Используя материал для справок определите какие языковые средства характерны для каждого



Русский язык и культура речи (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

Образец теста для контроля исходного уровня знаний студентов.

Тест к практическому занятию № 1

Высшей формой национального языка является:

а) городское просторечие;

в) общенародный язык.

Определите, к какой группе относятся выделенные слова:

— А приваду маманя варила? – сипло спросил он (Григорий), выходя за отцом в сенцы.

— Варила. Иди к баркасу, я зараз. …

— К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели.

Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы. Определите, какие из приведенных слов соответствуют 1 – литературной речи,

а какие 2 – просторечию:

Ответ: 1 – б, в, е, ж, к; 2 – а, г, д, з, и.

Создателем русского литературного языка считается:

Тест к практическому занятию № 5

Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы. Определите, какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля.

1. На уровне лексики:

1) научный стиль;

2) официально-деловой стиль;

3) публицистический стиль;

4) разговорный стиль.

в) профессиональные жаргонизмы;

г) образные сравнения;

е) экспрессивно-окрашенная лексика;

з) просторечные слова;

Ответ: 1 – а; 2 – д, и; 3 – г, д, ж; 4 – б, в, е, ж, з.

1) научный стиль;

2) официально-деловой стиль;

3) публицистический стиль;

4) разговорный стиль.

а) высокий процент употребления существительных;

б) высокий процент употребления глаголов в личной форме;

в) высокий процент употребления инфинитивов;

г) глаголы со значением предписания (долженствования);

д) высокий процент употребления частиц;

Ответ: 1 – а; 2 – в, г; 3 – б; 4 – д.

3. На уровне синтаксиса:

1) научный стиль;

2) официально-деловой стиль;

3) публицистический стиль;

4) разговорный стиль.

а) высокий процент сложноподчиненных предложений;

б) низкий процент сложноподчиненных предложений;

в) короткие предложения;

г) длинные распространенные предложения;

Ответ: 1 – г; 2 – а; 3 – б; 4 – в.

Образец упражнения, содержащего справочный материал.

Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок.

Материал для справок.

1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.

2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие.

3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно контактный.

4. Функция (языка и) речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.

5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.

6. Форма речи: письменная, устная.

7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация (установление, отметка о наличии) или утверждение, произвольный (прерывистость с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация.

8 – 13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (-).

1. Сфера общения

2. Основные цели общения

3. Способ общения

4. Основная функция (языка и) речи

5. Типичный вид речи

6. Основная форма речи

7. Способ изложения материала

8. Полнота изложения (смысловая законченность)

Образец выполнения упражнения, содержащего справочный материал.

Жанры функциональных стилей

беседа на бытовую тему

1. Охарактеризовать ситуацию общения (условия и функции речи), в которой может быть использован этот текст.

2. Назвать основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте. Научный стиль: официальный характер отношений участников речи, отвлеченность и обобщенность, подчеркнутая логичность, смысловая точность и объективность изложения. Официально-деловой стиль: предписывающе-долженствующий характер, преобладание письменной формы речи, высокая степень стандартизации текстов; точность, безличность и неэмоциональность изложения. Публицистический стиль: сочетание логичности с образностью, открытая оценочность, повышенная эмоциональность, свободное взаимодействие с другими стилями. Разговорный стиль: неофициальный характер, преобладание устной формы речи; экспрессивность, наглядность и образность.

3. Указать языковые средства (лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

4. Сделайте вывод, к какому стилю относится данный текст.

Читайте также:  Где взять справку об открытых счетах физического лица

Образец выполнения упражнения, содержащего текст с нарушениями языковой нормы, установленной для письменной речи и нормы оформления текстового материала.

выбирает стратегию из нескольких возможных альтернативных вариантов

Выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов

Лишнее слово. Плеоназм.

при разработке стратегии организации использование эффективного приема стратегической сегментации и выделения стратегических зон хозяйствования

Например, для того, чтобы разработать стратегию организации, можно использовать эффективный прием стратегической сегментации. Эффективен также прием выделения стратегических зон хозяйствования

Цепочка несогласованных определений.

создается возможно большее число альтернативных стратегий, позволяющие достичь поставленных целей

создается возможно большее число альтернативных стратегий, позволяющих достичь поставленных целей

Несогласованность причастного оборота.

достичь поставленные цели

достичь поставленных целей

создаются возможно большее число альтернативных стратегий

создается возможно большее число альтернативных стратегий

Согласование подлежащего и сказуемого.

Объектом такого анализа является СЗХ – отдельный сегмент внешнего окружения (аббревиатура встретилась в тексте впервые).

Объектом такого анализа являются стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) – отдельный сегмент внешнего окружения

Неправильный ввод авторских сокращений.

Первоначально формируя набор СЗХ, затем осуществляется отбор достаточно узкого круга СЗХ.

Первоначально формируется набор СЗХ, затем осуществляется отбор достаточно узкого круга СЗХ.

Ошибка в употреблении деепричастного оборота.

она может достигнуть своей цели 4-мя путями

она может достигнуть своей цели четырьмя путями

Неправильная запись однозначного количественного числительного.

Продолжение прилож. 5

Она может достигнуть своей цели четырьмя путями:

Понизить цены на продукцию;

Продавать товар через большее число магазинов;

Представление на рынок новой модели;

Через рекламу представить более привлекательный образ товара и т. д.

Она может достигнуть своей цели четырьмя путями:

понизить цены на продукцию;

продавать товар через большее число магазинов;

представить на рынок новой модели;

через рекламу представить более привлекательный образ товара и т. д.

Неправильное грамматическое и пунктуационное оформление перечисления.

Выбор стратегии — центральный момент стратегического планирования¹.

. «Менеджмент организации». М.: 1995, стр. 16

Иванов организации. М., 1995. С. 16

Неверное оформление сноски (библиографических данных).

Анализ альтернатив и выбор стратегии. (Заголовок текста)

Анализ альтернатив и выбор стратегии

Неправильное оформление заголовка (подчеркивание, точка в конце).

1. , Дементьев русского языка / , . – Саратов: Лицей, 2005. – 1056 с.

2. , , Кашаева язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / , , . – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 554 с.

3. , Черкасова язык и культура речи / , . – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

4. Ващенко язык и культура речи: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Данцев язык и культура речи для технических вузов / , . – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 317 с.

6. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. , . – М.: Норма, 2001. – 560 с.

7. Русский язык и культура речи: Учебник для технических вузов / Под ред. , . – М.: Высшее образование, 2006. – 356 с.

Занятие 1. Предмет курса «Русский язык и культура речи». Национальный язык…………………………………. ………………

Занятие 2. Проблема экологии языка. Активные процессы в современном русском языке………………………………………….

Занятие 3. Нормы современного русского литературного языка…. ……

Занятие 4. Речь в межличностном общении и социальном взаимодействии……………………………………………………………..

Занятие 5. Функциональные стили речи……………………………

Занятие 6. Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи. Языковые средства официально-делового стиля.

Занятие 7. Научное информативное сообщение как основная функция стиля речи. Структура разных жанров научных текстов. Языковые средства научного стиля………………..………………..

Занятие 8. Многожанровость и разнообразие стилевого оформления публицистики…………………………. ………………………

Занятие 9. Лексические, орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля……………………………………………

Занятие 10. Речевой этикет…………………………………..……….

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Методические указания к практическим занятиям

Под редакцией автора

Темплан 2008 г., поз. № 61К.

Читайте также:  Справка для расчета пособий за сколько лет дается

Подписано в печать г. Формат 60×84 1/16.

Бумага листовая. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 1,69. Усл. авт. л. 1,5.

Тираж 100 экз. Заказ №

Волгоградский государственный технический университет

400131 Волгоград, просп. им. , 28.

Волгоградского государственного технического университета

Источник

Раздел 6. Стилевое богатство языка.

Задание № 1. Используя материал для справок, определите, какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля. За­полните таблицу 14.

Материал для справок:термины, профессионализмы, профессио­нальные жаргонизмы, высокий процент употребления существи­тельных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (дол­женствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления час­тиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложе­ния, длинные распространенные предложения.

Стилистически окрашенные единицы и единицы, которые становятся стилистически значимыми в определенном тексте

Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Разговорный стиль
Лексика
Морфология
Синтаксис

Задание № 2. Заполните таблицу жанров. Используйте материал для справок.

Жанры

Стили речи
Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный

Материал для справок:монография, доклад, репортаж, рефе­рат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведе­нии научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо.

Задание № 3. Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональ­ных стилей. Используйте материал для справок.

Материал для справок.

1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.

2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие.

3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, некон­тактный, косвенно контактный.

4. Функция (языка и) речи: коммуникативная, воздействия, эти­кетная, эстетическая.

5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.

6. Форма речи: письменная, устная.

7. Способ изложения материала: формально-логический, конста­тация или утверждение, произвольный (прерывистость и непо­следовательность с логической точки зрения), художествен­но-образная конкретизация.

8-13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (-).

Стилеобразующие факторы

Научный Официаль­но-дело­вой Публици­стический Разговор­ный Художе­ственный
1. Сфера общения
2. Основные цели общения
3. Способ общения
4. Основная функция (язы­ка и) речи
5. Типичный вид речи
6. Основная форма речи
7. Способ изложения мате­риала
8. Полнота изложения (смысловая законченность)
9. Объективность
10. Точность
11. Ясность
12. Экспрессивность
13. Стандартизированность

Задание № 4. Определите, к какому стилю речи относится каждый из фрагмен­тов текстов. Перечислите основные стилеобразующие факторы, используя материал таблицы 11.

Для иллюстрации идеи неевклидовости пространства полезно привести достаточ­но простой пример. Пусть пространством является поверхность обычной двумер­ной сферы. Отвлечемся прежде всего от привычного образа сферы, вложенной в видимое трехмерное пространство, полагая сферу самостоятельным автономным объектом. Будем полагать, что «прямые» в таком сферическом пространстве — кратчайшие расстояния между двумя заданными точками на сфере, т.е. дуги боль­шого круга. Положим, что бесконечным прямым в евклидовом пространстве соот­ветствуют окружности на сфере. Здесь правильно будет говорить именно о соот­ветствии, а не о тождестве, поскольку окружность на сфере обладает лишь одним свойством евклидовой прямой — отсутствием границ, но не обладает другим ее свойством — бесконечной протяженностью. Окружность на сфере безгранична, но конечна. Нетрудно далее убедиться, что через любую, точку сферы, не находя­щуюся на данном большом круге, нельзя провести большой круг, не пересекающий данный, т. е. «параллельную». Иначе говоря, все «прямые» пересекаются.

Подтверждаем с благодарностью получение Вашего письма от 28 октября с при­ложенным к нему гарантийным письмом «Барклэйз Бэнк Лимитед» в связи с на­шим контрактом № 25 на продажу Вам 10 000 тонн марганцевой руды.

Мало кто задумывается, кто такой террорист. Еще меньше размышляют об исто­ках терроризма, о его спорах, под которыми в науке понимают микроскопические зачатки растений, служащие для их размножения. Если же усвоить, что терро­ризм — это прежде всего насилие, то смешно думать, будто его зародышей нет ни в США, ни в Западной Европе, ни в России. Зарубежная пресса едва успевает фик­сировать факты — достаточно вспомнить, например, случаи расстрела амери­канскими школьниками своих учителей и одноклассников.

Читайте также:  Выписка по составу семьи где взять

— А чего прокурор-то?

— А то. Пусть, говорит, пока не переживает, пусть всякие мысли выкинет из го­ловы. Мы, дескать, сами тут сделать ничего не можем, потому что не имеем пра­ва. А ты, мол, не теряй время, а садись и езжай в краевые организации. Нам, мол, оттуда прикажут, мы волей-неволей его отпустим. Тада, говорит, нам и перед своими совестно не будет: хотели, мол, осудить, но не могли. Они уж все обдума­ли тут. Мне, говорит, самому его жалко. Но мы, говорит, люди маленькие. Езжай, мол, в краевые организации, там все обскажи подробно. У тебя сколь денег-то было?

— Батюшки-святы! Нагрели руки.

В дверь заглянул длинный милиционер.

— Счас, счас,— заторопилась мать.— Мы уж все обговорили. Счас я, значит, доеду до дому, Мишка Бычков напишет на тебя карахтеристику. Хорошую, гово­рит, напишу.

Задание № 5. Подберите из учебников по вашим основным дисциплинам не­сколько небольших текстов (фрагментов) и найдите в них пере­численные в таблице лексические, морфологические и син­таксические особенности научного стиля.

Задание № 6. Прочитайте текст и подчеркните слова, не соответствующие на­учному стилю.

Существует факт, или, если угодно, закон, управляющий всеми явлениями приро­ды, всем, что было известно до сих пор. Название его — сохранение энергии. Он утверждает, что существует определенная величина, называемая энергией, кото­рая не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, кото­рая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание меха­низма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то стран­ное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчи­тать это число — и оно останется прежним.

(Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. М., 1977)

Задание № 7. Определите, какой из подстилай научного стиля речи ис­пользован в данных отрывках. Какие специфические черты научного стиля изложения вы заметили?

Ф. Ницше подвергает критике мораль как форму культу­ры, отождествлённую с христианством. Он приходит к выводу о враждебности морали и губительности её для жизни и твор­чества. Мораль, по Ницше, это путь вырождения человека, унич­тожение воли к жизни. «Решающий признак, устанавливаю­щий, что священник (включая и затаившихся священников-философов) сделался господином не только в пределах опреде­лённой религиозной общины, но и всюду вообще, есть мораль (ducadens), воля к концу, которая ценится как мораль сама по себе и заключается в безусловной ценности, приписываемой началу неэгоистическому и враждебному всякому эгоизму», — пишет Ницше. Спасение, на его взгляд, в возвращении к ми­фологическому тождеству человека с миром, в котором проис­ходит обновление духа человека, проникнутого дионисийством, ибо Ф. Ницше, разделяя шопенгауэровское понятие мира как ищущей и страждущей стихии, считает жизнь человека тра­гичной, процессом бесконечного становления — создания и ликвидации ценностей культуры. Отсюда — необходимый «пе­реизбыток жизни», который не боящийся трагизма бытия Ф. Ницше обозначает дионисийским началом в культуре, обес­печивающим жизнь культуры.

Задание № 8. Определите, какой из подстилей научного стиля речи ис­пользован в данных от

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста