Что такое выписки конспект

Тезисы. Выписки

Урок 37. Русский язык 11 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Тезисы. Выписки»

· Выясним, что такое тезисы.

· Узнаем, как правильно составлять тезисы.

· Выясним, как оформляются выписки.

На прошлом уроке мы научились составлять планы готового текста или будущего сообщения.

Например, если нам нужно рассказать об истории русской письменности, план может выглядеть примерно так:

· Докириллическая письменность славян

· Деятельность Кирилла и Мефодия

· Первые славянские алфавиты

· Кто был создателем кириллицы?

· Основные реформы кириллицы

И сейчас мы составили простой тематический план, поскольку каждый пункт – это просто обозначение того, о чем мы собираемся сказать.

Но что именно мы будем говорить в этих пунктах? Иногда хочется, чтобы информация в плане стала более подробной.

Попытаемся развернуть каждый пункт нашего плана и понять, что именно мы будем доносить до слушателя в той или иной части речи.

Например, в первой части речи мы можем обозначить, что гипотез о докириллической письменности славян существует много, но существование этой письменности так и не считается подтверждённым.

Дальше нам придётся кратко обрисовать, кто такие Кирилл и Мефодий.

Переходим к алфавитам – мы знаем, что это глаголица и кириллица. Основную мысль можно выразить так: глаголица была создана раньше кириллицы, однако не прижилась из-за своей сложности.

Четвёртый пункт нашего плана. Тут мы ответим на вопрос. Создателем кириллицы считают ученика Кирилла Климента.

Про реформы кириллицы можно говорить долго. Но допустим, что мы обозначим только петровскую реформу и реформу тысяча девятьсот восемнадцатого года.

И вот у нас получился план уже совершенно другого вида. Это то, что называется тезисным планом.

Но что же такое тезисы? Обычно с этим понятием мы сталкиваемся при изучении истории. Или при написании научных работ.

Тезисыэто кратко сформулированные основные положения сообщения, книги, статьи.

Из каждой части текста мы можем сделать какой-то вывод, как-то обобщить информацию в тексте.

И значит, мы можем выписать тезисы – в своей формулировке или в виде цитат.

При этом тезис не просто озаглавливает часть текста, а кратко излагает её положение.

Читайте также:  Когда подписывается приказ об отчислении после защиты диплома

Посмотрим, как один и тот же пункт плана будет выглядеть в тезисах.

Если в простом плане есть пункт «Таинственное происшествие», то тезис может звучать так: «С утра все соседи говорили о чём-то таинственном». Если в плане мы обозначили какие-то рассуждения так: «Гасить ли свет»? – то в тезисах это будет звучать утвердительно: «Уходя, гасите свет!»

Перед тем, как составить тезисы, обычно составляют общий план речи.

Посмотрим на примере первых пунктов из двух наших планов, чем отличается план от тезиса.

В тематическом плане мы использовали назывное предложение. А тезис – это обычное двусоставное предложение.

Пункт плана – это разновидность заглавия: обозначается то, о чём говорится в предложении.

А тезисы – это очень краткий пересказ части текста: показывается, что именно говорится в тексте.

Считается, что сформулировать тезисы текста довольно сложно. Это требует не только знания материала, но и умения формулировать основную мысль очень сжато.

Но если тезисы сформулированы правильно, они могут серьёзно помочь при подготовке к реферату, докладу и так далее.

Как правильно составить тезисы? Примерно так же, как и составить план.

Сначала мы читаем текст по абзацам.

Обязательно выделяем ключевые слова.

Определяем тему каждого абзаца.

Нужно осознать мысль автора, которую он вкладывает в каждую часть текста.

После этого нужно сопоставить результаты. Если нужно, мы объединяем абзацы.

И если тезисы составлены правильно, мы сразу же увидим это по их признакам:

— наши тезисы будут краткими и информативными, в них не будет лишней информации.

— эмоции в них тоже будут отсутствовать.

— при этом мы по тезисам сможем проследить логическую связь между всеми частями сообщения.

— наконец, мы должны легко понимать текст тезисов.

Но тогда получается, что тезисы – это просто очень краткий пересказ текста?

Да, получается так. Краткий и безэмоциональный.

Итак, тезисы – это краткое изложение основных положений текста.

Тезисы формулируются в виде двусоставных предложений.

Тезисы содержат основную мысль каждой части текста.

Тезисы можно выражать в своей формулировке или в виде цитат.

Кстати, о цитатах. Всю ли информацию в тексте мы можем сократить?

Иногда мы не можем весь текст пересказать в тезисах. Ведь некоторые элементы этого текста слишком важны, и нам нужно донести до слушателей мысль полностью.

Допустим, что какой-то абзац настолько важен, что нам хочется использовать его в своей работе целиком.

В таком случае мы обращаемся к выпискам.

При таком виде работы с текстом информация передаётся дословно, записывается точно.

Посмотрим, как выглядит одна из страниц статьи Гоголя «Несколько слов о Пушкине».

Вот она. И предположим, что мы делаем реферат о Пушкине-драматурге.

На этой странице мы можем отыскать подходящую для нас информацию – последнее предложение. Это – та часть, которая нужна нам.

Но как эта часть будет выглядеть при вставке в наш реферат? Мы перепишем её полностью, ничего не изменяя. Только обязательно возьмём её в кавычки.

Читайте также:  Когда можно подать заявление на налоговый вычет по иис

Знакомый способ оформления! Выписка обычно оформляется как цитата. Но мы должны указать источник такого цитирования – например: «Гоголь. Несколько слов о Пушкине». Здесь мы просто указали автора и произведение в скобках. Но обычно нужно указывать не только название произведения, но и главу, часть, страницу.

Часто такое указание делается в виде сноски в квадратных скобках. Тогда первая цифра обозначает порядковый номер этого произведения в списке нашей литературы. А дальше идёт указание на страницу.

Но зачем нам вообще выписки?

Иногда в книге может быть не всё посвящено тому вопросу, который мы собираемся рассмотреть. Тогда мы просто выписываем те моменты, которые нам нужны.

Или же при подготовке к выступлению мы просматриваем несколько книг. И во всех есть нужная нам информация, просто она чем-то отличается. Тогда мы делаем выписки, чтобы сопоставлять информацию, приводить мнения из разных источников.

При этом делать выписки можно по-разному. Кому-то удобен классический способ: выписывание текста на бумагу. Кто-то работает с документами на компьютерах и оформляет выписки при помощи команд «Копировать» и «Вставить». А кто-то вообще фотографирует нужный текст!

Главное – чтобы выписки в вашем готовом выступлении были правильно оформлены.

Итак, выписка – это дословная, точная запись какой-либо части текста. Выписки обычно оформляются в виде цитат.

При оформлении выписки необходимо указать её источник.

Выписки могут нам помочь при подготовке к докладу, сочинению, реферату и так далее.

Источник

Информационно-библиотечный центр МБОУ «ИТ- лицей №24»

Блог для обучающихся, родителей и педагогов гимназии

Страницы

Основные виды записей: выписки, план, конспект, тезисы

  1. Определите цель составления конспекта.
  2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
  3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
  4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
  5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
  6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
  7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.
  8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
  9. Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает. «, «раскрывает. «).
  10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

1. Познакомьтесь с содержанием текста.
2. Составьте план.
3. Определите основное содержание каждой части текста.
4. 3апишите его своими словами. При необходимости подтвердите записанное цитатой.
5. Если мелкие смысловые части трудно озаглавить, записывайте их в виде тезисов.
б. Следите за авторской логикой. По поводу записанного выражайте свою точку зрения. Начинайте словами: «Я думаю. », «На мой взгляд. ».

Читайте также:  На сколько дней дается доверенность на получение товара

Источник

Уроки № 52-53. Выписки. Конспект (А.И. Власенков, русский язык, 10 кл., базовый уровень)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Знакомство с видами работы с текстом: выписки, конспект.

Скачать:

Вложение Размер
uroki_52-53_vypiski._konspekt._-10_kl.doc 26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Выписки. Конспект

Цель: познакомить учащихся с выписками и конспектом как видами работы с текстом; сформировать соответствующие первичные умения.

I. Актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся.

Проверка домашней работы.

1) Обсуждение сложного плана одного из учащихся: «Жизненный и творческий путь писателя…» (упр.133)

2)Чтение одним из учащихся тезисов фрагмента литературно-критической статьи (упр. 134).

3) Проверка составленных аннотаций (выполнение упр. 142-144).

II. Реализация смысла. Объявление темы и целей урока.

1) Работа учащихся с материалами учебника по теме «Выписки. Конспект» (стр. 103, 106-107).

2) Выполнение упр. 135, 137.

-1 вариант. — Что такое выписки?

— 2 вариант. — Что такое конспект?

IV. Домашнее задание.

1) Подготовить ответы на вопросы:

— В чём различие выписок от конспекта?

— Зачем нужны выписки?

— Каковы требования, предъявляемые к ним?

— Как составляется конспект?

2) Назвать учащимся литературно-критическую статью, из которой необходимо сделать выписки, и дать задания по группам (упр. 136).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики в 11 классе на тему: «Построение изображений в линзах»(Базовый уровень, УМК под редакцией Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик)

Дана полная разработка урока по теме «Построение изображений в линзах».

Уроки № 28-30. Официально-деловой стиль (11 класс, русский язык, А.И. Власенков)

Повторение и обобщение об официально-деловом стиле речи. Практическое овладение составлением деловых бумаг.

Рабочая программа по английскому языку 5класс Базовый уровень Основное общее образование

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по английскому языку В.Г.Апалькова, Ю.Е.Ваулиной, О.Е.Подоляко «Программы образовательных учреждений» Английский язык. Предметная линия учебн.

ОУД.02 Иностранный язык (английский) базовый уровень

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Иностранный язык» (английский) явялется частью общеобразовательной подготовки студентов СПО ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгал.

Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)» (базовый уровень«Rainbow English») для 2 класса

Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 2 класса составлена в соответствии : — Программой «Rainbow English» Английский язык 2-4 классы /авт.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс уровень базовый

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образо­вания, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразо­вательных школ &laq.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по французскому языку, второй иностранный язык (ФГОС) (базовый уровень) для учащихся 8,9 классов

Содержание Планируемые результаты обучения ……………………………………………3Содержание учеб.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста