Договор займа по русской правде статьи

Договор займа по русской правде статьи

Русская Правда знает определенную систему договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа. Это явилось следствием восстания киевских низов в 1113 г. против ростовщиков. Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению процентов по долгам, несколько ограничив аппетиты ростовщиков. Закон в виде объекта займа предусматривает не только деньги, но и хлеб, мед. Существует три вида займа: обычный (бытовой заем, заем, совершаемый между купцами), с упрощенными формальностями, заем с самозакладом — закупничество. Предусматривается различные виды процентов в зависимости от срока займа.

В Русской Правде упоминается и договор купли-продажи. Закон больше всего интересуют случаи купли-продажи холопов, а также краденного имущества.
Русская Правда упоминает также о договоре хранения (поклажи). Поклажа рассматривалась как дружеская услуга, была безвозмездной и не требовала формальностей при заключении договора. (ст. 49 Пространной редакции).

Феодализму не свойствен наемный труд. Тем не менее Русская Правда упоминает об одном случае договора личного найма: наем в тиуны (слуги) или ключники (ст. 110 Пространной редакции). Если человек поступал на такую работу без специального договора, он автоматически становился холопом. В законе упоминается о наймите, однако некоторые исследователи отождествляют его с закупом.
Можно, очевидно, говорить о существовании в Древнерусском государстве договоров перевозки, а также комиссии. Русская Правда в ст. 54 упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужой товар, данный ему то ли для перевозки, то ли для продажи. Отчетливо виден договор комиссии в следующей статье, где иностранный купец поручает русскому продать на местном торге свои товары.
Уже краткая редакция Русской Правды содержит «Урок мостникам», где регламентируется договор подряда на сооружение или ремонт моста. Исследователи полагают, что закон имеет в виду не только мосты, но и городские мостовые. Археологи нашли, например, в Новгороде многочисленные деревянные мостовые. Интересно, что этот элемент городского благоустройства возник в Новгороде раньше, чем в Париже.
Надо полагать, что на Руси существовал такой древний договор, как мена, хотя в законодательстве он и не отражен. То же можно сказать и об имущественном найме.

Порядок заключения договоров был преимущественно простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторых символических действий, рукобитья, связывания рук и т. п. В некоторых случаях требовались свидетели. Имеютя определённые сведения и о зарождении письменной формы заключения договора о недвижимости.

Источник

История отечественного государства и права

Обязательственное право в Древнерусском государстве

Институт обязательственного права в Древнерусском государстве имел ряд специфических особенностей.

В системе обязательств по древнерусскому праву отсутствовали обязательства из причинения вреда. Такие обязательства, предусматриваемые более развитым гражданским правом, не отличались от преступлений. То, что в развитом праве могло являться основанием для гражданского иска, в древнерусском праве влекло за собой наказание, как за совершение преступления.

В праве позднего феодализма обязательства вели к установлению прав кредитора на действия обязанных лиц, а не на их личность. По Русской Правде мы видим, что кредитор по обязательству получал вместе с тем право на обязанное лицо. Например, закупничество вело за собой личный заклад закупа. Более того, лицо, не выполнившее обязательство, становилось холопом.

В праве позднего феодализма обязательственный договор связывал только тех лиц, которые этот договор заключали. В Древнерусском государстве мы видим случаи, когда обязательство падало также на лиц, принадлежавших к семье обязанного лица.

Читайте также:  Договор займа с предоставлением залога

Наконец, система договоров древнерусского права в отличие от более позднего периода была весьма несложной: купля-продажа, займ, личный найм, закупничество. Источники не содержат даже упоминания о таких договорах, как имущественный найм и мена, но они, безусловно, существовали.

Договор (по-славянски — «ряд») по общему правилу заключался в устной форме, но в присутствии свидетелей. Часто договор закреплялся магарычем — угощением стороны, для которой сделка особенно выгодна. Стали появляться и письменные договоры, которые касались приобретения земельной собственности.

Самым ранним видом договора является договор мены. И хотя Русская Правда об этом виде договора ничего не говорит, несомненно, он существовал в Древнерусском государстве. Летописи сообщают о молчаливой мене, совершаемой русскими и иностранцами, не понимавшими языка друг друга.

Договор купли-продажи вещей заключался в устной форме с передачей вещи покупателю, который платил за нее деньгами (кунами). Это было общим правилом, но было исключение для купли- продажи рабов. Она должна была совершаться при наличии свидетелей-послухов и обязательно в присутствии самого раба.

Если покупатель был обманут в отношении качества купленной им вещи, договор мог быть расторгнут. Если продавец продавал вещь, на которую он не имел права собственности, то договор считайся несостоявшимся и вещь переходила к ее собственнику. Весьма характерно то, что Русская Правда ничего не говорит о продаже недвижимых вещей земли, усадьбы, дома и т.п. Вероятно, такие сделки требовали особых формальностей, в частности заключения письменных договоров, купчих грамот (примером последней может служить купчая грамота Антония Римлянина, жителя Великого Новгорода). В купчей обязательно указывался продавец и покупатель земли, цена купленной вещи, а также давался се «обвод», т.е. описывались границы земельного участка.

Договор займа в Русской Правде получил довольно большую регламентацию. Обязательным условием действительности займов было присутствие послухов, которые в случае спора могли под присягой дать показания. Лишь при заключении займов купцами свидетели не требовались. В этом случае дело решалось лишь на основании личной присяги кредитора.

Договоры займа обычно сопровождались взиманием процентов. Процент в отличие от денег назывался резом, в отношении меда — наставом, в отношении зерна — присопом. В Русской Правде точно определен лишь размер годового процента, который не должен был превышать пятой части предмета договора (20%). Пространная Правда содержит несколько статей о процентах и устанавливает их максимальный размер. Одним из оснований для этого явилось восстание городских низов в Киеве 1113 г., недовольных злоупотреблениями ростовщиков. В результате Владимир Мономах вынужден был созвать совещание в селе Берестовое из тысяцких, на котором и были приняты постановления об ограничении размера процентов по займам.

Проценты были месячные (заем на месяц), третные (на треть года) и годовые (на год). Самый высокий процент допускался по месячному займу, низший — по годовому, третный процент был средним по величине. Русская Правда предусматривала три вида несостоятельности должника по договору займа.

1. Несчастная несостоятельность, когда купец погубит товар из-за стихийного бедствия, аварии судна, пожара или нападении разбойников. В этом случае потерпевший получал рассрочку в платеже.

2. Неосторожная несостоятельность, когда купец пропьет или присвоит чужой товар. В этом случае судьба должника решалась волей кредитора — он мог дать отсрочку в уплате долга или же продать его в рабство.

3. Злостное банкротство, когда несостоятельный купец берег в долг у купца из другого города или иностранца и не платит долг. В этом случае — самая строгая ответственность. Банкрот продавался вместе с имуществом. Из вырученных денег отдавался долг купцу, а остальное шло князю и местным кредиторам.

Читайте также:  Договор займа с учредителем беспроцентный одно лицо образец

Несколько иначе обстояло дело с договором личного найма. В эпоху феодализма, тем более раннего, наемный труд существовал лишь в виде исключения, побочного подсобного занятия. Поэтому наем в Древнерусском государстве встречается сравнительно редко. Древнейшая правда сообщает лишь о плате мостникам за ремонт моста и лекарю за лечение раны. Более поздние списки содержат упоминание о плате портному. Личный наем давал нанимателю право на личного наймита (например, поступление в тиуны или ключники вело к холопству, если это специально не было оговорено).

Постепенно, однако, этот договор получает все большее развитие. К концу XII в. и к началу XIII в. возникает уже специальное название для наемного рабочего — наймит.

Положение наймитов приближалось к положению зависимых людей, в особенности это касалось наймитов, работавших на земле.

Наем был формой эксплуатации, которая нередко перерастала в феодальную. Наймит находился под постоянной угрозой потери свободы и окончательного превращения в феодально-зависимого.

О договоре поклажи сообщается в одной из статей Русской Правды. Он представлял собой неофициальную сделку (личная услуга) и заключался без свидетелей. В случае смерти вопрос решался присягой стороны, которая в чем-то обвинялась.

Источник

Договорные отношения по «Русской правде»

Основными видами договоров были: договор мены, купли-продажи, займа, кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения. Договоры заключались в устной форме, при свидетелях, на торгу или в присутствии специального лица — мытника. Условиями действительности договоров купли-продажи и мены было отсутствие пороков в продаваемой вещи, приобретение вещи за деньги от ее собственника, присутствие двух свободных свидетелей и трезвое состояние продавца и покупателя. Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа: 1) обычный (бытовой) заем; 2) совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями); 3) с самозакладом – закупничество. Различался займ с процентами и без процентов. Заем с процентами, превышавший три гривны, требовал свидетелей, удостоверявших договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой. Заем до одного рубля обеспечивался поручительством, а выше рубля — письменным актом и закладом.

Семейное и наследственное право по «Русской правде».

Брачно-семейное право по Русской Правде. Контролировалось церковью. Возраст вступавших в брак у мужчины составлял 14-15 лет, а у женщины – 12-13 лет. Браку предшествовало обручение. Требовалось согласие родителей. Не допускалось вступление в третий брак. Любая степень родства категорически запрещалась. Глава семьи – супруг. Согласно византийскому праву мог быть расторгнут только при: 1) Безвестное отсутствие супруга 5 лет; 2) Вступление обоих супругов в монашество; 3) Если жена, узнает о чьем-то злоумышлении на убийство, не скажет об этом мужу; 4) Если жена изменяет мужчине; 5) Если посещает без разрешения мужа конские скачки и театры; 6) Если муж торгует честью жены; 7) Если муж заводит в доме любовницу. Мужья имели право наказывать своих жен. Отец имел большие права и в отношении детей. Наследственное право по Русской Правде. Различали наследование по закону и по завещанию. По закону земли наследовали только сыновья. По завещанию выделялась обязательная доля вдове и детям на прожиток, а дочерям выделялось приданое.

Источник

4. Заем

Заем, по Русской Правде, еще близок к найму движимого имущества;предметом займа могут быть не только деньги, но мед, жито и другие вещи(Кар. 47, 49-65). При этом отличие договора займа заключается в том, чтопредметом его должна быть такая вещь, которая должна быть возвращенаверителю не в своей индивидуальности, а мерой, счетом или весом.

Читайте также:  Договор создании европейского экономического сообщества

Одну из важных статей договора займа составляет рост или рез. Назва-ние «рез» объясняется, как прибавка, прирезка к металлу; во Пскове ростименовался «гостинцем»; в московском праве рост при хлебном займе назывался «наспом» (насоп). Церковные правила и у нас (как и на Западе) осуж-дали рост: в поучениях резоимание считается тяжким пороком (КириллТуровский). Пастыри церкви, вооружаясь против резоимания, ссылалисьна древние канонические постановления: «Божественными правиламиотлученная резоимания, еже убо о сих глаголет 44 правило св. Апостол»(поучение Фотия псковскому духовенству в Ак. Ист. I, 47-48). Лица духовного звания, занимавшиеся отдачей денег в рост, подвергались извержениюиз сана. Но светские законы дозволяли взимание роста до XVII в. В эпохуРусской Правды высота дозволенных процентов была чрезвычайно велика;именно тогда различались проценты годовые, третные и месячные. Только количество первых из них точно определено в Русской Правде: именнопо 10 кун на гривну (Кар. 67); в гривне, возникшей после Ярослава, было50 кун (Прозоровский, с. 567), следовательно, 10 кун составляли Уъ гривны, или 20 %. Неволин говорит, что прямо не запрещалось брать и больше,но из ст. 67 Кар. Русской Правды, напротив, можно заключить, что выше 10кун с гривны брать не позволялось.

Одну из причин огромной высоты роста находят в общественномсостоянии тогдашней России, при котором не всякий рискнул бы отдатьсвои деньги в долг, предвидя полную вероятность не получить их совсем.Догадываются, что торговлей деньгами у нас в XII — XIII вв., как и на Западе, занимались евреи. В 1113 г., по смерти Святополка, «Кияне идошана жиды и разграбиша я» (Ипат. лет.). Неправильная высота роста при-нудила общественную власть позаботиться о сокращении ее законодательным путем. Быть может, еще до Владимира Мономаха был ограниченмесячный рост (Рус. Пр., Кар. 48), а именно постановлено брать месячныеросты только при займах на короткие сроки («за мало дни»), если же заемпродолжался до года, то месячные резы заменяются третными. Затем Владимир Мономах (как видно, вынужденный народным озлоблением противевреев, злоупотреблявших ростовщичеством при Святополке), собрав дружину, т. е. думу на Берестове из представителей (тысяцких) Киева, Белгорода, Переяслава и Чернигова («Ольгова мужа»), постановил ограничениеи третных процентов, а именно, заимодавец, два раза получивший третнойпроцент, может требовать возвращение капитала («истое»), если же возьмет в третий раз, то лишается права требовать капитал (Кар. 66). Очевидно, что третные проценты превышали цену самого капитала. При конкур-сном взыскании с несостоятельного должника, тот из кредиторов, который много брал процентов, не получает ничего из капитала (Кар. 69).

Достойно замечания, что в таком торговом городе, как Псков, законыо росте гораздо стеснительнее, чем в Русской Правде: а именно, взыскание «гостинца» допускается только тогда, когда требование уплаты долгапредъявлено в срок, а не по истечении срока; если кредитор потребуетуплату до срока, то проценты не взыскиваются, но если должник предложит уплату до срока, то платить и проценты по расчету времени (Пск.судн. гр., ст. 73-74).

В Московском государстве весьма долго не подвергалась сомнениюзаконность взимания роста; лишь в XVI в.

Вексельный устав 1729 г. (см. выше о законодательстве в период империи) ввел обращение векселей между лицами торгового звания, но практика распространила их и на лица прочих сословий. Порядок совершениязайма был окончательно установлен банкротским указом 1800 г. (П. С. З.,№ 19692).

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста