Договор социального партнерства между образовательными учреждениями

Социальное партнерство в сфере образования — виды, задачи

Идея социального партнерства в сфере образования

Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.

Формы социального партнерства описаны в ст. 27 ТК РФ. Постатейный комментарий к ст. 27 ТК РФ см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.

О том, как государство участвует в партнерстве, регулируемом ТК РФ, читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Социальное партнерство в сфере образования, в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:

  • равноправие участников;
  • взаимное уважение;
  • заинтересованность в результатах;
  • свобода обсуждения интересующих вопросов;
  • добровольность принятия на себя обязательств;
  • ответственность.

Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован. Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОУ и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним. С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства:

  • в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) им обычно становится само учреждение;
  • во взаимоотношениях со школой, являющейся промежуточной ступенью между ДОУ и учебным заведением, дающим профессиональное образование, им может выступать как школа, так и оба граничащих с ней образовательных учреждения;
  • в партнерских отношениях с учреждением профессионального образования появляется заинтересованность у государственных органов, работодателей, службы занятости, школ, и они могут стать их инициатором.

Задачи социального партнерства в образовании

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:

  • в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
  • школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
  • учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.

Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

  • переориентация на подготовку лиц более востребованных профессий;
  • изменение требований к уровню профессиональных знаний, позволяющих поднять качество подготовки специалистов и степень их конкурентоспособности;
  • развитие в будущих работниках определенных моральных и деловых качеств, обусловливающих их ответственное отношение к работе и успешное выполнение своих функций.
Читайте также:  Доп соглашение на дополнительную работу к трудовому договору образец

Виды социального партнерства в сфере образования

Партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования. На уровне ДОУ и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями, в то время как в социальном взаимодействии с учреждением профессионального образования договор (соглашение) становится наиболее важной формой взаимоотношений. Договорные отношения могут иметь место в сфере:

  • целенаправленного перехода обучающихся из ДОУ в определенные школы, из школ — в определенные учреждения профессионального образования, из заведения профессиональной подготовки — к определенному работодателю;
  • подготовки необходимых специалистов с устойчивыми практическими навыками, приобретенными ими еще в процессе обучения за счет курирования этого процесса конкретными работодателями.

Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.

Социальное партнерство в ДОУ

ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.

Социальное партнерство в ДОУ может происходить:

  • внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
  • на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).

Формами социального партнерства становятся:

  • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
  • уроки, встречи, поездки познавательного характера;
  • дни открытых дверей;
  • общие родительские собрания;
  • индивидуальная работа с семьей;
  • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
  • индивидуальная подготовка детей к школе.

Социальное партнерство в школе

В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:

  • развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • получение знаний, дополняющих школьную программу;
  • знакомство с профессиями и местами работы родителей;
  • помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
  • сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.

На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).

О том, как участие в социальном партнерстве может отразиться на зарплатах учителей и воспитателей ДОУ, читайте в материале «Критерии для стимулирующих выплат учителям».

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Читайте также:  Как заключить образец трудовой договор на работу

Информация об изменениях базируется:

  • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
  • запросах работодателей;
  • текущих данных службы занятости;
  • запросах обучающихся на определенные профессии.

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям. Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

  • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
  • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
  • мониторинг рынка труда;
  • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
  • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
  • создание совместных консультационных органов;
  • реализация совместных проектов;
  • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
  • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

РАЗЪЯСНЕНИЯ об ответственности за нарушение норм соцпартнерства от КонсультантПлюс:
К нарушениям норм, установленных в сфере социального партнерства, за которые установлена административная ответственность, относятся. Читайте статью в К+, получив пробный демо-доступ бесплатно.

Итоги

Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.

Источник

договор о социальном партнёрстве с партнерами
материал на тему

Договор о совместной работе по проведению всех видов практик и трудоустройстве выпускников

Скачать:

Вложение Размер
dogovor_o_sots._part._novyy.docx 29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Договор

о социальном партнерстве, организацию и проведение практики

г. Лиски « » ____________ 2014 г.

ИП Шабанов А.Д., именуемое в дальнейшем «Предприятие», в лице руководителя Шабанова Анатолия Дмитриевича, действующего на основании _________________, с одной стороны, и ГОБУ СПО ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» , именуемое в дальнейшем «Техникум», в лице директора Гайдая А.А., действующего на основании Устава, совместно именуемые «стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

  1. Предмет договора
  1. Предметом настоящего договора является социальное партнёрство по подготовке квалифицированных рабочих и служащих для предприятия, прохождение практики студентов Техникума (далее — «обучающиеся») на базе Предприятия.
  1. Права и обязанности сторон
  1. Предприятие имеет право :
  1. Проводить отбор, оценку и мотивационные мероприятия для студентов Техникума с целью прохождения ими практики на Предприятиях.
  1. Предприятие обязано :
  1. Ежегодно в согласованные сроки и в согласованном количестве принимать студентов Техникума на учебную и/или производственную практику на Предприятии.

Согласование сроков практики и количества студентов, принимаемых на практику, должно быть завершено не менее чем за 2 (две) недели до начала практики.

  1. Назначить руководителя практики от Предприятия, который:
  • совместно с руководителем практики от Техникума уточняет программу практики;
  • обеспечивает условия для реализации заданий на практику;
  • обеспечивает студентам возможность ознакомления с документами, необходимыми для прохождения практики. Исключение составляет информация, представляющая коммерческую тайну;
  • обеспечивает ознакомление студентов с Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами, действующими на Предприятии; проводит инструктаж по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии в месте прохождения практики с записью в журнале инструктажей; разъясняет последствия их нарушения, предоставляет при необходимости, спецодежду.
  • Предоставляет оборудованное помещение для проведения инструктажей по охране труда и технике безопасности, лабораторно-практических занятий, учебной практики, согласно графика (приложение 1).
  1. В случае прохождения производственной практики оформить трудовые отношения со студентами в соответствии с трудовым законодательством.

2.2.4.Создать для студентов безопасные условия прохождения практики на каждом рабочем месте. Провести обязательные инструктажи по охране труда: вводный и на рабочем месте с оформлением установленной документации. Ознакомить с локальными нормативными актами, действующими на Предприятии, связанными с прохождением практики.

2.2.5. Участвовать в разработке профессиональных требований к выпускникам в рамках ФГОС.

2.2.6. Участие работодателей в ИГА выпускников в качестве членов экзаменационной комиссии.

2.2.7. Оценивать качество работы студентов, составлять производственные характеристики с отражением в них выполнения программы практики и индивидуальных знаний.

  1. Оказывать помощь в подборе материала для выполнения письменных экзаменационных работ (проверочных и пробных квалификационных работ).
  2. Оказывать содействие в трудоустройстве выпускников ГОБУ СПО ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»
  3. Оказывать содействие в области стажировки педагогических работников образовательного учреждения.
  4. Содействовать и оказывать методическую помощь при проведении региональных конкурсов педагогического мастерства, а также финансовую помощь при организации и проведении конкурсов.
  1. Техникум имеет право :
  1. Вносить предложения Предприятию по совершенствованию процесса проведения практики.
  2. Осуществлять контроль соблюдения сроков практики и их содержания.
  1. Техникум обязан :
  1. Направлять предложения Предприятию для формирования примерного графика прохождения практики на текущий учебный год до 01 октября. В предложениях должна содержаться следующая информация: фамилии, имена, отчества студентов; виды практик, их темы, продолжительность, сроки, направления работы, в которых планируется прохождение практики; фамилия, имя, отчество, контактный телефон руководителя практики от Техникума.
  2. За две недели до начала практики направить заявку Предприятию по форме, установленной Приложением 2 к настоящему договору. В случае невозможности прохождения программы практики заявка отклоняется не позднее, чем за 3 (три) рабочих дней до начала практики.
  3. Выделять в качестве руководителей практики высококвалифицированных специалистов из числа преподавательского состава Техникума.
  4. Разрабатывать и согласовывать с Предприятием программу проведения практики.
  5. Обеспечивать организационное и методическое руководство, а также помощь в проведении практики ее руководителям от Предприятия.
  6. Требовать совместно с руководителем практики от Предприятия соблюдения студентами локальных нормативных актов, действующих на Предприятии.
  7. Осуществлять контроль соблюдения сроков практики и ее содержания.
  1. Срок действия, порядок изменения и расторжения договора
  1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует в течение 3 (трех) лет. Срок действия настоящего договора пролонгируется на следующие 3 (три) года, если ни одна из сторон не изъявит желания прекратить его действие, предупредив об этом другую сторону за 1 (один) месяц. Количество пролонгаций не ограничено.
  1. Договор может быть изменен по согласию сторон путем оформления дополнительного соглашения.
  2. Расторжение настоящего договора осуществляется в одностороннем порядке с предварительным уведомлением в письменной форме не позднее, чем за 1 (один) месяц.
  1. Ответственность сторон
  1. Контроль за соблюдением требований охраны труда и техники безопасности при проведении практических занятий лежит на руководителе практики от Техникума, заместителе директора по учебной и производственной практике; руководителях практики по специальностям и профессиям.
  1. Стороны несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору в соответствии с законодательством РФ.
  2. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему договору, если это явилось следствием непреодолимой силы.

5.1 Прохождение практики является бесплатным и неоплачиваемым

Предприятие, при добросовестном отношении студентов выполнении программы производственной практики, отсутствии нарушений производственной дисциплины и правил охраны труда, вправе выплачивать вознаграждение, заработную плату, стипендию, компенсацию на оплату проезда, жилья и другие виды поощрения.

  1. В случае грубого или неоднократного нарушения студентом Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов, действующих на Предприятии, практика может быть прекращена Предприятием в одностороннем порядке с предварительным уведомлением Техникума.
  1. Заключительные положения
  1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой из сторон, каждый из которых имеет равную юридическую силу.
  1. Стороны будут стремиться к разрешению всех возможных споров и разногласий, которые могут возникнуть по настоящему договору или в связи с ним, путем переговоров и консультаций.

Источник

Читайте также:  Договор на оказание услуг по подготовке проектной документации
Поделиться с друзьями
МальтаВиста