Кто заполняет ffi поручение экспедитору

ФИАТА (FIATA) экспедиторские документы Международной федерации экспедиторских ассоциаций

Документы ФИАТА (FIATA) регулируют деловые отношения между экспедитором и грузовладельцем. Действие этих документов не распространяется на отношения экспедитора с
перевозчиками

Отношения экспедитора с перевозчиками регулируются соответствующими
транспортными документами, предусмотренными национальными и международными
транспортными конвенциями, законами, уставами и правилами. Авторское право на
экспедиторские документы ФИАТА принадлежит Секретариату этой федерации. Это
право Секретариат ФИАТА может предоставлять своим национальным членам по
лицензионному соглашению. Ассоциация российских экспедиторов в качестве
национальной ассоциации – члена ФИАТА получила от этой федерации разрешение на
печатание и распространение среди своих членов документов ФИАТА. Первый
экспедиторский документ ФИАТА начал применяться в 1955 г. К 2008 г. было
разработано и принято восемь таких документов.

  • экспедиторская расписка,
  • экспедиторский сертификат перевозки,
  • оборотный мультимодальный транспортный коносамент,
  • складская расписка,
  • поручение экспедитору,
  • декларация отправителя о перевозке опасных грузов,
  • необоротная мультимодальная транспортная накладная,
  • интермодальное весовое свидетельство отправителя.

Кроме восьми перечисленных экспедиторских документов, с 1986 г. экспедиторы применяют при
оказании своих услуг нейтральную воздушную накладную. Упомянутые выше девять
документов условно можно разделить на три группы.

К первой группе можно отнести и поручение экспедитору, интермодальное весовое свидетельство отправителя и
декларацию отправителя о перевозке опасных грузов. Эти три документа передаются экспедиторами грузоотправителю, заполняются, подписываются последним и возвращаются экспедитору для исполнения. В этом случае грузоотправитель
отвечает за правильность и точность содержания этих документов.

Ко второй группе относятся складская расписка, экспедиторская расписка и экспедиторский
сертификат перевозки. Эти документы заполняются экспедитором в соответствии с
поручением грузоотправителя. Выдав эти документы, экспедитор выступает в
качестве агента грузовладельца и выполняет его поручение без права принятия
самостоятельных решений. По перечисленным документам экспедитор не может
выступать перевозчиком и не отвечает за перевозку.

И в третью группу входят оборотный мультимодальный транспортный коносамент, необоротная мультимодальная
транспортная накладная и нейтральная воздушная накладная. Выдавая
грузоотправителю эти документы, экспедитор берет на себя обязательство
доставить груз получателю в качестве перевозчика и отвечает перед
грузоотправителем и за перевозку, и за доставку груза, а также за любую третью
сторону, привлеченную им к перевозке товара. Эта ответственность имеет
установленные пределы.

Функции перечисленных экспедиторских документов можно
кратко характеризовать следующим образом:

1. Поручение экспедитору (FIATA Forwarding Instructions — FFI) Предусматривает выдачу экспедитору задания на
любые экспедиторские услуги в соответствии с типовым руководством ООН по
стандартизации и унификации документов международной торговли и международных
перевозок. Может служить юридической основой для заключения экспедиторского
договора.

2. Интермодальное весовое свидетельство отправителя (Shippers Intermodal Weight
Certification — SIC) Заполняется грузоотправителем и передается экспедитору для
указания точного веса груза в транспортных документах. Экспедитор может
выдавать перевозчику весовое свидетельство в тех случаях, когда он организует
сборные отправки и выступает в качестве грузоотправителя. При этом свое весовое
свидетельство он заполняет на основе весовых свидетельств, полученных им от
отправителей мелких партий грузов.

3. Декларация отправителя о перевозке опасных грузов (Shippers Declaration for the
Transport of Dangerous Goods — FIATA SDT) Применяется при организации перевозок
опасных грузов автомобильным и морским транспортом. Может также использоваться
при заполнении международной железнодорожной накладной «ЦИМ». При перевозках
опасных грузов воздушным транспортом применяется отправительская декларация о
перевозке опасных грузов Международной ассоциации воздушного транспорта.

4. Складская расписка (FIATA Warehouse Receipt — FWR) Выступает в качестве
унифицированного складского документа и является доказательством исполнения
контракта купли-продажи, может служить залоговым документом на получение
банковского кредита.

5. Экспедиторская расписка (Forwarders Certificate of Receipt — FIATA FCR)
Юридический смысл документа заключается в подтверждении экспедитором принятия
под свою ответственность груза с безотзывным обязательством отправить груз
получателю или хранить груз в распоряжении этого получателя. В основном
применяется при поставках товаров на условиях «франко-завод» при организации
сборных отправок. Является необоротным документом, служит свидетельством
выполнения экспортером своих обязательств и является документом для снятия
денег с аккредитива.

6. Экспедиторский сертификат перевозки (Forwarders Certificate of Transport —
FIATA FCT) Оборотный документ, ценная бумага. Выдав этот документ, экспедитор
берет на себя обязательство доставить груз получателю привлеченным перевозчиком
и на условиях этого перевозчика. Служит доказательством исполнения экспортером
обязательств по поставке товаров и документом для получения денег за товар по
аккредитиву и на инкассо.

7. Оборотный мультимодальный транспортный коносамент ФИАТА (Negotiable FIATA
Multimodal Transport Bill of Lading — FBL) Является транспортным документом
экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика или оператора
смешанной перевозки. Применяется при прямых и смешанных перевозках. Выдав этот
коносамент, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз до
получателя, при этом он возлагает на себя ответственность и за груз, и за его
перевозку, и за любую третью сторону, привлеченную им к осуществлению этой
перевозки. Эта ответственность ограничена установленной правилами коносамента
суммой. Коносамент является свидетельством исполнения сделки и служит
документом для получения платежей за товар.

8. Необоротная мультимодальная транспортная накладная ФИАТА (Non-Negotiable
FIATA Multimodal Transport Waybill — FWB) Накладная является дополнением к
коносаменту ФИАТА, обладает всеми свойствами и преимуществами коносамента,
кроме товаро-распорядительности. При получении товара нет необходимости
предъявлять накладную. Применяется при поставках товаров в кредит, на дочерние
предприятия, с отсрочкой платежей и т. д.

9. Нейтральная воздушная накладная (Not Negotiable Air Waybill) Это обычная
воздушная накладная без наименования перевозчика. Наименование перевозчика
вносится в накладную только после того, когда становится известным, кто
выступает в качестве перевозчика: авиакомпания, экспедитор, выступающий в
качестве воздушного агента авиакомпании, или экспедитор – договорный перевозчик.
Нейтральная воздушная накладная является свидетельством исполнения поставщиком
своих обязательств по поставке товара и служит документом для предъявления в
банк для снятия с аккредитива сумм, причитающихся за поставленный товар.

Читайте также:  Где можно подать заявление на загранпаспорт на ребенка

Экспедиторские документы ФИАТА были внедрены в практику с целью:

  • повышения конкурентоспособности и улучшения экспортных возможностей;
  • внедрения новых транспортных технологий и более полного использования национальной инфраструктуры, улучшения национального контроля за транспортной системой и движением грузовых потоков;
  • упрощения прохождения таможенных формальностей, сокращения объема документации и документооборота;
  • повышения контроля за рынками сбыта и распределением товаров, улучшения качества планирования товарных запасов, сокращения товарных запасов и складских потребностей;
  • повышения контроля за общими транспортными и экспедиторскими расходами и облегчения их расчетов;
  • экономии валютных расходов и улучшения платежного баланса, уменьшения зависимости от изменений ставок и тарифов на погрузочно-разгрузочные работы,портовые сборы;
  • упрощения процедуры предъявления исков и сокращения расходов, связанных с предъявлением исков, страховыми премиями, процентами по платежам;
  • ускорения перевозок и поставки товаров и обеспечения большей надежности сделки.

Выполнение перечисленных целей дает пользователю экспедиторских
документов ФИАТА следующие преимущества:

1. Универсальность

Применение документов ФИАТА создает единое правовое поле для перевозки и поставки товаров.
Документы ФИАТА выступают в качестве универсальных экспедиторских документов,
которые могут содержать в себе разумно обоснованные и приемлемые для участников
их применения единообразные условия экспедирования и перевозки грузов.

2. Признание мировой банковской системой

Экспедиторские документы ФИАТА признаны мировой банковской системой в качестве доказательства исполнения сделки.
Коносамент, накладная и нейтральная воздушная накладная признаны
Унифицированными обычаями и практикой применения документарных аккредитивов в
качестве платежных документов за поставляемые товары. Складская расписка,
экспедиторская расписка, сертификат перевозки, коносамент, накладная ФИАТА и
нейтральная воздушная накладная в случае указания на них в транспортных
условиях контрактов купли-продажи могут быть предъявлены в банк для получения
платежей за проданный товар.

3. Соответствие международным правилам, регулирующим смешанные перевозки грузов

Коносамент и накладная ФИАТА отвечают требованиям Конференции ООН по торговле и развитию и Международной торговой
палаты. В силу этого эти два документа несут на своей лицевой стороне эмблему
Международной торговой палаты, что свидетельствует о высокой надежности этих
документов и ответственности экспедиторов, их выписывающих.

4. Единая ответственность

Применение документов ФИАТА может создать для грузоотправителя
систему единой ответственности. Грузоотправитель имеет в лице экспедитора
единого ответчика за повреждение, утрату и другой ущерб, нанесенный грузу в
результате экспедирования и перевозки. При этом на экспедитора возлагается
ответственность за сбор всех документов и предъявление исков к многочисленным
участникам экспедирования и перевозки. Экспедитор выступает перед
грузоотправителем в качестве единой стороны.

5. Высокое качество услуг

Выдав грузоотправителю документ ФИАТА, экспедитор, в зависимости от поручения (его
размеров и содержания) освобождает грузоотправителя от действий, связанных с
доставкой груза получателю. Грузоотправитель, заказавший документ ФИАТА, может
заранее оценить все свои расходы, связанные с производством и доставкой товара
получателю, и включить их в стоимость товара. Поручив экспедитору выполнение
экспедиторских функций, организацию перевозки и перевозку, заказчик получает от
него единый экспедиторский документ, и ему нет необходимости собирать все
документы, требуемые для поставки товара получателю.

6. Налоговое облегчение

Налоговым Кодексом Российской Федерации, пунктами 29 и 30 статьи 264
предусмотрено отнесение взносов, уплачиваемых некоммерческим и международным
организациям, если уплата таких взносов является условием осуществления их
деятельности, на себестоимость услуг. Документы ФИАТА могут быть предоставлены
только членам ассоциации.

7. Ускорение оборота денежных средств

Грузоотправитель, получивший документ ФИАТА, считается выполнившим свои
обязательства по поставке товара и может предъявить в банк этот документ для
получения причитающихся ему за товар платежей. Ему нет необходимости ожидать
прибытие товара получателю и возвращения отмеченных получателем транспортных
документов. Таким образом, платежи поступают задолго до поступления товара
получателю.

8. Повышение конкурентоспособности экспедитора

Выдав отправителю документ ФИАТА, экспедитор может обеспечить поставку товара от места его
получения до места назначения, предоставив этому грузоотправителю уникальный
вид услуг: единая ставка, единый перевозчик, единый документ, ответственность.
Таким образом, при использовании экспедиторских документов ФИАТА экспедитор
предоставляет клиенту на порядок высшую конкурентную форму экспедиторских услуг.

Источник

Заключение договора транспортной экспедиции и экспедиторские документы

Глава 41 ГК РФ и ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» не содержат каких-либо специальных правил заключения договора транспортной экспедиции. Заключение договора транспортной экспедиции подчиняется общим правилам главы 28 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме, что соответствует общему правилу п. 1 ст. 161 ГК РФ (сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме). При этом, как верно отмечено в комментарии к Гражданскому кодексу РФ: «Несоблюдение письменной формы договора транспортной экспедиции не лишает стороны договора права приводить письменные и другие доказательства (кроме свидетельских показаний) о заключении договора (ст. 162 ГК РФ). Такими доказательствами может быть, в частности, фактическое исполнение договора экспедитором полностью или частично».

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор транспортной экспедиции считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Применительно к договору транспортной экспедиции законодателем не определен перечень его существенных условий. Поэтому мы рассматриваем существенные условиях данного договора как совокупность транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором клиенту, а также как условия, в отношении которых экспедитором или клиентом сделано заявление о необходимости достичь соглашения.

Как следует из главы 41 ГК РФ, договор транспортной экспедиции может заключаться путем подписания соглашения между экспедитором и клиентом. Данное соглашение составляется в свободной форме. Стороны должны в нем определить транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые экспедитором клиенту, и с этого момента договор будет считаться заключенным.

Помимо соглашения в свободной форме, договор транспортной экспедиции может быть заключен путем составления экспедиторских документов. Так, согласно ст. 2 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» заключение договора транспортной экспедиции подтверждается транспортно-экспедиционными документами. К таким документам в соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности относятся: поручение экспедитору, экспедиторская расписка и складская расписка. Оформление экспедиторских документов может рассматриваться как заключение договора транспортной экспедиции по «аналогии со ст. 785 ГК РФ, устанавливающей, что договор перевозки груза заключен, если отправителю груза выдана накладная», за исключением случаев, когда экспедиторские документы составляются к уже заключенному договору транспортной экспедиции.

Читайте также:  Справка уис что это

Рассмотрим особенности заключения исследуемого договора с использованием поручения экспедитору. Клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору, оформленное согласно Порядку оформления и формы экспедиторских документов , утвержденному Министерством транспорта РФ. Поручение экспедитору представляется клиентом в письменном виде. Подачу клиентом экспедитору поручения можно рассматривать как оферту. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору и направляет его обратно клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании. Отметка о согласовании в поручении экспедитора является акцептом сделанной клиентом оферты. В случае если в оферте содержатся все существенные условия договора, при получении акцепта клиентом договор будет считаться заключенным.

На практике распространены случаи, когда транспортно-экспедиционная организация определяет виды услуг, расценки и другие условия обслуживания клиентов в своих стандартных формах, называемых правилами компании. В этом случае условия договора определены одной стороной — экспедитором, и подача клиентом поручения экспедитору считается присоединением к договору транспортной экспедиции на условиях, определенных в правилах компании. В данном случае поручение экспедитору не должно содержать условий, противоречащих правилам компании. Необходимым и достаточным будет наличие выраженного в поручении экспедитора волеизъявления клиента о присоединении к договору транспортной экспедиции на условиях, закрепленных в правилах компании. Соответственно, после получения клиентом согласия экспедитора на осуществление поручения экспедитора договор будет считаться заключенным. В случае если экспедиционная компания использует свои стандартные правила, договор транспортной экспедиции будет считаться договором присоединения согласно ст. 428 ГК РФ. Клиент, подавая поручение экспедитору, присоединяется к договору транспортной экспедиции на условиях экспедитора.

Помимо заключения договора посредством поручения экспедитору, договор может быть заключен с использованием двух других экспедиторских документов: экспедиторской и складской расписки. Это возможно в случае передачи клиентом груза экспедитору и выдачи последним в подтверждение передачи груза экспедиторской расписки. Аналогичная ситуация складывается и при сдаче груза клиентом на склад экспедитора, в этом случае экспедитор выдает клиенту складскую расписку. В двух последних случаях договор заключается не путем конклюдентных действий клиента, а путем подписания клиентом составленной экспедитором экспедиторской или складской расписки. Тем самым клиент выражает свое согласие на присоединение к договору транспортной экспедиции.

Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос о возможности рассматривать поручение экспедитору, экспедиторскую расписку и складскую расписку как основание заключения договора транспортно-экспедиционной деятельности. На наш взгляд, это возможно только при установлении транспортно-экспедиционной компанией стандартных правил компании, регулирующих отношения экспедитора и клиента. При этом договор, заключаемый с использованием экспедиторских документов, будет договором присоединения.

К сожалению, общие правила, закрепленные в нормативно-правовых актах, недостаточно полно регулируют рассматриваемые общественные отношения.

Министерство транспорта Российской Федерации издало Приказ от 11 февраля 2008 г. N 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов», в котором подробно описываются Порядок оформления и формы экспедиторских документов. Согласно указанному Приказу заполнение бланка «Поручение экспедитору» возлагается на клиента, при этом данный документ должен содержать достоверные и полные данные о грузе. Бланк «Поручение экспедитору» печатается на стандартных листах бумаги формата А4 шрифтом N 14, наименование бланка располагается по центру верхней части листа, напечатанное прописными буквами полужирным шрифтом N 16. Заполнение бланка «Поручение экспедитору» осуществляется с использованием компьютерной техники, а также шариковой ручкой (синим или черным цветом), подчистки и помарки не допускаются. Требования, предъявляемые к другим экспедиторским документам — экспедиторской и складской расписке, аналогичны.

Если обратиться к приложениям к рассматриваемому Приказу (приложение N 1 — «Поручение экспедитору»; приложение N 2 — «Экспедиторская расписка»; приложение N 3 — «Складская расписка»), мы увидим, что отсутствуют услуги, которые должен оказывать экспедитор. А ведь именно совокупность транспортно-экспедиционных услуг является предметом договора транспортной экспедиции. Также в экспедиторских документах не предусмотрено указание стоимости оказываемых экспедитором услуг, что создает неудобства в практической деятельности, так как в случае отсутствия стандартных правил компании стоимость услуг придется закреплять отдельными дополнительными соглашениями сторон. Представляется, что в этом случае экспедиторские документы не нужны, так как их содержание может быть закреплено в этих же дополнительных соглашениях. На сегодняшний день в транспортно-экспедиционных отношениях таким соглашением, заменяющим экспедиторские документы, является заявка. Во всех экспедиторских документах также нет графы для подтверждения согласия второй стороны, эти документы предусматривают только подпись стороны, составившей документ. Подтверждение согласия второй стороны в виде проставления подписи в документе не согласуется с утвержденной формой экспедиторских документов, а согласно п. 3 указанного Приказа подобный порядок является обязательным. Помимо вышесказанного, экспедиторскими документами не предусмотрено информирование экспедитора о классе опасности груза и, как следствие, об особенностях его перевозки. На наш взгляд, информация о классе опасности груза должна обязательно присутствовать в экспедиторских документах. Тем не менее вместо необходимой информации экспедиторские документы содержат множество второстепенных вопросов, например вес нетто, страна происхождения груза, товарный код и т.д. Также непонятно, что имеет в виду Министерство транспорта РФ под термином «товарный код»: код товара согласно классификатору ТН ВЭД России или ОК 005-93 и др. По этим классификаторам один и тот же товар будет иметь различные коды. При этом в Приказе «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» уделено внимание многим, на наш взгляд, техническим вопросам (цвет шариковой ручки и т.п.), которые не имеют правового значения.

Обратимся к международной практике регулирования отношений в рассматриваемой сфере. Так, в международном сообществе на практике применяются следующие экспедиторские документы ФИАТА:

— FIATA FCR — Forwarder’s Certificate of Receipt — «Экспедиторская расписка»;

— FIATA FWR — Forwarder’s Warehouse Receipt — «Экспедиторская складская расписка»;

— FIATA FCT — Forwarder’s Certificate of Transport — «Экспедиторский сертификат перевозки груза»;

— FIATA FBL — Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading — «Оборотный мультимодальный транспортный коносамент»;

Читайте также:  За сколько дней пишется заявление об уходе на пенсию

— FIATA FWB — Non-Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill — «Необоротная мультимодальная транспортная накладная»;

— FIATA FFI — FIATA Forwarding Instructions — «Поручение экспедитору»;

— FIATA SDT — Shipper’s Declaration for the Transport of Dangerous Goods — «Декларация грузоотправителя о перевозке опасных грузов»;

— FIATA SIC — Shippers Intermodal Weight Certificate — «Интермодальное весовое свидетельство отправителя».

Экспедиторская расписка (Forwarder’s Certificate of Receipt — FIATA FCR) не является товарораспорядительной (ценной) бумагой. Юридический смысл документа заключается в подтверждении экспедитором принятия под свою ответственность груза с безотзывным обязательством отправить груз получателю или хранить груз в распоряжении этого получателя.

С передачей груза экспедитору отправитель теряет контроль над грузом, контроль переходит к экспедитору. Данный документ имеет широкое применение в торговой практике. Так, покупатель может, например, оплатить товар в обмен на FCR, поскольку уверен, что товар находится вне контроля продавца. Существует только один способ отмены или изменения выданных экспедитору инструкций — это возвращение экспедитору оригинала выданного FCR. В основном применяется при поставках товаров на условиях «франко-завод» при организации сборных отправок. Например, экспедиторская расписка служит свидетельством выполнения экспортером своих обязательств и является основанием для получения денег за товар по аккредитиву.

Экспедиторская складская расписка (Forwarder’s Warehouse Receipt — FIATA FWR) выступает в качестве унифицированного складского документа, подтверждающего принятие экспедитором груза на хранение. FWR не относится к числу документов, именуемых «складское свидетельство», в смысле п. 3 ст. 912 ГК РФ.

На практике экспедиторская складская расписка может служить доказательством исполнения контракта купли-продажи продавцом, а также может служить залоговым документом, например, на получение банковского кредита.

Экспедиторский сертификат перевозки груза (Forwarder’s Certificate of Transport — FCT) является товарораспорядительной ценной бумагой. Выдавая данный сертификат, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю привлеченным перевозчиком и на условиях этого перевозчика. На лицевой стороне FCT указано, что груз выдается не иначе как против предъявления FCT, должным образом индоссированного. Служит доказательством исполнения экспортером обязательств по поставке товаров и документом для получения денег за товар по аккредитиву и на инкассо.

Оборотный мультимодальный транспортный коносамент (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading — FBL) является транспортным документом экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика или оператора смешанной перевозки. Применяется при прямых и смешанных перевозках. Относится к числу товарораспорядительных (ценных) бумаг аналогично морскому коносаменту.

Выдав этот коносамент, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз до получателя. При этом он возлагает на себя ответственность за любую третью сторону, привлеченную им к осуществлению этой перевозки. Эта ответственность имеет ограничения, установленные правилами коносамента.

Оборотный мультимодальный транспортный коносамент получил признание у банковского сообщества. Внешнее подтверждение этого признания выражается в том, что на лицевой стороне коносамента стоит логотип международной торговой палаты. Для доставки груза в место назначения экспедитор использует услуги фактического перевозчика груза. Перед владельцем коносамента экспедитор остается договорным перевозчиком на всем пути движения груза от места его получения до места его выдачи. Если фактический перевозчик повредит или утратит груз, то ответственность перед владельцем коносамента несет экспедитор.

Необоротная мультимодальная транспортная накладная (Non-Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill — FWB) является дополнением к коносаменту ФИАТА. Она обладает всеми свойствами и преимуществами коносамента, но не является товарораспорядительной (ценной) бумагой. На практике при получении товара нет необходимости предъявлять накладную. Применяется при поставках товаров в кредит, с отсрочкой платежей и т.п. Необоротная мультимодальная транспортная накладная служит доказательством заключения договора перевозки груза.

Поручение экспедитору (FIATA Forwarding Instruction — FFI) представляет собой выдачу экспедитору задания на транспортно-экспедиционные услуги. Заполняется клиентом и отправляется экспедитору. На практике используется как оферта, а ее акцепт экспедитором заключает договор транспортной экспедиции. Риск неполного и неправильного его заполнения несет клиент. FFI содержит пункты, содержание которых не может быть обеспечено другими транспортными документами. Например, условия продажи товара, описание условий страхования (в том числе транспортного страхования), условия документарного аккредитива, страна происхождения товара, инструкции по обработке опасных грузов. Каждый элемент лицевой стороны FFI имеет словесное описание и свой номер.

Декларация грузоотправителя о перевозке опасных грузов (Shipper’s Declaration for the Transport of Dangerous Goods — FIATA SDT) применяется при организации перевозок опасных грузов автомобильным, морским транспортом и железнодорожным транспортом. Она должна быть заполнена и подписана отправителем с указанием класса опасности, правил обращения с грузом и условий его перевозки и представлена экспедитору.

Интермодальное весовое свидетельство отправителя (Shippers Intermodal Weight Certificate — FIATA SIC) заполняется грузоотправителем и передается экспедитору для указания точного веса груза в транспортных документах. Экспедитор может выдавать перевозчику весовое свидетельство в тех случаях, когда он организует сборные отправки и выступает в качестве грузоотправителя. При этом весовое свидетельство экспедитор заполняет на основе весовых свидетельств, полученных им от отправителей мелких партий грузов.

Как было показано выше, FIATA предлагает хорошо проработанный механизм организации транспортно-экспедиционного процесса. Он не только существенно упрощает взаимоотношения клиента и экспедитора, но также несет в себе определенные удобства для различных участников гражданского оборота, например продавцов и покупателей и т.д. К тому же экспедиторские документы FIATA широко используются во всем мире не только экспедиторами и клиентами, но также и другими участниками гражданского оборота.

К сожалению, этого же нельзя сказать об установленных в РФ правилах, касающихся экспедиторских документов. Вследствие различных противоречий и недоработок экспедиторские документы не используются в транспортно-экспедиционных отношениях. Если обратиться к судебной практике, то во всех исследованных нами делах в качестве экспедиторского документа использовалась только заявка. Безусловно, законодательством предусмотрено право сторон урегулировать соответствующие вопросы в договоре, что участники гражданского оборота и делают, практически не используя в своей деятельности три установленных законом экспедиторских документа.

На наш взгляд, следует отойти от существующего закрепления экспедиторских документов и включить в законодательство РФ принятые во всем мире экспедиторские документы FIATA.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста