Договор независимая оценка риска или аудит пожарной безопасности

Проведение аудита пожарной безопасности

Любой объект, где производится предпринимательская деятельность, должен соответствовать требованиям противопожарной безопасности – это одна из важнейших задач, государственного значения. Надзорные органы МЧС активно участвуют в анализе соответствия объектов противопожарным условиям и предписаниям, производят проверки, принимают различные меры.

Однако уровень вмешательства государства в эту сферу должен быть снижен, ведь в противопожарной безопасности прежде всего заинтересованы сами предприниматели. Повышение их личной ответственности возможно благодаря внедрению права предпринимателей на независимую оценку пожарных рисков (НОР), то есть аудит пожарной безопасности.

Рассмотрим, чем такой тип проверки отличается от государственной, какова цель пожарного аудитора, какие задачи помогает решить НОР и по какой процедуре проводится.

Законодательный аспект

Обеспечение безопасности со стороны возможных бед от огня регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В январе 2016 года в него были внесены правки, которые разрешают снизить государственную нагрузку на пожарные проверки и регулирование, но не декларативно, а за счет внедрения других форм контроля.

Данной законодательной нормой наряду с госпроверками предпринимателям разрешено предпринимать независимую оценку рисков пожара – НОР, или аудит пожарной безопасности. Проверка происходит по регламенту «Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска», утвержденных Постановлением РФ от 07.04.2009 года, № 304 (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 года № 777).

ВАЖНО! Организации, осуществляющие экспертизу, должны входить в перечень прошедших аккредитацию МЧС Российской Федерации.

Государственный пожарный надзор или аудит?

То, что объект должен регулярно проверяться на соответствие противопожарной безопасности, обсуждению не подлежит. Но предприниматель вправе выбирать, кто будет осуществлять этот контроль: государственный пожарный инспектор или независимый аудитор. Рассмотрим альтернативу подробнее.

Государственный контроль

Визит пожарного инспектора – испытание не из самых приятных для собственника. Нежданный гость может явиться в любое время, руководствуясь государственным планом проверок. Предприниматель в один прекрасный день обнаружит свою фирму в качестве запланированной для визита инспектора ГПН без всякого приглашения. Отказаться или как-либо иначе избежать проверки невозможно.

Если инспектор найдет несоответствия требованиям, он выдаст предписание, которые обязательно придется выполнять, иначе предприятие может быть остановлено на трехмесячный срок. Естественно, в ближайшем времени предстоит новая проверка: насколько выполнено предписание. Кроме того, предприниматель получит солидный штраф за выявленные нарушения и дополнительный, если вовремя не сделает всего обозначенного в предписании.

Зато у государственной проверки есть ощутимый плюс – она абсолютно бесплатна.

Аудит: его плюсы для владельца бизнеса

НОР проигрывает государственной проверке только в одном: это платная услуга, оказываемая по договору. Аудит проводит организация, имеющая такое право согласно аккредитации МЧС РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Поскольку компания-аудитор уже получила «добро» на проведение такого рода экспертиз, Государственный пожарный надзор не вправе подвергать сомнению полноту и истинность выданного аудитором заключения о пожарной безопасности.

В результате предприниматель станет обладателем заключения с реальной оценкой пожарного состояния своей собственности.

Очевидные преимущества аудита пожарной безопасности для собственника бизнеса:

  • меньшее количество плановых проверок – объект, проверенный сторонней организацией, не включается в план проверок государственного пожарного надзора сроком на 3 года (по истечении этого срока можно заказать новую аудиторскую проверку и снова освободиться от государственного надзора на 3 года);
  • снижение категории риска – если по заключению аудитора объект принадлежит к категории меньшей ступени риска, нежели было установлено раньше, то категорию следует снизить на 1 ступень;
  • упрощенная схема государственных проверок – совсем избежать их не получится, но уже прошедшие пожарный аудит предприятия будут удостоены лишь беглого внимания инспектора (п. 63 Административного регламента МЧС) – он проверит только документы и организационные моменты противопожарной безопасности;
  • обоснование некоторых отклонений от норм – в заключении может быть доказана допустимость определенных несоответствий общим противопожарным требованиям с помощью расчета степени пожарных рисков (например, иногда проще купить новый объект, чем устранить нарушения);
  • реальная информация о «пожаробезопасном» состоянии объекта – государственные проверки, ограниченные временем и формальностями, не дадут полной и всесторонней картины, в отличие от целенаправленной работы независимого аудитора, который не только предоставит исчерпывающую информацию, но и порекомендует оптимальные пути устранения нарушений и снижения рисков;
  • страховое возмещение по результатам случившегося пожара – даже если беда и произойдет, для застрахованного имущества потери будут компенсированы, а тарифы на страховой полис для прошедших аудит компаний значительно дешевле.
Читайте также:  Можно ли заключать договор материальной ответственности с совместителем

Цели и функции пожарного аудита

Цель проведения независимого аудита пожарного состояния предпринимательского объекта – вовлечь хозяев бизнеса в процесс действительного контроля над обеспечением безопасности, снизив административные барьеры и подняв уровень ответственности. Независимая оценка позволяет:

  • выявить действительно небезопасные с пожарной точки зрения места и процессы на предприятии, в ситуации пожара грозящие травмами или гибелью людей;
  • ознакомиться с реальной картиной степени исправности, дееспособности, соответствия требованиям имеющихся на предприятии систем пожаротушения, оповещения, вентиляции и др.;
  • разработать оптимальную схему безопасности и максимальной защиты от обнаруженных пожарных рисков;
  • внедрить систему «гибкого нормирования», основанную на праве предпринимателя рисковать своей собственностью при соответствии уровню пожарного риска;
  • запланировать необходимые противопожарные мероприятия с учетом имеющегося финансирования и расположить их по уровню важности.

Этапы проведения пожарного аудита

После того как между предпринимателем-собственником и организацией аудитором заключен договор о предстоящей проверке, в котором согласованы ее стоимость, сроки и условия, осуществляются следующие процедуры:

  1. Первичный визит на объект и осмотр его с целью определить объем предстоящих работ.
  2. Анализ законодательных актов, регулирующих пожарную безопасность объекта: отбор условий, на соответствие которым необходимо проверить объект защиты.
  3. Изучение документальных результатов предыдущих проверок: государственных или НОР.
  4. Полное обследование объекта с пожароопасной точки зрения.
  5. Сверка соответствия противопожарных систем законодательным требованиям (документальная и реальная).
  6. Констатация наличия средств для локализации, предупреждения и тушения пожаров.
  7. Проверка уровня знаний и умений персонала и руководства при пожароопасной ситуации.
  8. При необходимости – проведение экспертиз, расчетов, экспериментов.
  9. Вычисление уровня допустимого пожарного риска.
  10. Оформление и выдача аудиторского заключения с выводами относительно соответствия проверяемого объекта требованиям безопасности, а также с рекомендациями по устранению нарушений и принятию мер.

Потенциальные проблемы независимого пожарного аудита

Как и любой новый метод, независимая оценка пожарных рисков имеет некоторые слабые места, о которых предпринимателю лучше знать заранее:

  • неоднозначность трактовки термина «объект защиты» – если предприниматель владеет лишь комнатой или несколькими помещениями в здании и его собственность не выделена в отдельную пожарную единицу, то придется производить НОР, лишь договорившись с остальными собственниками (можно проводить только аудит комплекса целиком, независимая проверка отдельных помещений запрещена);
  • не все объекты получат трехлетнюю «пожарную льготу» по проверкам – для некоторых категорий объектов даже при наличии положительного аудиторского заключения предусмотрена отсрочка госконтроля не более чем на год (например, дошкольные и школьные учреждения, детские лагеря и т.п);
  • не все пожарные риски можно адекватно рассчитать – используемые методики не вполне совершенны, они позволяют оценить влияние на пожарный риск лишь ограниченного числа факторов;
  • большая цена ошибки – необходимость в нужном количестве у организации-аудитора квалифицированных специалистов и качественного оборудования для проведения проверки.

Источник

НОР и независимая оценка пожарного риска в 2022 году

НОР (независимая оценка пожарного риска) является комплексной проверкой состояния противопожарной защиты объекта, которую проводят экспертные организации. Процедура осуществляется в рамках пожаудита, который является одной из законных форм проверок по Закону № 123-ФЗ. Заказать НОР может правообладатель здания, директор предприятия. Целью процедуры будет получение объективных данных о состоянии пожбезопасности и правильности заполнения документов, подготовка к визиту инспектора МЧС, устранение предписаний.

Читайте, зачем и кому требуется независимая оценка пожарного риска в Москве, что будут проверять эксперты, в чем заключаются методики расчетов, какие документы выдаются заказчику.

Что такое НОР

Официальными проверками в области пожбезопасности являются инспекции МЧС. Они проводятся от имени государства, могут повлечь вынесение предписаний, штрафы или другие виды ответственности для виновных лиц, приостановление деятельности или закрытие объекта. Также Закон № 123-ФЗ допускает проведение независимых проверок, в перечень которых входит пожарный аудит.

Провести аудит можно со следующими целями:

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:

Читайте также:  Как заключить договор с ттк

Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)

Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • оценка и проверка фактического состояния документации, пожарной защиты здания или предприятия – по результатам проверки может подтверждаться соответствие, выявляться замечания и недостатки, даваться рекомендации по устранению;
  • подготовка в предстоящей инспекции госпожнадзора – можно провести срочный пожаудит, если решение о проведении проверки МЧС уже вынесено, либо планово готовиться к визиту инспекторов;
  • независимая оценка, расчет рисков – по ее итогам оформляется заключение о независимой оценке пожарного риска, которое позволит отложить плановый визит МЧС на период до 3-х лет.

Расчеты требуются для обоснования мер и средств по пожзащите, для подготовки деклараций ПБ и подачи их в МЧС. Независимая оценка пожарного риска в Москве является добровольной процедурой.

По Закону № 123-ФЗ для недвижимости определяются индивидуальные, социальные и допустимые риски. Индивидуальный показатель определяет вероятность гибели гражданина из-за пожара, сопутствующих факторов. Соответственно, социальный риск определяет такую же вероятность в отношении группы граждан. Допустимый риск определяет вероятность наступления указанных выше последствий с учетом экономическо-социальных условий.

Объективные и точные расчетов жизненно важны для обеспечения должного уровня защиты, так как учитывают особенности здания и его эксплуатации, разработанные и внедренные меры пожзащиты, виды технологических процессов, количество штатных работников, посетителей.

Комментарий эксперта. По пожарным рискам определяется, достаточно ли существующих систем и мер защиты, либо необходимы дополнительные решения, техсредства и мероприятия. В 123-ФЗ есть нормативные значения по индивидуальному риску – не выше одной миллионной в год. Для производств этот показатель не может быть выше одной десятитысячной в год. Если по расчетам получается показатель выше нормы, необходимо разрабатывать другие (дополнительные) варианты защиты. Помощь с расчетами окажут специалисты Смарт Вэй.

Когда проводится оценка и расчет пожарных рисков

Пожарный риск – это конкретная цифра, которая будет определена после изучения особенностей объекта и процессов, моделирования всех пожароопасных ситуаций, анализа полей опасных факторов. Она будет сравниваться с нормативным показателем по 123-ФЗ. Делать расчеты показателей необходимо:

  • если при разработке проекта, строительстве и эксплуатации невозможно полностью выполнить требования пожбезопасности;
  • если осуществляется выбор и обоснование техсредств, систем и оборудования для защиты от пожароопасных ситуаций и факторов, минимизации последствий;
  • если необходимо подать в МЧС декларацию по пож. безопасности;
  • если оформляются СТУ для проектирования, когда на будущей объект нет норм ПБ, либо требуется отступить от них.

Постановление Правительства о независимой оценке риска распространяется на все виды объектов. Естественно, всегда учитываются индивидуальные характеристики зданий и помещений, показатели пожароопасности. Заключение о независимой оценке пожарного риска опишет особенности пожароопасности конкретного объекта.

Системы пожзащиты нужно спроектировать и установить практически на всех типы объектов, где возникает опасность гибели людей или ущерба имущества. Поэтому и расчеты рисков тоже желаются практически для любых видов зданий, сооружений, имущественных комплексов. На практике, независимая оценка пожарного риска в Москве заказывается для крупных предприятий, так как процедура является достаточно дорогостоящей, а заключение экспертов нужно согласовывать в МЧС.

Решение о проведении НОР в рамках пожаудита принимает правообладатель объекта, директор предприятия. Законодательство не обязывает проводить такие проверки. Однако своими силами рассчитать риски и правильно использовать методические рекомендации МЧС для анализа вводных данных практически невозможно. В частности, Постановление Правительства о независимой оценке риска является только основным нормативным актом. Вся конкретика описана в приказах МЧС, стандартах ГОСТ.

Для больших и сложных зданий количество сценариев пожаров может исчисляться сотнями. Нужно учитывать и негативные последствия, которые могут возникать для людей на прилегающих территориях. Поэтому НОР и определение расчетных показателей позволит избежать ошибок, выбрать меры пожзащиты, снизит вероятность пожаров.

Формы оценки соответствия по пожарной безопасности Описание
Проверка МЧС (федеральный пожарный надзор) Проводится в отношении объектов, предприятий. оборудования, продукции. Проводится в соответствии с планом-графиком не чаще 1 раза в 3 года. Для объектов повышенного риска периодичность может быть 1 раз в два года.
Сертификация Проводится в отношении продукции, включенной в Постановление № 241. Предусматривает анализ документов, испытания по образцам товаров в лабораторных условия. Сертификацию могут проводить только органы и центры, аккредитованные МЧС.
Пожарная экспертиза Исследование по вопросам, требующим специальных (экспертных) познаний в сфере пожарной безопасности. Проводится независимыми организациями, состоящими в СРО.
Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые независимым экспертом в области оценки пожарного риска
Читайте также:  Договор социального найма жилого помещения кто наниматель

Законодательство

Базовые требования к расчету пожарных рисков и проведению НОР указаны в Законе № 123-ФЗ (скачать). Его обязаны соблюдать проектировщики, подрядные и эксплуатирующие организации, руководители компаний. Также для проведения независимой оценки применяются следующие руководящие документы:

  • Постановление № 272 (скачать) на общие правила оценки;
  • Приказ МЧС № 404 (скачать) для расчетов рисков на объекты производственного назначения;
  • Приказ МЧС № 382 (скачать) для расчетов на здания всех классов пожароопасности.

Если вам нужен расчет пожарного риска, Постановление № 272 будет являться основным руководящим документом для работы. Также в Приказах МЧС есть расчетные методики, которые применяются для оценки и сопоставления рисков. Для использования этих методик экспертам нужны вводные данные, которые будут получены из документов, по результатам обследований. Порядок проведения обследований также определен нормативной базой. Постановление Правительства о независимой оценке риска применяю и органы МЧС, которым предстоит проверить и зарегистрировать заключение экспертов.

Как гласит Постановление Правительства 304, независимая оценка пожарного риска является одной из форм оценки соответствия. Следовательно, при выявлении несоответствий требованиям защиты и безопасности, заключение НОР никогда не пройдет проверку в МЧС.

Формы оценки соответствия по пожарной безопасности Описание Проверка МЧС (федеральный пожарный надзор) Проводится в отношении объектов, предприятий. оборудования, продукции. Проводится в соответствии с планом-графиком не чаще 1 раза в 3 года. Для объектов повышенного риска периодичность может быть 1 раз в два года. Сертификация Проводится в отношении продукции, включенной в Постановление № 241. Предусматривает анализ документов, испытания по образцам товаров в лабораторных условия. Сертификацию могут проводить только органы и центры, аккредитованные МЧС. Пожарная экспертиза Исследование по вопросам, требующим специальных (экспертных) познаний в сфере пожарной безопасности. Проводится независимыми организациями, состоящими в СРО. Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые независимым экспертом в области оценки пожарного риска

Законодательство

Базовые требования к расчету пожарных рисков и проведению НОР указаны в Законе № 123-ФЗ (скачать). Его обязаны соблюдать проектировщики, подрядные и эксплуатирующие организации, руководители компаний. Также для проведения независимой оценки применяются следующие руководящие документы:

  • Постановление № 272 (скачать) на общие правила оценки;
  • Приказ МЧС № 404 (скачать) для расчетов рисков на объекты производственного назначения;
  • Приказ МЧС № 382 (скачать) для расчетов на здания всех классов пожароопасности.

Если вам нужен расчет пожарного риска, Постановление № 272 будет являться основным руководящим документом для работы. Также в Приказах МЧС есть расчетные методики, которые применяются для оценки и сопоставления рисков. Для использования этих методик экспертам нужны вводные данные, которые будут получены из документов, по результатам обследований. Порядок проведения обследований также определен нормативной базой. Постановление Правительства о независимой оценке риска применяю и органы МЧС, которым предстоит проверить и зарегистрировать заключение экспертов.

Как гласит Постановление Правительства 304, независимая оценка пожарного риска является одной из форм оценки соответствия. Следовательно, при выявлении несоответствий требованиям защиты и безопасности, заключение НОР никогда не пройдет проверку в МЧС.

Результаты оценки пожарных рисков описываются в отчете экспертной организации.

Кто может провести независимую оценку пожарных рисков

Специалисты госпожнадзора МЧС не рассчитывают пожарные риски, так как занимаются только плановыми и внеочередными проверками. В частности, они могут установить, что фактический уровень защиты объекта не соответствует рискам, категориям и классам пожароопасности. Но провести независимую оценку может только экспертная организация.

Заключить договор, по которому пройдет независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), можно только с организацией, аккредитованной МЧС. При этом в штате компании должны работать по трудовому договору эксперты, имеющие квалификацию и специальные познания в сфере противопожарной безопасности. Всем указанным требованиям отвечает компания Смарт Вэй. Мы сделаем расчет пожарного риска по Постановлению № 272 и другим нормативным актам в максимально сжатые сроки.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста