- Судебный вердикт: может ли ИФНС истребовать трудовые договоры и личные дела сотрудников
- Имеет ли право фнс запрашивать трудовые договоры
- Комментарий
- Имеет ли право фнс запрашивать трудовые договоры
- Комментарий
- Судебный вердикт: могут ли налоговики истребовать кадровые документы и личные сведения работников
- Взаимодействие инспекторов Роструда и налоговиков
- Порядок взаимодействия налоговиков и представителей ГИТ
- Формы взаимодействия.
- Механизм взаимодействия.
- О проверках ГИТ
- Что проверяют?
- Виды проверок.
- Сроки проведения проверки.
- Результаты проверки.
- Риск-ориентированный подход.
- Профилактические мероприятия.
- Действия налоговых органов
Судебный вердикт: может ли ИФНС истребовать трудовые договоры и личные дела сотрудников
Предмет спора : налоговая инспекция истребовала у организации трудовой договор, заключенный с работником, приказ о его назначении на должность, а также личное дело этого работника, содержащее информацию о занимаемой должности, графике и периоде работы, характеристике, должностных обязанностях и контактных данных. Организация отказалась представлять данные документы, ссылаясь на законодательство о защите персональных данных. В связи с этим организацию оштрафовали на 5 000 рублей по ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение налоговым органам необходимых сведений. Организация обратилась в суд с иском, потребовав отменить наложенный на нее штраф.
За что спорили : возможность истребования персональных данных.
Кто выиграл : налоговая инспекция.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, организация указывала, что она не могла представить трудовой договор и личное дело сотрудника, поскольку эти документы содержали персональные данные. Полномочия на раскрытие персональных данных по требованию ИФНС у организации отсутствуют. Более того, в отношении организации и ее работника не проводилось никакой налоговой проверки. Налоговики не разъяснили, зачем им понадобилась истребованная информация. В связи с этим, по мнению организации, обязанность по предоставлению персональных сведений сотрудника у нее отсутствовала. ИФНС не вправе штрафовать налогоплательщиков за непредставление тех документов, которые они не обязаны представлять.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы организации и отказал в удовлетворении заявленных ею исковых требований. Суд указал, что если вне рамок проведения налоговых проверок у ИФНС возникает необходимость получения документов относительно конкретной сделки, инспекция вправе истребовать эти документы у любых лиц, располагающих такой информацией (п. 2 ст. 93.1 НК РФ НК РФ).
При истребовании информации относительно конкретной сделки в требовании ИФНС должны указываться сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение 5 дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Неправомерное несообщение налогоплательщиком запрошенных у него сведений влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Суд установил, что спорное требование было выставлено инспекцией по результатам проведенного анализа движения денежных средств по расчетным счетам организации. В ходе данного анализа было выявлено неоднократное перечисление организацией денежных средств в счет оплаты взятых работником кредитов и взносов по его договору участия в долевом строительстве. Следовательно, необходимость в представлении документов, содержащих персональные сведения работника, была обусловлена потребностью получения информации относительно подозрительных денежных переводов.
Налоговые органы вправе запрашивать информацию, соответствующую профилю возложенных на них задач, а налогоплательщик, в свою очередь, не вправе оценивать целесообразность истребования у него документов. Перечень документов, которые могут быть запрошены у налогоплательщика, ст. 93.1 НК РФ не определен и устанавливается ИФНС самостоятельно.
Утверждение организации о нарушении законодательства о персональных данных несостоятельно, поскольку сам по себе факт наличия у истребуемой информации признаков персональных данных не влечет отказ в их предоставлении ИФНС. Любые полученные налоговой инспекцией сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению и имеют специальный режим хранения и доступа (ст. 102 НК РФ).
Поэтому, заключил суд, ИФНС законно оштрафовала организацию за непредставление трудового договора с сотрудником и его личного дела.
Источник
Имеет ли право фнс запрашивать трудовые договоры
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.10.2021 № Ф03-5226/2021 по делу № А51-18706/2020
Комментарий
Вне рамок налоговой проверки ИФНС вправе истребовать у налогоплательщиков документы и информацию, но только по конкретным сделкам (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Вопрос, допустимо ли по этому основанию запрашивать данные о работнике, рассмотрел Арбитражный суд Дальневосточного округа. Ситуация складывалась следующим образом.
Компания получила требование о предоставлении трудового договора на одного из работников, приказа о его назначении и увольнении, а также контактных данных этого сотрудника, сведений о занимаемой им должности, графике и периоде работы, характеристике, должностных обязанностях и причине увольнения. Посчитав, что такой запрос выходит за рамки п. 2 ст. 93.1 НК РФ, т. к. запрашиваемые документы и информация не связаны с конкретной сделкой, компания обжаловала требование. Но поддержки у арбитров не нашла.
Как отметил АС Дальневосточного округа, необходимость запроса указанных документов возникла в связи тем, что компания неоднократно перечисляла со своего счета деньги с назначением платежа «оплата за Ф. И. О. по договору беспроцентного целевого займа», «взнос по договору участия в долевом строительстве за Ф. И. О.». При этом лицо, указанное в платежках, фигурировало также в справках 2-НДФЛ, представленных компанией, как получатель заработной платы. Эти обстоятельства в совокупности, по мнению судей, позволяли ИФНС воспользоваться п. 2 ст. 93.1 НК РФ, т. к. запрос информации по работнику связан с конкретными сделками, ссылки на которые организация сама приводила в платежных поручениях.
Отклонили судьи и аргумент компании, что указанные документы и информация содержат персональные данные работника, согласие на передачу которых в ИФНС он не давал. Арбитры указали, что любые полученные ИФНС сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа (ст. 102 НК РФ). Поэтому сам по себе факт наличия у истребуемой информации признаков персональных данных не является поводом для отказа в их предоставлении (постановление от 06.10.2021 № Ф03-5226/2021 по делу № А51-18706/2020).
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
- десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
- рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
- ваш e-mail не передается третьим лицам;
Источник
Имеет ли право фнс запрашивать трудовые договоры
Постановление Верховного Суда РФ от 26.04.2019 № 9-АД19-10
Комментарий
Статья 93.1 НК РФ дает ИФНС право при проведении проверки истребовать документы и информацию не только у самого проверяемого, но и у его контрагентов. Однако Верховный Суд РФ указал, что это право налогового органа не является безграничным: запрашивать можно только те документы, которые касаются непосредственно проверяемого лица. Истребовать же внутренние документы контрагента, которые никак не связаны со взаимоотношениями с проверяемым налогоплательщиком, ИФНС не имеет права.
Так, ВС РФ признал незаконным требование ИФНС представить трудовой договор с работником контрагента. Судьи указали, что этот документ касается исключительно трудовых отношений между получателем запроса и физическим лицом (работодателем и работником), является внутренним документом контрагента и к деятельности проверяемого налогоплательщика никакого отношения не имеет. Значит, компания правомерно отказалась передать такой документ ИФНС. В этой связи суд отказал ИФНС во взыскании штрафа за непредставление документов (ст. 15.6 КоАП РФ) с главного бухгалтера компании (постановление от 26.04.2019 № 9-АД19-10).
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
- десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
- рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
- ваш e-mail не передается третьим лицам;
Источник
Судебный вердикт: могут ли налоговики истребовать кадровые документы и личные сведения работников
Предмет спора : в рамках налоговой проверки ИФНС потребовала от организации предоставить кадровые документы в отношении ее сотрудников. В частности, были затребованы приказы (распоряжения) о приеме на работу и об увольнении сотрудников и их должностные инструкции. Кроме того, налоговики потребовали предоставить контактные телефоны, адреса фактического проживания сотрудников, а также их личные характеристики. Организация отказалась представлять запрошенные документы и обратилась в суд, потребовав признать требование о предоставлении этих документов незаконным.
За что спорили : возможность истребования налоговиками кадровых документов.
Кто выиграл : налоговая инспекция.
Обжалуя в суде действия налоговой инспекции, организация отмечала, что налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика документы, не являющиеся первичными и не служащие основанием для исчисления и уплаты налогов. В том числе налоговики не вправе истребовать и кадровые документы в отношении сотрудников налогоплательщика. Со своей стороны налогоплательщик имеет право не выполнять незаконные акты и требования налоговых органов (п. 11 ст. 21 НК РФ).
Суд кассационной инстанции признал доводы организации несостоятельными и отказал в удовлетворении заявленных ею требований. Судьи указали, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица все необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Истребованные документы представляются плательщиками в течение 10 дней со дня получения ими соответствующего требования.
Если проверяемый плательщик не может представить истребуемые документы в течение 10-дневного срока, он в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет об этом ИФНС.
В уведомлении указываются конкретные причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки. Также в уведомлении указываются сроки, в течение которых плательщик сможет представить документы. В течение 2 дней со дня получения такого уведомления ИФНС вправе продлить сроки представления документов или отказать в их продлении (п. 3 ст. 93 НК РФ).
При этом к документам, которые вправе истребовать налоговый орган, относятся любые документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика. В НК РФ не конкретизирован перечень документов, которые вправе истребовать налоговые органы.
Поэтому ИФНС с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов может истребовать у плательщиков любые документы, в том числе не предусмотренные налоговым и бухгалтерским законодательством. В свою очередь обязанность налогоплательщиков представлять ИФНС необходимые для проведения проверок документы не может рассматриваться как необоснованная либо ухудшающая положение налогоплательщиков.
В связи с этим суд пришел к выводу, что оснований для признания незаконным требования ИФНС о предоставлении спорных документов не имеется.
Источник
Взаимодействие инспекторов Роструда и налоговиков
Автор: Зобова Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
У налоговых органов много источников информации о нарушении налогоплательщиками и налоговыми агентами действующего налогового законодательства. Роструд в лице территориальных органов – государственных инспекций труда (ГИТ) – один из таких источников. О взаимодействии трудовых инспекций с налоговыми органами и о результатах этого сотрудничества читайте в предложенном материале.
Порядок взаимодействия налоговиков и представителей ГИТ
С 25 ноября 2016 года действует Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@ «Об информационном взаимодействии между Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной налоговой службой в целях получения информации о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки».
Документ определяет общие принципы взаимодействия между Рострудом, его территориальными органами – государственными инспекциями труда в субъектах РФ и ФНС, ее территориальными налоговыми органами в целях получения информации о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки.
В данном случае речь идет о хозяйствующих субъектах, не исполнивших обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ и обязанности страхователя по уплате сумм страховых взносов. Главный акцент делается на выявление в ходе проверок трудовыми инспекциями хозяйствующих субъектов работников, осуществляющих трудовую деятельность:
в соответствии с гражданско-правовыми договорами, фактически регулирующими трудовые отношения;
без оформления гражданско-правовых или трудовых договоров.
Формы взаимодействия.
ГИТ и налоговые органы используют следующие формы взаимодействия:
взаимный обмен информацией о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки;
совместная реализация согласованных мероприятий в целях обеспечения контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и законодательства РФ о налогах и сборах, выявления, устранения и предупреждения их нарушений, в пределах компетенции;
формирование совместных рабочих групп.
Механизм взаимодействия.
Территориальные органы Роструда в лице ГИТ при установлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий фактов неосуществления хозяйствующими субъектами налоговых отчислений – НДФЛ и страховых взносов – направляют в территориальные налоговые органы по адресу места нахождения организации (филиала, представительства или иного обособленного подразделения) сообщение и соответствующие материалы.
Направляемые материалы должны содержать все необходимые сведения о юридическом лице, о нарушении обязательных требований, а также подтверждающие их документы (копии).
В свою очередь, территориальные налоговые органы используют поступившие материалы при осуществлении полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах. Налоговики направляют в ГИТ сведения о нарушениях хозяйствующими субъектами НК РФ, выявленных налоговыми органами на основании поступивших сообщений, а также мерах ответственности за эти нарушения.
О проверках ГИТ
Как уже было сказано, если при проверках трудовой инспекцией будут выявлены случаи, когда работники, оформленные по гражданско-правовым договорам, фактически имеют трудовые отношения с работодателем или вообще никак не оформлены, то эти сведения будут переданы налоговым органам. Таким образом, в рассматриваемой ситуации первоначальным звеном является проверка, проводимая ГИТ.
Проверки за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводятся в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, которое с 1 марта 2017 года действует в новой редакции: изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197. Новшества связаны с введением риск-ориентированного подхода к проверкам ГИТ.
Что проверяют?
Проверяющих из трудовых инспекций интересует соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:
полнота и своевременность выплаты заработной платы;
соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
выполнение предписаний об устранении выявленных ранее нарушений в сфере труда;
проведение мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
В ходе данных проверок и выявляются работники, оформленные по гражданско-правовым договорам, а фактически имеющие трудовые отношения с работодателем, а также работники, не имеющие легально оформленных трудовых договоров.
Отдельное внимание уделяется вопросам своевременной выплаты заработной платы, в том числе имеющимся задолженностям по выплате зарплаты.
К сведению: по данным, приведенным на официальном сайте Роструда, задолженность по заработной плате снижается. В 2016 году силами Роструда было выплачено около 25 млрд руб. задержанной зарплаты. Это на 20% больше, чем за 2015 год.
Также проводится оперативный мониторинг компаний, имеющих задолженность по заработной плате, в котором учитывают данные не только о просрочках, но и одновременно об их погашениях. При этом перечень предприятий, на которых ситуация с задолженностью поставлена на контроль в Роструде, значительно шире круга предприятий, предоставляющих сведения о задолженности в Росстат. Также проводятся совещания с руководителями и владельцами предприятий-должников с участием представителей власти. Минтруд сейчас готовит большой пакет законодательных предложений на эту тему.
Для работодателей, которые «любят» задерживать выплату зарплаты своим работникам, скажем, что одним из предложений Роструда, планируемым к внесению в действующее законодательство, является предоставление инспектору ГИТ права на принудительное списание денег со счета организации, в которой допускается задолженность по зарплате.
Что касается еще одного важного направления проверок ГИТ – выявления неоформленных работников, сегодня разработана методика по борьбе с этим явлением – определенный алгоритм внутреннего взаимодействия между органами госвласти. ГИТ активно работает с региональными межведомственными комиссиями, на которые возложены функции по снижению неформальной занятости, со Следственным комитетом РФ, с прокуратурой.
Уже третий год Роструд целенаправленно выводит работников «из тени». Больше всего людей без оформления трудового договора работают в строительстве, оптовой и розничной торговле, предоставлении услуг по ведению домашнего хозяйства, на транспорте, в сельском хозяйстве, гостиничном и ресторанном бизнесе. Такие данные приведены на сайте Роструда.
Сегодня активно обсуждается введение в действующее законодательство электронного трудового договора в частности и кадрового делопроизводства в электронной форме в целом, что также должно способствовать легализации работников, хотя данная проблема является многогранной.
Виды проверок.
Проверки ГИТ бывают плановыми и внеплановыми, а также документарными и выездными.
Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом, который можно найти на официальном сайте Роструда на текущий год.
Внеплановые проверки проводятся только при наличии соответствующих оснований:
истечение срока исполнения работодателем выданного ранее предписания;
поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе работников организаций, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации;
распоряжение руководителя Роструда, требования прокурора.
Обратите внимание: по данным Роструда, в 2016 году территориальными органами ГИТ было проведено более 136 000 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Из общего количества проверок в плановом порядке было проведено 18 000 проверок, или 13,2%, все остальные проверки проводились во внеплановом порядке и составили 86% от общего количества осуществленных проверок.
В ходе проведенных в 2016 году всех надзорных мероприятий, в том числе расследований несчастных случаев на производстве, было выявлено свыше 478 000 случаев нарушения трудового законодательства.
Сроки проведения проверки.
По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Для субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем в два раза.
Результаты проверки.
По окончании проверки инспектор составляет акт. Решения, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы в вышестоящий орган ГИТ или в суд.
Напомним, что инспекторы ГИТ вправе в том числе выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке, а также направлять в суды требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
Риск-ориентированный подход.
С 2017 года введен риск-ориентированный подход в отношении проверок работодателей трудовой инспекцией. Деятельность работодателей подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.
Проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска – один раз в два года;
для категории значительного риска – один раз в три года;
для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет;
для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет;
для категории низкого риска – не проводятся.
Установлен специальный порядок отнесения деятельности юридических лиц к определенной категории риска на основании соответствующих критериев. При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица считается отнесенной к категории низкого риска.
Для юридических лиц предусмотрен коэффициент устойчивости их добросовестного поведения (Ку), который рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:
наличие несчастных случаев;
наличие факта задолженности по заработной плате;
наличие факта назначения административных наказаний.
При отсутствии назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки принимается решение о понижении категории риска до следующей категории риска.
При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за три года, предшествующих текущему, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица, повышается до категории высокого риска.
Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:
данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Роструда за три года, предшествующих текущему;
сведений о травматизме за три года, предшествующих текущему;
сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.
В ведомственной отчетности о деятельности ГИТ в субъектах РФ содержатся сведения об административных правонарушениях, в том числе возбужденных органами прокуратуры.
К сведению: информация о подконтрольных субъектах по категориям рисков будет размещена на официальном сайте Роструда до 15 июля 2017 года согласно сроку, предусмотренному паспортом приоритетного проекта «Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», утвержденного на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития РФ «Реформа контрольной и надзорной деятельности» 21.02.2017 (Письмо Роструда от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2).
Категория риска может быть пересмотрена на основании соответствующего решения должностного лица ГИТ. По запросу юридического лица ГИТ должна предоставить ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска, в срок, не превышающий 15 рабочих дней. Юридическое лицо также вправе подать в установленном порядке в ГИТ заявление об изменении присвоенной ранее его деятельности категории риска.
Профилактические мероприятия.
Приказом Роструда от 31.01.2017 № 32 утверждены программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Рострудом, и план-график данных профилактических мероприятий на 2017 год.
Сегодня акцент от проверок хозяйствующих субъектов представителями ГИТ смещается в сторону проведения профилактики нарушений трудового законодательства.
Заявлены следующие цели программы:
повышение прозрачности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами установленных норм и правил в сфере регулирования трудовых отношений, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Профилактические мероприятия позволят решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников.
По мнению представителей Роструда, действующая модель контрольно-надзорной деятельности в сфере труда требует изменения для приведения в соответствие современным потребностям общества и происходящим технологическим изменениям. Эта ситуация обусловлена рядом взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, к которым относятся:
недостаточность применения государственными инспекторами труда мер предупредительного и профилактического характера;
низкий охват проверочными мероприятиями подконтрольных субъектов. Сегодня Роструд может обеспечить проверку лишь около 1,6% всех подконтрольных субъектов. Вместе с тем согласно документам Международной организации труда необходимый охват подконтрольных субъектов проверками должен быть обеспечен на уровне 15 – 20%.
По результатам социологических исследований зафиксировано возрастание количества добросовестных работодателей, стремящихся обеспечить в полном объеме соблюдение требований трудового законодательства на своем предприятии (организации). Это приводит к росту потребности в оказании консультационной и методической помощи таким работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства в целях его правильного применения.
Как заявлено Рострудом, основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая может быть осуществлена посредством социологического исследования.
Действия налоговых органов
Итак, если проверка представителей Роструда закончилась выявлением фактов нарушения трудового законодательства, о которых говорилось выше, то эти сведения будут переданы в налоговый орган. Дальше возникает вопрос о том, что с этой информацией будут делать налоговики.
В данном случае велика вероятность проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика. Ведь согласно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная. К этой информации относится и информация, полученная от ГИТ.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.
Соответственно, если в ходе проверки учреждения представителями Роструда были выявлены нарушения трудового законодательства, включая работников, с которыми не были оформлены трудовые отношения, то налоговики получат информацию о нарушении налогового законодательства в виде неисполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и плательщика страховых взносов, что, безусловно, повлечет за собой выездную налоговую проверку учреждения.
В настоящее время действует соглашение между ФНС и Рострудом об информационном взаимодействии в целях получения информации о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату (НДФЛ) и страховые взносы в установленные сроки.
Если при проверках трудовой инспекцией будут выявлены случаи, когда работники, оформленные по гражданско-правовым договорам, фактически имеют трудовые отношения с работодателем или отношения с ними не оформлены никак, то эти сведения будут переданы налоговым органам. В свою очередь, налоговики примут меры, направленные на пресечение нарушений налогового законодательства, то есть будут готовиться к внеплановой выездной налоговой проверке.
Отметим, что сегодня представители Роструда при проведении проверок используют риск-ориентированный подход к работодателям, деятельность которых условно делится на четыре категории риска – высокий риск, значительный, средний и низкий. В зависимости от категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять от 2 до 6 лет. В отношении хозяйствующих субъектов, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки проводиться не будут совсем. По данным Роструда, ежегодно будет планово проверяться около 10 000 – 15 000 предприятий.
Источник