Кредитный договор с муниципальным унитарным предприятием

Правомерность заключения бюджетным учреждением кредитного договора

Комментарий к письму Минфина РФ от 30.01.2017 № 02-05-12/4613 «О правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора».

В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.

Бюджетное учреждение – заимодавец.

Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).

В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.

Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.

При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.

Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:

  • платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
  • указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
  • указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
  • суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.
Читайте также:  Как расторгнуть договор с домофонщиками

Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Бюджетное учреждение – заемщик.

Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.

Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.

Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Источник

Приложение 1. Порядок осуществления муниципальными унитарными предприятиями города заимствований в кредитных организациях

Утвержден
постановлением мэрии города
от 17.07.2018 N 3234

Порядок
осуществления муниципальными унитарными предприятиями города заимствований в кредитных организациях

С изменениями и дополнениями от:

10 октября 2018 г., 21 апреля 2020 г.

1. Общие положения

1. Настоящий Порядок осуществления муниципальными унитарными предприятиями города заимствований в кредитных организациях (далее — Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», решением Череповецкой городской Думы от 25.04.2006 N 83 «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Череповца», постановлением мэрии города от 12.05.2011 N 1930 «О разграничении полномочий собственника имущества унитарного предприятия» и определяет процедуру осуществления муниципальными унитарными предприятиями города Череповца (далее — предприятие, МУП) заимствований в кредитных организациях осуществляющих свою деятельность на территории города (далее — кредитные организации).

2. Заимствования предприятиями осуществляются в форме кредитов по договорам с кредитными организациями.

Читайте также:  Договор на оказание юридических услуг с юридическим лицом статья

3. Предприятия вправе осуществлять заимствования только по согласованию с мэрией города, осуществляющей права собственника имущества МУП, объема и направлений использования привлекаемых средств (далее — согласование осуществления заимствования).

2. Рассмотрение и согласование осуществления заимствований

Информация об изменениях:

Пункт 2.1 изменен. — Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 21 апреля 2020 г. N 1626

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. и действуют до 1 июля 2020 г.

2.1. В целях получения согласования на осуществление заимствования предприятие направляет в финансовое управление мэрии города, если иное не предусмотрено подпунктом 2.1.1:

письменное заявление на бланке предприятия по форме согласно приложению 1 к Порядку;

отчет о погашении предыдущих заимствований по форме согласно приложению 2 к Порядку;

абзац утратил силу. — Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 10 октября 2018 г. N 4393

Информация об изменениях:

бюджет движения денежных средств (далее — БДДС) текущего года с раскрытием информации по каждому кредитному договору;

проект кредитного договора, содержащего сведения обо всех существенных условиях сделки;

оборотно-сальдовые ведомости по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в разрезе субсчетов на дату обращения по вопросу рассмотрения заимствования;

иные документы в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

За представление неполной или недостоверной информации руководитель предприятия несет личную ответственность.

Информация об изменениях:

Раздел 2 дополнен пунктом 2.1.1 с 1 апреля 2020 г. — Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 21 апреля 2020 г. N 1626

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. и действуют до 1 июля 2020 г.

2.1.1. В период распространения новой коронавирусной инфекции, являющейся обстоятельством непреодолимой силы, в целях оперативного согласования по осуществлению заимствования муниципальное предприятие направляет в финансовое управление мэрии:

письменное заявление на бланке предприятия по форме согласно приложению 1 к Порядку;

БДДС (проект БДДС) текущего года с раскрытием информации по каждому кредитному договору;

план финансово-хозяйственной деятельности (проект плана) в формате таблицы 8 приложения к Порядку утверждения планов и отчетов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Череповца, утвержденному постановлением мэрии города от 08.04.2009 N 1185.

2.2. Иные документы предприятие представляет в следующих случаях и объемах:

2.2.1. В случае, если осуществление заимствования не было предусмотрено БДДС в текущем году, то предприятие представляет измененный БДДС, учитывающий ранее не предусмотренное заимствование.

2.2.2. В случае, если представленный измененный БДДС приводит к изменению показателей утвержденного плана (проекта плана) финансово-хозяйственной деятельности (далее — ФХД), то предприятие одновременно с измененным БДДС представляет обращение в комиссию по утверждению планов и отчетов ФХД муниципальных унитарных предприятий города (далее также — комиссия), содержащее предложение об изменении соответствующих показателей плана (проекта плана) ФХД.

Изменение планов ФХД осуществляется в соответствии с Порядком утверждения планов и отчетов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Череповца, утвержденным постановлением мэрии города от 08.04.2009 N 1185 «Об утверждении Положения о комиссии и Порядка утверждения планов и отчетов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Череповца» (далее — Порядок, утвержденный постановлением мэрии от 08.04.2009 N 1185).

2.2.3. В случае, если обращение предприятия поступает в период после составления промежуточной бухгалтерской отчетности (за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев), но до наступления сроков представления отчетности в финансовое управление мэрии, предприятие в обязательном порядке прикладывает к обращению бухгалтерский баланс (с раскрытием информации по строкам с кодами показателей 1210, 1230, 1260) и отчет о финансовых результатах за последний отчетный период.

2.2.4. В случае, если обращение предприятия поступает в период с 1 января по 1 апреля текущего года, предприятие в обязательном порядке прикладывает к обращению проекты бухгалтерского баланса (с раскрытием информации по строкам с кодами показателей 1210, 1230 и 1260) и отчета о финансовых результатах предшествующего года.

2.2.5. В случае, если обращение предприятия поступает по истечении отчетного периода, кроме случая, предусмотренного пунктом 2.2.4 настоящего Порядка, но до срока сдачи годовой отчетности в налоговые органы, и при этом заимствование влечет за собой изменение БДДС, предприятие в обязательном порядке прикладывает к обращению проекты бухгалтерского баланса (с раскрытием информации по строкам с кодами показателей 1210, 1230 и 1260) и отчета о финансовых результатах за предшествующий отчетный период.

2.2.6. В случае наступления или планирования изменений условий хозяйствования до наступления окончания срока погашения заимствования, если показатели плана ФХД не изменяются, то предприятие представляет БДДС, составленный с учетом изменений условий хозяйствования.

Читайте также:  Возврат денежных средств за неисполнение обязательств по договору поставки

2.2.7. В случае, если сроки погашения заимствования переходят на новые финансовые периоды, предприятие в обязательном порядке прикладывает к обращению документы на период до полного погашения заимствования:

проекты БДДС, проекты планов ФХД в формате таблицы 8 приложения к Порядку, утвержденному постановлением мэрии от 08.04.2009 N 1185;

производственные программы, программы капитальных и текущих ремонтов, инвестиционную программу, включенные в план ФХД (проект плана ФХД) предприятия согласованные с заместителем мэра города, руководителем органа мэрии, за которыми постановлением мэрии города закреплен соответствующий МУП.

2.3. Финансовое управление мэрии в срок не более 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения документов в полном объеме:

анализирует использование предыдущих заимствований;

оценивает финансовое состояние предприятия в соответствии с Методикой оценки финансового состояния муниципальных унитарных предприятий города, утвержденной настоящим постановлением мэрии города;

оформляет и направляет предприятию заключение о результатах оценки возможности погашения заимствования, указанного в заявлении, по форме согласно приложению 4 к Порядку, за исключением случая указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка.

При необходимости финансовое управление мэрии может включить в заключение дополнительную информацию, не предусмотренную формой приложения.

2.4. В случае, если по результатам сводных оценок предприятие признано финансово неустойчивым или финансово устойчивым с отрицательной динамикой, финансовое управление мэрии производит анализ коэффициентов за 3 года, предшествующих отчетному периоду, и данный вопрос выносится финансовым управлением мэрии на комиссию, решение по которому закрепляется протоколом.

2.5. Руководитель предприятия представляет в комитет по управлению имуществом города:

заявление согласно приложению 5 к Порядку;

перечень имущества, передаваемого в залог при осуществлении заимствования (в случае оформления кредита под залог имущества), подписанный директором и главным бухгалтером предприятия и скрепленный печатью, по форме согласно приложению 6 к Порядку. Право хозяйственного ведения предприятия на недвижимое имущество, предлагаемое к передаче в залог должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделки с ней;

заключение финансового управления мэрии по форме согласно приложению 4 к Порядку, за исключением случая указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка.

2.6. На основании представленных документов, в том числе отражающих условия заимствования в кредитных организациях, заключения финансового управления мэрии и (или) протокола комиссии, комитет по управлению имуществом города в срок не более 3 рабочих дней со дня получения документов в полном объеме:

проверяет достоверность информации предприятия об имуществе;

готовит распоряжение комитета по управлению имуществом города о согласовании осуществления заимствования и передаче в залог имущества, указанного в перечне, либо информацию об отказе в осуществлении заимствования и направляет их в адрес предприятия, копию в финансовое управление мэрии.

2.7. Предприятие, в случае получения распоряжения от комитета по управлению имуществом города о согласовании осуществления заимствования осуществляет заимствование в соответствии с законодательством о контрактной системе.

2.8. Основаниями для отказа в согласовании заимствования являются:

предоставление предприятием недостоверных сведений;

непредставление или представление не в полном объеме сведений и документов, указанных в пунктах 2.1, 2.2, 2.5 настоящего Порядка;

нахождение предприятия в стадии ликвидации;

возбуждение в отношении предприятия арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве);

несоответствие направлений заимствования видам деятельности, предусмотренным уставом предприятия;

признание предприятия финансово неустойчивым или финансово устойчивым с отрицательной динамикой согласно заключению финансового управления мэрии и наличие отрицательного решения комиссии в соответствии с пунктом 2.4.

3. Регистрация заимствования

3.1. Предприятие представляет в финансовое управление мэрии:

в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения контракта на привлечение кредитных средств (далее — контракт) бумажную копию контракта, заверенную уполномоченным представителем предприятия;

в срок до 10 числа каждого месяца оборотно-сальдовые ведомости по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в разрезе субсчетов за отчетный месяц;

в срок не более 5 рабочих дней со дня внесения изменений в контракт копию дополнительного соглашения к контракту.

3.2. Финансовое управление мэрии осуществляет регистрацию заимствований предприятий по форме согласно приложению 7 к Порядку.

3.3. На основании представленных предприятиями документов финансовое управление мэрии формирует сведения для квартального отчета по форме 0503387 «Справочная таблица к отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ», направляемого в департамент финансов Вологодской области.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста