- Закупки за собственные средства: заключение договора СВХ
- Закупки по 223‑ФЗ в 2022 году
- Кто работает по 223-ФЗ
- Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ
- Особенности закупок по 222-ФЗ
- Преимущества применения 223-ФЗ для заказчика
- Положение о закупке в рамках 223-ФЗ
- Виды закупок по 223-ФЗ и их особенности
- Особенности участия в закупках по 223-ФЗ
- Обеспечение договора/заявки в рамках 223-ФЗ
- Участники закупок по 223-ФЗ и их преференции
- Защищены ли права участников закупок
Закупки за собственные средства: заключение договора СВХ
В настоящем материале рассмотрим следующую ситуацию: республиканскому унитарному предприятию необходимо заключить договор СВХ на год для растаможивания товаров, которые в течение года будут поступать из-за границы. Как заказчику выбрать процедуру закупки? Допустимо ли в каких-либо случаях не проводить процедуру закупки для заключения такого договора?
Законодательством установлено, что республиканские унитарные предприятия, госорганы, гособъединения, иные юрлица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозобщества, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, осуществляют закупки, за исключением госзакупок, товаров (работ, услуг) в соответствии с постановлением N 229, если иное не установлено законодательными актами (подп. 1.1 п. 1 постановления N 229).
Также установлено, что указанные организации осуществляют закупки за счет собственных средств с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, процедуры закупки из одного источника (ч. 1 подп. 2.1 п. 2 постановления N 229).
Приложением 1 к постановлению N 229 утвержден перечень случаев, когда постановление N 229 не применяется и, как следствие, не требуются процедуры закупок за счет собственных средств. Один из случаев — это закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 БВ по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки, за исключением закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (п. 9 приложения 1 к постановлению N 229).
Тем самым если общая сумма договора хранения не превысит сумму в 1000 БВ на срок его действия, то проведение процедур закупок и в целом применение https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/193194/#M100002 постановления N 229 не требуется. В таком договоре, по мнению автора, для целей приобретения товаров (работ, услуг) за счет собственных средств должны быть предусмотрены предмет договора (товары, передаваемые на хранение, или порядок их определения, сопутствующие услуги (ч. 2 п. 1 ст. 797 ГК)), вознаграждение за хранение (за единицу товара), общая сумма договора, порядок передачи товаров на хранение.
Если же сумма закупки превысит 1000 БВ, то в этом случае потребуется применение постановления N 229 и процедур закупок, предусмотренных порядком осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Источник
Закупки по 223‑ФЗ в 2022 году
сертифицированный эксперт в сфере закупок по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, кандидат экономических наук
Рассказываем про основные особенности закупок в рамках 223-ФЗ: информация для начинающих заказчиков и поставщиков
Кто работает по 223-ФЗ
По 223-ФЗ работают организации, в уставном капитале которых, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50% и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1 223-ФЗ):
- государственные компании с долей участия государства свыше 50%, их «дочки» и «внучки»,
- субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, железнодорожные компании т. д.),
- организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
- бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет пожертвований, грантов, средств субподряда, собственных средств,
- государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия, проводящие закупки за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы,
- федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства (перечень в Распоряжении Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016).
Такие заказчики, как правило, имеют существенное финансовое обеспечение для реализации целей, определенных в Уставе. Закупочная деятельность таких организаций должна быть прозрачна, стимулировать поставщиков к участию в закупках, развивать конкуренцию, минимизировать риски коррупции. При этом денежные средства должны расходоваться эффективно. Для этих целей, а также ради минимизации рисков злоупотребления при проведении закупок, создан отдельный закон — № 223-ФЗ.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ
- Положение о закупках: публикуется на неопределенный срок, не может противоречить законодательству, обязательно соблюдает принципы 223-ФЗ и 135-ФЗ. Содержит базовые нормы, регулирующие закупки организации на всех этапах этого процесса — от планирования до заключения договора и приемки товаров, работ, услуг. Именно в положении о закупках определяются возможные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные, а также случаи их использования, что находит свое отражение в плане закупок, закупочных процедурах.
- План закупок: по общему правилу публикуется на календарный год, содержит базовые параметры каждой будущей закупки, при этом закупочная документация противоречить им не может.
План закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от пяти до семи лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем три года.
- Извещение о закупке: действует на время проведения конкретной закупки, не может противоречить ее параметрам, заданных планом, и содержит резюмированное описание условий, которые раскрываются в документации о закупке (при наличии).
- Документация о закупке, в т. ч. конкурсная документация, аукционная документация и пр. Действует на время проведения конкретной закупки. Комплект документов формируется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую и достаточную информацию для участия в ней, а также об условиях договора, заключаемого по результатам закупки, в том числе:
- требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам продукции, требования к условиям поставки и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика,
- требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентной закупке, инструкцию по ее подготовке,
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик,
- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги,
- сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора,
- форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги,
- формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о конкурентной закупке,
- описание предмета конкурентной закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ и настоящим Положением
- предмет закупки с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, когда невозможно определить количество товара, конкретный объем работ, услуг
- и другие существенные условия, определенные Положением о закупке заказчика
- Закупочные протоколы, в т.ч. протокол подведения итогов закупки: фиксируют основные этапы и результат закупки. Не могут противоречить условиям закупочной документации. Итоговый протокол фиксирует также предложение победителя закупки, который становятся частью заключаемого договора.
- Договор по итогам проведения закупки: фиксирует соглашение сторон об объеме взаимных обязанностей в рамках поставки товаров, работ или услуг. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее, чем через 10 дней, и не позднее, чем через 20 дней с даты публикации итогового протокола. Договор не может противоречить условиям закупочной документации и предложению победителя закупки. Если эти условия стороны уточняют по итогам преддоговорных переговоров, то результаты переговоров также публикуются.
- Иные документы в ходе исполнения договора, в том числе дополнительные соглашения об изменениях условий, расторжении договора, др.
Особенности закупок по 222-ФЗ
При наличии утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке, следовать ему в рамках 223-ФЗ — право заказчика, а не обязанность. В противном случае заказчик обязан вести закупочную деятельность исключительно по 44-ФЗ. Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ.
Преимущества применения 223-ФЗ для заказчика
- Выбирать любой удобный организации способ проведения закупки в соответствии с Положением.
- Самостоятельно устанавливать сроки проведения закупок по неконкурентным способам закупок.
- Самостоятельно определять основания осуществления закупок у единственного поставщика.
- Устанавливать способы и сроки проведения неконкурентных закупок исходя из потребности и необходимости.
- Оперативнее вносить изменения в план закупок, проводить закупки.
Положение о закупке в рамках 223-ФЗ
Основной документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика в рамках 223-ФЗ, — Положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2 223-ФЗ). В нем подробно прописан порядок и все этапы закупок — от планирования до заключения и исполнения договора.
Положение публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.
Положение о закупке содержит в том числе:
- Термины и определения.
- Общие положения.
- Сферу применения.
- Принципы закупок.
- Способы закупок (конкурентные и неконкурентные).
- Порядок проведения закупок (конкурентные и неконкурентные).
- Особенности проведения закупок у субъектов МСП.
- Требования и условия к участникам закупки.
- Содержание извещения и документации о закупке.
- Условия применения и порядок проведения отдельных видов закупок.
- Порядок заключения, исполнения, расторжения договора.
- Особенности проведения закупок при предоставлении преференций.
- И другие существенные условия, необходимые для проведения закупок и реализации принципов и целей 223-ФЗ.
Положение о закупке любого заказчика в рамках 223-ФЗ доступно для ознакомления в ЕИС. Для удобства можно воспользоваться поиском по ИНН конкретного заказчика.
Виды закупок по 223-ФЗ и их особенности
В рамках 223-ФЗ все закупочные процедуры делятся на конкурентные и неконкурентные.
Конкурентные способы закупок:
- Конкурс
Форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о данной закупке, и заявка, окончательное предложение которой по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений, содержит лучшие условия исполнения договора. - Аукцион
Форма торгов, при которой победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену путем снижения НМЦ договора, указанной в извещении об аукционе, на установленную в документации о закупке величину. - Запрос котировок
Форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора. - Запрос предложений
Форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. - Иные способы, установленные положением о закупке. При этом ключевой особенностью конкурентной закупки является обязанность заказчика заключить договор с победителем закупки, а также соответствие описания предмета закупки требованиям, установленным ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ:
- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки
- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки
- в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а. несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечивать взаимодействие таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б. закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в. закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г. закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, в целях исполнения ими обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными.
Неконкурентные способы закупок также указаны в Положении о закупке. При их проведении заказчик может не руководствоваться требованиями ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ к описанию предмета закупки. Также, как правило, устанавливается, что проводимая закупка не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) или публичным конкурсом в соответствии со ст. 447–449 ч. 1 и ст. 1057–1061 ч. 2 ГК РФ, и не накладывает на заказчика соответствующих обязательств. Таким образом, заказчик не обязан заключать договор по итогам проведения неконкурентной закупки.
В рамках 223-ФЗ заказчики вправе дозапрашивать документы участников при проведении конкурентных закупок. Регламент направления запроса и дозапроса участнику закупки отражается в документации о закупке, Положении о закупке. В отличие от участников закупки, которые вправе направить запрос о разъяснении положений закупочной документации лишь на стадии подачи заявок, заказчик вправе запросить пояснительные сведения от участников на этапе рассмотрения их предложений.
Особенности участия в закупках по 223-ФЗ
Заказчики вправе размещать закупки более чем на 100 электронных торговых площадках. Большинство из них требуют оплатить аккредитацию на участие в отдельной закупке или купить абонемент на участие в закупках. При этом конкурентная закупка, проводимая для субъектов СМП реализуется исключительно на основных федеральных площадках в соответствии с утвержденным перечнем. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок субъектам СМП обязательно потребуется регистрация в ЕИС.
Сроки закупок регламентированы документацией, извещением и не могут быть менее тех, что установлены в 223-ФЗ, за исключением неконкурентных процедур закупок, где заказчики устанавливают сроки в соответствии с Положением о закупках.
Обеспечение договора/заявки в рамках 223-ФЗ
Заказчик сам определяет необходимость обеспечения договора, заявки для участников закупок. Условия прописываются в Положении о закупке, документации о проведении конкретной закупки. При этом заказчик не вправе требовать обеспечение заявки при НМЦК закупки менее пяти млн руб. При НМЦК выше этой суммы заказчик может установить размер обеспечения не более 5% от НМЦК. В случаях, если закупка проводится только среди СМП и самозанятых, размер обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦК.
Участники самостоятельно выбирают, каким образом предоставить обеспечение: банковской гарантией или денежной суммой на счет заказчика. В конкурентной закупке с участием СМП деньги, предназначенные для обеспечения заявки, вносятся участником на специальный счет, открытый им в банке из перечня, определенного Правительством РФ, в соответствии с 44-ФЗ. Обеспечение заявки также можно предоставить в форме независимой гарантии.
Участники закупок по 223-ФЗ и их преференции
Участниками закупок могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Закон 223-ФЗ предусматривает ряд преференций для отдельных участников:
- для СМП и самозанятых при проведении закупок исключительно для СМП в части предельных размеров обеспечительных мер;
- для поставщиков «отечественных» товаров: России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии — в рамках реализации ПП РФ № 925;
Также указанный приоритет применяется к товарам, происходящим из отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины на равных условиях с товарами российского происхождения.
Это условие следует подтверждить сертификатами о происхождении товара, выдаваемыми уполномоченными органами (организациями), фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины.
Защищены ли права участников закупок
Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу в рамках 223-ФЗ на действия заказчика.
Жалоба подается, когда:
- нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС;
- от поставщиков требуют документы, не предусмотренные закупочной документацией;
- закупка осуществляется без действующего положения и применения положений 44-ФЗ;
- опубликована недостоверная или отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов СМП.
Жалоба в ФАС также целесообразна, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупке.Такие жалобы рассматриваются в течение семи рабочих дней, в то время как жалобу на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
Отдельного внимания заслуживает особенность подачи жалобы. Обжаловать действия или бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может в том числе и участник, не участвующий в закупке, но только до момента окончания срока подачи заявок. Жалоба может касаться нарушений установленного порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок.
После окончания срока подачи заявок обратиться с жалобой может исключительно участник, подавший заявку на участие в закупке (ч. 10, 11 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Обратите внимание на сроки, в которые можно подать жалобу:
- три месяца, если договор по итогам процедуры не был заключен или закупка признана несостоявшейся;
- 10 календарных дней в остальных случаях.
Эти сроки отсчитываются со дня размещения результатов закупки в ЕИС. Если информация о закупке не размещается в ЕИС, то сроки исчисляются с даты, когда подведены итоги закупки (ч. 4, 5 ст. 18.1 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Жалоба может быть направлена одним из нескольких способов (ч. 7 ст. 18.1 135-ФЗ):
- почтой
- факсом
- электронной почтой.
- курьером или лично.
Участник должен направить жалобу в территориальное управление ФАС России по месту нахождения заказчика.
Но следует направить ее в центральный аппарат ФАС России, если обжалуется:
- закупка стоимостью свыше 1 млрд руб.
- закупка стоимостью свыше 100 млн руб., проводимую заказчиком, который указан в Приложении к Письму ФАС России от 05.07.2019 № ИА/57470/19.
Источник