Договор об образовании промышленной группы
Статья 54. Договор об образовании
1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:
1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);
2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее — договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора.
5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.
6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее — поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.
7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.
8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.
9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2023 в ч. 10 ст. 54 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ). См. будущую редакцию.
10. Примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и дополнительным общеобразовательным программам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Примерные формы договоров о высшем образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Примерная форма договора о дополнительном профессиональном образовании утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(часть 10 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
Источник
Правовая природа договора о создании финансово-промышленной группы
Крутикова С.В., ст. преподаватель кафедры гражданского права и процесса Института государства и права ТюмГУ.
Принятие в 1995 году Федерального закона «О финансово-промышленных группах» содействовало развитию процесса создания в Российской Федерации крупных корпоративных образований — финансово-промышленных групп. Финансово-промышленная группа (далее — ФПГ) — это интегрированная структура, образованная путем объединения капиталов независимых юридических лиц для повышения конкурентоспособности, расширения рынков сбыта товаров и услуг, повышения эффективности производства, создания новых рабочих мест.
Федеральный закон от 30.11.95 N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.
В последнее время российские ФПГ создаются преимущественно на основе договора по инициативе ее участников. Главная роль при образовании таких групп возлагается на договор о создании ФПГ.
Отсутствие в законодательстве ясности относительно правовой природы договора о создании ФПГ вызывает в юридической литературе различные суждения. Одни авторы рассматривают данный договор как договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), известный Гражданскому кодексу РФ .
См., например: Шиткина И.С. Предпринимательские объединения: Учебно-практическое пособие. М.: Юристъ, 2001. С. 213; Ильченко А.Л. Правовое понятие слияния коммерческих организаций и значение проблемы слияния в России // Юрист. 2001. N 3.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 23.12.03) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
Другие высказывают мнение, что договор о создании ФПГ представляет собой некий гибрид между договором простого товарищества и учредительным договором.
Мельгунов В. Правовое регулирование совместной хозяйственной деятельности // Хозяйство и право. 1999. N 10. С. 92.
Несмотря на указанные расхождения, большинство авторов , рассматривающих договор о создании ФПГ, едины в том, что данный договор имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от договора простого товарищества и учредительного договора.
См., например: Денисов С. Различие полного и простого товарищества // Юрист. 1996. N 10. С. 43; Мельгунов В. Правовое регулирование совместной хозяйственной деятельности // Хозяйство и право. 1999. N 10. С. 92.
Следует отметить, что все перечисленные в ГК РФ договоры образуют самостоятельные договорные типы. Более того, в связи с многократным расширением закрепленного в ГК РФ перечня последующей законотворческой деятельностью нередко предпринимались попытки растворить в типически сходных подразделениях Кодекса вновь образуемые самостоятельные договорные типы. И если договор встречался эпизодически, то, по мнению О.С. Иоффе, типовая принадлежность договора мало кого интересовала. Но как только договор приобретал относительно широкую распространенность, возникала дискуссия о его юридической природе . Такая ситуация, на наш взгляд, сложилась и в отношении договора о создании ФПГ.
Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». М.: Статут, 2000. С. 777.
Если обратиться к конструкции договоров, определяемой М.И. Брагинским как «тип», «вид», «разновидность» договора, то в целях уяснения правовой природы договора о создании ФПГ необходимо рассматривать договор о создании ФПГ в соотношении с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) и учредительным договором.
Брагинский М.И. Хозяйственный договор: каким ему быть? М.: Экономика, 1990. С. 175.
Договор о создании ФПГ обладает многими признаками, сходными с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) и учредительным договором.
Так, договор о создании ФПГ, как и учредительный договор, и договор простого товарищества, является сделкой. Эти договоры являются по своей природе консенсуальными, многосторонними, взаимными, фидуциарными сделками организационного и имущественного характера .
См.: Коровайко А. Договоры о слиянии и присоединении хозяйственных обществ // Хозяйство и право. 2001. N 2. С. 53; Слепцова Е.Н. Нужен ли учредительный договор? // Законодательство. 1998. N 2. С. 30.
Договор о создании ФПГ направлен на создание нового юридического лица — центральной компании ФПГ. Также учредители, заключившие учредительный договор, строго преследуют цель данного договора, направленную на создание юридического лица .
Козлова Н.В. Правовая природа учредительных документов юридического лица // Хозяйство и право. 2004. N 1. С. 56.
Договор о создании ФПГ и договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) могут заключаться как на определенный срок, так и без указания срока его действия. Кроме того, момент окончания действия договора может быть привязан к достижению определенной цели (например, выполнение экономико-социальной программы на определенный период). В таких случаях цель фигурирует в договоре в качестве отменительного условия.
По договору о создании ФПГ участники группы несут солидарную ответственность по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ. Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании ФПГ. Ответственность же простого товарищества различается в зависимости от характера совместной деятельности и от основания возникновения обязательства. Но если целью договора простого товарищества является осуществление предпринимательской деятельности, то его участники несут солидарную ответственность по всем обязательствам.
Вместе с тем между договором о создании ФПГ и договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), учредительным договором существуют и серьезные различия.
Если договор о создании ФПГ, как уже указывалось, направлен на создание юридического лица, то договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) не создает нового субъекта права — юридического лица. Его субъекты — участники договора, а не коллективное объединение .
Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1975. С. 764.
В отличие от учредительного договора создание нового юридического лица не является целью и предметом договора о создании ФПГ. Договор о создании ФПГ направлен на достижение целей по взаимовыгодному сотрудничеству между участниками группы, создание же нового субъекта — центральной компании — является лишь инструментом для осуществления такого сотрудничества.
Следующей особенностью, выделяющей договор о создании ФПГ среди рассматриваемых договоров, является то, что он не бывает двусторонним, в нем участвуют более двух юридических лиц.
Многосторонняя сделка не всегда означает порождение прав и обязанностей в равных объемах для каждого участника. Договор учредителей может закреплять асимметрию прав и обязанностей отдельных учредителей: при одинаковых и неизменных объективных или иных правах учредителей конкретные субъективные права, а особенно обязанности, могут существенно отличаться по объему. Так как целью договора о создании ФПГ является совместная деятельность, в момент заключения договора невозможно исчерпывающе определить, в чем будет заключаться его исполнение каждым из участников группы. Четкому определению поддаются лишь некоторые обязанности участников, например обязанности по внесению вкладов. Обязанности же, касающиеся ведения дел, могут быть определены только в самой общей форме.
В отличие от договора простого товарищества, участниками которого могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, объединяющие определенные имущественные взносы, в договоре о создании ФПГ участниками могут быть только юридические лица, то есть коммерческие и некоммерческие организации, за исключением общественных и религиозных. Также Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» предъявляет обязательное участие в группе среди прочих юридических лиц — организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
В связи с тем что простое товарищество не является юридическим лицом, Закон не предусматривает образование для товарищества специальных органов. Каждый участник простого товарищества вправе действовать от имени товарищей. Между тем по договору о создании ФПГ предусмотрено создание специального органа — центральной компании, которая является юридическим лицом и осуществляет ведение дел группы.
Таким образом, наличие совокупности достаточного количества признаков (направленность на создание нового юридического лица, многосторонний характер, особый круг субъектов), присущих договору о создании ФПГ, позволяет нам говорить о нем как о самостоятельном виде договора.
Если попытаться ответить на вопрос о том, каких признаков у договора о создании ФПГ больше — договора о совместной деятельности или учредительного договора, то ответ должен быть дан в пользу первого.
Договор о создании ФПГ по своей правовой природе ближе к договору простого товарищества. Достаточно указать на то, что и тот и другой возникают по поводу осуществления совместной деятельности. И все же представляется, что это не может служить основанием для получивших определенное распространение взглядов , которые выражаются в признании договора о создании ФПГ разновидностью договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
См., например: Шиткина И.С. Предпринимательские объединения: Учебно-практическое пособие. М.: Юристъ, 2001. С. 213; Ильченко А.Л. Правовое понятие слияния коммерческих организаций и значение проблемы слияния в России // Юрист. 2001. N 3. С. 25.
Необходимо иметь в виду, что при осуществлении договора о создании ФПГ создается новое юридическое лицо, что прямо противоречит правилам о договоре простого товарищества. При этом договор о создании ФПГ оказывает организующее воздействие на отношения участников возникшего юридического лица.
В юридической литературе принята классификация договоров по типам. Эта классификация договоров ставит задачу: установить границы каждого из видов хозяйственных договоров, выделить сходные признаки отдельных из них и на этой основе произвести необходимую группировку. Решающее значение имеет выбор соответствующих критериев. По критерию «результат» выделяются следующие типы: договоры, направленные 1) на передачу имущества, 2) на оказание услуг, 3) на выполнение работ.
См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. Изд. 3-е, стереотипное. М.: Статут, 2001. С. 399; Брагинский М.И. Хозяйственный договор: каким ему быть? М.: Экономика, 1990. С. 175.
М.И. Брагинский особо отмечает существование четвертого типа договоров: договоры, для которых «результатом» служит учреждение коллективных образований. Речь идет о корпоративных образованиях, создание которых осуществляется на основе договора, заключаемого будущими участниками. За основу принимается различие в природе учреждаемого образования: идет ли речь о коллективном образовании — юридическом лице либо о таком образовании, которое не является юридическим лицом.
Брагинский М.И. Договоры об учреждении коллективных образований // Право и экономика. 2003. N 3. С. 51 — 53.
На наш взгляд, именно к четвертому типу договоров, учреждающих коллективные образования, следует отнести договор о создании ФПГ.
Как известно, основанием для признания определенной конструкции самостоятельным видом договора принято считать наличие совокупности достаточного количества только ей присущих признаков. Отмеченное обстоятельство не исключает возможности существования у различных видов договоров общих свойств. Это позволяет сделать вывод о том, что наряду с видом договоров существует и более общее, собирательное понятие типа договоров, которое аккумулирует существенные признаки, в равной мере присущие нескольким видам договоров .
Брагинский М.И. Хозяйственный договор: каким ему быть? М.: Экономика, 1990. С. 175.
Таким образом, сочетание в договоре о создании ФПГ схожих признаков (консенсуальный, многосторонний, взаимообязывающий, имущественный и фидуциарный характер сделок, целью которых является совместная деятельность) с учредительным договором и договором простого товарищества позволяет сделать вывод, что все эти договоры относятся к типу договоров об учреждении коллективных образований, основу которых составляет совместная деятельность.
Вместе с тем наличие совокупности специфических признаков договора о создании ФПГ (направленность на создание нового юридического лица — центральной компании ФПГ; многосторонний характер — участие в подписании договора более двух сторон; особый круг субъектов — коммерческие и некоммерческие организации, кроме общественных и религиозных, обязательное вхождение организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, банков или иных кредитных организаций), выделяющих его среди других договоров о совместной деятельности, позволяет определить данный договор в самостоятельный вид.
Источник