Договор социального найма малоимущим семьям

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Читайте также:  Дополнительное соглашение к трудовому договору унифицированная форма

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Читайте также:  Договор роялти на пользование ту

Источник

Договор социального найма малоимущим семьям

ЖК РФ Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 49 ЖК РФ

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Источник

Договор социального найма: как получить квартиру от государства

Если средств на аренду или покупку жилья нет, можно снять квартиру у государства. Это поможет снизить стоимость аренды в десятки раз. Но рассчитывать на такой вариант могут не все. Расскажем, как оформить в найм муниципальное жилье и кто имеет на это право.

Что такое социальный наем жилья

Социальный наем — один из способов аренды жилой недвижимости. При традиционной коммерческой аренде жилое помещение сдает его собственник. Чаще всего это физическое лицо. Социальный найм предлагает только государство или муниципальный орган власти (ст. 49 ЖК РФ), на территории которого находится недвижимость. Наниматель должен ежемесячно перечислять плату за жилье, но она намного меньше среднерыночной стоимости аренды. Налогом на недвижимость муниципальная квартира не облагается.

Кто будет собственником жилья

Собственник жилья, которое предоставляют в социальный найм, — государство или конкретное муниципальное образование. Квартиросъемщик пользуется жильем, получает право проживания, но не может его продать, подарить или завещать.

Кто может претендовать на социальное жилье

Получить муниципальное жилье могут только граждане, официально признанные малообеспеченными. Для этого доход каждого члена семьи должен быть ниже установленного правительством уровня — своего для каждого региона. Как правило, он не превышает прожиточный минимум.

Получить жилье по договору соцнайма может человек или семья, у которых:

  • Нет никакого жилья, в том числе по соцнайму.
  • Имеется жилплощадь, но она меньше, чем установленные нормативы. Для каждого региона нормативы свои, их утверждают региональные власти. В среднем — 15-18 кв. м. на одного человека.
  • Квартира расположена в непригодном аварийном доме, откуда предстоит расселение.
  • Дом находится в зоне природных или стихийных рисков. Такое может произойти, например, после затопления или землетрясения.
  • Проживает больной с тяжелым хроническим заболеванием, например, с туберкулезом, психическими расстройствами с тяжелыми проявлениями или эпилепсией. Полный перечень заболеваний прописан в приказе Минздрава.

Жилья не должно быть не только у самого претендующего на социальный найм, но и у членов его семьи. Это родители, дети, не достигшие 18 лет, другие иждивенцы, которые живут вместе с претендентом. В список могут попасть и другие совместно проживающие родственники.

Намеренно ухудшать жилищные условия запрещено. Например, нельзя прописывать дополнительных жильцов, разменивать и продавать жилплощадь. Таких граждан лишают права встать на учет в течение пяти лет после ухудшения квартирных условий.

Какое жилье можно получить

Тот, кто подходит по перечисленным параметрам, может рассчитывать на отдельное помещение со всеми удобствами: светом, водой, канализацией, отоплением. Претендующему предоставляют муниципальное жилье или государственное жилье. Такая недвижимость отличается только собственником — муниципальное жилье принадлежит городу или муниципалитету, а государственное — стране.

Дом или квартира должны подходить нуждающемуся по площади и соответствовать утвержденным в регионе нормам. Больше выделить тоже могут. Но есть и верхний предел: для каждой семьи он рассчитывается отдельно.

Если семья владеет недвижимостью, но жилая площадь на человека в ней меньше нормы, она может претендовать на дополнительное муниципальное жилье.

Пример: В семье четверо человек, двое из которых работают, а двое — не достигли трудоспособного возраста. Все они живут в квартире по договору социального найма жилой площадью 24 квадратных метра, а норматив на одного человека составляет 15 квадратных метров. Семья имеет право получить еще одно жилье с учетом нормы по метражу, а может обменять занимаемую квартиру на большую, которую предоставит районный или городской фонд.

Читайте также:  Выпуск автомобилей на линию по договору

Как получить квартиру от государства

  1. Соберите нужные документы, которые подтверждают право на услугу. Это справки о доходах, в том числе справки о пособиях и стипендиях обучающихся в средних специальных и высших учебных заведениях.Также нужны документы, фиксирующие условия проживания, документ на право собственности или справка об ее отсутствии, постановление о переселении из аварийного фонда. Если причина заявления — болезнь родственника, необходимы медицинские справки.
  2. Подготовьте заявление. Бланк можно найти на сайте муниципалитета или в МФЦ. В заявлении ставят подписи все члены семьи, кто желает, чтобы их признали нуждающимся. Размер будущего жилья напрямую зависит от их числа. Норматив утверждают на одного человека, поэтому если в семье их трое или четверо, площадь будет в три-четыре раза больше.
  3. Подайте документы для постановки на учет в приемной исполнительного органа или через МФЦ. В течение месяца сотрудники ведомства рассмотрят заявление и уведомят вас о своем решении. Откажут тому, кто исказил факты, указал неверные доходы или скрыл часть из них, намеренно ухудшил жилищные условия. Если считаете, что вы ничего не нарушили, отказ исполнительных органов можно оспорить в суде.

Затем претенденту на жилье предстоит ожидание своей очереди. В некоторых регионах очередь идет годами: получить жилье по соцнайму не так просто. Ускорить процесс можно, если в жизни произошли существенные изменения. Например, рождение дополнительного члена семьи, уменьшение заработной платы, приобретение серьезного заболевания, аварийные условия проживания. Это подтверждают новыми документами.

Когда решение о выделении жилья будет принято, власти сообщат об этом в течение трех дней. В зависимости от региона нуждающимся могут предлагать разные варианты, но в некоторых населенных пунктах выбор жилья не предоставляют.

Как заключить договор соцнайма

Если очередь подошла, необходимо заключить договор с администрацией города или государством, если жилье предоставляется из госфонда РФ. Договор социального найма подписывает наниматель и представитель органов власти. Нотариальное удостоверение сделки не требуется. Договор соцнайма заключают в МФЦ, можно подать документы и через Госуслуги.

Для заключения договора соцнайма понадобятся:

  • заявление с подписями всех членов семьи,
  • документы, удостоверяющие личность,
  • единый жилищный документ, который получают в МФЦ, либо выписку из домовой книги или с лицевого счета нанимателя,
  • решение о предоставлении жилья,
  • письменное согласие всех членов семьи на оказание услуги,
  • заявление о том, что в течение пяти лет намеренно не ухудшались жилищные условия,
  • ордер на квартиру.

Если семья получает новое жилье взамен старого с меньшей площадью, потребуют нотариально заверенное обязательство освободить прежнюю квартиру.

Форма и сроки действия договора социального найма

Существует типовая форма договора соцнайма жилого помещения. В документе указывают объект и размер ежемесячной платы за содержание и ремонт. Тариф привязан к стоимости квадратного метра в регионе, которую наймодатель может изменять в одностороннем порядке. В среднем это сумма от 10 до 40 рублей за один метр.

Договор действует бессрочно. Если наниматель умрет или переедет в другой город, члены его семьи будут проживать в квартире, как и раньше, на основании этого договора. Они имеют равные права и обязанности, и выселять их никто может.

Какие права есть у нанимателя

Социальная аренда предоставляет гораздо больше прав, чем коммерческая. Наниматель может:

  • пользоваться жилплощадью и обменивать ее,
  • требовать обеспечение надлежащих условий и капремонта,
  • сдавать квартиру третьим лицам, если это не запрещено договором.

Проживающие обязаны использовать площадь только для жилья, не устраивать на ней склад или производство, поддерживать порядок, не наносить намеренный ущерб, вносить коммунальные платежи.

Какие права у предоставившего жилье

Собственник предоставляет объект без залога или ареста, в котором не могут проживать другие лица, и взамен требует своевременно вносить коммунальные платежи. Кроме того, муниципалитет несет ответственность за качество услуг ЖКХ, следит за общедомовым имуществом и проводит капитальный ремонт в доме.

Можно ли расторгнуть договор соцнайма

Расторгнуть договор можно по желанию одной из сторон или на основании решения суда. Для этого необходимо уведомить вторую сторону в письменной форме.

Расторжение по инициативе наймодателя

Владелец предоставленного жилья может выселить нанимателя, как с предоставлением нового места проживания, так и без каких-либо обязательств.

Новое жилье взамен старого предоставляют, если помещение реконструируется и переводится в нежилой фонд, дом подлежит сносу, уменьшается фактическая площадь. В случае, когда сформировалась задолженность по коммунальным платежам, семью могут переселить в общежитие. Долг для этого должен превысить полугодовую сумму.

Без жилья наниматель может остаться при грубом нарушении договора, когда:

  • использует квартиру не по назначению,
  • ущемляет права других людей,
  • намеренно причиняет вред имуществу,
  • нарушает правила пожарной безопасности,
  • производит перепланировку и возведение запрещенных конструкций.

Расторжение по инициативе нанимателя

Когда умирает одинокий наниматель, договор просто прекращает действие. Родственникам получить такое жилье в наследство нельзя. Но если с нанимателем жила его семья, ее члены продолжат пользоваться жильем. А в договор внесут изменения.

В случае, когда нанимателя невозможно найти и в предоставленном помещении он отсутствует длительное время, расторжение договора происходит через суд.

Можно ли получить социальное жилье в собственность

В социальном жилье можно прописаться, а затем его приватизировать. Начать приватизацию можно сразу после заселения. В процедуре участвуют все проживающие и зарегистрированные члены семьи, однако каждый из них может отказаться от права приватизации.

Важно! Приватизировать жилье в России можно только раз в жизни. Оформить жилье по социальному найму в собственность сможет тот, кто не пользовался этим правом ранее.

Для приватизации необходимо собрать пакет документов, состав которых определяют региональные власти, составить заявление и подать его в МФЦ.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста