Договор полного хозяйственного ведения это

Договор полного хозяйственного ведения это

ГК РФ Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

Источник

Прокурор разъясняет — Прокуратура Калужской области

Прокурор разъясняет

Статьей 299 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения илиправо оперативного управления имуществом, в отношении которого собственникомпринято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, еслииное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществомпрекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учрежденияпо решению собственника.

В соответствии с п. 1ст. 11 Федерального закона от 14. 11. 2002г. № 161 – ФЗ «О государственных имуниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту — Федеральный закон №161 — ФЗ) имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или направе оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарногопредприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательствуисточников.

Согласно пункту 5 ст. 113ГК РФ и пункту 1 ст. 7 Федерального закона № 161 — ФЗ унитарное предприятиеотвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В соответствии сположениями пункта 7 ст. 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствампредприятия.

Согласно ст. 294Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарноепредприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых всоответствии с Гражданским кодексом РФ.

Согласнопункту 1статьи 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с закономрешает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей егодеятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора(руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием поназначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Как разъяснено в пункте 40Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего АрбитражногоСуда РФ № 8 от 01. 07. 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных сприменением части первой Гражданского кодекса РФ» перечень правсобственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного(муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1статьи 295 ГК РФ и иными законами.

Следует иметь ввиду, что собственник (управомоченныйим орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образомраспоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного(муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местногосамоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным(муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиямэтих предприятий должны признаваться недействительными.

Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силуположений пункта 3статьи 18 Федерального закона «О государственных имуниципальных унитарных предприятиях», который прямо обязывает предприятиераспоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможностиосуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

Читайте также:  Договор займа ответственность за нарушение сроков возврата

Таким образом, собственник имущества, которым направе хозяйственного ведения наделено государственное (муниципальное)предприятие, не вправе изымать данное имущество как в отсутствие согласияпредприятия на такое изъятие, так и при наличии согласия на изъятие имущества.

Согласно абзаца 3 пункта 5 совместного ПостановленияПленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от29. 04. 2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике приразрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещныхправ», судам при разрешении споров, связанныхс защитой права хозяйственного ведения и права оперативного управлениягосударственных (муниципальных) предприятий и учреждений, следует исходить изтого, что, поскольку в федеральном законе, в частности в статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося вхозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владениеунитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществомнезависимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

В силу требований абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ правохозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихсясобственниками.

В этой связиправо хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента ихгосударственной регистрации (ст. 131 ГКРФ).

Прокуратура
Калужской области

Прокуратура Калужской области

20 сентября 2012, 13:56

Право хозяйственного ведения

Статьей 299 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения илиправо оперативного управления имуществом, в отношении которого собственникомпринято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, еслииное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществомпрекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учрежденияпо решению собственника.

В соответствии с п. 1ст. 11 Федерального закона от 14. 11. 2002г. № 161 – ФЗ «О государственных имуниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту — Федеральный закон №161 — ФЗ) имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или направе оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарногопредприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательствуисточников.

Согласно пункту 5 ст. 113ГК РФ и пункту 1 ст. 7 Федерального закона № 161 — ФЗ унитарное предприятиеотвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В соответствии сположениями пункта 7 ст. 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствампредприятия.

Согласно ст. 294Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарноепредприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых всоответствии с Гражданским кодексом РФ.

Согласнопункту 1статьи 295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с закономрешает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей егодеятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора(руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием поназначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Как разъяснено в пункте 40Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего АрбитражногоСуда РФ № 8 от 01. 07. 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных сприменением части первой Гражданского кодекса РФ» перечень правсобственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного(муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1статьи 295 ГК РФ и иными законами.

Следует иметь ввиду, что собственник (управомоченныйим орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образомраспоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного(муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местногосамоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным(муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиямэтих предприятий должны признаваться недействительными.

Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силуположений пункта 3статьи 18 Федерального закона «О государственных имуниципальных унитарных предприятиях», который прямо обязывает предприятиераспоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможностиосуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

Таким образом, собственник имущества, которым направе хозяйственного ведения наделено государственное (муниципальное)предприятие, не вправе изымать данное имущество как в отсутствие согласияпредприятия на такое изъятие, так и при наличии согласия на изъятие имущества.

Согласно абзаца 3 пункта 5 совместного ПостановленияПленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от29. 04. 2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике приразрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещныхправ», судам при разрешении споров, связанныхс защитой права хозяйственного ведения и права оперативного управлениягосударственных (муниципальных) предприятий и учреждений, следует исходить изтого, что, поскольку в федеральном законе, в частности в статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося вхозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владениеунитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществомнезависимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

Читайте также:  Договор соц найма если наниматель умер

В силу требований абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ правохозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихсясобственниками.

В этой связиправо хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента ихгосударственной регистрации (ст. 131 ГКРФ).

Источник

Хозяйственное ведение

Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Субъекты права

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.

Объекты права

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).

Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).

Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.

Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.

Порядок учета имущества собственника

Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из зоны фактического пользования собственника — учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.

Права собственника

Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Порядок реализации прав собственника

Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.

Так, в соответствии с Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности, выполняют следующие функции:

— утверждение устава предприятия;

— назначение на должность руководителя предприятия;

— заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;

— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;

— утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;

— согласование создания филиалов и представительств;

— согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;

— согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;

Читайте также:  Договор на оказание услуг по парковке автомобилей

— согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:

— принимает решение о создании унитарного предприятия;

— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

— формирует уставный фонд муниципального предприятия;

— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;

— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;

— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Права государственных и муниципальных предприятий

В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.

Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.

Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.

Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).

Режим целевого использования имущества

Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.

Движимым имуществом и готовой продукцией предприятие распоряжается самостоятельно, недвижимостью — только с согласия собственника.

Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).

Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику

Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста