Коллективный договор при аттестации рабочих мест

Содержание
  1. Коллективный договор при аттестации рабочих мест
  2. На рабочих местах работодателем была проведена плановая специальная оценка условий труда, по результатам которой изменился подкласс условий труда: по действующей ранее спецоценке по ряду должностей работников были установлены подклассы 3.2, 3.3., после специальной оценки были присвоены соответственно подклассы 3.1 и 3.2. Ранее работникам по занимаемым ими должностям предоставлялись льготы: по классу 3.3. — сокращенная рабочая неделя, по классу 3.2. — дополнительный отпуск. После утверждения результатов СОУТ режим рабочего времени работников будет отличаться от того, который указан для этой категории работников в правилах внутреннего распорядка. Правила внутреннего распорядка не являются приложением к коллективному договору. Предоставление дополнительного отпуска для работников предусмотрено приложением к коллективному договору. В Правилах внутреннего трудового распорядка указано несколько режимов рабочего времени для разных категорий работников. В связи с тем, что право на сокращенную продолжительность рабочего времени работники, на рабочих местах которых был установлен подкласс 3.2, утрачивают, они не подпадают ни под один из указанных в Правилах внутреннего трудового распорядка режимов рабочего времени, принятых у работодателя. Приложение к коллективному договору содержит перечень должностей, которым предоставляется дополнительный отпуск за вредные условия труда. В какие документы работодатель обязан внести изменения в связи с тем, что работники утрачивают право на соответствующие льготы в связи с проведенной СОУТ? В какие сроки и в каком порядке работодатель обязан внести изменения в указанные документы? Правомерно ли будет изменить условия трудовых договоров в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ, по истечении двухмесячного срока предупреждения работников со дня утверждения результатов СОУТ, или минимальный срок для уведомления работников нужно отсчитывать по истечении 30 дней, в течение которых работники должны быть ознакомлены с результатами СОУТ?
  3. Аттестация рабочих мест: основные вопросы

Коллективный договор при аттестации рабочих мест

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На рабочих местах работодателем была проведена плановая специальная оценка условий труда, по результатам которой изменился подкласс условий труда: по действующей ранее спецоценке по ряду должностей работников были установлены подклассы 3.2, 3.3., после специальной оценки были присвоены соответственно подклассы 3.1 и 3.2. Ранее работникам по занимаемым ими должностям предоставлялись льготы: по классу 3.3. — сокращенная рабочая неделя, по классу 3.2. — дополнительный отпуск. После утверждения результатов СОУТ режим рабочего времени работников будет отличаться от того, который указан для этой категории работников в правилах внутреннего распорядка. Правила внутреннего распорядка не являются приложением к коллективному договору. Предоставление дополнительного отпуска для работников предусмотрено приложением к коллективному договору. В Правилах внутреннего трудового распорядка указано несколько режимов рабочего времени для разных категорий работников. В связи с тем, что право на сокращенную продолжительность рабочего времени работники, на рабочих местах которых был установлен подкласс 3.2, утрачивают, они не подпадают ни под один из указанных в Правилах внутреннего трудового распорядка режимов рабочего времени, принятых у работодателя. Приложение к коллективному договору содержит перечень должностей, которым предоставляется дополнительный отпуск за вредные условия труда.
В какие документы работодатель обязан внести изменения в связи с тем, что работники утрачивают право на соответствующие льготы в связи с проведенной СОУТ? В какие сроки и в каком порядке работодатель обязан внести изменения в указанные документы? Правомерно ли будет изменить условия трудовых договоров в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ, по истечении двухмесячного срока предупреждения работников со дня утверждения результатов СОУТ, или минимальный срок для уведомления работников нужно отсчитывать по истечении 30 дней, в течение которых работники должны быть ознакомлены с результатами СОУТ?

Согласно части второй ст. 57 ТК РФ информация об условиях труда на рабочем месте подлежит включению в трудовой договор в обязательном порядке. При этом законодатель не уточняет, какие именно сведения об условиях труда необходимо отразить в трудовом договоре для исполнения данного требования. Большинство специалистов сходится во мнении, что необходимым и в то же время достаточным является указание конкретного класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Такой подход, в частности, прослеживается в письме Минтруда России от 14.07.2016 N 15-1/ООГ-2516.
Кроме того, в силу части второй ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре также отражаются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. Соответственно, изменение класса условий труда на рабочем месте и перечня предоставляемых работнику в связи с этим гарантий влечет за собой необходимость изменения условий трудового договора.
Для внесения в трудовой договор всех указанных условий используются именно результаты СОУТ (ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ). На основании ст. 15 Закона N 426-ФЗ по результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. То есть датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета работодателем*(1). Таким образом, результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета (аналогичная позиция содержится в письмах Минтруда России (смотрите письма от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579, от 14.07.2016 N 15-1/ООГ-2516).
Однако в случаях, когда подкласс условий труда уменьшается, в результате чего работник утрачивает право на те или иные льготы, на наш взгляд, необходимо также учитывать, что соблюдение условий трудового договора (в том числе условие о компенсациях за работу с вредными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте) является обязанностью работодателя (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, до тех пор, пока соответствующие условия не будут изменены или исключены из трудовых договоров, работодатель обязан предоставлять работникам компенсации в прежних размерах и порядке (смотрите ответ специалистов Роструда).
Условия в трудовом договоре можно изменить либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя с соблюдением условий и требований ст. 74 ТК РФ. Если работодатель достиг такого соглашения с работником об изменении условий трудового договора, то соблюдение процедуры, предусмотренной ст. 74 ТК РФ, не требуется*(2). Если работник откажется работать в новых условиях и не подпишет дополнительное соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора, то работодателю следует провести процедуру, предусмотренную ст. 74 ТК РФ (смотрите ответ Роструда на вопрос, размещенный на информационном портале «Онлайнинспекция.РФ»).
Статья 74 ТК РФ предоставляет работодателю право по своей инициативе изменять любые условия трудового договора, кроме трудовой функции работника. Но работодатель вправе сделать это лишь в случае, когда ранее определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (часть вторая ст. 74 ТК РФ)*(3).
Поскольку результаты СОУТ применяются со дня утверждения отчета о проведении СОУТ, работники могут быть уведомлены об изменении условий их трудовых договоров в этот же день, и позже в любой другой день, то есть ждать, когда истечет тридцатидневный срок для ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись (ч. 5 ст. 15 Закона 426-ФЗ), не нужно (смотрите ответ специалистов Роструда на вопрос, размещенный на информационном портале «Онлайнинспекция.РФ»).
Если работник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть третья ст. 74 ТК РФ). При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовые договоры прекращаются в соответствии с п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ. Работникам, которые будут уволены по этому основанию, выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка (часть третья ст. 178 ТК РФ).
После истечения срока предупреждения измененные условия трудовых договоров вступают в силу*(4).
Как следует из вопроса, режим рабочего времени работников, чьи условия труда на рабочих местах по результатам СОУТ были улучшены, будет отличаться от того режима, который предусмотрен в правилах внутреннего трудового распорядка для соответствующей категории работников, к которым они относятся. Поэтому в силу ст. 100 ТК РФ условия о 40-часовой рабочей неделе, другой продолжительности и времени начала и окончания рабочего дня (смены), на наш взгляд, должны быть отражены в трудовом договоре. После того, как соответствующие условия будут изменены в трудовых договорах, работодатель вправе внести изменения в локальный нормативный акт, исключив должности данных работников из перечня лиц, которым ПВТР установлен определенный режим рабочего времени. Конкретные сроки для внесения изменений в локальные нормативные акты в связи с утверждением работодателем отчета о проведении СОУТ не установлены.
Трудовой кодекс РФ не устанавливает специального порядка для внесения изменений в коллективный договор в связи с проведением специальной оценки на рабочих местах. Полагаем, что внесение изменений в приложение к коллективному договору путем исключения должностей тех работников, которые работают на рабочих местах с подклассом 3.1, должно осуществляться в общем порядке. Согласно ст. 44 ТК РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором. Конкретный срок, в течение которого необходимо внести изменения в коллективный договор, не установлен*(5).

Читайте также:  Как заплатить кредит если потерял договор

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

24 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Комиссию возглавляет работодатель или его представитель (ч. 4 ст. 9 Закона 426-ФЗ).
*(2) Статьей 72 ТК РФ предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. В рассматриваемой ситуации в случае, если работник и работодатель достигнут соглашения об изменении условий трудового договора, то соответствующие изменения могут быть внесены в трудовой договор на основании ст. 72 ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. При этом сторонам следует заключить дополнительное соглашение к трудовому договору текущим числом, указав в нем, что его действие распространяется на отношения, возникшие ранее заключения данного соглашения, то есть со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (подробнее смотрите об этом ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2016 г., ответ специалистов Роструда, размещенный на портале «Онлайнинспекция.РФ»).
*(3) Отметим, что перечень связанных с изменением организационных или технологических условий труда причин, указанный в ст. 74 ТК РФ, является открытым и носит оценочный характер. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что в части первой ст. 74 ТК РФ речь идет об обстоятельствах, которые приводят к столь существенным изменениям в организации труда работников или технологии самого производственного процесса, что прежние определенные сторонами условия трудового договора объективно уже не могут быть сохранены (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 10.07.2012; апелляционное определение СК по гражданским делам Кировского областного суда от 21.08.2012 по делу N 33-2511). В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 указывается, что одним из таких изменений является совершенствование рабочих мест на основе их аттестации (специальной оценки). Свидетельством улучшения условий труда на рабочих местах работников, аттестованных ранее, является уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте по результатам проведенной специальной оценки условий труда. В данном случае указанные обстоятельства имеются.
*(4) Законодательно не установлена необходимость заключать дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора в порядке ст. 74 ТК РФ. Соответственно, если соблюдены все требования ст. 74 ТК РФ, то, по нашему мнению, заключать дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении условий трудового договора не требуется. Однако запрета на заключение дополнительного соглашения не предусмотрено. Поэтому заключение дополнительного соглашения с работниками, чьи условия труда изменились по причинам, указанным в ст. 74 ТК РФ, не нарушает трудовое законодательство и решается по усмотрению сторон.
*(5) Мы считаем, что предоставление дополнительного отпуска, предусмотренного ст. 117 ТК РФ, обусловлено выполнением работы во вредных условиях труда подкласса 3.2 и 3.3, и работодатель в силу закона не должен предоставлять работнику такой отпуск, если по результатам проведенной СОУТ условиям труда на его рабочем месте присвоен подкласс 3.1. Поэтому само по себе упоминание его должности в перечне должностей, работа по которым дает право на такой отпуск, приведенном в приложении к коллективному договору, не обязывает работодателя предоставлять этот отпуск до внесения изменений в этот Перечень.

Источник

Аттестация рабочих мест: основные вопросы

Аттестацию рабочих мест по условиям труда должны проводить все работодатели независимо от форм собственности. От процедуры аттестации освобождаются только работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Аттестация является строго формализованной процедурой и проводится в порядке, установленном законодательством.

Правовое регулирование

С 1 сентября 2011 года действует Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г. (далее – Порядок). До 1 сентября 2011 года аттестация рабочих мест проводилась в соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минздравсоцразвития России № 569 от 31 августа 2007 г. Результаты аттестации рабочих мест, которая была проведена в соответствии с прежним Порядком, действительны до проведения очередной аттестации (п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г.).

Обязанность по проведению аттестации рабочих мест. Периодичность аттестации

Согласно ч. 3 ст. 226 Трудового кодекса РФ работодатели должны выделять на охрану труда не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Существует Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утверждённый Приказом Минздравсоцразвития РФ № 181н от 1 марта 2012 г.). В нём первым пунктом указано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда является обязанностью работодателя, предусмотренной абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Читайте также:  Как рассчитать договор дарения у нотариуса

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Эта процедура включает в себя:

– оценку условий труда на рабочих местах для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;

– мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Проводить аттестацию рабочих мест нужно (по общему правилу) не реже одного раза в пять лет. Этот срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. Работодатель самостоятельно определяет сроки проведения очередной аттестации с учётом того, что каждое рабочее место нужно аттестовать не реже одного раза в пять лет. В некоторых случаях требуется провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже если срок следующей аттестации ещё не подошёл. Это необходимо, если на рабочих местах произошла замена производственного оборудования, изменился технологический процесс или внедрены новые средства коллективной защиты, а также в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Однако конкретные сроки проведения внеплановой аттестации законодательством не установлены.

Начать аттестацию вновь организованных рабочих мест нужно не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Положения о периодичности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда можно включить в локальный нормативный акт организации, регулирующий вопросы охраны труда (например, в Положение об охране труда), или в Коллективный договор. Датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания приказа о проведении аттестации (п. 47, 48 Порядка).

Комментарий: С момента вступления в силу нового Порядка множество проблем у работодателей вызывала установленная им периодичность проведения плановой аттестации, а также необходимость проводить аттестацию всех без исключения рабочих мест. В мае 2012 г. Минэкономразвития России провело экспертизу Порядка, в ходе которой был сделан вывод о том, что отдельные положения этого документа влекут необоснованное затруднение ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности (Заключение Минэкономразвития России от 1 мая 2012 г.). В частности, специалисты Минэкономразвития России отметили, что нерационально распространять требование о проведении аттестации на все рабочие места без дифференциации по специфическим особенностям условий труда. Ведь на некоторых рабочих местах показатели травмоопасности и возникновения профессиональных заболеваний низки или вообще отсутствуют, а вред здоровью работников не подтверждён. Также было предложено исключить из Порядка пункт о сроке проведения плановой аттестации – не реже одного раза в пять лет. В декабре 2012 г. Минтруд России подготовил проект приказа о внесении изменений в Порядок (Проект от 4 декабря 2012 г.), в котором срок проведения повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (не реже одного раза в пять лет) предлагается оставить только для тех рабочих мест, на которых в ходе предыдущей аттестации были вывялены вредные и (или) опасные производственные факторы. Планируется также изменить в сторону увеличения срок для аттестации вновь организованных рабочих мест.

На данный момент указанный приказ Минтруда России существует в виде проекта и в силу ещё не вступил. На сайте www.moedelo.org вы можете оперативно отслеживать изменение позиции законодательства по данному вопросу.

Привлечение аттестующей организации

Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан привлечь независимую аккредитованную аттестующую организацию по договору гражданско-правового характера (п. 2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г.). Можно привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. В этом случае работа по аттестации может быть распределена между ними:

– по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации;

– по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах (п. 6 Порядка, п. 2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г., Письма Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г., № ПГ/2712-3-5 от 31 марта 2011 г.).

Комментарий:При проведении проверок у работодателей трудовая инспекция контролирует соблюдение требования об обязательном наличии аккредитации у аттестующей организации. Если аттестацию проведёт организация, не аккредитованная в установленном порядке, то её результаты будут признаны недействительными, а работодателю придётся повторно проводить аттестацию рабочих мест с привлечением аккредитованной организации. При выявлении нарушений соответствующая информация направляется в органы прокуратуры, финансового контроля и антимонопольной службы (Письмо Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г.). С текстом письма вы можете ознакомиться на сайте www.moedelo.org .

Оценка параметров рабочих мест

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, за исключением особого порядка аттестации при выявлении аналогичных рабочих мест (п. 4 Порядка). Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Работодатели, у которых есть аналогичные рабочие места, могут провести их аттестацию в упрощённом порядке. Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков:

– профессии или должности одного наименования;

– выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

– использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

– работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

– использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

– одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;

– одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

– одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (примечание к абз. 4 п. 12 Порядка).

Если отдельные рабочие места будут признаны аналогичными, работодателю не нужно проводить аттестацию всех рабочих мест. В этом случае оценка вредных и опасных производственных факторов может быть проведена на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценивают все рабочие места (п. 40 Порядка).

При аттестации рабочих мест оцениваются следующие параметры:

– условия труда на рабочем месте, их соответствие гигиеническим нормативам;

– травмобезопасность рабочего места;

– обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (п. 13 Порядка).

Условия труда на рабочем месте – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 Трудового кодекса РФ). Состав производственных факторов зависит от конкретного рабочего места. Например, при работе за компьютером на работника действуют такие вредные и опасные факторы, как повышенный уровень электромагнитного излучения, повышенный уровень статического электричества, монотонность работы, напряжение зрения и т. п. Условия труда должны соответствовать установленным гигиеническим нормативам. Оценка условий труда подразумевает исследование производственных факторов, выявление вредных и опасных факторов и определение уровня их воздействия на работника. Такая оценка проводится специалистами аттестующей организации путём инструментальных измерений в ходе штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации. Измеряются физические (шум, вибрация и т. д.), химические (вредные вещества), биологические (микроорганизмы и т. п.) факторы, тяжесть и напряжённость трудового процесса (физическая и динамическая нагрузка, наклоны корпуса и т. д.) (п. 14–19 Порядка).

Читайте также:  Договор займа на долевое строительство

Травмобезопасность рабочего места – это безопасность производственного оборудования, приспособлений и инструментов, а также обеспеченность работника средствами обучения и инструктажа. Требования к травмобезопасности рабочего места приведены в п. 23 Порядка.

Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты означает:

– соответствие фактически выданных работникам средств защиты (спецодежды, спецобуви, смывающих и обезвреживающих средств) законодательно установленным нормам их бесплатной выдачи;

– наличие сертификатов (деклараций) соответствия на средства защиты, выданные работникам;

– соблюдение установленного порядка обеспечения работников средствами защиты;

– соответствие выданных средств защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте (п. 31 Порядка).

Документальное оформление аттестации

Работодатель (руководитель организации) издаёт приказ о проведении аттестации, которым:

– создаётся аттестационная комиссия;

– определяется состав аттестационной комиссии (в неё включаются также представители сторонней (аттестующей) организации);

– утверждается график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Кроме того, этим приказом целесообразно утвердить должностное лицо работодателя, которое будет возглавлять аттестационную комиссию (председателя аттестационной комиссии). Например, это может быть руководитель организации (п. 9–11 Порядка).

В состав аттестационной комиссии включаются следующие работники (граждане):

– представители работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и зарплате, главные специалисты организации, медицинские работники и другие работники);

– специалист (подразделение) по охране труда (при его наличии в организации) или сторонний специалист (сторонняя организация), привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для выполнения функции охраны труда. В любой организации должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда. При этом в малых (в т. ч. микро-) предприятиях не обязательно должна быть служба охраны труда, штатный специалист по охране труда или привлечённые специалисты. Данными вопросами может заниматься, например, руководитель организации или уполномоченный им работник, который и включается в состав аттестационной комиссии. Характеристика малых и микропредприятий приведена в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.;

– представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (например, совета трудового коллектива) (при его наличии);

– представители аттестующей организации.

Аттестационную комиссию возглавляет представитель работодателя (п. 6, п. 9–11 Порядка).

До начала аттестации составляется перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, по установленной форме.

В процессе проведения аттестации рабочих мест составляются:

– карты аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме. К ним прилагаются протоколы измерений и оценок;

– протокол оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте по установленной форме (за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам этих средств и не требуется по фактическому состоянию условий труда);

– протоколы оценки травмобезопасности рабочих мест по установленной форме;

– сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме;

– сводная таблица классов условий труда, определённых по результатам аттестации рабочих мест, компенсаций, которые необходимо в этой связи выплачивать работникам, по установленной форме;

– план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по установленной форме;

– протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) по установленной форме;

– сведения об аттестующей организации по установленной форме. К ним прилагаются копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копия уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

– протоколы заседаний аттестационной комиссии;

– заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

– предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Формы указанных документов приведены в Приложениях № 1–2, 4–10 к Порядку.

После завершения аттестации рабочих мест составляется отчёт об аттестации в свободной форме, который оформляет аттестационная комиссия. К этому отчёту прилагаются все материалы проведённой аттестации. Кроме того, издаётся приказ в свободной форме о завершении аттестации рабочих мест и утверждении отчёта об аттестации.

Образцы документов, оформляемых в ходе аттестации рабочих мест, вы можете скачать на сайте www.moedelo.org .

Работника нужно ознакомить с результатами аттестации его рабочего места под подпись в течение десяти рабочих дней с даты поступления работодателю итогового протокола заседания аттестационной комиссии и отчёта об аттестации (п. 9–11, п. 44 Порядка).

После проведения аттестации работодатель должен известить о её результатах трудовую инспекцию. Направлять туда нужно следующие документы:

сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме (Приложение № 6 к Порядку);

сведения об аттестующей организации по установленной форме (Приложение № 10 к Порядку). Эти документы на бумажном и электронном носителях работодатель должен направить в трудовую инспекцию в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчёта об аттестации (п. 45 Порядка).

Комментарий:На основании данных, представленных работодателями, трудовые инспекции формируют реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, который размещают на своих сайтах.

Ссылки на эти сведения также содержатся на официальном сайте Роструда http://www.rostrud.ru/ в рубрике «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации» в разделе «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде» (приказы Роструда № 216 от 2 октября 2012 г., № 193 от 31 августа 2011 г.).

Также сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан сообщать в территориальное подразделение ФСС России. Представлять эти сведения нужно, включив их в отчёт по форме-4 ФСС. Это необходимо для определения надбавок и скидок к страховому тарифу взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 18 п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.).

Ответственность работодателя за непроведение аттестации рабочих мест

За нарушение законодательства об охране труда, в том числе за непроведение (несвоевременное проведение), а также за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест, трудовая инспекция или суд может привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф за такое правонарушение составляет:

– от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. – в отношении организации. Вместо штрафа может применяться административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток;

– от 1000 руб. до 5000 руб. – в отношении должностного лица (например, руководителя организации).

При повторном аналогичном нарушении должностное лицо организации может быть дисквалифицировано судом на срок от одного года до трёх лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста