Договор нормативного содержания что это такое

ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ» в других словарях:

ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ — соглашение нескольких (двух или более) субъектов права, в котором содержатся нормы, права, регулирующие их взаимоотношения; один из источников права. Примером Д.н.с. может служить Федеративный Договор, заключенный между субъектами Российской… … Энциклопедический словарь экономики и права

ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ — соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся нормы, регулирующие их взаимоотношения. Является одним из источников права. Примером такого соглашения может служить Федеративный договор, заключенный между субъектами РФ. Д.н.с.… … Энциклопедия юриста

договор нормативного содержания — соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся правовые нормы, регулирующие их взаимоотношения. Является одним из источников права. Примером Д.н.с. может служить Федеративный договор, заключенный между субъектами РФ, а также… … Большой юридический словарь

Договор — (Contract) Понятие договора, виды договоров, условия договоров Информация о понятии договора, виды договоров, условия договоров Содержание > Содержание Понятие и значение . Договор и сфера его применения. Законодательное регулирование соглашения … Энциклопедия инвестора

Источник права — Форма, в которой находят выражения нормы права. Известны следующие источники права: правовой обычай, нормативный акт государственного органа (закон, указ, приказ и т.д.), судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы права,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

ИСТОЧНИКИ ПРАВА — – юридический термин, служащий для обозначения различных форм, в которых выражается воля господствующего класса при установлении норм права. Воля господстзующего класса, чтобы стать нормой права, должна чолучить внешние выражение в определённой… … Советский юридический словарь

ОСТ 45.185-2001: Отраслевая система стандартизации. Термины и определения — Терминология ОСТ 45.185 2001: Отраслевая система стандартизации. Термины и определения: 39 аббревиатура: Слово, образованное из начальных букв или из начальных элементов словосочетания Определения термина из разных документов: аббревиатура 79… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Конвенция — (Convention) Содержание Содержание Определение Всемирная об авторском праве Содержание Бернская конвенция 1886 года Основные принципы Права, устанавливаемые конвенцией Гаагская вексельная конвенция Европейская конвенция о защите и основных свобод … Энциклопедия инвестора

Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора

Источник

Нормативные правовые договоры — что это и какие особенности у них?

Нормативные правовые договоры – теоретический вопрос из списка подготовки к судейскому экзамену. Предлагается рассмотреть что такое НПД в самом общем понимании.

Нормативные правовые договоры входят в правовые системы различных уровней. НПД играют весомую роль в регулировании различных отношений. Из того, что находится, так сказать, на слуху, это система международного права. Тут нормативный правовой договор распространён довольно широко.

Однако, для начала поговорим немного о теории. НПА – один из источников права, отличающийся, при этом, от иных НПА способом их принятия. Как уже упоминалось, НПД чаще всего можно встретить в международном праве. Конституция РФ отводит международному договору высокое место в правовой системе РФ. Эти соглашения обладают бОльшей юридической силой, чем российские законы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Читайте также:  Как работать с гражданско правовым договором с физическим лицом

Выражается это в том, что норма, закреплённая в российском законе, но «дублированная» в международном соглашении, применяется в соответствии с последним. Такое положение дел существует не только в РФ, но и в ряде других государств. Например, испанская конституция также включает международный договор в национальную систему права. Итальянский основной закон возлагает регулирование правового положения иностранцев и лиц без гражданства на международные договоры.

В качестве действующего примера можно привести (из свежего) соглашение о сотрудничестве в вопросах занятости населения стран СНГ. Договор подписан правительствами семи государств-членов Содружества. Другой пример – договор между РФ и Республикой Индонезия о взаимной помощи по уголовным делам. Эти соглашения содержат в себе обязательные правила поведения и в полной мере отвечают признакам нормативных документов.

Положение международного договора регулируется в России, помимо Конституции специальным законом «О международных договорах РФ». Согласно преамбуле этого закона, РФ выступает за неукоснительное соблюдение международных норм. Тут же указана и классификация МПД:

  • межгосударственные (подписываются РФ и иными гос-вами)
  • межправительственные (подписываются, соответственно, правительствами государств)
  • межведомственные (подписываются госорганами, организациями)

Законом установлено также, что если МД не требует издания внутренней нормы, то он применяется непосредственно. Конечно, и тут есть некоторые особенности, на которые указал Верховный суд в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 г. № 5. Тут, в п. 3 разъяснено, что международный договор должен вступить в силу и стать для РФ обязательным. Это условие является довольно важным, поскольку соблюдается не всегда, ввиду института оговорок, ратификации и проч.

Среди международных договоров можно выделить соглашения между правительством и межгосударственными структурами, например, международными банками. Примером тому может служить Соглашение между Правительством РФ и Новым банком развития от 13.11.2019 г., либо с Международным инвестиционным банком от 11.02.2020 г. Такого рода соглашениями могут учреждаться не только банки, но и фонды и прочие организации.

Кроме внешних, существуют и внутренние нормативные правовые договоры. Ими могут регулироваться вопросы ведения между федерацией и субъектом, либо же между субъектами федерации и т.п. Такие НПД также должны играть существенную роль в государственном устройстве, исходя из российского Основного закона. На них указывает, например, ч. 3 ст. 11, а также часть 4 ст. 66 Конституции РФ.

Указанная часть 3 статьи 11 даёт право разграничивать предметы ведения и полномочия между органами госвласти Федерации и регионов. Однако на сегодняшний день эта возможность практически не используется. Те договоры, которые были заключены в конце 90х годов, своё действие прекратили. Их прекращение осуществлено также договором. Например, «Договор о прекращении действия договора о разграничении … Астраханской области» от 21.12.2001 г. Завершение этих соглашений произошло вследствие достижения их целей.

В соответствии с ч. 4 ст. 66 КРФ, истолкованной Конституционным судом РФ, отношения между госорганами автономного округа и края (области) можно регулировать договором. КС РФ указал при этом, что АО, являясь полноценным субъектом, входит при этом в состав области, края. Но какого-либо ущемления самостоятельности это влечь не должно — Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П.

Читайте также:  Договор на оказание услуг по подготовке тех документации

Правда, с тех пор положение дел несколько изменилось – Чукотский АО, например, сегодня не входит в состав ни одного другого субъекта. Указанные выше договоры можно признать НПД. Однако, это уже история.

Основным подобным документом, действующих до сих пор, является Федеративный договор от 31.03.1992 г. Им разграничено ведение и полномочия органов государственной власти РФ и регионов. Данный договор является уникальным ещё и потому, что содержит в себе несколько договоров РФ с:

  • суверенными республиками
  • краями, областями, городами федерального значения
  • автономными округами и авт. областью

Договор продолжает действовать, на что указывал в 2013 году в своём постановлении № 4-П от 14.02.2013 г. Конституционный суд РФ (особое мнение С.М. Казанцева).

Также отдельно можно выделить договор о вхождении Республики Крым в РФ. Им установлен ряд переходных положений, регламентирующих, в т.ч., границы, гражданство жителей, вопросы создания различных государственных органов и иные вопросы государственного устройства. Это, с одной стороны, международный договор, с другой стороны, он направлен на упорядочивание устройства РФ с новыми регионами в составе.

Другим ярким примером НПД является договор о создании Союзного Государства Россией и Республикой Беларусь. Ряд зарубежных исследователей полагает, что таким образом сформирована новая конфедерация, хотя из условий договора этого непосредственно не усматривается. Этим соглашением предусмотрены вопросы общей валюты, гражданства, права и свободы, а также иные существенные моменты.

Но, говоря о нормативных правовых договорах, стоит сказать, что не все договоры можно признать таковыми. Ряд соглашений, хотя они и устанавливают права и обязанности, нормами признать нельзя. К таким соглашениям можно отнести коллективные договоры на предприятиях, в учреждениях. Несмотря на то, что такие соглашения создают права и обязанности, они не являются общеобязательными. А значит, не проявляют нормативный характер.

Таким образом, НПД отличается от других НПА тем, что он не издаётся уполномоченным органом в пределах своей компетенции, а принимается им на основании достигнутых договорённостей с другим уполномоченным органом (иностранным или внутри государственного образования). Т.е., имеет согласительный характер, из которого вытекает взаимность и эквивалентность. Для НПД существует особая форма их принятия и введения в действие, существенно отличающаяся от сходных для других НПА процедур.

Ещё одной особенностью НПД является его исключительно нормотворческая функция. Нормативный правовой договор не может быть ни актом правоприменения, ни толкования права. Это, пожалуй, основные отличия НПД от других нормативных правовых актов.

Ещё по теме «Нормативные правовые договоры — что это и какие особенности у них?»:

Источник

Нормативный договор

Нормативный договор — соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, устанавливающее взаимные права и обязанности, имеющие нормативный характер.

Нормативный договор отличается от других источников права тем, что он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением относительно самостоятельных правотворческих субъектов.

Вместе с тем, виды таких договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и взаимной ответственности за их невыполнение, предусматриваются законом, и только в этом случае они имеют юридическую силу.

По критерию действия в пространстве нормативные договоры подразделяются на две основные группы: внутригосударственные договоры и международные договоры Российской Федерации. Конституция России устанавливает следующие виды внутригосударственных нормативных договоров:

-Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации) от 31 марта 1992 г.;

Читайте также:  Договор подрядчика с юридическим лицом

-договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). В период с 1993 по 1999 гг. был заключен ряд подобных договоров (например, с органами государственной власти Башкортостана, Татарстана, Ингушетии), противоречивших по своему содержанию Конституции РФ и федеральному законодательству, в то время, как и Федеративный договор, и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий должны соответствовать Конституции Российской Федерации,илюбое ограничение или разделение ими суверенитета Российской Федерации исключается.[295] На данный момент они юридически или фактически прекратили свое действие.

-договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации (например, Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2004 г. о распределении осуществления полномочий в сочетании с распределением доходов и расходов бюджетов соответствующих субъектов Федерации) и др.[296]

Нормативные договоры широко используются, например, в трудовом праве. Наиболее распространенным его видом являются коллективные договоры, регулирующие трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в организации, между работодателем и профсоюзами.

Различные договоры заключаются в управленческой сфере между федеральными министерствами, федеральными службами и агентствами и исполнительными органами субъектов Федерации о сотрудничестве, соглашения о программах совместной деятельности, договоры о делегировании полномочий и т.д.

Второй вид нормативных договоров — международный договор Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы России. Если международным договором установлено иное положение, чем в законе, то применяется международный договор.

В целом, для международного договора, как, впрочем, и для другой группы международных источников права (общепризнанных принципов и норм международного права), характерно то, что их «творит» не одно определенное государство в лице своих органов или граждан, они не являются продуктом какой-либо национальной правовой системы, а появляются в результате совместной деятельности различных государств. В них выражена коллективная воля народов этих государств, выступающих субъектами международного права.

Согласно ст. 2 ФЗ«О международных договорах Российской Федерации», международный договор Российской Федерации – это «международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».

Виды международных договоров зависят от типа регулируемых в них отношений и конкретных обстоятельств его заключения. Известны такие его виды, как договор, устав, пакт, хартия, конвенция, соглашение и др. Исходя из приведенного определения международного договора Российской Федерации разновидности данного источника права обладают относительно равной юридической силой.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста