- Кто заключает трудовой договор с главой муниципального образования
- Глава муниципального образования избрана на должность по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы в соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Должен ли быть в данном случае заключен трудовой договор? Если да, то кто является сторонами договора? Также глава муниципального образования в ближайшее время собирается в декретный отпуск. Распространяются ли на неё гарантии трудового законодательства в данном случае (статьи 255, 256 Трудового кодекса РФ)?
- Шесть типичных ошибок в трудовых договорах с муниципальными служащими
- Ошибка 1. Трудовой договор не соответствует нормам законодательства
- Ошибка 2. Неверно определили работодателя
- Ошибка 3. Не обозначили характер трудовых отношений
- Ошибка 4. Не указали обязательные условия трудового договора
- Ошибка 5. Заключили срочный трудовой договор, но причину не указали
- Ошибка 6. Включили условие об испытательном сроке в ситуации, когда его устанавливать нельзя
Кто заключает трудовой договор с главой муниципального образования
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Глава муниципального образования избрана на должность по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы в соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Должен ли быть в данном случае заключен трудовой договор? Если да, то кто является сторонами договора?
Также глава муниципального образования в ближайшее время собирается в декретный отпуск. Распространяются ли на неё гарантии трудового законодательства в данном случае (статьи 255, 256 Трудового кодекса РФ)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С главой муниципального образования трудовой договор не заключается.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы).
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (ч. 1 ст. 16 ТК РФ).
Трудовые отношения могут возникать на основании трудового договора, в частности в результате избрания на должность, однако лишь в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации (ч. 2 ст. 16 ТК РФ). При этом трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции (ст. 17 ТК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 20 ТК РФ работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Так, например, для муниципального служащего работодателем является представитель нанимателя — муниципального образования (ч. 2 ст. 2, ч. 9 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; далее — Закон N 25-ФЗ). Однако в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 25-ФЗ депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления (лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
Таким образом, законодательство различает муниципальные должности и должности муниципальной службы. Это следует и из иных положений федеральных законов, регулирующих принципы организации местного самоуправления и отношения, связанные с муниципальной службой (например, из ч. 1 ст. 6 Закона N 25-ФЗ, ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ)). В отличие от муниципальных служащих заключение контракта (трудового договора) с лицами, замещающими муниципальные должности, названными федеральными законами не предусмотрено.
Кроме того, абзацем четырнадцатым ч. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ определено, что должностным лицом местного самоуправления является выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Иначе говоря, закон предусматривает два разных способа занятия муниципальной должности: в результате заключения трудового договора или в результате избрания на должность.
Глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления (абзац пятнадцатый ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона N 131-ФЗ). Отсюда следует, что с ним контракт (трудовой договор) не заключается.
Аналогичной позиции придерживается и Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, указывая в своих официальных разъяснениях, что отношения между муниципальным образованием и его выборными должностными лицами не являются трудовыми (ответ 1, ответ 2).
Таким образом, на главу муниципального образования нормы трудового законодательства не распространяются, в том числе порядок предоставления отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком в соответствии со ст.ст. 255, 256 ТК РФ (смотрите также Разъяснения Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 апреля 2016 г.).
К сведению:
Отметим, что в силу ч. 5.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В ст. 2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 г. N 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» указывается, на какие гарантии может претендовать лицо, замещающее муниципальную должность, за счет средств местного бюджета.
Главой 7 Устава Туруханского района Красноярского края, главой 10 Устава Светлогорского сельсовета Туруханского района Красноярского края (размещен на официальном сайте Светлогорского сельсовета по следующей ссылке: http://www.adminsvet.ru/docs.php?t=npa) также установлены гарантии осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности.
В свою очередь, анализ вышеуказанных нормативных документов показал, что такая гарантия, как предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, у главы муниципального образования отсутствует.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
30 сентября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Шесть типичных ошибок в трудовых договорах с муниципальными служащими
Муниципалитеты нередко сами разрабатывают и утверждают форму типового договора с лицом, претендующим на замещение должности муниципальной службы. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержание такого договора не регулирует. В результате сотрудники кадровых служб допускают ошибки. За грубые нарушения ГИТ может сразу оштрафовать ОМСУ на сумму до 50 тыс. руб., а виновное должностное лицо — до 10 тыс. руб.
Мы проанализировали 10 типовых договоров с муниципальными служащими, которые утвердили ваши коллеги. Расскажем о шести типичных ошибках и дадим рекомендации, как их избежать. В конце статьи приведем образец трудового договора с муниципальным служащим (см. в конце статьи). Вы можете использовать формулировки из образца, чтобы разработать новую форму или исправить недочеты в той, которую уже применяете.
На заметку: Не разрабатывайте типовую форму для лица, назначаемого на должность главы местной администрации по контракту. Ее утверждает регион своим законом
Ошибка 1. Трудовой договор не соответствует нормам законодательства
При разработке формы типового договора муниципалитеты часто допускают перекосы между общими и специальными нормами законодательства. Например, обязательные условия трудового договора с муниципальным служащим соответствуют статье 57 ТК, но не отвечают нормам Закона № 25-ФЗ. Бывает и наоборот: разработчики выполнили требования Закона № 25-ФЗ, но не учли нормы трудового законодательства.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом № 25-ФЗ (ст. 3, 16). Основные нормы, которые нужно учитывать при разработке трудового договора, содержатся в статье 57 ТК, Законе № 25-ФЗ, Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», муниципальных нормативных правовых актах. При этом последние не должны противоречить Конституции, нормативным правовым актам РФ и региона (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Ошибка 2. Неверно определили работодателя
Статья 20 ТК устанавливает, что работодателем может быть физическое либо юридическое лицо. Исходя из этого, одни разработчики указывают в качестве работодателя орган местного самоуправления, зарегистрированный как юридическое лицо. Другие указывают представителя нанимателя, но при этом не уточняют, от имени какого муниципального образования он действует. И то и другое — ошибка. Наниматель муниципального служащего — муниципальное образование (ст. 2 Закона № 25-ФЗ). От его имени полномочия исполняет представитель нанимателя (работодатель).
Представителем нанимателя может быть должностное, а не юридическое лицо
Трудовой кодекс не ограничивает круг лиц, которые могут быть представителями нанимателя (работодателями). Однако Закон № 25-ФЗ исходит из того, что таким представителем должно быть не юридическое, а должностное лицо:
- глава муниципального образования;
- руководитель органа местного самоуправления;
- председатель избирательной комиссии муниципального образования;
- иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Соблюдайте три правила:
1. Укажите в качестве стороны трудового договора со служащим муниципальное образование. Его наименование пропишите так же, как в уставе.
2. Укажите должность и Ф. И. О. лица, которое действует от имени муниципального образования как представитель нанимателя.
3. Перечислите документы, на основании которых действует представитель нанимателя. Это может быть, например, устав муниципального образования, решение представительного органа либо иной муниципальный правовой акт, который наделяет должностное лицо полномочиями представителя нанимателя.
Как сформулировать преамбулу, посмотрите в образце трудового договора (в конце статьи).
Ошибка 3. Не обозначили характер трудовых отношений
Трудовой договор с муниципальным служащим должен содержать ссылку на особенности (характер) трудовых отношений между сторонами. Многие разработчики типовых договоров об этом забывают. Предлагаем вариант формулировки.
ПРИМЕР. «По настоящему трудовому договору Муниципальный служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы, а Представитель нанимателя (работодатель) обязуется обеспечить Муниципальному служащему прохождение муниципальной службы в соответствии с законодательной основой муниципальной службы».
Ошибка 4. Не указали обязательные условия трудового договора
Договор должен содержать обязательные условия, перечисленные в статье 57 ТК.
1. Место работы — наименование структурного подразделения, в котором будет работать муниципальный служащий.
2. Трудовая функция муниципального служащего — должность муниципальной службы, на которую поступает гражданин. Не забудьте указать группу и категорию, если они предусмотрены для данной должности.
3. Права и обязанности муниципального служащего и представителя нанимателя (работодателя). Их перечни указаны в статьях 11 и 12 Закона № 25-ФЗ и статье 22 ТК.
4. Дата начала работы и срок действия договора, если он срочный.
5. Условия оплаты труда: размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
6. Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (например, подвижной, разъездной, в пути и т. д.).
7. Условие об обязательном социальном страховании работника.
Если инспектор труда выяснит, что в трудовом договоре не хватает обязательных условий, он может сразу оштрафовать должностное лицо МСУ на сумму до 10 тыс. руб., а сам ОМСУ — до 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП). За повторное нарушение чиновнику выпишут штраф до 20 тыс. руб., ОМСУ — до 70 тыс. руб. (ч. 5 ст. 5.27 КоАП).
На заметку: Почему в договор с муниципальным служащим не нужно включать положение об условиях труда
Положение об условиях труда включают в договор на основании результатов оценки условий труда. Проводить ее работодателей обязывает статья 212 ТК. Но проведение спецоценки условий труда государственных и муниципальных служащих регулируется федеральными и региональными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе и о муниципальной службе. Это установлено статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение спецоценки в отношении муниципальных служащих, пока не приняты. Поэтому органы местного самоуправления не должны включать в трудовые договоры со своими служащими пункт об условиях труда. Минтруд подтвердил это в письмах от 24.12.2014 № 15–1/В-1978 и от 08.06.2017 № 15–1/ООГ-1593.
Ошибка 5. Заключили срочный трудовой договор, но причину не указали
Важно: Если стороны не оговорили в трудовом договоре срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК)
По общему правилу муниципальное образование заключает со служащим бессрочный трудовой договор. Случаи, когда договор может быть срочным, предусмотрены в статье 59 ТК. Например, она разрешает установить срок, в течение которого служащий будет замещать временно отсутствующего работника. При этом за последним сохраняют место работы. Срочный трудовой договор можно заключить и с тем, кто поступает на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности должностных лиц МСУ, а также с пенсионером по возрасту.
Кадровые службы ОМСУ нередко обозначают только срок действия договора, но не указывают, по какой причине он является срочным. Это нарушение. Чтобы его избежать, достаточно дать ссылку на конкретную норму статьи 59 ТК или федерального закона, послужившую основанием для заключения срочного трудового договора.
Ошибка 6. Включили условие об испытательном сроке в ситуации, когда его устанавливать нельзя
В трудовой договор можно включить условие об испытательном сроке не более трех месяцев. Если вы заключаете договор сроком от двух до шести месяцев, то максимальный срок испытания — две недели (ст. 70 ТК).
На заметку: Выпускнику нельзя установить испытательный срок, если со дня получения диплома о профессиональном образовании еще не прошел один год
Не предусматривайте испытательный срок, если муниципальное образование:
- назначает гражданина на должность по результатам конкурса;
- заключает трудовой договор с выпускником, который получил среднее профессиональное или высшее образование по программе с государственной аккредитацией и впервые поступает на работу по полученной специальности;
- принимает на оплачиваемую работу лицо, избранное на выборную должность;
- заключает трудовой договор на срок до двух месяцев.
Эти ограничения установлены в абзаце 4 статьи 70 ТК.
На заметку: Можно ли сделать должностную инструкцию приложением к договору
Трудовое законодательство не рассматривает должностную инструкцию в качестве обязательного документа. Но Закон № 25-ФЗ требует, чтобы органы местного самоуправления регламентировали деятельность муниципального служащего в должностной инструкции. Она закрепляет его трудовую функцию и может быть приложением к трудовому договору. Другой вариант — утвердить должностную инструкцию отдельным муниципальным правовым актом. Это разъяснил Роструд в письме от 31.10.2007 № 4412–6.
ЕКАТЕРИНА ВОРОБЬЕВА, начальник отдела муниципальной службы и кадров администрации Коломенского городского округа Московской области
Источник