Договор международной автомобильной перевозки грузов и пассажиров
Международные перевозки грузов автомобильным транспортом характеризуются высокой скоростью, мобильностью, однако в сравнении с морским и железнодорожным транспортом количество перевозимого груза ограничено. Себестоимость таких перевозок выше, чем на железнодорожном и морском транспорте. Сообразно этим характеристикам автомобильным транспортом перевозятся, как правило, дорогостоящие грузы.
Система правовых регуляторов договоров международных автоперевозок строится по традиционной схеме: международные соглашения являются основным источником, а национальное законодательство применяется в части, не урегулированной международными соглашениями. К международным соглашениям общего характера относятся соглашения о международных автомобильных сообщениях. Такие соглашения заключаются преимущественно на двусторонней основе (например, Соглашение между Правительством России и Правительством Республики Словении о международном автомобильном сообщении 1998 г.) и имеют стандартное содержание: требования к иностранным перевозчикам, необходимость страхования такими перевозчиками своей гражданской ответственности, запрет для иностранных перевозчиков на осуществление внутренних перевозок, обязанность соблюдения перевозчиками национального законодательства. Поскольку осуществление перевозки по иностранной территории требует получения специальных разрешений со стороны компетентных органов соответствующего государства, в соглашениях также оговаривается необходимость получения таких разрешений.
Согласно Конвенции о дорожном движении 1968 г. государства-участники допускают к международному движению на своей территории автомобили и прицепы, отвечающие требованиям Конвенции, а также признают свидетельства о регистрации и водительские удостоверения, выдаваемые в соответствии с положениями Конвенции (пп. 2 и 3 ст. 3). Глава III Конвенции содержит условия допущения к международному движению автомобилей и прицепов (наличие свидетельств о регистрации, регистрационных и опознавательных знаков и т.д.), а гл. IV определяет обязанность государств признавать иностранные и международные водительские удостоверения, требования к содержанию и форме которых определены в Конвенции.
Регулированию организационных вопросов, связанных с международными автомобильными перевозками, посвящен ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» 1998 г. (в ред. 2001 г.), а также принятое в его развитие постановление Правительства РФ 1998 г. (в ред. 2000 г.). Под международной перевозкой Закон понимает перевозку транспортным средством грузов и пассажиров: 1) за пределы территории РФ или на территорию РФ; 2) транзитом через территорию РФ. Установлено, что международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории РФ осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями, а также специальными разрешениями. Российские перевозчики осуществляют международные автомобильные перевозки в соответствии с иностранными и многосторонними разрешениями.
Основным соглашением, регулирующим договор международной автомобильной перевозки, является Женевская конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г. (сокращенно — ЦМР).
В ЦМР участвуют более 20 государств, в том числе СССР (Россия) с 1983 г. Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств (автомобили, прицепы и полуприцепы), когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в договоре перевозки, находятся на территории различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции. ЦМР не применяется к перевозкам почты, покойников, обстановки и мебели при переездах.
Сфера действия ЦМР сформулирована достаточно широко: ЦМР будет применяться российскими участниками перевозок и судами в случае, если место отправления груза или место его назначения находятся в России, независимо от того, является ли соответствующее иностранное государство участником ЦМР. Если спор будет предметом рассмотрения в государстве, не участвующем в ЦМР, суд обратится к положениям ЦМР только в случае, когда применимым правом будет признано право России или право иного государства-участника ЦМР.
Договор международной автоперевозки оформляется накладной, которая составляется в трех оригиналах: один экземпляр передается перевозчику, второй — отправителю, а третий, предназначенный для получателя, — вместе с грузом. Все оригиналы подписываются перевозчиком и отправителем. Установлен перечень реквизитов накладной: место и дата составления; адреса сторон (отправителя, перевозчика, получателя) и их имена; место и дата принятия груза и место его назначения; сведения о грузе (характер, упаковка, число грузовых мест, количество груза); стоимость перевозки и прочие издержки во время перевозки; инструкции для выполнения таможенных и прочих формальностей; указание на подчинение перевозки требованиям ЦМР. Стороны вправе внести в накладную любое иное указание. Накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и является доказательством принятия груза перевозчиком.
Отправитель обязан внести в накладную достоверные и полные сведения: о себе, получателе, грузе, инструкциях для выполнения формальностей и пр. Отправитель обязан предоставить перевозчику необходимые документы и сведения для выполнения таможенных и иных формальностей и несет ответственность за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием или неправильностью этих документов и сведений, за исключением вины перевозчика. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб и любые расходы вследствие поврежденной упаковки груза.
Отправитель вправе требовать проверки перевозчиком количества груза, а также проверки содержимого грузовых мест, с занесением результатов проверок в накладную. Отправитель вправе распоряжаться грузом, в частности требовать прекращения перевозки, изменения места доставки или доставки груза иному получателю, если выполнение данных указаний не нарушает хода нормальной работы перевозчика и не наносит ущерба отправителям и получателям других грузов. Однако отправитель теряет право распоряжения грузом с момента перехода этого права получателю. Право на товар у получателя возникает с момента передачи ему экземпляра накладной либо с момента составления накладной, если в ней содержится такое указание.
Перевозчик обязан при принятии груза проверить точность записей накладной относительно числа, маркировки и номеров грузовых мест, а также проверить внешнее состояние груза и упаковки. При этом он должен обосновать все сделанные им оговорки относительно внешнего состояния груза и упаковки. Однако оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если он намеренно не указал в накладной, что он их принимает. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок действует презумпция, что в момент принятия перевозчиком груз, его упаковка были в надлежащем состоянии, а число грузовых мест, их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной.
По прибытии груза в место доставки перевозчик обязан выдать получателю предназначенный для него экземпляр накладной и сдать ему груз. Получатель дает перевозчику расписку в принятии груза. В случае потери груза или просрочки его поставки получатель вправе требовать от перевозчика соответствующего удовлетворения.
Если срок доставки в договоре не был определен, груз считается находящимся в просрочке, если он не доставлен в срок, необходимый при обычных условиях для выполнения перевозки добросовестным перевозчиком. Груз считается потерянным, если он не был доставлен в течение 30 дней по прошествии установленного срока перевозки или в течение 60 дней со дня принятия груза перевозчиком, если срок перевозки не устанавливался.
Основанием ответственности перевозчика является несохранность груза, а также последствия потери или неправильного использования документов, а условием ответственности выступает вина перевозчика, которая предполагается. Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю (повреждение) груза во время перевозки, а также за опоздание, если только они не произошли по вине правомочного по договору лица либо были вызваны дефектом груза или обстоятельствами, которых перевозчик не мог избежать и последствия которых не мог предотвратить. Бремя доказательства оснований, освобождающих от ответственности, лежит на перевозчике. Перевозчик не может ссылаться на дефекты используемого им транспортного средства или вину лица, у которого перевозчик арендовал автомобиль.
В Конвенции перечислены обстоятельства, которые освобождают перевозчика от ответственности за потерю (повреждение) груза (перевозка на открытых транспортных средствах, отсутствие надлежащей упаковки, потерю или повреждение груза вследствие действий отправителя или получателя по погрузке, перемещению, выгрузке или в связи с природой груза и др.). Бремя доказательства обстоятельств, освобождающих от ответственности, лежит на перевозчике, но правомочное лицо может доказывать обратное, то есть то, что ущерб не является следствием перечисленных обстоятельств.
Перевозчик обязан возместить ущерб при полной или частичной потере груза. Размер возмещения при потере груза определяется на основании рыночной стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке. Если стоимость груза не объявлялась, размер возмещения при потере груза не может превышать 25 франков Жерминаль за 1 кг недостающего груза. Если стоимость груза была объявлена отправителем и включена в накладную, перевозчик несет ответственность за потерю груза в размере объявленной стоимости груза и предел ответственности — 25 франков за 1 кг — не применяется.
Положения ЦМР, которые ограничивают ответственность перевозчика или переносят бремя доказывания на другую сторону, не применяются, если ущерб был вызван «злоумышленным поступком» перевозчика или произошел по вине, которая согласно применяемому судом закону приравнивается к злоумышленному поступку.
Принимая груз, получатель должен заявить оговорку о его несохранности немедленно, а если недостатки скрытые — в течение семи дней. Если получатель не сделает соответствующего заявления, действует презумпция, что груз был принят получателем в состоянии, описанном в накладной. Это означает, что бремя доказывания несохранности будет нести получатель. Письменная оговорка о просрочке в доставке груза, под страхом потери права на возмещение, должна быть сделана получателем в течение 21 дня со дня передачи груза получателю.
ЦМР регулирует также вопросы юрисдикции судов по рассмотрению любых споров сторон, возникающих по поводу перевозок в соответствии с ЦМР. Иск к перевозчику может быть направлен: а) в компетентный суд какого-либо государства-участника Конвенции, избранный по соглашению сторон; б) в суд по месту жительства ответчика;
в) в суд по месту нахождения главной конторы (отделения, агентства) ответчика, при посредстве которых был заключен договор перевозки;
г) в суд по месту принятия груза к перевозке; д) в суд по месту доставки груза. Допускается арбитражное разбирательство по соглашению сторон при условии применения арбитражем положений ЦМР. Предъявление претензии (рекламации) прерывает срок исковой давности. Срок исковой давности составляет один год, а при наличии умысла — три года.
Для разрешения вопросов, не нашедших отражения в ЦМР, следует обращаться к применимому национальному праву. Поскольку специальных коллизионных норм для перевозок автомобильным транспортом российское законодательство не содержит, российский суд руководствуется ст. 1210, 1211 ГК РФ: при отсутствии соглашения сторон применяется право страны перевозчика.
В случае, когда применимым правом к договору перевозки оказывается право России, сначала применяются специальные акты транспортного законодательства, к каковым относятся Основные условия осуществления международных перевозок грузов советским автомобильным транспортом 1969 г., а также Устав автомобильного транспорта РСФСР 1969 г., действующий в части, не противоречащей ГК РФ. Положения Основных условий юридически сохраняют силу, но поскольку они претендуют на регулирование тех же отношений, что и ЦМР, то должны применяться в части, не противоречащей правилам ЦМР (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст. 7 ГК РФ). Что касается норм Закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», то они носят императивный характер и действуют независимо от применимого права. Закон имеет публично-правовую направленность, не «вторгается» в сферу действия ЦМР, и поэтому ситуаций противоречий между этими документами не возникает.
При пересечении границы возникает необходимость урегулирования таможенных и прочих административных вопросов, решению которых посвящена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1974 г. (Конвенция МДП). СССР (Россия) присоединился к Конвенции МДП в 1982 г. Книжка МДП — это таможенный документ. Наличие у перевозчика книжки МДП означает, что перевозимые им грузы должны освобождаться от уплаты таможенных пошлин и сборов в промежуточных таможнях государств-участников, а также освобождаться от таможенного досмотра (в исключительных случаях, при наличии подозрений таможенные органы все же вправе производить досмотр).
Книжка МДП выдается в стране отправления, она действительна до завершения перевозки. На каждое дорожное транспортное средство или контейнер составляется одна книжка. Книжка должна представляться вместе с дорожным транспортным средством или контейнерами в каждой таможне места отправления, в каждой промежуточной таможне и в каждой таможне места назначения. Книжки принимаются к таможенному оформлению соответствующими таможнями, которые вносят в них необходимые сведения.
Конвенция предъявляет определенные требования к транспортным средствам и контейнерам, прежде всего для того, чтобы не создавать возможностей для контрабанды: грузы с использованием книжки МДП должны перевозиться в запломбированных дорожных транспортных средствах и контейнерах. На транспортных средствах помещается табличка с надписью «TIR», что дает преимущество первоочередного таможенного оформления в соответствии с процедурой МДП.
Каждое государство само определяет национальные объединения перевозчиков, которые вправе выдавать книжки МДП. Эти объединения несут все расходы по уплате штрафов, налагаемых таможнями за нарушения перевозчиками условий перевозки МДП. В России книжки МДП выдаются Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Имеется также специальное Положение о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП, утвержденное Минтрансом РФ и ГТК РФ в 1999г. В соответствии с этим Положением к лицам, желающим получить допуск к процедуре МДП, предъявляются определенные требования: наличие опыта осуществления международных автомобильных перевозок грузов не менее шести месяцев; устойчивое финансовое положение; отсутствие серьезных нарушений таможенного и налогового законодательства России; знание Конвенции МДП и практики ее применения.
Перевозка пассажиров и багажа
В рамках СНГ в 1997 г. заключена Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа.
1) на перевозчиков государств-участников, выполняющих перевозку пассажиров и багажа в международном сообщении автобусами, независимо от страны их регистрации, и имеет для них обязательную силу, а также
2) на перевозки пассажиров и их багажа автобусами, когда в договоре перевозки указано, что перевозка осуществляется по территориям не менее двух государств-участников и пункт отправления или пункт назначения находится на территории одного из государств-участников.
Перевозка пассажира оформляется билетом, а перевозка багажа — багажной квитанцией.
Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный здоровью пассажира, или ущерб багажу во время перевозки, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа. Перевозчик отвечает как за свои действия, так и за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти лица действуют в пределах своих обязательств. Перевозчик освобождается от ответственности, если причиной происшествия явились обстоятельства, последствия которых перевозчик, несмотря на принятые меры, не мог предвидеть и избежать, а также если вред или ущерб возникли вследствие дефекта багажа, имеющего скоропортящиеся или запрещенные для перевозки вещества, средства или предметы. При этом перевозчик не может ссылаться на физические или психические недостатки водителя, а также на неисправность автобуса, однако он может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если вред или ущерб возник по вине пассажиров. Перевозчик не вправе ссылаться на положения Конвенции, исключающие полностью или частично его ответственность, если вред или ущерб причинен в результате нарушения им Правил дорожного движения государства, по территории которого осуществлялась перевозка, или Правил перевозок пассажиров. Если вред или ущерб нанесен действиями или упущениями третьего лица, то перевозчик отвечает за весь вред или ущерб. При этом за ним остается право предъявить исковые требования к этому третьему лицу. Общая сумма возмещения вреда или ущерба, которая должна быть выплачена перевозчиком, определяется судами государств-участников в соответствии с их национальным законодательством.
Конвенция регулирует порядок предъявления претензий и исков. Пассажир имеет право предъявить претензию перевозчику в течение семи дней со дня прибытия пассажира или багажа в пункт назначения. По всем спорным вопросам, возникающим в связи с перевозкой, пассажир имеет право в соответствии со ст. 20 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. обратиться в: 1) суд государства, на территории которого произошло событие, повлекшее вред либо ущерб; 2) суд государства по месту юридического адреса перевозчика или пассажира; 3) суд государства места отправления или прибытия пассажира. Срок исковой давности в связи с причиненным здоровью пассажира вредом составляет три года, а в отношении полной или частичной утраты багажа — один год. Течение срока исковой давности приостанавливается предъявлением перевозчику претензии.
Приложением к Конвенции являются Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств — участников СНГ. Правила регламентируют процесс перевозки пассажиров и багажа автобусами в регулярном и нерегулярном международном автобусном сообщении, распространяются на пассажиров и перевозчиков государств-участников и имеют для них обязательную силу. Правила перевозок пассажиров предусматривают систему организации и контроля перевозочного процесса, а также права и обязанности перевозчиков, водителей и пассажиров. Основой организации перевозок пассажиров и багажа автобусами в международном регулярном сообщении является договор о совместной деятельности по регулярной международной перевозке пассажиров и багажа, который заключается перевозчиками государств — участников СНГ, определяет тарифы и расписание движения, предварительно согласованные с соответствующими компетентными органами транспорта государств СНГ. Нерегулярной признается перевозка, при которой условия ее осуществления определяются в каждом отдельном случае по согласованию между заказчиком и перевозчиком. Регулярная перевозка осуществляется по договору перевозки, в котором определены условия перевозки, тарифы и расписание движения автобусов по маршруту с указанием пунктов остановки для посадки и высадки пассажиров. Выдача, продление и аннулирование лицензий на выполнение международных перевозок пассажиров автомобильным транспортом осуществляются в соответствии с действующим законодательством государства — места регистрации автобусов.
Правила определяют перечень предметов, которые не допускаются к перевозке, порядок согласования маршрута в регулярном сообщении, согласования тарифов на перевозку, форму билета, контроль за осуществлением перевозок.
Источник