Договор коллективной безопасности с арменией

Договор коллективной безопасности с арменией

Договор о коллективной безопасности подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.

Ключевым положением Договора является статья 4, согласно которой: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН».

Договором также устанавливается механизм консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности.

В сентябре, 1993 году к Договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года сроком на пять лет. В 1999 году Протокол о продлении Договора подписали шесть государств (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана).

14 мая 2002 года была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), с принятием 7 октября 2002 года Устава . С 2 декабря 2004 года Организация имеет статус наблюдателя в ГА ООН.

Армения — государство-учредитель ОДКБ. Членство в ОДКБ является одной из составляющих обеспечения безопасности Армении .

Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности ( СКБ ), состоящий из глав государств-членов. Председателем СКБ является глава председательствующего в Организации государства.

Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются Совет министров иностранных дел (СМИД) — осуществляющий координацию взаимодействия государств-членов в области внешней политики, Совет министров обороны (СМО) — обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества, Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — осуществляющий координацию взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Постоянный Совет ОДКБ занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, в период между сессиями Совета. Постоянный Совет состоит из Постоянных и Полномочных представителей.

Секретариат ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединенный штаб ОДКБ – постоянно действующий рабочий орган Организации, отвечающий за подготовку предложений по военной составляющей ОДКБ, организацию и координацию практической реализации решений органов ОДКБ по вопросам военного сотрудничества.

Парламентская Ассамблея ОДКБ — орган межпарламентского сотрудничества. ПА ОДКБ обсуждает вопросы сотрудничества государств – членов ОДКБ в международной, военно-политической, правовой и иных областях и вырабатывает соответствующие рекомендации, которые направляет Совету коллективной безопасности, другим органам ОДКБ и национальным парламентам.

Вспомогательными органами ОДКБ являются:

Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ рассматривает и вырабатывает рекомендации, направленные на обеспечение многостороннего военно-экономического сотрудничества по целому ряду направлений.

Заседания МКВЭС, проводятся по мере необходимости, как правило, не реже двух раз в год. Для осуществления руководства повседневной деятельностью Комиссии и обеспечения взаимодействия компетентных органов ее решением назначается Секретарь МКВЭС из числа сотрудников Секретариата ОДКБ.

Координационный совет по чрезвычайным ситуациям занимается вопросами координации взаимодействия уполномоченных органов государств — членов ОДКБ в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств — членов ОДКБ рассматривает вопросы по совершенствованию и гармонизации национальных нормативных правовых актов, регулирующих оборот наркотиков, координирует работу компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ, взаимодействует с соответствующими органами Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Центральноазиатского сотрудничества, других государств.

Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ) оказывает содействие в подготовке и проведении согласованных (скоординированных) оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций по борьбе с незаконной миграцией из третьих стран на территории государств-членов ОДКБ; обеспечивает взаимодействие компетентных органов в целях повышения эффективности противодействия незаконной миграции и связанных с ней правонарушений; разрабатывает предложения о принятии совместных практических мер по противодействию незаконной миграции ․

При уставных органах функционируют рабочие группы по отдельным направлениям сотрудничества:

  • Рабочая группа по Афганистану;
  • Военный комитет;
  • Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности.

Под эгидой ОДКБ проводятся региональная антинаркотическая операция постоянного действия «Канал», операция по противодействию незаконной миграции «Нелегал», операция «Прокси» в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий, комплекс оперативно-профилактических мероприятий «Наемник» по пресечению вербовки, перекрытию каналов въезда/выезда граждан государств – членов ОДКБ для участия в террористической деятельности и нейтрализации ресурсной базы международных террористических организаций на пространстве ОДКБ.

Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ сформированы на основании Решения СКБ ОДКБ от 4 февраля 2009 г. и предназначены для оперативного реагирования на вызовы и угрозы безопасности государств – членов ОДКБ.

Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности сформированы на основании Решения СКБ ОДКБ от 25 мая 2001 г. и предназначены для выполнения задач по обеспечению военной безопасности государств – членов ОДКБ Центральноазиатского региона коллективной безопасности.

6 октября 2007 года подписано соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ.

Коллективные авиационные силы ОДКБ сформированы на основании Решения СКБ ОДКБ от 23 декабря 2014 г ․ в целях повышения оперативности перевозок и обеспечения действий сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ.

Делегации, возглавляемые Премьер-министром, Министром иностранных дел, Министром обороны, а также Секретарем совета безопасности приняли участие в сессии СКБ 8 ноября 2018г., а также в заседаниях СМИД, СМО и КССБ в течение года, в ходе которых обсуждались проблемы международной и региональной безопасности, совершенствование механизмов противодействия вызовам и угрозам, а также развитие военного потенциала Организации.

В ходе сессии СКБ было принято решение о правовом оформлении статуса Наблюдателя при ОДКБ и статуса Партнёра Организации, что будет содействовать дальнейшей активизации работы Организации в международной сфере.

В августе Армянская сторона инициировала досрочное прекращение полномочий представителя Армении на должности Генерального секретаря ОДКБ. Учитывая, что нормативная база ОДКБ не регламентирует вопрос замещения должности Генерального Секретаря ОДКБ в случае досрочного прекращения полномочий, Армянская сторона инициировала внесение соответствующих изменений в нормативно-правовые акты Организации.

26 сентября в Нью-Йорке , а также 6 декабря в Милане состоялись традиционные рабочие встречи министров иностранных дел государств-членов ОДКБ.

22 мая 2018г. в г. Бишкеке под председательством Министра иностранных дел Кыргызской Республики Чингиза Айдарбекова проведено заседание СМИД ОДКБ.

В ходе заседания приняты Заявление по случаю 75-й годовщине освобождения Беларуси от нацистских захватчиков, а также Открытое обращение министров иностранных дел государств-членов ОДКБ к министрам иностранных дел государств-членов НАТО об укреплении взаимного доверия и развития сотрудничества.

СМИД принял решение представить СКБ ОДКБ кандидатуру Зася Станислава Васильевича, являющегося в настоящее время Государственным секретарем Совета безопасности Республики Беларусь, на должность Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности на трехлетний срок с 1 января 2020 года.

Также было решено поручить Постоянному совету и Секретариату ОДКБ разработать предложения по внесению изменений в Положение о Секретариате ОДКБ.

Источник

Почему Россия не встает на сторону Армении, своего союзника по ОДКБ?

29 июля 2020 , 14:04 Александр Шарковский, Специальный корреспондент

Если ранее речь шла о войне в Нагорном Карабахе, то есть формально — на территории Азербайджана, то на этот раз под огнем оказались армянские земли Тавушского района. Получается, что Армения, член ОДКБ – подверглась нападению со стороны (поскольку Азербайджан не входит в ОДКБ), а это значит, что другие государства, входящие в состав ОДКБ обязаны рассматривать нападение на Армению, как агрессию, угрожающую всем участникам Договора. Но, как мы видим — ничего ровным счетом не происходит. Возникает вопрос, — зачем тогда вообще нужен ОДКБ?

Читайте также:  Договор прекращается с истечением срока его действия это

Чтобы не быть голословными предлагаю обратиться к букве Договора о коллективной безопасности: « Государства — участники настоящего Договора, именуемые в дальнейшем «государства – участники», руководствуясь декларациями о суверенитете Независимых Государств, учитывая создание государствами – участниками собственных Вооруженных Сил, принимая согласованные действия в интересах обеспечения коллективной безопасности, признавая необходимость строгого выполнения заключенных договоров, касающихся сокращения вооружений, Вооруженных Сил и укрепления мер доверия, договорились о нижеследующем…

Статья 2. В случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств – участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства – участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций, вырабатывают и принимают меры по оказанию помощи таким государствам – участникам в целях устранения возникшей угрозы.

Статья 4. Если одно из государств – участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами – участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства – участники настоящего Договора.
В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств – участников все остальные государства – участники по просьбе этого государства – участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН…».

Напоминаем, что членами ОДКБ являются: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Кстати, Нур-Султан (Астана) и Бишкек симпатизирует Баку и не смотря на участие в ОДКБ скорее поддержат Азербайджан, чем своего формального союзника – Армению.

Вопрос о причинах бездействия ОДКБ несмотря на то, что против Армении все же идет война уже неоднократно поднимался российскими СМИ. Лидер Армении Никол Пашинян на него ответил в интервью РБК весьма уклончиво: «Никто не надеется, что Россия станет участником конфликта…». Далее он пояснил, что в данной ситуации страны ОДКБ выступили с заявлениями, направленными на стабилизацию ситуации и это нормально. Все участники ОДКБ отделались колебаниями воздуха и все. Реальность такова – решения главы государств принимают исходя их военно-политической целесообразности, отметая как хлам всякие эмоции и этические нормы, такие, как необходимость жестко следовать букве договора.

Нельзя не заметить и возрастающие антироссийские настроения в Армении и отказ Еревана поддержать Москву в возвращении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. В свою очередь члены ОДКБ отметились поставками вооружений Азербайджану, особенно в этом преуспели Россия и Белоруссия.
А как быть с тем, что в статье первой ДКБ сказано: «Государства – участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства – участника».

Спрашивается, — зачем тогда вообще нужен ОДКБ? Логично было бы ликвидировать эту организацию, а ее бюджет использовать для других, насущных нужд. Кстати, Азербайджан, не видя проку от участия в ОДКБ, давно покинул эту организацию. А вот Армения, похоже выходить из нее не спешит. Не смотря на перекосы в деятельности ОДКБ Ереван устраивает сложившееся состояние в виде статус-кво. Участие в организации дает Армении хоть и зыбкую, но все же гарантию того, что Турция не ввяжется в армяно-азербайджанский конфликт.

Для России ОДКБ является площадкой общения с некоторыми странами – бывшими республиками из состава СССР. Этакая НАТО «Мценского уезда». Одно ясно, что не смотря на Договор о коллективной безопасности Москва будет и впредь действовать из соображений военно-политической целесообразности. Пример тому – сирийские события. Москва ни разу не помешала США и коалиции наносить ракетные удары по сирийским войскам и военным объектам, не смотря на свои союзнические обязательства по отношению к Дамаску.

Источник

Договор коллективной безопасности с арменией

Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 года главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 год). Договор вступил в силу по завершении процедур национальной ратификации 20 апреля 1994 года.

Ключевая статья 4 Договора гласит: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Договор о коллективной безопасности заключался сроком на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности, на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды (Азербайджан, Грузия и Узбекистан прекратили свое членство в Договоре).

До 2002 года Договор по своей сути представлял собой региональное соглашение, которое сыграло важную роль в поддержании тесного сотрудничества и взаимопонимания в военно-политической области.

14 мая 2002 года в Москве Советом коллективной безопасности было принято Решение о придании Договору о коллективной безопасности статуса международной региональной организации.

7 октября 2002 года утвержден Устав ОДКБ. В декабре 2003 году Устав ОДКБ был зарегистрирован в Секретариате ООН. А в 2004 году Организация получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

В соответствии со статьей 3 Устава целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. В документе определены следующие принципы, которыми Организация руководствуется в своей деятельности: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

Таким образом, 15 лет назад были осуществлены основные организационные процедуры, связанные с юридическим оформлением современного статуса ОДКБ как международной региональной Организации, объединяющей в своих рядах независимые демократические государства, имеющие общие интересы в области обеспечения коллективной безопасности. В состав Организации сегодня входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан (летом 2006 года членство в ОДКБ возобновил, а в 2012 году приостановил Узбекистан).

Координация совместных действий ОДКБ обеспечивается сформированными в соответствии с Уставом ОДКБ уставными, постоянно действующими рабочими и вспомогательными органами.

Совет коллективной безопасности (СКБ) является высшим органом Организации и состоит из глав государств – членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств – членов для реализации этих целей. Сессии СКБ проводятся поочередно в государствах – членах по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения.

За координацию взаимодействия государств – членов применительно к своей компетенции отвечают Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов безопасности (КССБ).

Постоянный совет ОДКБ является координационным органом, который в период между сессиями СКБ ОДКБ занимается вопросами сотрудничества в рамках Организации и совместно с постоянно действующими рабочими органами обеспечивает реализацию решений, принимаемых органами ОДКБ. Совет состоит из постоянных и полномочных представителей, назначаемых государствами — членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами.

Читайте также:  Договор поручения на совершение определенных действий

Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Местом нахождения Секретариата является Москва.

Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой. Местом нахождения Объединённого штаба является Москва.

Высшим административным должностным лицом Организации является Генеральный секретарь. Он назначается решением глав государств по представлению СМИД ОДКБ сроком на 3 года на ротационной основе из числа граждан государств — членов ОДКБ.

Для решения задач, стоящих перед ОДКБ, могут создаваться на постоянной или временной основе вспомогательные органы и рабочие группы, функционирующие по отдельным направлениям деятельности.

В 2016 году на октябрьской сессии Совета коллективной безопасности в Ереване была принята Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, раскрывающая концепцию дальнейшего укрепления совокупного потенциала ОДКБ с целью её превращения в один из эффективных инструментов международной политики, обеспечивающих мир и безопасность в обширном евразийском регионе в тесном взаимодействии и диалоге со всеми партнерами, разделяющими цели и принципы нашей Организации.

Для парирования существующих и вновь возникающих вызовов и угроз безопасности государств – членов в рамках ОДКБ создана действенная системы коллективной безопасности , основанная на трех дополняющих
друг друга областях приложения коллективных усилий: политическое, военное сотрудничество и сотрудничество в сфере противодействия вызовам и угрозам.

Политическое сотрудничество

В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Сформирован механизм внешнеполитической координации. Его нормативной основой является принятое 19 ноября 2003 года Положение о порядке функционирования механизма координации внешнеполитической деятельности государств — членов ОДКБ.

С 2011 года в Организации активно действует механизм Коллективных указаний представителям государств – членов ОДКБ при международных организациях, предусматривающих формирование общих подходов по актуальным проблемам международной политики безопасности. В соответствии с Перечнем тем совместных заявлений, утверждаемым СМИД ОДКБ на ежегодной основе, продолжается практика выступлений на различных международных форумах с совместными заявлениями государств-членов Организации.

Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является сотрудничество с международными организациями и третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира.

Поступательно и конструктивно на основе соответствующей правовой базы развивается сотрудничество ОДКБ с ООН, ОБСЕ, ШОС и СНГ и их профильными структурами. Расширяется сотрудничество с третьими странами. В рамках этого сотрудничества осуществляется согласование подходов к решению таких важных и представляющих взаимный интерес тем, как противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному распространению наркотиков, обеспечение пограничной безопасности.

Важной сферой деятельности ОДКБ является кризисное реагирование. В октябре 2016 года в Ереване СКБ ОДКБ принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, на который будут возложены задачи по информационно-аналитическому и организационно-техническому сопровождению принятия уставными органами ОДКБ соответствующих решений в целях кризисного реагирования.

Военное строительство

Цель военного сотрудничества – обеспечить коллективную и национальную безопасность государств – членов Организации путем поддержания в рамках необходимой достаточности и готовности оборонного потенциала каждого государства – члена, сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ к выполнению задач по предназначению в соответствии со статьями 4 и 6 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и своевременного реагирования на возможные вызовы и угрозы национальной и коллективной безопасности государств – членов ОДКБ.

Основу военного потенциала ОДКБ составляют созданные Коллективные силы оперативного реагирования, региональные (объединенные) группировки войск (сил), Коллективные авиационные и Миротворческие силы, объединенные (совместные) военные системы и объекты военной инфраструктуры. Указанные силы и средства коллективной безопасности составляют Войска (Коллективные силы) ОДКБ.

В рамках реализации Основных направлений развития военного сотрудничества государств – членов ОДКБ на период до 2020 года планомерно совершенствуются созданные на двусторонней основе российско-белорусская и российско-армянская группировки войск (сил), которые развернуты соответственно в Восточноевропейском и Кавказском регионах коллективной безопасности.

В 2001 году в формате ОДКБ сформированы Коллективные силы быстрого развертывания в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности (КСБР ЦАР) численностью порядка 5000 человек.

В феврале 2009 года созданы Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (КСОР), включающие воинские контингенты и формирования сил специального назначения государств – членов ОДКБ общей численностью около 20 тыс. человек, способных выполнять задачи как войскового, так и специального характера.

В рамках совершенствования управления силами и средствами системы коллективной безопасности в ходе ежегодных деловых игр, совместных учений и тренировок осваиваются и практически реализуются требования Решения СКБ ОДКБ «Об организации управления Войсками (Коллективными силами) ОДКБ» от 15 сентября 2015 года.

Подготовка Войск (Коллективных сил) Организации к выполнению поставленных задач осуществляется в соответствии с ежегодными планами совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. Начиная с 2004 года, в соответствии с этими планами с формированиями сил и средств системы коллективной безопасности на территории государств – членов ОДКБ проведено более 30 учений различного масштаба с уже ставшими известными названиями: «Рубеж», «Взаимодействие», «Нерушимое братство», «Гром», «Кобальт» и ряд других. Для участия в этих учениях в качестве наблюдателей и участников регулярно приглашаются представители зарубежных стран и международных организаций.

В 2007 году главами государств – членов ОДКБ подписано Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, которое вступило в силу и зарегистрировано в Секретариате ООН в 2009 году. Для участия в миротворческих операциях созданы на постоянной основе Миротворческие силы ОДКБ численностью около 3000 военнослужащих вооруженных сил и порядка 600 представителей органов внутренних дел государств – членов. Миротворческие силы ОДКБ могут применяться как в зоне ответственности Организации решением Совета коллективной безопасности, так и за ее пределами по мандату Совета Безопасности ООН.

Осуществляется налаживание международного сотрудничества в области миротворчества. В сентябре 2012 года подписан соответствующий Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира.

Получило развитие сотрудничество ОДКБ с Международным Комитетом Красного креста в различных сферах гуманитарной деятельности.

Сформирован и с 1 января 2004 года приступил к работе Объединенный штаб ОДКБ. Деятельность Объединенного штаба сосредоточена на решении практических задач, связанных с формированием, функционированием и применением Войск (Коллективных сил); подготовкой и проведением совместно с министерствами обороны (генеральными штабами вооруженных сил) государств – членов совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, военно-техническим сотрудничеством; координацией совместной подготовки кадров и специалистов для вооруженных сил государств – членов; организацией функционирования Центра кризисного реагирования ОДКБ и взаимодействия его с уполномоченными национальными органами.

Одной из приоритетных областей военного строительства в рамках Организации является военно-техническое сотрудничество, регулируемое специальным Соглашением 2000 года. В качестве главного принципа этого сотрудничества предусмотрен льготный режим взаимных поставок продукции военного назначения между государствами – членами ОДКБ по ценам, устанавливаемым ими для собственных вооруженных сил, а также правоохранительных органов и специальных служб.

С целью решения вопросов военно-экономического сотрудничества учреждена и успешно действует Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, в состав которой входят ответственные за этот участок работы вице-премьеры правительств государств – членов ОДКБ, а возглавляет ее Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В рамках ее деятельности продолжена работа по развитию кооперационных связей оборонных предприятий государств – членов с предприятиями ОПК Российской Федерации, созданию на территории государств ОДКБ сервисных центров для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники. На двусторонней и многосторонней основе реализуются кооперационные проекты между государствами – членами Организации.

Читайте также:  Заява на продовження трудового договору

Противодействие современным вызовам и угрозам безопасности.

В вопросах противодействия современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ приоритетное значение имеют борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми, криминальной и деструктивной деятельностью в информационном пространстве.

Противодействие незаконному обороту наркотиков. С целью достижения поставленных задач по парированию этой угрозы в формате Организации в 2014 году принята и успешно реализуется Антинаркотическая стратегия государств – членов ОДКБ на 2015 — 2020 годы,

Под эгидой Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) в рамках ОДКБ с 2003 года проводится Региональная антинаркотическая операция постоянного действия «Канал». За это время в ходе операций из незаконного оборота изъято около 335 тонн наркотиков, в т. ч. более 16 тонн героина, 5 тонн кокаина, 52 тонны гашиша, 6 тонн синтетических наркотиков, а также свыше 12 тысяч единиц огнестрельного оружия.

С целью осуществления скоординированной деятельности в области снижения спроса на наркотики, профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркозависимых лиц в государствах – членах Организации Договора о коллективной безопасности с 2013 года на системной основе действует Координационное совещание главных наркологов государств-членов Организации.

Реагирование на чрезвычайные ситуации

Ответственность за координацию совместных действий государств – членов в области чрезвычайного реагирования возложена на созданный в 2007 году Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств – членов ОДКБ (КСЧС ОДКБ).

В соответствии с утвержденным СКБ ОДКБ в 2014 году Планом мероприятий по реализации Основных направлений развития системы коллективного реагирования государств – членов ОДКБ на чрезвычайные ситуации в рамках Организации проводится работа по созданию Гуманитарных центров в регионах коллективной безопасности; продолжается разработка правовой базы для обеспечения размещения государственных материальных резервов на территории государств – членов ОДКБ; завершено формирование единого информационно-программного пространства для обмена оперативной информацией и координации совместных действий государств – членов; продолжается работа по координации деятельности международных организаций с целью использования их потенциала при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Противодействие незаконной миграции и торговле людьми.

С 2008 года в рамках ОДКБ результативно работает Координационный совет руководителей компетентных органов государств – членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ).

Начиная с 2008 года, в формате ОДКБ проводятся оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции «Нелегал», направленные на выявление и предотвращение нарушений миграционного законодательства, в том числе гражданами третьих стран.

За это время в ходе проведения операции «Нелегал» были пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. Только в 2016 году выявлены сомнительные финансовые операции на сумму около 1,5 млрд. долларов США, вскрыты сотни каналов торговли людьми.

Безопасность информационного пространства

В Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года отмечено, что одним из основных факторов, отнесенных к современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ, является стремление к достижению стратегических целей с использованием силы, в том числе и информационного давления, использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, манипулирования общественным сознанием, применения информационных технологий в так называемых «комплексных» или «гибридных» технологиях.

В формате ОДКБ формирование системы информационной безопасности в интересах государств – членов Организации началось с 2006 года. За это время на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ принято более десяти нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств – членов Организации в этой сфере.

В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности.

Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств – членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере.

На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции ПРОКСИ (от полного названия «противодействие криминалу в сфере информации»). Основной целью операции является выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах сети Интернет информационных ресурсов, содержание которых наносит или может нанести ущерб национальной и коллективной безопасности государств – членов Организации.

Всего в ходе операции ПРОКСИ с 2009 года было выявлено около 80 тысяч информационных ресурсов, имеющих значение для оценки угроз коллективной безопасности. Деятельность свыше 32 тысяч из них приостановлена или заблокирована. При этом выявлено около 60 тысяч фактов, свидетельствующих о возможном совершении преступлений. По итогам проверок полученных материалов возбуждено более 15 тысяч уголовных дел.

В декабре 2014 года Советом коллективной безопасности ОДКБ было принято Решение о создании Консультационного координационного центра Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам реагирования на компьютерные инциденты (ККЦ).
В рамках ее деятельности в настоящее время завершается актуализация перечня наиболее важных объектов национальной информационной инфраструктуры, обеспечение безопасности которых требует совместного мониторинга. Налажен процесс обмена информацией о кибератаках.

Важной задачей ОДКБ является подготовка и переподготовка специалистов по всем направлениям ее деятельности. Ежегодно в ВУЗах МО, МВД, МЧС, ФСБ РФ обучаются на льготных условиях или безвозмездно порядка 1,5 тыс. человек из государств – членов Организации. На аналогичных условиях идет обучение слушателей из стран ОДКБ в профильных ВУЗах Армении, Беларуси и Казахстана.

Кроме того, в учебных заведениях высшего профессионального образования Российской Федерации по различным гражданским специальностям ежегодно обучается порядка 200 представителей государств – членов Организации.

Парламентское сотрудничество

16 ноября 2006 года в г. Санкт-Петербурге состоялось заседание членов Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, являющихся членами ОДКБ, на котором было принято решение создать Парламентскую Ассамблею ОДКБ.

В декабре 2010 года решением СКБ ОДКБ Парламентская Ассамблея внесена в Устав ОДКБ как орган межпарламентского сотрудничества. Основной формой работы Парламентской Ассамблеи являются пленарные заседания, которые проводятся, как правило, не реже одного раза в год. Внеочередные пленарные заседания могут быть созваны Советом ПА ОДКБ.

Организацию деятельности Парламентской Ассамблеи осуществляет ее Председатель и Совет, состоящий из руководителей парламентов (руководителей палат парламентов). В настоящее время Совет возглавляет Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володин В.В.

Заседания Совета проходят как в Санкт-Петербурге, так и в столицах государств – членов ОДКБ. При Совете Парламентской Ассамблеи функционируют Координационное совещание председателей комитетов (комиссий) по обороне и безопасности парламентов государств — членов ОДКБ и Экспертно-консультативный Совет.

Рабочими органами Ассамблеи являются три Постоянные комиссии: по политическим вопросам и международному сотрудничеству, по вопросам обороны и безопасности, по социально-экономическим и правовым вопросам и Информационно-аналитический правовой Центр, которые проводят заседания два раза в год. Постоянно действующим рабочим органом является Секретариат Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

Информационная работа

В информационной сфере работа ОДКБ акцентируется на формировании механизма информационно-аналитического взаимодействия в рамках Организации, координации подходов в информационной политике в интересах коллективной безопасности.

Немаловажную роль в этих вопросах играют Научно-экспертный совет (НЭС) ОДКБ, в состав которого входят представители высокого уровня ведущих научно-исследовательских организаций государств – членов,

Аналитическая ассоциация ОДКБ, объединяющая в своей работе около 30 информационно-аналитических структур государств – членов ОДКБ и Университетская лига ОДКБ, в которую входят около 30 высших учебных заведений из всех государств — членов Организации.

В формате ОДКБ активно проводится с акцентом на молодежь культурно-просветительная работа, в рамках которой на регулярной основе проводятся совместные спортивные мероприятия, состязания по военно-прикладным видам спорта.

Информационное сопровождение деятельности ОДКБ и ее рабочих и вспомогательных органов ведется с широким применением возможностей цифровой дипломатии, в том числе на официальном интернет-сайте Организации, а также через регулярное и широкое освещение ее практической деятельности на площадках ведущих информационных ресурсов государств – членов ОДКБ и мировых СМИ.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста