Международный договор как источник административного права пример

Лекция 1. Административное право и его место в системе российского права

1.4. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. включает в себя нормы как материального так и процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

Конституция РФ — основной источник любой отрасли права, в том числе и административного. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 17, 110 — 117), разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 — 73), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 — 25, 27, 30 — 35) и т.п. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Международно-правовые договора и соглашения. Примерами международных договоров, содержащих нормы административного права, являются Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения (Париж, 13 января 1993 г.), Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией, ратифицированный Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 99-ФЗ, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о сотрудничестве в области культуры, образования и спорта (Мехико, 20 мая 1996 г.).

Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

Указы и распоряжения Президента РФ. Указы Президента РФ занимают особое место в системе нормативно-правовых актов, так как имеют промежуточный статус между системами законодательного и подзаконного уровня правового регулирования. В то же время следует понять, что нормы указа Президента РФ не могут носить ограничительного характера по отношению к гарантированным законодательством Российской Федерации правам и свободам.

Как глава государства Президент РФ издает ключевой акт системы государственного управления — Указ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указами Президента РФ утверждаются также положения об отдельных федеральных органах исполнительной власти, находящихся в непосредственном ведении Президента РФ.

Читайте также:  Возникновение деликтного обязательства обусловлено договором

Постановление и распоряжение Правительства РФ. Правительство также утверждает различного рода нормативные акты типа правил или положений, являющиеся источниками административного права. Так, постановлениями Правительства РФ утверждены многочисленные инструкции, правила, разъяснения, рекомендации, уставы, порядки и т.д., в том числе и многие положения о федеральных органах исполнительной власти.

Ведомственные нормативные акты. Основным видом нормативного акта, принимаемым на уровне федеральных органов исполнительной власти, является приказ. Кроме того, ими могут быть принимаемые в качестве самостоятельного нормативного акта положения или инструкции.

Акты субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также акты, издаваемые органами власти и государственного управления.

Источниками административного права являются также некоторые нормативно-правовые акты исполнительных органов местного самоуправления, так как в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного образования.

Дополнительными видом источника административного права можно считать также соглашения, заключенные между федеральными и региональными органами исполнительной власти о передаче друг другу части полномочий.

Соглашения заключается в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основание и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Соглашение осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Соглашения считаются заключенными и вступают в силу только после их утверждения постановлением Правительства РФ и официального опубликования в установленном порядке.

Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права. Они могут двумя способами влиять на систему норм.

Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их.

Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решение, определенное судом, является обязательным для судов той же или низшей инстанции (судебный прецедент).

В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. Суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм не соответствующими нормам, имеющим более высокую силу, а потому недействующими. Есть два вида актов правосудия как источников права:

1) акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать подзаконные акты не соответствующими закону или решению вышестоящих органов, вплоть до постановлений правительства РФ;

2) акты правосудия, которые признаны источниками административного права — постановления Конституционного Суда РФ.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Источник

Международные договоры Российской Федерации как разновидность источников административного права

Дата публикации: 20.01.2021 2021-01-20

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Нихайчик, В. Е. Международные договоры Российской Федерации как разновидность источников административного права / В. Е. Нихайчик, Ю. С. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/348/77797/ (дата обращения: 04.09.2022).

Рассматривая международные договоры Российской Федерации в качестве значимого источника отечественного административного права, в первую очередь следует определиться с ключевыми понятиями. Для понимания места означенных договоров среди прочих источников административного права представляется необходимым исследовать виды источников права.

Читайте также:  Договор строительного подряда многоквартирного дома

Вопросы, связанные с источниками права постоянно служат объектом повышенного внимания как теоретиков, так и практиков, что, прежде всего, обусловлено характерным данной проблематике одновременным существованием фундаментального и ярко выраженного прикладного значения. Представляется, что указанные вопросы служат отправной точкой для познания сущности как права в целом, так и отдельных его отраслей, институтов и норм, включая и административное право, являющееся предметом нашего рассмотрения.

Многие современные отраслевые учёные обращают особое внимание на проблему определения источников и форм тех или иных отраслей отечественной правовой системы.

Представляется целесообразным и даже необходимым остановиться на проблеме соотношения понятий «источник» права и его «форма». Правоведы на протяжении длительного времени дискутируют, какой из указанных терминов удачнее и каково соотношение между ними.

Ряд учёных отстаивают позицию о нетождественности «формы» и «источников» права. Так, известный правовед Е. А. Ершова, апеллируя к трудам Д. А. Керимова, Г. Гегеля и других исследователей общей теории права, указывает на необходимость чёткого разграничения понятий источников и формы права [1].

Некоторые другие учёные считают рассматриваемые понятия «источник права» и «форма права» синонимичными. Например, М. И. Байтин, видный исследователь теории права, основывает свою позицию на том, что как форма, так и источник права представляют собой определённые средства, способы, приёмы выражения воли общества, то есть государственного волеизъявления. Форма демонстрирует внешние проявления права, показывает, в каком виде право существует и функционирует в реальности. Посредством формы государственная воля приобретает доступность и общеобязательность, происходит официальное доведение этой воли до непосредственных исполнителей. С помощью формы право в некотором роде получает «путёвку в жизнь», обретает юридическую силу» [2].

Данные утверждения не лишены смысла, поскольку невозможно существование ни бесформенного права, ни формы права без его содержания. Содержание права наделяется определённой формой, превращаясь в его правовую оболочку.

Таким образом, одностороннее, прямолинейное разрешение соотношения понятий источников и форм права представляется категорически неверным и даже недопустимым. Как показывает анализ правовых норм, «в одних отношениях форма и источник права могут совпадать друг с другом и рассматриваться как тождественные, в то время как в других отношениях они могут значительно отличаться друг от друга и не могут считаться тождественными» [1].

На основе общетеоретических представлений о разделении источников права на первичные и вторичные, можно сформулировать некоторые принципы соотношения формы и источников права.

Данные категории следует считать тождественными, если идёт речь о вторичных, то есть формально-юридических источниках права.

«Таким образом подчёркивается идентичность источника и формы права. При этом форма показывает, каким образом организовано юридическое (нормативное)содержание и выражено вовне, а источник, в свою очередь, указывает, какие юридические или любые другие истоки и факторы предопределяют данную форму и содержание права» [3].

Указанные положения не касаются первичных источников права, поскольку в их случае расценивать источники и формы права в качестве тождественных понятий некорректно. Таким образом, материальные, социальные, идеальные источники права являются определёнными факторами, весьма существенно влияющими на как на процесс правотворчества, так и на правоприменение.

Представляется справедливым, что понятие «источник (форма) права» может рассматриваться в нескольких аспектах. К источникам правав материальном смысле относят те условия жизни общества, которые порождают необходимость правового регулирования определённой сферы государственного управления.

В свою очередь, в идеальном смысле источник права представляет собой правосознание законодателя, который считает, что данную группу общественных отношений необходимо урегулировать соответствующими правовыми нормами.

Источником же права в формальном смысле служат разнообразные формы внешнего выражения содержания общеобязательных формально-определённых правил поведения участников отношений. К данной группе относят нормативные правовые акты, нормативные договоры (включая международные) и судебную практику.

Читайте также:  Договор займа под проценты между физическими лицами бланк

Необходимо отметить, что существующая доктрина права с общего согласия теоретиков предлагает общий, унифицированный подход к вопросу классификации и систематизации источников права. К ним относят принципы права, нормативные правовые акты, правовой обычай, нормативные договоры, правовую доктрину, судебный прецедент и религиозные нормы [4].

В конечном счёте нормативное обобщение источников права оказывается сведённым к перечисленным выше номинациям юридических форм [5]. Данное утверждение находит подтверждение в учебном курсе В. С. Нерсесянца [6]. Проблемы источников права также обстоятельно исследованы в работе М. Н. Марченко, который придерживается сходных позиций по поводу классификации источников права [3].

По нашему мнению, современной юридической науке удалось объединить в типовой классификации основные, чаще всего встречающиеся источники различных отраслей права. Однако все остальные источники оказались либо проигнорированными как второстепенные, либо вовсе незамеченными.

На наш взгляд, следует согласиться с Д. В. Осинцевым и О. В. Соболевым, сформулировавшими два постулата, отражающих тенденции в исследовании источников права [5].

Согласно первому постулату распространённые источники права служат частичным отображением их морфологической картины и требуют дополнения иными разновидностями номинальных выражений соответствующих правовых норм.

Второй постулат гласит, что каждому способу формирования правовой нормы соответствует собственный уникальный источник, значит, между ними необходимо проводить чёткое разграничение, поскольку не следует источники одной отрасли права принимать в качестве эталонных образцов при создании источников другой отрасли права.

Современному международному праву характерно огромное количество норм, источником которых является международный договор. Международный договор в контексте способа создания международно-правовых норм представляет собой выраженное явно соглашение между двумя или более государствами в части признания определённого правила нормой международного права, изменения или упразднения существующих международно-правовых норм.

Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров [7] под таким договором следует рассматривать «международное соглашение, заключённое государствами в письменной форме». Наименование договора вариативно (договор, пакт, декларация, конвенция, трактат, хартия, обмен нотами и пр.). При этом его на его нормоустанавливающую функцию не влияет ни название договора, ни количество документов, из которых состоит данный договор.

Являясь важнейшим источником административного права России, международные договоры и соглашения регламентируют ряд вопросов организации административно-публичной деятельности и её осуществления, в том числе, такие вопросы как обеспечение обороны и безопасности страны, организация охраны её государственной границы, обеспечение таможенного режима, профилактика и выявление преступлений и иных правонарушений административно-правовыми методами (например, ряд соглашений по линии министерств внутренних дел стран — участников СНГ о сотрудничестве) [8].

Так, ст. 68 договора о Евразийском экономическом союзе [9] регламентирует административную деятельность стран-участниц данного союза. В частности, п. 2 указанной статьи гласит, что административное сотрудничество включает в себя создание механизма предупреждения нарушения поставщиками услуг прав и законных интересов потребителей, добросовестных субъектов рынка, а также общественных (государственных) интересов.

Кроме того, ряд договоров Российской Федерации посвящен вопросам налогообложения, как, например, раздел XVII вышеуказанного договора о Евразийском экономическом союзе полностью посвящён налогам и налогообложению, устанавливает принципы взаимодействия стран-участниц в сфере налогообложения, порядок взимания косвенных налогов и налогообложения доходов физических лиц. Ещё одним примером может служить договор между РФ и США «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» [10].

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах РФ» [11] ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.

Как следует из положения п. 4 ст. 15 Конституции РФ, вступившие в силу на её территории международные договоры, являются источником внутригосударственного права.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста