Что такое приказ общественного призрения при екатерине 2

Приказ общественного призрения

Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.

История

Приказы общественного призрения введены «Учреждением о губерниях» императрицы Екатериной II в 1775 году для управления и развития приютов и учреждений народного образования (устройство и заведование народными школами, сиротскими домами, больницами, аптеками, богадельнями, работными и смирительными домами). Для увеличения финансирования приказов им было разрешено принимать вклады на хранение и выдавать ссуды под недвижимость и государственные процентные бумаги.

Управление народными школами уже в 1782 году перешло к Комиссии об учреждении народных училищ. В 1866 году в ведение губернских правлений и попечительных о тюрьмах комитетов передано управление рабочими и смирительными домами. С введением земских учреждений дела приказов общественного призрения отошли к земству, а финансовые ресурсы были распределены по губерниям с 1 января 1869 года.

По Уставу о общественном призрении, принятом в 1857 году (ред. от 1892 г.), к 1901 году приказы общественного призрения существовали в следующих неземских губерниях:

Порядок работы

Власть каждого приказа распространялась только на одну губернию. Председательствовал в приказе губернатор губернии, также в руководстве приказа состояло 3 члена (заседатели или депутаты), избираемые по одному от дворянства, городского общества губернского города и поселян. В некоторых губерниях сюда присоединялись губернский предводитель дворянства и член приказа, назначаемый по усмотрению министра внутренних дел. Все дела решались в присутствии всех членов приказа.

Доходы приказа формировались из процентов неприкосновенного фонда в билетах комиссии погашения государственных долгов и в облигациях главного общества железных дорог. Кроме того финансирование приказов осуществлялось за счёт пособий от городов и казны, пожертвований, пени и штрафов (взыскания за невыполнение в двухгодичный срок раздела в наследственном имении, за нарушение постановлений о питейном сборе и прочее), хозяйственных и прочих доходов (доходы от рабочих домов, фабрик и т. п.). Несмотря на неудовлетворительность состава и скудность средств, некоторые приказы развили довольно успешную деятельность по общественному призрению.

Источник

Приказ общественного призрения: особенности, история, создание и интересные факты

В XVIII веке жизнь основного населения России (крестьянства) была нелегкой. Наделы маленькие, подати большие, а еще и помещику нужно барщину отрабатывать. Некоторые не выдерживали и подавались в города, но там было еще хуже — редко кому удавалось выбиться «в люди». Целые шайки нищих бродили по улицам, ночью в некоторые районы лучше было не соваться — получишь нож в спину. Правители сначала пытались бороться с этим насильственными методами — арестами, ссылками в Сибирь и телесными наказаниями. Но нужны были и другие меры, и в 1775 году императрицей Екатериной Великой были созданы приказы общественного призрения — первые в России учреждения благотворительной помощи.

Предыстория и причины зарождения

Нужда в создании приказов общественного призрения назрела еще в начале XVIII века. Сам Петр Великий пытался решить эту проблему, учреждая в 1724 году городские магистраты. Этим органам местного самоуправления предписывалось, помимо всего прочего, содержать смирительные дома (тюрьмы), школы и сиротские приюты. Это был первый случай в истории России, когда государство попыталось взять под опеку неимущие слои населения. Но всего через год после этого император скончался, а магистраты из влиятельных органов самоуправления превратились в мелкую судебную инстанцию.

Создание приказов общественного призрения

Екатерина была продолжательницей всех начинаний Петра и осуществила многое, что не удалось ее великому предшественнику. Но она решила не налагать функции социальной помощи на губернаторские канцелярии, а создать для этого особые учреждения. И в 1775 году указом императрицы в каждой губернии создали свой приказ общественного призрения. В его главе становился губернатор, который и контролировал работу учреждения. Помогали ему в этом три выборных депутата от каждого сословия — дворянства, мещанства и поселян.

Читайте также:  Справка госслужащего где посмотреть

Средства приказам выделяли весьма скудно: как раз в этот момент Россия вела войны с Турцией, и сильно тратиться на содержание приказов общественного призрения бюджет не мог. Финансовый вопрос решался в основном за счет частных пожертвований, взыскания штрафов и прочих нерегулярных доходов. Зато у отдельных губернских приказов была практически полная самостоятельность: формально все они подчинялись министерству внутренних дел, но власть практически не вмешивалась в их работу.

Деятельность приказов общественного призрения

Задачи перед приказами ставились обширные — содержание богаделен, приютов, сумасшедших домов, аптек и бесплатных больниц, и даже пенитенциарных учреждений — открывали так называемые смирительные дома, где отбывали наказания за мелкие преступления вроде телесных повреждений. Кроме того, до определенного периода всем начальным образованием в России заведовали приказы общественного призрения — все народные (то есть бесплатные) школы находились в его ведении. Некоторым своим воспитанникам приказы спонсировали даже высшее образование — в 1841 году более 4500 тысяч человек обучались в университетах за счет этих учреждений.

Основные успехи

Но основным направлением работы приказов было устройство больниц. Здравоохранение России в то время находилось на крайне низком уровне. Крестьяне не могли себе позволить ехать в город и нанимать врача за большие деньги и лечились чем придется. Был очень высокий уровень детской смертности: почти в каждой семье, даже дворянской, было по умершему ребенку. Приказы открывают новые бесплатные лечебницы по всей территории Российской империи. Там могли получить помощь неимущие слои населения — рабочие, мастеровые, бродяги, арестанты, вольноотпущенные крестьяне. Параллельно создаются сиротские приюты для «подкидышей» — малышей, которых в младенчестве бросили родители.

Финансовые проблемы

На все вышеперечисленное приказам нужны были деньги, и пожертвований на все не хватало. В 1775 году, сразу после своего указа, Екатерина пожертвовала каждому губернскому приказу 15 тысяч рублей — большая сумма для того времени. Для сравнения: размер подушной подати (аналог сегодняшних налогов) составлял для крестьян от 1 до 2 рублей в год. Но даже таких огромных средств надолго не хватило. Сыграла свою роль и коррупция. Для содержания приказов им было разрешено вести финансовую деятельность. Деньги приказам приходили:

  • из частных пожертвований;
  • штрафов, сборов и других мелких денежных поступлений;
  • возвращения ссуд (каждый человек мог взять в долг до 500 рублей);
  • доход от работных домов и фабрик, которые принадлежали приказам;
  • доход от продажи займов.

Со временем финансовая деятельность приказов вытеснила их первоначальную функцию как органов социальной защиты. Так, Ярославский приказ общественного призрения все средства, полученные в 1777-1784 годах, роздал под проценты в качестве займов! Приказы начали открывать свои сберкассы по всей стране и вскоре могли превратиться в первые банки.

Дальнейшая история

Вскоре начался более тщательный контроль со стороны государства над финансовой деятельностью приказов. Уже при Александре Первом были введены более жесткие правила контроля над доходами этих учреждений. Ведь многие губернаторы использовали средства для своих собственных нужд, направляя их на строительство особняков, сады и фонтаны. Теперь МВД начало жестко контролировать все ссуды приказов, ограничивая ставку по ним в 6 % годовых. Тем не менее это не означало свертывания благотворительности — пример подавала сама вдовствующая императрица Мария Федоровна. Она из своих личных средств спонсировала открытие нескольких образовательных учреждений в Москве, Харькове и Симбирске. А основанное ей Московское ремесленное училище со временем выросло в МВТУ — Московский технический университет им. Баумана.

Упадок приказов

Со временем роль приказов общественного призрения в России начала падать. Многие меценаты — купцы, помещики — жертвовали свои деньги напрямую на строительство больницы, приюта или училища, минуя приказ. Так гораздо надежнее — и больше почета, и деньги не разворуют. После великих реформ Александра Второго многие их функции перешли земским учреждениям — контроль за народным образованием, больницами и приютами. С 1 января 1869 года все оставшиеся у приказов общественного призрения средства были распределены по губерниям, а сами они в большинстве регионов — расформированы.

Читайте также:  Когда подают заявление во дворец бракосочетания

Но на этом их история не закончилась. До начала ХХ века еще в 13 не земских губерниях и области войска Донского приказы существовали, и весьма успешно. А русская благотворительность принимала новые, более развитые формы, уже не зависящие от государства. Так, во время правления Николая Второго был создан Комитет по разбору нищенствующих, который решал задачи по помощи неимущим. Правительство в связи с угрозой революции и бунтов не поддерживало эти начинания, но, несмотря на это, в 1910 году состоялся I Съезд русских деятелей по призрению, объединивший представителей самых разных сословий в деле социальной помощи. Второй съезд в 1914-м должен был уже решать конкретные вопросы по помощи беднякам и нищим, но помешало начало Первой мировой войны.

Источник

Ведомства

Приказы общественного призрения – губернские учреждения, о создании которых распорядилась Указом от 7 ноября 1775 года императрица Екатерина II. Они помогали бедным, организуя приюты, лечебные и учебные заведения. Деятельность Приказов регламентировал закон «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (краткое название «Учреждение о губерниях).


Императрица Екатерина II

Приказам предписывалось создавать народные школы, богадельни, больницы, дома для сумасшедших, работные, сиротские дома и надзирать за ними. Согласно закону, деятельность каждого Приказа общественного призрения представляла собой «источник благодеяний несчастным и бедствующим в роде человеческом».

Управлял Приказом под председательством губернатора попечительский совет из шести заседателей от местного сообщества: двух выборных из местных дворян, двух из купцов и мещан, двух выборных из крестьян. Приказы могли приглашать на заседания предводителя дворянства и городского голову. Такая организация Приказов воплощала идею Екатерины II об общественном участии в деле помощи бедным. С 1802 года, после учреждения министерств, Приказы подчинялись Министерству внутренних дел.


Фрагмент из закона «Учреждение о Губерниях», относящийся к деятельности Приказов общественного призрения. 1775

Первыми открылись губернские Приказы в Новгороде (1776), Твери и Ярославле (1778), Владимире, Костроме, Курске и Пскове (1779). В 1780–1782 годах они начали действовать еще в 24 губерниях, включая Санкт-Петербургскую и Московскую. К 1800 году Приказов насчитывалось уже 40, а к 1830 году – 57.

Каждому Приказу отпускалось 15 тыс. руб. из бюджета губернии в качестве начального капитала. Кроме того, Приказы до 1860 года выполняли функцию государственных кредитных учреждений (банков в стране еще не было) и таким образом получали возможность для дополнительного изыскания средств. Помещики, а с 1806 года и купцы, могли получить ссуды под залог недвижимости с уплатой 5-6 процентов годовых. Деньги, полученные Приказами за предоставление ссуд, шли на благотворительность.

Закон разрешал Приказам принимать пожертвования: «Буде же случится, что частный человек, или какое-то общество, или город, или селение захотят установить которое-нибудь из… учреждений… то Приказ общественного призрения не чинит в том никому препятствия». Так возникали заведения, созданные и содержавшиеся на частные средства. С 1846 года в пользу учреждений, подведомственных Приказам, проводились кружечные сборы.

Обязанности Приказов подробно описаны в статье 393 «Учреждения о губерниях». Попечительский совет собирался в период «от 8 января до страстной недели» – между Рождеством и Пасхой. Выборные заседатели решали вопросы приема и реализации пожертвований, подписывали контракты на строительство и ремонт зданий, рассматривали прошения о приеме в заведения, заботились об обеспечении питанием и одеждой их обитателей. Одних (сирот, немощных стариков, заболевших) принимали по личному заявлению, других по рекомендации священника или полицейского, следящего за порядком на вверенной ему территории. Процедура приема в заведения, условия проживания, распорядок дня также регламентировались законом.

Исполнение решений Приказа контролировал попечитель каждого заведения и выполнял персонал под руководством ответственного лица, например штатного доктора. Делопроизводство Приказа по поручению губернатора вел один из сотрудников губернской канцелярии. Деньги Приказа хранились в губернском казначействе «при строгом учете прихода и расхода». Годовые и полугодовые отчеты отправляли министру в Петербург.

Читайте также:  Где взять справку формы 25 для одиноких матерей


Дом призрения ближнего в Ярославле, основанный в 1786 году. Фото начала ХХ века, когда в здании размещалась гимназия

К середине 1830-х годов заведений, построенных на частные средства, было уже полтора десятка. Среди них Дом призрения ближнего в Ярославле (1786), богадельня в Оренбурге (1819), Странноприимный дом в городе Торопце Псковской губернии (1820), больница в Калуге (1826) и другие.

В Доме призрения ближнего в Ярославле воспитывались сироты обоего пола, кроме детей крепостных крестьян. Заведение создали на пожертвования 150 местных жителей, откликнувшихся на призыв генерал-губернатора Алексея Мельгунова. Постройка каменного здания обошлась в 18 тыс. руб. (сейчас – корпус Ярославского университета имени П.Г. Демидова). Содержалось это заведение на проценты с пожертвованных капиталов. Самый большой взнос поступил от владельца кожевенного завода Ивана Кучумова и его семьи – более 23 тыс. руб.


Портрет ярославских деятелей благотворительности – губернатора Алексея Мельгунова и купца Ивана Кучумова. Художник Дмитрий Коренев. 1780-е годы

В Оренбурге богадельня на 25 человек была создана на капитал в 10 тыс. руб., пожертвованный коллежским асессором Шапошниковым (имя неизвестно). Странноприимный дом в Торопце Псковской губернии устроили на средства местного уроженца, петербургского прокурора Нефедьева (имя неизвестно). Благотворитель пожертвовал каменный дом стоимостью 12 тыс. руб. и капитал 50 тыс. руб. «для призрения 24 человек, обремененных старостью, изувеченных и лишенных средств к пропитанию», как было указано в его прошении на имя императора Александра I. В Калуге купец первой гильдии Иван Золотарев пожертвовал для больницы двухэтажный дом и 50 тыс. руб.


Портрет калужского купца-благотворителя Ивана Золотарева. Неизвестный художник. Первая половина XIX века

Количество заведений в ведении Приказов с каждым годом увеличивалось. В 1802 году их было 333 (о числе призреваемых данных нет), в 1833 – 402 (118 738 призреваемых), в 1852 – 827 заведений (235 593 призреваемых). В 1862 году в Приказах числилось 768 благотворительных заведений, в том числе 519 больниц, 44 дома умалишенных, 64 учебно-воспитательных заведения (сиротских и воспитательных домов, училищ, фельдшерских школ), 111 богаделен и инвалидных домов, 30 смирительных и работных домов.

К 1810 году капиталы Приказов составляли 6 млн руб., к 1825 – уже 25 млн руб., к 1834 – 39,5 млн руб. А к 1862 году сумма эта выросла почти до 100 млн руб. Для дополнительного прироста капиталов деньги Приказов хранились в ценных бумагах, как правило, в облигациях Главного общества российских железных дорог под четыре с половиной процента годовых.

Создание Приказов было прогрессивным явлением для эпохи конца XVIII – начала XIX века: социальная и медицинская помощь стала доступной для многих людей из непривилегированных слоев. Однако с 1810-х годов эффективность работы Приказов снижается. Постепенно их деятельность выходит из-под контроля местных заседателей, и управление сосредоточивается в руках чиновников. Приказы бюрократизируются. В результате ревизий, проведенных Министерством внутренних дел в 1826 году, вскрылось воровство Тульском, Курляндском, Гродненском губернских Приказах. Проворовавшиеся чиновники пошли под суд.

Земская реформа 1864 года упразднила Приказы в 34 губерниях, передав заведения под контроль земского и городского общественного управления. В 1901 году Приказы действовали лишь в 15 губерниях Европейской части России, а к 1914 году их число вовсе сократилось до семи. В 1918 году Приказы прекратили существование.

Для дальнейшего чтения:

1. Мушинский К. Устройство общественного призрения в России. СПб., 1862.
2. Подробное обозрение благотворительных действий Приказов общественного призрения // Журнал Министерства внутренних дел. 1856. Ч.ХVI. Кн.3. Отд.2. С.146–162.
3. Максимов Е.Д. Приказы общественного призрения в прошлом и настоящем // Трудовая помощь. 1901. №№9–10.
4. Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX века. М., 2005. С.183–192.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста