- Договор об учреждении европейского экономического сообщества еэс
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРИНЦИПЫ
- Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 4
- Статья 5
- Статья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Статья 8a*
- Статья 8b*
- Статья 8c*
- Римские договоры 1957 года. Создание Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии.
Договор об учреждении европейского экономического сообщества еэс
* Договор вступил в силу 01.01.1958. Российская Федерация не участвует.
С 1 февраля 2003 года вступил в силу, подписанный в городе Ницце 26 февраля 2001 года, Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе.
Президент Федеративной Республики Германии, Его Величество король бельгийцев, Президент Французской Республики, Президент Итальянской Республики, Ее Королевское Высочество Великая герцогиня Люксембургская, Ее Величество королева Нидерландов,
полные решимости заложить основы для все более тесного союза европейских народов,
решив обеспечить экономический и социальный прогресс своих стран путем общих действий, направленных на устранение разделяющих Европу барьеров,
подтвердив, что основной целью их усилий является непрерывное улучшение условий жизни и труда своих народов,
признавая, что устранение существующих препятствий требует согласованных действий, призванных гарантировать устойчивое развитие, сбалансированную торговлю и честную конкуренцию,
движимые стремлением укрепить единство экономики своих стран и обеспечить ее гармоничное развитие путем уменьшения разрыва между различными районами и преодоления отсталости районов, находящихся в менее благоприятных условиях,
преисполненные желания содействовать с помощью общей торговой политики постепенному устранению ограничений в международном товарообмене,
имея в виду подтвердить солидарность, связывающую Европу и заморские страны, и желая обеспечить их процветание в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций,
полные решимости укрепить путем такого объединения ресурсов мир и свободу и призывая другие народы Европы, разделяющие их идеал, присоединиться к их усилиям,
решили создать Европейское Экономическое Сообщество и назначили с этой целью своими полномочными представителями:
Его Величество король бельгийцев:
г-на Поля-Анри Спаака, министра иностранных дел; барона Ж.-Ш. Снуа э д’Оппюра, генерального секретаря министерства экономики, главу бельгийской делегации на Межправительственной конференции;
Президент Федеративной Республики Германии:
доктора Конрада Аденауэра, федерального канцлера; профессора доктора Вальтера Хальштейна, статс-секретаря по иностранным делам;
Президент Французской Республики:
г-на Кристиана Пино, министра иностранных дел; г-на Мориса Фора, статс-секретаря по иностранным делам;
Президент Итальянской Республики:
г-на Антонио Сеньи, председателя Совета министров; профессора Гаэтано Мартино, министра иностранных дел;
Ее Королевское Высочество Великая герцогиня Люксембургская:
г-на Жозефа Беха, председателя правительства, министра иностранных дел; г-на Ламберта Шауса, посла, главу люксембургской делегации на Межправительственной конференции;
Ее Величество королева Нидерландов:
г-на Жозефа Лунса, министра иностранных дел; г-на Дж. Линтхорста Хомана, главу нидерландской делегации на Межправительственной конференции;
которые, обменявшись своими полномочиями, найденными в полном порядке и надлежащей форме,
согласились о нижеследующем.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРИНЦИПЫ
Статья 1
Настоящим Договором Высокие Договаривающиеся Стороны совместно учреждают Европейское экономическое сообщество.
Статья 2
Сообщество ставит своей задачей содействовать, путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов, гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет.
Статья 3
В соответствии с целями, указанными в статье 2, деятельность Сообщества предусматривает, как это определено Договором и в установленные сроки
a) устранение между государствами-членами таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров, а также всех других эквивалентных по своим последствиям мер;
b) введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам;
c) устранение между государствами-членами препятствий свободному движению лиц, услуг и капиталов;
d) введение общей политики в области сельского хозяйства;
e) введение общей политики в области транспорта;
f) создание системы, которая будет ограждать от искажений конкуренцию в общем рынке;
g) применение процедур, дающих возможность согласовывать экономическую политику государств-членов и устранять неравновесие в платежных балансах;
h) сближение законодательств государств-членов в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего рынка;
i) создание Европейского социального фонда с целью улучшения возможностей занятости для трудящихся и содействия повышению их жизненного уровня;
j) создание Европейского инвестиционного банка, призванного способствовать экономическому развитию Сообщества путем привлечения новых ресурсов;
k) ассоциация с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию.
Статья 4
1. Осуществление возложенных на Сообщество задач обеспечивается следующими институтами:
Каждый институт действует в рамках полномочий, определенных для него настоящим Договором.
2. Совету и Комиссии помогает Экономический и социальный комитет, имеющий консультативные функции.
3. Контроль осуществляется Палатой аудиторов, действующей в рамках полномочий, установленных настоящим Договором*.
* Параграф 3 включен на основании статьи 11 Договора об изменении некоторых финансовых положений.
Статья 5
Государства-члены будут предпринимать все надлежащие меры общего или частного характера, чтобы обеспечить выполнение обязательств, вытекающих из настоящего Договора или из действий, предпринятых институтами Сообщества. Они будут содействовать выполнению задач Сообщества.
Они должны воздерживаться от любых мер, которые могли бы поставить под угрозу достижение целей настоящего Договора.
Статья 6
1. Государства-члены, в тесном сотрудничестве с институтами Сообщества, будут согласовывать свою экономическую политику в той мере, в какой это необходимо для достижения целей настоящего Договора.
2. Институты Сообщества будут проявлять заботу о том, чтобы не была нарушена внутренняя и внешняя финансовая стабильность государств-членов.
Статья 7
В рамках применения настоящего Договора и без ущерба для некоторых специальных положений, которые он предусматривает, запрещается любая дискриминация по соображениям национальной принадлежности.
По предложению Комиссии и в сотрудничестве с Европейским парламентом Совет может принять квалифицированным большинством любые правила с целью запретить такую дискриминацию*.
Статья 8
1. Общий рынок будет создаваться постепенно, в течение переходного 12-летнего периода.
Переходный период подразделяется на три этапа, по 4 года каждый; продолжительность любого периода может быть изменена в соответствии с положениями, указанными ниже.
2. Для каждого этапа предусматривается совокупность мероприятий, которые должны быть приняты и проводиться в соответствующем порядке.
3. Переход от первого этапа ко второму будет обусловлен констатацией того, что специфические цели, установленные настоящим Договором для первого этапа, в основном фактически достигнуты и что, с учетом исключений и процедур, предусмотренных в настоящем Договоре, взятые обязательства выполнены.
Эта констатация производится к концу четвертого года Советом, который вынесет решение по докладу Комиссии единогласно. Однако ни одно государство-член не может препятствовать единогласному решению, ссылаясь на невыполнение своих собственных обязанностей. При отсутствии единогласия первый этап автоматически продлевается на один год.
К концу пятого года констатация производится Советом на тех же условиях. При отсутствии единогласия первый этап автоматически продлевается на следующий год.
К концу шестого года констатация производится Советом, выносящим решение по докладу Комиссии квалифицированным большинством.
4. В месячный срок со дня этого последнего голосования каждое государство-член, оставшееся в меньшинстве, или, если требуемое большинство не было получено, любое государство-член получает право требовать от Совета назначения арбитражной инстанции, решения которой будут обязательными для всех государств-членов и институтов Сообщества. Эта арбитражная инстанция будет состоять из трех членов, назначаемых Советом единогласным решением по предложению Комиссии.
В случае, если Совет в течение месяца со дня подачи заявления не произведет такого назначения, члены арбитражной инстанции назначаются Судом в течение следующего месячного срока.
Арбитражная инстанция выбирает своего председателя.
Она выносит свое решение в течение трехмесячного срока со дня решения Совета, упомянутого в последнем абзаце параграфа 3.
5. Второй и третий этапы не могут быть продлены или сокращены иначе как по решению Совета, принятому единогласно по предложению Комиссии.
6. Ничто из предыдущих параграфов не может быть поводом для продления переходного периода более чем на 15 лет, считая с момента вступления в силу настоящего Договора.
7. Не считая исключений или отступлений, предусмотренных в настоящем Договоре, завершение переходного периода определяет крайний срок, когда должны вступить в силу все установленные правила и все меры, необходимые для того, чтобы создание общего рынка было завершено.
Статья 8a*
Сообщество принимает меры для постепенного создания внутреннего рынка к 31 декабря 1992 года в соответствии с положениями данной статьи, а также статьей 8b, 8c, 28, 57 (2), 59, 70 (1), 84, 99, 100a и 100b, без ущерба для других положений настоящего Договора.
Внутренний рынок должен представлять собой пространство без внутренних границ, в котором, согласно положениям настоящего Договора, обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов.
* Статья включена на основании статьи 13 ЕЕА.
Статья 8b*
Комиссия докладывает Совету до 31 декабря 1988 года и еще раз до 31 декабря 1990 года о прогрессе, достигнутом в создании внутреннего рынка в рамках времени, установленного статьей 8a.
Совет, принимая решения квалифицированным большинством, по предложению Комиссии, определяет основные направления действий и условия, необходимые для обеспечения сбалансированного прогресса во всех упомянутых секторах.
* Статья включена на основании статьи 14 ЕЕА.
Статья 8c*
* Статья включена на основании статьи 15 ЕЕА.
Формулируя предложения, имеющие целью выполнение статьи 8a, Комиссия будет учитывать масштабы усилий, которые должны предпринять страны с различным уровнем экономического развития в период создания внутреннего рынка, и может в этой связи предложить следующие положения.
Источник
Римские договоры 1957 года. Создание Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии.
Договор о ЕОУС дал старт процессу экономической, политической и правовой интеграции стран Западной Европы. Опыт по созданию общего рынка для угля и стали показал жизнеспособность коммунитарного метода интеграции. За ним последовал следующий шаг: распространение интеграции на всю экономику, создание наднациональной организации общеэкономической компетенции.
Это произошло 25 марта 1957 года в Риме, где был подписан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Договор подписали те же шесть стран, которые входили в ЕОУС.
Договор о ЕЭС основывался на тех же принципах, что и Договор о ЕОУС.
В экономической сфере создавался общий рынок, который теперь охватывал все отрасти и секторы хозяйства. Учитывая большие масштабы преобразований был установлен переходной период – 12 лет, в течении которого принципы общего рынка постепенно должны были вводится в действие.
Наряду с общим рынком в ведение нового Сообщества перешли разработка и осуществление общей политики в разных сферах экономической и социальной жизни: общей аграрной политики, общей транспортной политики и т.д.
В политической сфере для руководства общим рынком и осуществления общей политики были учреждены институты ЕЭС. Моделью для них послужили институты ЕОУС с небольшими изменениями:
— главным правотворческим (законодательным) органом ЕЭС стал Совет, состоящий из представителей национальных правительств;
— аналог Верховного органа ЕОУС – Комиссия ЕЭС – стала исполнять, главным образом, исполнительную функцию, при этом сохранив полную независимость членов Комиссии от государств-членов;
— статус Ассамблеи и Суда ЕЭС был аналогичен статусу Ассамблеи и Суда в ЕОУС.
В юридической сфере еще в большей степени открылся путь для наднационального нормотворчества благодаря необходимости регулирования более широкого круга общественных отношений (вся экономическая и часть социальной сферы) как внутри Сообщества, так и в отношениях с иностранными государствами и международными организациями. Расширение круга регулируемых отношений неизбежно вело к росту объема обращений в Суд ЕЭС для разрешения спорных ситуаций, что приводило к развитию прецедентного права.
Одновременно с Договором о ЕЭС был подписан Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
Инициатором подписания этого договора выступила Франция, которая раньше других стран начала проводить исследования в области ядерной энергетики, но быстро убедилась, что в одиночку это осуществить нельзя.
С учетом того, что оба договора готовились и подписывались одновременно, они имеют много общего. Особенно это заметно если сравнивать структуру, статусы и порядок функционирования институтов Евратома и ЕЭС (Совет, Комиссия, Ассамблея, Суд).
Отличия имеются, главным образом, в экономической сфере. Евратом, как и ЕОУС, является узкоспециализированной организацией. И хотя одной из целей его деятельности было создание общего рынка атомной энергии, основной упор делался на научные исследования и промышленное использование ядерной энергии. Именно этим вопросам посвящено большинство норм учредительного договора.
К особенностям Договора о Евратоме относятся так же положения в области собственности на расщепляющиеся материалы (все права собственности принадлежат Евратому) и положения об исключительно мирном характере проводимых исследований.
Таким образом, в течении 1950-х годов шесть западноевропейских государств (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ) создали три Европейских сообщества: ЕЭС – общеэкономической компетенции; ЕОУС и Евратом – специальной (узкоспециализированной) компетенции.
Организационное объединение Европейских сообществ (60-е годы 20 века)
Созданные в 50-е годы Европейские сообщества, в то время имели много общего. Состав стран-членов Сообществ был одинаков; цели очень похожи (создание общего рынка); одинаковы были принципы, на которых базировалось их функционирование; идентичною была система руководящих органов (институтов).
В отношении институтов Сообществ, ради объективности, необходимо сказать, что при подписании Римских договоров 1957 г. было подписано дополнительное соглашение – Конвенция о некоторых общих институтах. Этот документ предусматривал создание единого (для всех трех Сообществ) Суда и единой Ассамблеи.
Таким образом, у ЕОУС, ЕЭС и Евратома были едиными такие институты как – Суд и Ассамблея, но были разными два других политических института. В ЕОУС продолжал действовать Верховный орган, а параллельно с ним работали Комиссия ЕЭС и Комиссия Евратома. Аналогичным образом функционировали три разных Совета.
Понимание нелогичности такого положения дел привели к тому, что в 1965 г. был подписан Договор об учреждении единой Комиссии и единого Совета Европейских сообществ, который более известен под названием «Договор о слиянии 1965г.».
После подписания данного документа три Европейских сообщества фактически стали представлять единую организацию, управляемую общими институтами.
При этом, если Советом, Комиссией, Судом или Ассамблеей решался вопрос относящийся к углю и стали, они руководствовались Договором о ЕОУС, если вопрос относился к сфере атомной энергетики, то они руководствовались Договором о Евратоме, по всем остальным вопросам использовался Договор о ЕЭС.
Источник