- ИФНС запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование
- Основания для запроса документов
- Запросы при проверке контрагента
- Направление требования
- Внимание!
- Содержание требования
- Сведения по конкретной сделке
- Внимание!
- Штрафы за неисполнение требования
- Внимание!
- Как проверить контрагента: собираем доказательства должной осмотрительности
- Должная осмотрительность
- Зачем еще проверять контрагента
- Пошаговый план проверки контрагента
- Шаг 1. Составьте и зафиксируйте документом систему проверки контрагента
- Шаг 2. Проверка в открытых источниках
- Шаг 3. Запросить документы
- Шаг 4. Провести анализ и подготовить обоснование
- Шаг 5. Заключение договора
ИФНС запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование
В прошлой статье мы подробно обсудили вопрос о законности требований, выставляемых налоговиками в рамках выездных и камеральных проверок (см. «ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать»). Однако бухгалтерам приходится исполнять и те запросы, которые поступают вне рамок проверок их организаций. Речь идет о предоставлении сведений по контрагентам и в отношении конкретных сделок. Какие полномочия Налоговый кодекс дает налоговикам по истребованию документов и информации в таких ситуациях? Какие последствия грозят тем, кто проигнорирует подобные требования? Давайте разбираться.
Основания для запроса документов
«Внепроверочные» запросы могут поступать в бухгалтерию в двух ситуациях.
Во-первых, такие запросы вправе инициировать инспекция, которая осуществляет налоговую проверку контрагента (то есть другого налогоплательщика, связанного с адресатом запроса).
Во-вторых, инспекция может запросить документы или информацию вне рамок какой-либо налоговой проверки, а в ходе других мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). Например, при проверке данных учета и отчетности или во время проведения предпроверочного анализа (определение Верховного суда РФ от 23.09.20 № 307-ЭС20-13138 по делу № А56-51770/2019, постановление ФАС Уральского округа от 25.06.12 № Ф09-5408/12 по делу № А71-11479/11). Но в подобных случаях круг интересов проверяющих законодательно органичен конкретной сделкой.
Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке
Остановимся на каждом из этих оснований подробнее.
Запросы при проверке контрагента
Порядок запроса у налогоплательщика информации о его контрагенте урегулирован статьей 93.1 НК РФ. В этой статье установлено, что можно требовать в такой ситуации, а также определена процедура направления запроса. Начнем с описания данной процедуры.
Направление требования
В подавляющем большинстве случаев инициатором запроса выступает не «родная» ИФНС, а тот налоговый орган, в котором состоит на учете контрагент . Однако само требование по правилам статьи 93.1 НК РФ направляет «своя» инспекция. К этому требованию должна прилагаться копия поручения от инспекции-инициатора запроса.
Получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет
Без этой копии требование может быть направлено только в одном случае: когда проверяемый налогоплательщик и адресат запроса состоят на учете в одной ИФНС (т.е. инспекция-инициатор запроса совпадает с инспекцией, направившей требование). В такой ситуации ИФНС не дает себе никакого поручения и, соответственно, копия поручения к требованию не прикладывается (письмо ФНС от 16.12.14 № ЕД-4-2/26018, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.08 по делу № А26-1964/2007).
Внимание!
Указанная ситуация возможна вне зависимости от основания, по которому адресат запроса состоит на учете в ИФНС, выставившей требование. Это может быть учет по месту нахождения «обособки», недвижимости или учет в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему (постановление АС Дальневосточного округа от 15.05.18 № Ф03-1515/2018 по делу № А04-8106/2017).
Отметим, что копия поручения — весьма полезный для налогоплательщика документ. Из нее можно узнать, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля налоговикам потребовались документы или информация. Также данная копия позволяет проверить, соответствуют ли сведения, которые запрашивает «своя» ИФНС, поручению инспекции-инициатора запроса. Судебная практика исходит из того, что в подобной ситуации требование о предоставлении документов (информации) составляется на основании поручения и не может выходить за его рамки. А значит, если запрашиваются документы, не указанные в копии поручения, такое требования является незаконным (постановления ФАС Уральского округа от 27.01.12 № Ф09-8983/11 и ФАС Московского округа от 26.03.09 № КА-А40/2089-09).
В то же время следует учитывать, что отсутствие копии поручения не всегда признается грубым процедурным нарушением (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.08 № Ф09-3423/08-С3). Поэтому мы не советуем игнорировать требование о предоставлении документов (информации) на том лишь основании, что к нему не приложена копия поручения. А вот обжаловать такое требование вполне возможно. Если УФНС или суд сочтут его незаконным, налогоплательщик сможет потребовать возмещения расходов на исполнение такого требования в порядке, предусмотренном статьей 35 НК РФ.
Подать жалобу на решение ИФНС через оператора ЭДО Подать бесплатно
Содержание требования
Что касается содержания требования, связанного с проверкой контрагента, то тут практика исходит из фактически полной вседозволенности налоговиков. Дело в том, что Налоговый кодекс не установил для этого случая каких-либо ограничений по составу запрашиваемых документов (информации) или по кругу лиц, у которых можно их потребовать. Поэтому в большинстве случаев споры по поводу содержания требования заканчиваются победой налоговиков.
Так, Арбитражный суд Уральского округа указал, что в своих запросах ИФНС не ограничена документами, касающимися первого контрагента проверяемого налогоплательщика. Это значит, что подобные требования могут быть направлены также контрагентам второго, третьего и последующего звена (постановление от 02.08.18 № Ф09-4001/18).
Проверить контрагента на банкротство
А судьи Дальневосточного округа разъяснили, что статья 93.1 НК РФ не ограничивает перечень запрашиваемых документов (информации) только теми, которые являются основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Поэтому ИФНС может затребовать абсолютно любые документы (любую информацию) по проверяемому налогоплательщику. В том числе и те, которые не связаны напрямую с подтверждением правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.07.18 № Ф03-2969/2018). Также нет ограничений и по форме истребуемых данных — ИФНС вправе потребовать информацию в форме пояснений (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.06.14 № Ф03-1810/2014).
При этом налоговики не обязаны обосновывать свои требования и доказывать, что запрошенные сведения действительно необходимы для проверки контрагента (постановление АС Северо-Западного округа от 21.05.18 № Ф07-4963/2018). Так, Арбитражный суд Московского округа признал правомерным запрос данных об IP-адресах контрагентов, указав, что эти данные могут использоваться для определения признаков взаимозависимости и согласованности действий налогоплательщиков. А значит, они связаны с проверкой и затребованы правомерно (постановление от 05.03.19 № Ф05-1297/2019).
Провести автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами Попробовать бесплатно
Также нет ограничений и по периоду проверки контрагента, в связи с которой запрашиваются документы или информация. По мнению судей, вопрос о том, относятся ли конкретные документы к проверяемому налогоплательщику, а также круг устанавливаемых при помощи этих документов обстоятельств находится исключительно в компетенции ИФНС (постановление АС Московского округа от 13.09.18 № Ф05-14465/2018). При этом инспекция не обязана разъяснять адресату запроса связь этих документов с проверкой. Достаточно лишь указать на данное обстоятельство в требовании. Таким образом, тот факт, что запрашиваемые по контрагенту документы относятся к периоду, который не охвачен проверкой, не освобождает организацию от исполнения требования (постановление АС Поволжского округа от 16.01.19 № Ф06-41326/2018).
Также нужно учитывать, что налоговики вправе запрашивать документы, содержащие персональные данные третьих лиц (в т.ч. работников организации). Основание — положения подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Из этих норм случает, что обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти. (См. также п. 3 разъяснений Роскомнадзора от 14.12.12 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»). А налоговые органы как раз и являются одним из федеральных органов исполнительной власти (указ президента России от 21.01.20 № 21). Таким образом, ссылка на то, что запрошенные документы содержат персональные данные, не освободит от штрафа за непредставление этих бумаг (письмо Минфина от 09.10.12 № 03-02-07/1-246, см. « Налоговики вправе затребовать у организации штатное расписание и приказы о направлении работников в командировки к проверяемому налогоплательщику »).
Заказать услуги по защите персональных данных
Сведения по конкретной сделке
Теперь рассмотрим второй случай направления «внепроверочных» требований. Речь идет о запросе данных по конкретной сделке, которая вызвала интерес у налоговиков (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый кодекс не разъясняет термин «конкретная сделка». А значит, придется снова обратиться к судебной практике.
Как указал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, пункт 2 статьи 93.1 НК РФ обязывает налогоплательщиков направлять документы и информацию по конкретным договорам с конкретными контрагентами. При этом налогоплательщик, к которому поступил запрос, может и не являться стороной такого договора (постановление от 22.02.19 № Ф08-213/2019).
Составляйте договоры ГПХ по готовым шаблонам Составить бесплатно
Данный подход означает, что налоговики не могут запросить сведения в отношении операций, которые совершаются вне рамок договоров (сделок). Примеры такой операций — получение бюджетных субсидий, выплата дивидендов, внесение вкладов в имущество организации или ее уставный капитал (см. письмо Минфина от 17.07.13 № 03-01-18/28094).
На этом запреты, пожалуй, заканчиваются. Как и в случае с запросом данных по контрагентам, никаких ограничений по составу документов или информации, которые можно затребовать в отношении конкретной сделки, Налоговый кодекс не содержит. Также не запрещено истребовать документы или информацию по нескольким сделкам (определение Верховного суда РФ от 26.10.17 № 302-КГ17-15714). При этом, как уже отмечалось, круг лиц, у которых можно запросить документы (информацию) на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, фактически не ограничен: адресатом может быть как участник сделки, так и иные лица, располагающие нужными данными по сделке.
В то же время на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ нельзя истребовать документы (информацию), которые не относятся к конкретной сделке. Согласно форме требования о представлении документов (информации), в нем должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой запрашиваются данные (письмо Минфина от 15.10.18 № 03-02-07/1/73833, см. « Встречная» проверка: должны ли инспекторы указывать реквизиты истребуемых документов »). При этом налоговики считают, что достаточно указать период времени, за который запрашиваются документы, а также их перечень, без каких-либо индивидуализирующих признаком ( решение ФНС от 23.09.19 № КЧ-4-9/19237@; « Должен ли налогоплательщик представить документы по сделкам с контрагентом, если в требовании не указаны их реквизиты » ?
Суды относятся к вопросу идентификации документов по сделке также достаточно вольно: инспекция вовсе не обязана указывать в требовании реквизиты (дату, номер) договора. Достаточно обозначить стороны и тип договора. Требование является обоснованным, если на основании перечня запрашиваемых документов налогоплательщик в состоянии сам определить всю информацию, идентифицирующую конкретную сделку (постановление АС Уральского округа от 27.09.18 № Ф09-5656/18). Аналогичный вывод содержится и в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 04.03.21 № А45-15387/2020 .
Внимание!
К запросу «по сделке» никакие поручения от других ИФНС не прилагаются. Это правило действует, даже если контрагент по сделке и получатель запроса состоят на учете в разных инспекциях (постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.03.21 № Ф04-421/2021 по делу № А45-17306/2020).
Штрафы за неисполнение требования
И в завершение разговора о «внепроверочных» требованиях коротко расскажем об ответственности за их неисполнение. Тут нужно учитывать два момента.
Первый. Налогоплательщик обязан отреагировать на требование ИФНС о направлении документов, даже если считает его незаконным. Судебная практика исходит из того, что у получателя такого требования есть всего три законных варианта действий: известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов, исполнить требование в установленный срок, либо обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов. Если налогоплательщик (организация или ИП) не совершит ни одного из этих действий, то ИФНС может оштрафовать его на 10 000 рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ (постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.06.18 № Ф04-1872/2018).
Также напомним, что положения статей 137 и 138 НК РФ не предусматривают приостановление срока на исполнение требования в случае его обжалования в УФНС по региону. А значит, если обжалование не приведет к отмене требования, которое не было исполнено в срок, то организация может быть оштрафована на вполне законных основаниях.
Второй момент, о котором нужно помнить при получении «внепроверочных» требований, связан с возможным увеличением штрафа за неисполнение запроса, содержащего одновременно требование о представлении документов и требование о направлении информации. Суды полагают, что в такой ситуации налогоплательщик может быть оштрафован за неисполнение каждой части такого запроса (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). При этом штраф за непредставление документов налагается по пункту 2 статьи 126 НК РФ и составляет, как уже говорилось, 10 000 рублей. А штраф за непредоставление информации налагается по статье 129.1 НК РФ и составляет 5 000 рублей (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.11.18 № Ф02-5065/2018). К аналогичному выводу пришли недавно и судьи АС Западно-Сибирского округа (постановление от 01.02.22 № А70-6808/202; см. « Суд подтвердил: за непредставление документов и информации инспекция вправе выписать два штрафа »). Соответственно, подходить к исполнению такого запроса надо с особой тщательностью, не оставляя без внимания каждую из его частей.
Внимание!
Облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию можно с помощью специальных сервисов. Такой сервис встроен, в частности, в систему для подготовки и отправки отчетности «Контур.Экстерн». Сервис дает возможность быстро загрузить и отправить отсканированные документы в инспекцию.
Источник
Как проверить контрагента: собираем доказательства должной осмотрительности
ФНС все чаще требует от налогоплательщиков доказательств реальности сделок и проявления должной осмотрительности при заключении договоров. Если не предоставить нужных документов и сведений, то сделки могут признать фиктивными и снимут расходы по ним. Придется уточнять отчетность, доплачивать налоги или долго и дорого спорить с налоговиками в суде, доказывая, что они не правы. Рассказываем, какие сведения и где получить, чтобы не подвергать рискам компанию, а бухгалтеру не проверять нервы на прочность.
Даже если вы работаете со своими контрагентами давно, это не значит, что с точки зрения налоговой службы или банка они не выглядят сомнительными.
Например: Фирма «А» ведет сомнительную деятельность, предоставляет документы на «бумажный НДС», имеет долги по налогам, не сдает отчетность, судится с контрагентами и налоговой, но при всем этом продает реальные товары контрагентам.
Партию товара она продает компании «Б», та реализует его компании «В», а та, в итоге, реализует его ИП Продавайко, который знать не знает фирму «А». Но с точки зрения налоговиков ИП — участник некой схемы. Они подвергают покупку товаров сомнению: пусть Петров докажет, что проявил осмотрительность, когда покупал товар у компании «В».
Может возникнуть и другая ситуация: ИП Продавайко напрямую покупает товар у фирмы «А», это реальная сделка, товар действительно передан и оплачен, а предприниматель продает его у себя в розничном магазине. Но, учитывая сложившуюся репутацию компании, эта операция сразу попадает в поле зрение налоговиков, они присылают предпринимателю запрос: давайте все документы, мы проверим. При этом требуют еще и обосновать — почему из всех вероятных поставщиков ИП выбрал именно этого, как его проверял?
ИП в этой ситуации можно только посочувствовать. Правда, в первом случае — у него отличные шансы отбиться от претензий, если он оперативно соберет пакет данных о компании-поставщике. А вот во втором — они ничтожно малы, ведь он никак не проверил партнера до сделки, и даже если сейчас попробует это сделать, то получит результат, который налоговой не покажешь.
Именно поэтому любого контрагента необходимо проверять до заключения договора. Это и называется — должная осмотрительность. О том, как ее проявлять, какие сведения и где собирать, сейчас вам расскажем.
Быстрая проверка контрагента возможна с помощью доступных, бесплатных ресурсов, например, RusNalog. Сведения сюда попадают из открытых и надежных источников и обновляются ежедневно.
Должная осмотрительность
ФНС при проведении проверок, а также при использовании таких систем, как АСК НДС-2, выявляет несостыковки в проведенных операциях или цепочки контрагентов, в которых задействованы сомнительные организации. Такие компании уже попадали под налоговый контроль и в них были выявлены серьезные нарушения. Например, участие в фиктивных сделках.
Если вам не повезло оказаться в такой цепочке (пусть даже десятым звеном), то и ваша деятельность может быть подвергнута сомнению. И самое в этом неприятное — вас могут обвинить в получении незаконной налоговой выгоды и даже провести выездную проверку.
Согласно пункту 1, статьи 54.1 НК налогоплательщик не имеет право уменьшить налоговую базу и сумму налога, если он делает это, искажая сведения о фактах хозяйственной жизни, объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом, бухгалтерском учете и отчетности.
Проще говоря: если вы отразили в учете операцию, которую фактически не проводили — включить такие расходы, например, при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, нельзя. Подтверждать реальность сделки придется документами — договорами, накладными, счетами-фактурами и т. д. Но налоговые инспекторы не считают их достаточными, подтвердить придется не только наличие реального экономического смысла, но и добропорядочность участвующих в сделке сторон.
Налоговую выгоду могут признать необоснованной, если ФНС сможет доказать, что:
- налогоплательщик не проявил должной осмотрительности, ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом;
- налогоплательщик действует, руководствуясь исключительно налоговой выгодой, а не экономическим смыслом операций, не преследует деловые цели при заключении договора;
- организации и предприниматели, с которыми сотрудничает налогоплательщик являются по отношению к нему взаимозависимыми или аффилированными лицами.
Для оценки контрагента можно использовать критерии, которые ФНС еще в 2007 году установила для проведения выездных проверок (см. приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).
Среди них — оценка показателей отчетности, налоговой нагрузки, заработной платы, приближение к лимитам для целей применения спецрежимов (например, к пределам доходов при применении УСН), миграция между налоговыми органами и др.
Также приказ содержит перечень признаков, которые говорят о высокорискованной деятельности контрагента (их также можно примерить на себя). Например:
- Руководители поставщика и покупателя или их представители не контактировали лично.
- Нет документа (его копии), подтверждающего полномочия руководителя или представителя контрагента.
- Нет информации о фактическом местонахождении контрагента, его офисных, торговых, складских, производственных помещениях.
- О деятельности контрагента нет или очень мало открытой информации, например, нет сайта, рекламы в интернете. При этом о других компаниях, производящих аналогичные товары или оказывающих такие же услуги, информации очень много, а их цены ниже.
- Редкий, но все же возможный случай — о контрагенте нет сведений в государственном реестре (ЕГРИП или ЕГРЮЛ).
- В договоре с контрагентом указаны условия, которые отличаются от привычных правил делового оборота. Отсутствие штрафных санкций за нарушение договора, длительная отсрочка платежей и т. п. А также отсутствие действий со стороны пострадавшей стороны, в случае нарушений условий договора. К примеру, поставщик не обращается в суд, хотя у покупателя значительно вырос непогашенный долг, напротив, он продолжает поставлять новые партии товара.
- Нет доказательств реального наличия у контрагента мощностей, позволяющих выполнить обязательства по контракту. Например, нет документов, подтверждающих наличие грузового специализированного автотранспорта (рефрижераторов), если заключен договор на перевозку замороженной продукции.
- Отсутствие экономического эффекта от сделок. Например, расходы в себестоимости продукции, приходящиеся на проблемного контрагента очень высокие, при этом продажа товара приносить минимальную прибыль или даже убыток.
Зачем еще проверять контрагента
Организация рискует столкнуться не только с недоверием ФНС, доначислением налогов и выездными проверками. Если контрагент окажется неблагонадежным: сорвет поставку, задержит оплату (или вообще не проведет ее), поставит некачественную продукцию, откажется от обязательств, уплаты неустойки, возмещения убытков, окажется попросту мошенником, то пострадают и финансы, и репутация компании.
Нередко понять, что с контрагентом что-то не так, можно даже по выписке — частая смена руководителей и адреса регистрации, массовый адрес регистрации (не в бизнес- или офисном центре), регулярные перестановки в составе участников, несоответствие информации, представленной контрагентов той, что указана в выписке из ЕГРЮЛ и т. п. признаки могут говорить о высоких рисках сотрудничества.
Нередко предложение о заключении договора поступает по электронной почте, а контрагент находится в другом регионе. Переговоры ведутся также в переписке или по конференц-связи. На расстоянии проверить контрагента сложнее — нельзя просто выехать по месту его регистрации или посетить производство. Поэтому к оценке рисков работы с удаленными контрагентами нужно отнестись серьезно.
Пошаговый план проверки контрагента
Итак, какие шаги нужно предпринять, чтобы проверить контрагента и собрать доказательства осмотрительности.
Шаг 1. Составьте и зафиксируйте документом систему проверки контрагента
Укажите кто, как и в каких случаях должен проверять контрагентов. Например, можно доверить эту задачу бухгалтеру или менеджеру, который занимается заключением договоров.
Шаг 2. Проверка в открытых источниках
- Используйте сервис «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС, в нем есть, основные данные о компании, там можно скачать выписку, посмотреть связанные компании и т.д.
- На сайте Кад.Арбитр можно по ИНН или наименованию поискать текущие и завершенные судебные дела.
- При помощи Единого федерального реестра сведений о банкротстве можно узнать не находится ли контрагент на пороге ликвидации, да еще и в долгах.
- Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности — ГИРБО — здесь можно просмотреть данные отчетности организаций.
- Блокировку счетов организации можно также проверить на сайте ФНС.
- Используйте агрегаторы информации, где можно найти сразу все интересующие сведения. Например, RusNalog дает не только общие данные о деятельности ИП, но и, при наличии такой возможности, — адрес предпринимателя, чего на многих других ресурсах нет.
Кроме того, можно подать запрос в налоговую инспекцию, к которой «приписан» контрагент и уточнить — исполнение обязательств по сдаче отчетности и отсутствие задолженности по налогам. Такой запрос это тоже проявление осмотрительности.
Используйте и данные из интернета — отзывы сотрудников и клиентов, рейтинги.
Шаг 3. Запросить документы
Можно ориентироваться на документы, фигурирующие в приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Например, запросить доверенности на представителя, который будет подписывать договор или вести переговоры, копию приказа о назначении руководителя, копии документов о собственности или аренде помещений и т. п.
Кроме того, в «стандартный» пакет при заключении договора входят:
- устав организации;
- свидетельства о внесении сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, о присвоении ИНН;
- выписка из реестра (ее также можно скачать на сайте RusNalog);
- копии налоговых деклараций;
- копии лицензий, сертификатов, патентов;
- сведения о транспортных средствах и т. д.
Шаг 4. Провести анализ и подготовить обоснование
Собрав необходимые документы, а также учитывая представленные контрагентом коммерческие предложения, прайсы, аналогичные предложения на рынке, обосновать выбор контрагента.
Наряду с ценой на товары или услуги можно рассмотреть местонахождение контрагента, сроки исполнения обязательств, наличие дополнительных преимуществ (рассрочка, скидки на следующие поставки и т. п.) и другие критерии.
Обоснование зафиксировать лучше в письменном виде и утвердить у руководителя.
Шаг 5. Заключение договора
Внимательно проверяем договор, сверяем реквизиты и иную информацию предоставленную контрагентом, имеющуюся в открытых источниках с той, что указан в договоре. Обязательно включаем в него санкции на случай нарушений, несоблюдений сроков и т. д.
Теперь можно подписывать документы и уверенно вести дальнейшую работу.
Вывод: проявление должной осмотрительности — не формальность, не сбор информации только ради защиты перед налоговой службой, а часть нормальной договорной работы любой компании или предпринимателя.
Источник