сведения в положение о закупке.

Поставщиков, которые уклонились от подписания договора или нарушили условия соглашения, что подтверждено решением суда, вносят в РНП (ст. 5 223-ФЗ). Заказчиков за нарушение сроков по КоАП не штрафуют.

Главные отличия госконтракта от договора

Для удобства основные отличия контракта и договора мы собрали в таблице.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста