Договор между РФ и Республикой Беларусь от 02.04.1997 «О Союзе Беларуси и России»
от 2 апреля 1997 года
О СОЮЗЕ БЕЛАРУСИ И РОССИИ
Российская Федерация и Республика Беларусь, исходя из духовной близости и общности исторической судьбы своих народов, опираясь на их волю к дальнейшему единению, стремясь эффективно использовать материальный и интеллектуальный потенциалы России и Беларуси в интересах их социального и экономического прогресса,
действуя в соответствии с основами конституционного строя Сторон и общепризнанными принципами и нормами международного права,
основываясь на Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года и развивая его положения в целях достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни,
договорились о нижеследующем.
Сообщество России и Белоруссии преобразуется в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза.
Каждое государство — участник Союза сохраняет государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.
Целями Союза являются:
укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях;
повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности;
устойчивое социально — экономическое развитие государств — участников Союза на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики;
сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы Союза;
обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности, совместная борьба с преступностью;
содействие обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире.
Неотъемлемой частью настоящего Договора является Устав Союза.
В настоящий Договор и Устав Союза могут вноситься по взаимному согласию Сторон изменения и дополнения, которые подлежат ратификации.
Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Сторон по другим международным договорам, участниками которых они являются, и не направлен против третьих государств.
Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года, ранее принятые органами Сообщества нормативные правовые акты продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Договору.
Настоящий Договор открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союза и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора и Устава. Присоединение осуществляется с согласия государств — участников.
Настоящий Договор и Устав Союза, подписанные главами государств — участников, подлежат ратификации и вступают в силу с даты обмена ратификационными грамотами.
Настоящий Договор является бессрочным. Любая из Сторон может выйти из него, уведомив об этом в письменной форме другое государство — участника за 12 месяцев до выхода.
Настоящий Договор регистрируется в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.
Совершено в г. Москве 2 апреля 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Источник
Договор с белоруссией 1997 года
ДОГОВОР
о Союзе Беларуси и России
_____________________________________________
Настоящий договор прекратил свое действие в связи с вступлением в силу
Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года
____________________________________________
Российская Федерация и Республика Беларусь, исходя из духовной близости и общности исторической судьбы своих народов, опираясь на их волю к дальнейшему единению, стремясь эффективно использовать материальный и интеллектуальный потенциалы России и Беларуси в интересах их социального и экономического прогресса, действуя в соответствии с основами конституционного строя Сторон и общепризнанными принципами и нормами международного права, основываясь на Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года и развивая его положения в целях достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни, договорились о нижеследующем.
Сообщество России и Белоруссии преобразуется в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза.
Каждое государство — участник Союза сохраняет государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.
Целями Союза являются: укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях; повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности; устойчивое социально-экономическое развитие государств — участников Союза на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики; сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы Союза; обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности, совместная борьба с преступностью, содействие обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире.
Неотъемлемой частью настоящего Договора является Устав Союза.
В настоящий Договор и Устав Союза могут вноситься по взаимному согласию Сторон изменения и дополнения, которые подлежат ратификации.
Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Сторон по другим международным договорам, участниками которых они являются, и не направлен против третьих государств.
Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года, ранее принятые органами Сообщества нормативные правовые акты продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Договору.
Настоящий Договор открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союза и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора и Устава.
Присоединение осуществляется с согласия государств-участников.
Настоящий Договор и Устав Союза, подписанные главами государств — участников, подлежат ратификации и вступают в силу с даты обмена ратификационными грамотами*.
* Договор вступил в силу 11 июня 1997 года.
Настоящий Договор является бессрочным.
Любая Сторона может выйти из него, уведомив об этом в письменной форме другое государство-участника за 12 месяцев до выхода.
Настоящий Договор регистрируется в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.
Совершено в г.Москве 2 апреля 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Российскую Федерацию
Б.Ельцин
За Республику Беларусь
А.Лукашенко
Текст документа сверен по:
«Бюллетень международных договоров»,
N 9, сентябрь 1997 год
Источник
Договор с белоруссией 1997 года
ДОГОВОР
между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь о военном сотрудничестве*
(с изменениями на 17 декабря 2018 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Международным протоколом от 17 декабря 2018 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2019, N 0001201911120037) (вступил в силу 5 ноября 2019 года).
________________
* Договор вступил в силу 14 мая 1999 года.
Российская Федерация и Республика Беларусь, именуемые в дальнейшем Сторонами,
подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта, Парижской хартии для новой Европы, других документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе,
исходя из необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации и Республики Беларусь в военной сфере,
стремясь согласовывать свою внешнюю политику, общие позиции по основным международным вопросам, взаимодействовать в обеспечении безопасности обоих государств,
координируя в рамках совместной оборонной политики свою внутригосударственную деятельность,
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2019 года Международным протоколом от 17 декабря 2018 года. — См. предыдущую редакцию)
принимая во внимание, что Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о координации деятельности в военной области от 20 июля 1992 года был рассчитан на переходный период — время создания собственных вооруженных сил Российской Федерации и Республики Беларусь, основные положения его реализованы, а некоторые из них требуют корректировки в связи с последними изменениями во взаимоотношениях между обоими государствами,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Военное сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Беларусь осуществляется в целях обеспечения безопасности обоих государств и основывается на следующих принципах:
соблюдение норм международного права и международных обязательств Сторон, выполнение положений ранее заключенных договоров в области военного сотрудничества;
суверенитет обоих государств, равноправие и взаимная выгода;
обеспечение совместных действий Сторон по вооруженной защите России и Беларуси;
соответствие строительства и развития вооруженных сил обоих государств целям и задачам совместной вооруженной защиты.
Статья 2
Стороны осуществляют военное сотрудничество по следующим основным направлениям:
оборонная политика и стратегия;
сближение и унификация законодательства в области обороны, военного строительства и социальной защиты военнослужащих;
разработка государственного оборонного заказа, общие программы вооружения, производства и ремонта военной техники;
создание региональной группировки войск (сил), планирование ее применения, оперативное и материальное обеспечение;
унификация системы управления региональной группировки войск (сил);
содержание и использование объектов военной инфраструктуры обоих государств в соответствии с экономическими возможностями Сторон и с учетом военно-политической обстановки;
подготовка военных кадров;
подготовка резервов и создание материальных запасов.
Статья 3
Стороны реализуют основные направления военного сотрудничества в следующих формах:
официальные визиты и рабочие встречи на уровне руководства министерств обороны или иных уполномоченных министрами обороны представителей;
совместные мероприятия по подготовке вооруженных сил Сторон, включая оперативную, мобилизационную и боевую подготовку;
совместная разработка и производство вооружения и военной техники;
совместные военно-научные исследования, в том числе по созданию новейших военных технологий, а также оптимизация системы военной науки Сторон;
обучение военнослужащих в военно-учебных заведениях Сторон на равных условиях, совместная подготовка военно-научных и научно-педагогических кадров;
обмен военно-научной, военно-технической и военно-правовой информацией;
проведение культурных и спортивных мероприятий в рамках военного сотрудничества;
иные формы по взаимной договоренности.
Статья 4
Стороны будут прилагать усилия для определения новых направлений и совершенствования форм сотрудничества.
Реализация и развитие основных направлений сотрудничества в военной области осуществляются путем принятия решений Высшим Государственным Советом Союзного государства и Советом Министров Союзного государства в соответствии с их компетенцией.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2019 года Международным протоколом от 17 декабря 2018 года. — См. предыдущую редакцию)
Отдельные направления военного сотрудничества Стороны осуществляют путем заключения двусторонних соглашений.
Нормативно-правовые акты Союзного государства и заключенные Сторонами соглашения одинаково обязательны для обоих государств.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2019 года Международным протоколом от 17 декабря 2018 года. — См. предыдущую редакцию)
Статья 5
На основе настоящего Договора министерствами обороны Российской Федерации и Республики Беларусь ежегодно разрабатывается план военного сотрудничества.
План военного сотрудничества включает наименования мероприятий и задач, форму их осуществления, время и место выполнения, ответственные органы, источники финансирования и другие вопросы.
Статья 6
Финансовые расходы, связанные с реализацией мероприятий в области военного сотрудничества, Стороны осуществляют на основе взаимности.
Финансирование совместных программ и мероприятий по реализации настоящего Договора осуществляется через органы, уполномоченные Сторонами, или через органы Союзного государства.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2019 года Международным протоколом от 17 декабря 2018 года. — См. предыдущую редакцию)
Статья 7
В целях реализации настоящего Договора уполномоченные органы Сторон в установленном порядке могут обмениваться информацией, в том числе содержащей государственные тайны (государственные секреты). Стороны обязуются обеспечивать сохранность информации, полученной в рамках военного сотрудничества, и соблюдать согласованную степень секретности.
Стороны обязуются не предоставлять третьим сторонам, включая любых юридических и физических лиц, информацию, полученную в ходе двустороннего военного сотрудничества, без предварительного письменного согласия Стороны, предоставившей такую информацию.
Статья 8
Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.
Настоящий Договор заключается сроком на пять лет и будет автоматически продлеваться на последующие пять лет, если ни одна из Сторон не позднее чем за шесть месяцев до истечения очередного периода не направит письменного уведомления другой Стороне о своем намерении прекратить его действие.
Совершено в городе Минске 19 декабря 1997 года в двух подлинных экземплярах; каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 29 октября 1998 года N 169-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 44, ст.5399).
Договор вступил в силу 14 мая 1999 года.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
Источник
История Союзного государства
2 апреля 1996 года подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. В этот же день Высшим Советом Сообщества принято решение об учреждении Дня единения народов Беларуси и России.
В 29 апреля 1996 года на встрече руководителей парламентов двух стран подписано Соглашение о создании Парламентского Собрания Сообщества России и Белоруссии. Местом нахождения его определена Москва, а представительства Парламентского Собрания в Республике Беларусь — город Минск.
Договор о Союзе Беларуси и России подписан президентами двух государств 2 апреля 1997 года.
В мае 1997 года Устав Союза Беларуси и России одобрен Высшим Советом Союза Беларуси и России. На этом же заседании утверждена Программа первоочередных действий по реализации Договора о Союзе. Парламенты Беларуси и России 10 июня 1997 года ратифицировали Договор о Союзе Беларуси и России и Устав Союза, которые вступили в силу 11 июня 1997 года. Руководящими органами Союза остались Высший Совет, Парламентское Собрание и Исполнительный Комитет.
Сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, состоявшаяся 12 — 13 июня 1997 года, рассмотрела организационные и правовые вопросы преобразования Парламентского Собрания Сообщества в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. С решением указанных вопросов началось формирование союзных органов: образованы Пограничный комитет и Комитет по вопросам безопасности Союза Беларуси и России, подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации.
В декабре 1998 года президенты Республики Беларусь и Российской Федерации подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования . Указанные документы явились конкретным шагом на пути осуществления реальной межгосударственной интеграции.
Договор о создании Союзного государства подписан 8 декабря 1999 года (вступил в силу 26 января 2000 года). Одновременно принята Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации его положений. Для достижения целей единого государства, в соответствии с Договором, предусмотрено создание Высшего Государственного Совета, Парламента, Суда и Счетной палаты Союзного государства.
Высшим органом Союзного государства определен Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации.
Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав на основе ротации, если Стороны не договорились об ином. Первое заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства состоялось 26 января 2000 года.
В соответствии с Договором о создании Союзного государства (далее — Договор), вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата.
Высший Государственный Совет Союзного государства
Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. Согласно Договору в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.
Основные задачи
- решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;
- образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
- назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
- утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении;
- утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
- утверждает государственную символику Союзного государства;
- определяет местопребывание органов Союзного государства;
- заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых решений
Председатель Высшего Государственного Совета
В настоящее время Председателем Высшего Государственного Совета является Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко |
- организует работу Высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства;
- обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;
- по поручению Высшего Государственного Совета ведет международные переговоры и подписывает от имени Союзного государства международные договоры, представляет Союзное государство в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
- организует контроль над ходом реализации настоящего Договора и принимаемых Высшим Государственным Советом решений;
- в пределах своих полномочий дает поручения Совету Министров Союзного государства;
- по поручению Высшего Государственного Совета выполняет иные функции.
Государственным секретарем Союзного государства является Дмитрий Федорович Мезенцев |
Постоянный Комитет Союзного государства является рабочим аппаратом Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства. Образован в соответствии с Договором о создании Союзного государства и Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. №13.
В своей деятельности Постоянный Комитет руководствуется Договором о создании Союзного государства, который подписан 8 декабря 1999 года президентами Российской Федерации и Республики Беларусь, а также Программой действий по реализации положений Договора, Статутом Высшего Государственного Совета Союзного государства, Положением о Совете Министров Союзного государства, иными нормативно-правовыми актами, национальными законодательствами государств-участников.
Постоянный Комитет организует реализацию положений Договора, разработку предложений по стратегии развития Союзного государства, координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства. Совместно с соответствующими органами государств-участников Союзного государства осуществляет предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства, представляет заключения по ним в Совет Министров и информирует его о ходе их выполнения. Готовит для Совета Министров Союзного государства предложения по проектам законов Союзного государства, по унификации законодательств государств-участников. Формирует и вносит на рассмотрение Высшего Государственного Совета и Совета Министров проекты повестки их заседаний, планов работы. Постоянный Комитет обеспечивает взаимодействие Совета Министров Союзного государства с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России.
Руководит работой Постоянного Комитета Государственный секретарь Союзного государства. В состав Постоянного Комитета входят Государственный секретарь Союзного государства и четыре заместителя Госсекретаря. Два члена Постоянного Комитета представляют Белорусскую сторону, два члена – Российскую сторону. Постоянный Комитет подотчетен Совету Министров.
В 2021 году завершена работа по принятию белорусского-российского пакета интеграционных документов. 4 ноября 2021 г. подписан Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6, которым утверждены Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы и 28 союзных программ, направленных на решение масштабных задач по укреплению российско-белорусской интеграции.
Мероприятия интеграционного пакета документов направлены на сближение макроэкономических политик двух государств, гармонизацию денежно-кредитной политики, валютного регулирования, законодательства в области обеспечения равного доступа к госзаказу и госзакупкам, формирование единых аграрной и промышленной политик, создание объединенных энергетических рынков, внедрение общих правил конкуренции и обеспечение равных прав потребителей.
В налоговой и таможенной сферах предусмотрено внедрение интегрированной системы администрирования косвенных налогов, создание совместного консультативного органа – Комитета Союзного государства по налоговым вопросам.
В таможенной сфере реализация соответствующей Союзной программы позволит расширить информационное взаимодействие таможенных служб в реальном времени, гармонизировать подходы к ведению статистики взаимной торговли, унифицировать систему категорирования участников внешнеэкономической деятельности и института уполномоченных экономических операторов, что обеспечит создание равных условий для ведения бизнеса.
Источник