Договор об антарктике дата подписания

Договор об Антарктике 1959 года

1 декабря 1959 года в Вашингтоне (США) 12 государствами, имевшими в 1957-1958 годах свои научные представительства в Антарктике (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, Южно-Африканский Союз, Япония) был заключен Договор об Антарктике. Вступил в силу 23 июня 1961 года после его ратификации государствами — первоначальными участниками.

Географическое понятие Антарктика определяется Южной полярной областью, включающей материк Антарктида, окруженный Атлантическим, Индийским и Тихим океанами. Общая площадь указанного региона составляет около 50 миллионов квадратных километров или 10 % площади планеты. Собственно Антарктида как материк, в два раза превышающий по площади Европу, занимает центральное приполюсное положение. Он на 99,7 % покрыт ледяным покровом.

В конце XIX века и начале ХХ века сотни зверобойных и китобойных флотилий многих стран устремились в антарктические воды. Стремление ограничить действия конкурентов, особенно из других стран, привело к потребности объявления прав на те или иные территории Антарктики.
Заявленные территориальные претензии в Антарктике не упростили, а, наоборот, осложнили вопросы деятельности международного сообщества в Южной полярной области. В особенно агрессивной форме противоречия между странами проявлялись в отношениях между Чили, Аргентиной и Великобританией, претендующих на одни и те же антарктические районы. Вопросы юрисдикции определенных регионов Антарктики приводили к вооруженным конфликтам с использованием сухопутных войск и боевых кораблей.

В связи с этим, международно-правовое урегулирование антарктической проблемы стало актуальной задачей осуществления мер по обеспечению мировой безопасности.

В результате многолетних дипломатических консультаций со странами, заявившими территориальные претензии, и другими странами, включая две крупнейшие державы — СССР и США, объявившими Антарктику сферой своих интересов, в 1959 году был заключен Договор об Антарктике. Он заморозил статус-кво в Антарктике в отношении заявленных территориальных претензий, стал преградой для объявления новых претензий и закрепил баланс геополитического равновесия в огромном регионе планеты.

Договор об Антарктике является первым международным соглашением по контролю над вооружениями, заключенным в ходе «холодной войны».

Договором запрещено создание в районе южнее 60-й параллели южной широты военных сооружений, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия, в т. ч. ядерного, размещение радиоактивных отходов. Для обеспечения соблюдения положений договора могут проводиться инспекции в любое время и в любом районе Антарктики. Проверке могут подвергнуться все научные станции, установки, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки.

Договором об Антарктике предотвращено географическое распространение ядерного оружия. На территории вышеупомянутого региона запрещено проведение любых мероприятий военного характера. При этом военный персонал и оборудование могут находиться в пределах региона для проведения необходимых научных исследований и в иных мирных целях.

На всей территории Антарктики объявлена свобода научно-исследовательской деятельности, обмена информацией и сотрудничества (при посредничестве ООН и иных международных организаций).

Согласно положениям договора, все территориальные споры относительно принадлежности антарктических территорий должны решаться мирным путем с привлечением, в случае необходимости, Международного суда ООН. Участники обязались не выдвигать новых территориальных претензий в Антарктике до тех пор, пока договор остается в силе.

В настоящее время в число участников договора входят 50 государств: 29 из них имеют статус консультативных сторон (Австралия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Перу, Польша, Россия, США, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швеция, Эквадор, Южная Африка, Япония), а остальные 21 не имеют права голоса при принятии решений на ежегодных саммитах Антарктического договора (Австрия, Белоруссия, Венгрия, Венесуэла, Гватемала, Греция, Дания, Канада, Колумбия, КНДР, Куба, Малайзия, Монако, Пакистан, Папуа — Новая Гвинея, Португалия, Румыния, Словакия, Турция, Швейцария, Эстония).

Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их «заморозил». Пока договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике.

На сегодняшний день территориальные претензии в Антарктике предъявляют семь стран: Аргентина (с 1933 года) – между 25° и 74° западной долготы (Аргентинская Антарктика); Австралия (с 1943 года) – 45°-136° восточной долготы, а также 142°-160° восточной долготы (Австралийская антарктическая территория); Чили (с 1940 года) – 53°-90° западной долготы (Чилийская Антарктика и Магеллания); Франция (с 1924 года) – 136°-142° восточной долготы (Земля Адели); Великобритания (с 1908 года), – 20°-80° западной долготы (Британская антарктическая территория); Новая Зеландия (с 1923 года) – между 160° восточной долготы и 150° западной долготы (Территория Росса); Норвегия (с 1929 года) – между 20° западной долготы и 45° восточной долготы (Земля Королевы Мод), а также на остров Петра I (68°50′ южной широты 90°35′ западной долготы).

Особую позицию занимают США и РФ, не заявлявшие конкретных территориальных претензий на Антарктику, но объявившие ее зоной своих интересов. При этом оба государства не признают претензии других стран, равно как и претензии друг друга.
В 1939-1945 годах фашистская Германия претендовала на территории так называемой «Новой Швабии», расположенные между 10° западной долготы и 20° восточной долготы, где немецкие ученые проводили большое количество научных исследований. В настоящее время Германия не заявляет о претензиях на антарктические территории.

В 1939 году Япония предъявила свои права на пространство, расположенное между сектором Росса и Фолклендским сектором, но, согласно мирному договору 1951 года, она отказалась от всех посягательств на какие-либо антарктические земли.

С 1986 года, вопреки запрету на выдвижение новых территориальных претензий, часть Антарктики была неофициально включена в «зону интересов» Бразилии.

За соблюдением Договора об Антарктике установлен строгий контроль. Каждое государство — участник договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.

Читайте также:  Для чего нужен договор дарения квартиры между близкими родственниками

Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с согласия всех консультативных сторон договора.

Договор об Антарктике является основой ряда смежных соглашений, которые совместно с мерами, принятыми в рамках Договора об Антарктике и смежных соглашений, нередко называются Системой Договора об Антарктике. К числу других соглашений, составляющих эту систему, относятся: Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадрид, Испания, 1991), Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (КОАТ, Лондон, Великобритания, 1972), Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ, Канберра, Австралия, 1980). Несмотря на то, что КОАТ и АНТКОМ являются самостоятельными соглашениями, они содержат положения, налагающие на стороны этих соглашений обязательства, изложенные в основных частях Договора об Антарктике.

Ежегодно 12 стран, имеющие статус консультативных сторон, встречаются «с целью обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора».

В сентябре 2004 года был создан секретариат Антарктического договора со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе (Аргентина), который помогает проведению ежегодных консультативных совещаний, содействует в осуществлении обмена информацией между участниками договор.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Антарктика: устаревшее наследство

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Доктор политических наук, доцент Факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт РСМД

Антарктика традиционно находится на периферии интересов России, хотя арктический и антарктический вопросы тесно связаны между собой. Российская сторона выступает за сохранение в обновленном виде системы секторального раздела Арктики и своих эксклюзивных прав на СМП, против механического применения к Северному Ледовитому океану принципов Конвенции ООН по морскому праву. Одновременно Россия поддерживает международный статус Антарктики, нейтрализацию Южного океана и отказ великих держав от хозяйственной деятельности на этом континенте. Такое противоречие в подходах к арктическому и антарктическому вопросам создает трудности для российской дипломатии.

Военный конфликт на Украине временно заслонил для российской общественности другие внешнеполитические проблемы. Между тем в ближайшие годы Россия может столкнуться с обострением ситуации в Арктике. Москва, как ожидается, должна в скором времени подать в Комиссию ООН по границам континентального шельфа доработанную заявку примерно на 1,2 млн кв. км арктического шельфа. Однако вопрос о ее утверждении Комиссией ООН, учитывая неизбежное сопротивление США, Канады и, возможно, Норвегии, остается открытым. Не исключено, что Россия будет вынуждена в одностороннем порядке провозгласить суверенитет над советским арктическим сектором.

В такой ситуации новое звучание приобретает проблема Антарктики. Этот континент традиционно находится на периферии интересов России, хотя арктический и антарктический вопросы тесно связаны между собой. Российская сторона выступает за сохранение в обновленном виде системы секторального раздела Арктики и своих эксклюзивных прав на Северный морской путь (СМП), против механического применения к Северному Ледовитому океану принципов Конвенции ООН по морскому праву. Одновременно Россия поддерживает международный статус Антарктики, нейтрализацию Южного океана и отказ великих держав от хозяйственной деятельности на этом континенте [1]. Такое противоречие в подходах к арктическому и антарктическому вопросам создает трудности для российской дипломатии.

В 1920-х годах пять приарктических стран разделили Арктику на секторы, став арктическими державами. События в Антарктике развивались по аналогичному сценарию.

Несостоявшаяся Арктика

В 1920-х годах пять приарктических стран — Канада, СССР, Норвегия, Дания и США — разделили Арктику на секторы, став арктическими державами. События в Антарктике развивались по аналогичному сценарию [2].

Претендентами на раздел Антарктики выступили:

  • Великобритания, заявившая в 1908 г. о создании Британской антарктической территории (20°–80° западной долготы) [3];
  • Новая Зеландия, провозгласившая в 1923 г. суверенитет над Землей Росса (150° западной долготы — 160° восточной долготы) и Землей Эдуарда VII (77° южной широты — 155° западной долготы);
  • Австралия, заявившая в 1933 г. о своих правах на Землю Виктории (между 44° и 136° восточной долготы) и Землю Эндерби (между 142° и 160° восточной долготы);
  • Франция, объявившая в 1924 г. о создании Земли Адели (136°–142° восточной долготы) и учредившая в 1955 г. особое административное образование под названием «Французские южные и антарктические территории»;
  • Германия, провозгласившая в 1939 г. образование Новой Швабии (10° западной долготы — 20° восточной долготы);
  • Норвегия, провозгласившая в 1927–1929 гг. суверенитет над островом Петра I, островом Буве и прилегающими к нему территориями («сектор Буве»), а в 1939 г. — над Землей Королевы Мод (20° западной долготы — 44° восточной долготы);
  • Чили, заявившая в 1940 г. о создании Чилийской Антарктики (53°–90° западной долготы);
  • Аргентина, объявившая в 1943 г. о создании Аргентинской Антарктики (25°–74° западной долготы).

В 1939 г. начала работу Антарктическая служба США. В 1939–1941 гг. она, вопреки протестам Британии и Новой Зеландии, исследовала Землю Эдуарда VII, а в 1946–1948 гг. организовала военные экспедиции «High Jump» и «Windmill». В 1955 г. состоялась совместная антарктическая экспедиция Соединенных Штатов и Новой Зеландии «Deep Freeze». Сам факт ее проведения означал, что в антарктическом вопросе бывшие доминионы Великобритании начинают больше взаимодействовать с Вашингтоном, чем с Лондоном.

До середины ХХ века антарктическая политика СССР ограничивалась спорадическими акциями. В 1939 г. Советский Союз вместе с США выразил протест Норвегии в связи с провозглашением ее суверенитета над «сектором Буве». Но на советских географических картах 1930–1950-х годов пунктиром наносились самопровозглашенные антарктические владения великих держав. И. Сталин, похоже, готовился признать раздел Антарктики по образцу других континентов ввиду отсутствия здесь советских интересов.

Советская антарктическая экспедиция 1956 г. вызвала в Вашингтоне опасения по поводу возможного закрепления Советского Союза в Южном полушарии. После серии переговоров СССР и США пришли к компромиссу относительно нейтрализации пятого континента. Подписанный 1 декабря 1959 г. международный Договор об Антарктике запретил объявлять государственный суверенитет над любой частью антарктической территории и вести военную деятельность, включая ядерные испытания и захоронение радиоактивных отходов. Государствам запрещалось также заниматься экономической деятельностью, т.е. добывать здесь полезные ископаемые. Антарктику разрешалось использовать исключительно в научно-исследовательских целях. 23 июня 1961 г. Договор вступил в силу.

Читайте также:  Виды трудового договора по субъектам

Параллельно с подписанием международного Договора об Антарктике СССР и США договорились о нейтрализации антарктических морей. Еще в 1937 г. Международная гидрографическая комиссия выделила Южный океан, границей которого стало Антарктическое циркумполярное течение, проходящее между 40° и 50° южной широты. В 1953 г. она подтвердила факт выделения нового океана, хотя пока не приняла принцип обязательного разделения Мирового океана на пять океанических пространств.

Международный Договор об Антарктике запретил объявлять государственный суверенитет над любой частью антарктической территории и вести военную деятельность, включая ядерные испытания и захоронение радиоактивных отходов.

Продолжение борьбы

Страны-претенденты не отказались от своих территориальных претензий на Антарктику. Скрытой формой таких претензий стала филателия — выпуск заинтересованными странами марок с обозначением некоторых антарктических территорий как принадлежащих этим странам. В 2004 г. Австралия направила в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на антарктический шельф, примыкающий к «австралийскому антарктическому сектору». Подобные заявки на шельф в Южном океане могут представить Великобритания, Аргентина, Новая Зеландия и ЮАР.

Одновременно несостоявшиеся антарктические державы развернули борьбу за приантарктические территории, расположенные между 40° и 60° южной широты [4]. Борьба вокруг этих островов [5] и связанного с ними континентального шельфа поставила вопрос о том, что считать границей Южного океана — Антарктическое циркумполярное течение (район 40° южной широты) или зону действия Договора об Антарктике (район 60° южной широты) [6]. В 1982 г. началась британо-аргентинская война за Фолклендские острова, которую в Великобритании часто называют «антарктической войной» (Antarctic war). Она создала прецедент вооруженной борьбы за пересмотр правового статуса приантарктических территорий. Одновременно под сомнение был поставлен безъядерный статус Антарктики. (В 2003 г. британская сторона указала, что ядерное оружие могло находиться на ее судах в ходе Фолклендской войны.) В связи с использованием британской авиацией американской военной базы на острове Вознесения (центр Атлантического океана) возник вопрос о возможности задействовать для военной деятельности в Антарктике территории за пределами континента. Например, в 1986 г. Бразилия заявила о наличии у нее «зоны интересов» в Антарктике между 28° и 53° западной долготы.

Москва и Вашингтон предприняли шаги по укреплению международного статуса Антарктиды. В 1980 г. была подписана Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, подтвердившая статус этого континента как международного заповедника.

Скрытой формой таких претензий стала филателия — выпуск заинтересованными странами марок с обозначением некоторых антарктических территорий как принадлежащих этим странам.

В 1986 г. Антарктика была объявлена безъядерной зоной [7]. В 1988 г. была открыта для подписания Конвенция о регулировании деятельности по использованию минеральных ресурсов Антарктики. В 1991 г. состоялось подписание Мадридского протокола об охране окружающей среды Антарктики, который вступил в силу в 1999 г. Протокол подтвердил положения Договора 1959 г. и ввел пятидесятилетний мораторий на добычу здесь полезных ископаемых.

В 2000 г. Международная географическая комиссия приняла разделение мира на пять океанов. Был подтвержден статус Южного океана как особого водного пространства ниже 60° южной широты. Однако Великобритания, Чили и Аргентина подняли вопрос о принадлежности широты южнее мыса Горн — границе антарктических плавучих льдов и поверхностных вод [8].

Позиция России

Российская Федерация выбрала двоякую тактику. Официально Москва предприняла меры по укреплению системы «антарктического соуправления». В 2001 г. Россия при поддержке США добилась создания Секретариата Договора об Антарктике со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе (Аргентина). В 2003 г. в Мадриде был принят пакет документов об условиях функционирования этого института. Работа Секретариата началась 1 сентября 2004 г.

17 февраля 2004 г. МИД РФ выпустил информационную ноту об Антарктике, в которой отмечалось, что Россия выступает за непризнание территориальных претензий и сохранение системы международного управления континентом. Вместе с тем в документе подчеркивалось, что еще задолго до подписания Договора об Антарктике Советский Союз «неоднократно заявлял … о сохранении за собой всех прав относительно государственной принадлежности земель (т.е. Антарктиды и ряда примыкающих островов), открытых и исследованных в 1820–1822 гг. экспедициями Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева. Россия, как государство-продолжатель СССР, придерживается в отношении “территориального вопроса” в Антарктике такой же позиции».

Борьба вокруг островов и связанного с ними континентального шельфа поставила вопрос о том, что считать границей Южного океана.

25 декабря 2009 г. министр иностранных дел России С. Лавров сделал специальное заявление о намерении России строго выполнять Договор об Антарктике и об отсутствии у нее территориальных претензий на континенте.

Взаимодействие в антарктическом вопросе стало предметом обсуждения на встречах руководителей России и стран Латинской Америки. О возможности такого сотрудничества было объявлено в ходе визитов президента Чили М. Бачелет в Москву (3–4 апреля 2009 г.) и президента России Д. Медведева в Аргентину (14–15 апреля 2010 г.).

Официально Москва предприняла меры по укреплению системы «антарктического соуправления».

8 сентября 2012 г. между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов был подписан Меморандум о взаимопонимании в Антарктике. Это означало частичный отказ России от консультаций со странами Латинской Америки по антарктическому вопросу.

Между тем нельзя исключать, что антарктический вопрос станет для Москвы «разменным фондом» при обсуждении сценариев раздела Арктики.

«Разменный фонд»

В настоящее время режим интернационализации Антарктики и Южного океана выгоден Соединенным Штатам. Только в приантарктических водах теоретически можно создать военно-морские базы, альтернативные Британской империи. Теперь в подобном положении находятся США. В Южном полушарии сохраняется подавляющее военно-морское превосходство англосаксонских стран: США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Единственное, что гипотетически может разрушить подобную «гегемонистскую стабильность», — возобновление борьбы за раздел Южного океана и Антарктики.

Россия, напротив, не получает ощутимых дивидендов от сохранения режима интернационализации Антарктики, за исключением свободы научной деятельности, которую она может вести на основе двусторонних соглашений с дружественными странами. Однако в случае изменения позиций по Антарктике перед Россией сразу же откроется целый спектр возможностей.

Читайте также:  Договор социального найма жилого помещения кому положено

Во-первых, Соединенные Штаты не смогут обвинять Россию в непоследовательности в арктическом и антарктическом вопросах. Москва будет твердо отстаивать позицию раздела приполярных пространств по секторальному принципу.

В настоящее время режим интернационализации Антарктики и Южного океана выгоден Соединенным Штатам.

Во-вторых, американская дипломатия лишится возможности апеллировать к «антарктическому прецеденту» в вопросе интернационализации Северного Ледовитого океана. Российским дипломатам, напротив, не придется доказывать разницу между Северным Ледовитым и Южным океанами [9].

В-третьих, России будет легче защищать эксклюзивные права на СМП и свои внутренние арктические моря. «Исторические владения» антарктических держав, которые СССР собирался признать в 1940-х годах, могут послужить хорошим прецедентом для Арктики.

Россия, напротив, не получает ощутимых дивидендов от сохранения режима интернационализации Антарктики.

В-четвертых, Россия может получить большое число союзников в арктическом вопросе, прежде всего, в Латинской Америке (Чили, Бразилия, Аргентина). Не исключены консультации между Россией и Новой Зеландией, учитывая в целом позитивный характер российско-новозеландских отношений (к сожалению, этого нельзя сказать об отношениях России и Австралии). Проблема раздела Антарктики может стать новой повесткой российско-французского и российско-британского диалога. Великобритания и Франция до сих пор сохраняют претензии на антарктическую территорию. В обмен на проведение переговоров Москва сможет поставить вопрос о помощи Парижа и Лондона в продвижении своих интересов в арктическом пространстве.

В-пятых, новый подход России укрепит ее позиции в государствах Латинской Америки, интерес которых к Антарктике обусловливается не только историческими и геополитическими, но и экономическими соображениями (освоение рыбных ресурсов Южного океана).

Дорожная карта для Антарктики

Чтобы воспользоваться перечисленными возможностями, России не следует денонсировать Договор об Антарктике 1959 г. Такой шаг был бы излишне болезненным и вряд ли продуктивным. Однако Москва вполне может начать консультации с потенциальными антарктическими державами о признании их особых интересов в Антарктике.

В связи с этим наибольший интерес представляет бразильский прецедент 1986 г., о котором уже упоминалось, — объявление о наличии у страны «зоны интересов» в Антарктике без формального присоединения к ней соответствующей территории. Небезынтересна и французская инициатива начала 2010 г. о создании «антарктических заповедников» под опекой определенных стран. Если Франция создаст подобный «заповедник» на Земле Адели, а Новая Зеландия — на Земле Эдуарда VII, это будет косвенным признанием их претензий на антарктические территории.

Проблема раздела Антарктики может стать новой повесткой российско-французского и российско-британского диалога.

Россия может также поставить вопрос о ревизии Мадридского протокола 1991 г., который фактически блокирует ведение хозяйственной деятельности в Антарктике. Альтернативой может стать введение квотной системы на использование антарктических биоресурсов соответствующими государствами. Выдвижение Россией подобной инициативы автоматически поднимет ее рейтинг среди заинтересованных стран.

Однако России следует предпринимать такие шаги не в качестве одностороннего жеста доброй воли, а при выполнении антарктическими странами целого ряда условий. В их числе:

  • заявление о поддержке позиции России в арктическом вопросе;
  • заявление о признании российских прав на советский арктический сектор;
  • совместное заявление о взаимном признании исторических претензий сторон в Арктике и Антарктике.

Реализацию подобных инициатив целесообразно начать в канун обсуждения российской заявки в Комиссии ООН по границам континентального шельфа.

Что касается арктического вопроса, положение России сегодня непростое. Остальные четыре арктические державы — США, Канада, Дания, Норвегия — являются членами НАТО и не заинтересованы в укреплении российских позиций в регионе. Американскую позицию по нейтрализации Северного Ледовитого океана, включая СМП, поддерживают две субарктические страны — Финляндия и Швеция, имеющие исторические претензии к России. Чтобы найти союзников по Арктике, России нужно будет изменить свой подход к Антарктике. Режим нейтрализации Антарктики — «устаревшее наследство» 1950-х годов — требует серьезной капитализации ради российских стратегических интересов.

1. Одну из немногих попыток анализа данной проблемы предпринял В. Корзун. См.: Корзун В.А. Россия в Мировом океане: новые геополитические условия. М.: Наука, 2003.

2. Dodds K. Geopolitics in Antarctica: Views from the Southern Oceanic Rim. Chichester: John Wiley and Sons, 1997.

3. Британская антарктическая территория (БАТ) включала в себя часть территории Антарктиды (Земля Грэма), Южные Оркнейские острова, Южные Шетландские острова, Южную Георгию и Южные Сандвичевы острова. До 1963 г. БАТ делилась на три административные единицы и управлялась британским губернатором Фолклендских островов (архипелаг в юго-западной части Атлантического океана).

4. Tomczak M., Godfrey J.S. Regional Oceanography: An Introduction. N.Y.: Pergamon, 1994.

5. Претензии выдвинули Аргентина и Британия (Фолклендские острова, Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова), Аргентина и Чили (острова архипелага Огненная земля). Норвегия, несмотря на протесты СССР и США, оставила в силе королевский указ от 1927 г. о присоединении «сектора Буве». К французским приантарктическим владениям относятся острова Крозье, остров Кергелен, острова Сен-Поль и Амстердамские острова. Австралия владеет островами Херд и Макдональд, островом Маккуори, Новая Зеландия — островами Окленд и Кэмпбелл, ЮАР — островами Принца Эдуарда. Великобритания относит к своим приантарктическим территориям острова Тристан-да-Кунья и остров Гофф, находящиеся севернее 60° южной широты.

6. Одним из первых на эту проблему указал С. Пайн. См.: Pyne S.J. The Ice: A Journey to Antarctica. Washington: University of Washington Press, 1986.

7. В сферу действия Договора об Антарктике 1959 г. вошла демилитаризованная зона, в рамках которой проведение испытаний ядерного оружия было запрещено. Однако официально об этой безъядерной зоне было объявлено только 11 декабря 1986 г., в день вступления в силу Договора о создании безъядерной зоны в Южной части Тихого океана.

8. Об этой проблеме как источнике конфликта см.: Keegan J., Wheatcroft A. Zones of Conflict: An Atlas of Future Wars. N.Y.: Simon & Schuster, 1986.

9. В октябре 2007 г. на Wilton Park Conference, одном из популярных неофициальных совещаний, организованном МИД Великобритании при поддержке Госдепартамента США, рассматривался вопрос о разработке международного договора об Арктике как некоего аналога Договора об Антарктике 1959 г.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста