Что такое монастырский устав кратко

Устав монашеский

Уста́в мона́шеский – свод основ­ных зако­нов и правил пра­во­слав­ного мона­стыря, опре­де­ля­ю­щих его внут­рен­ний строй, регу­ли­ру­ю­щих духов­ную жизнь братии.

Мона­ше­ский Устав не явля­ется только внеш­ним фор­маль­ным доку­мен­том. Мона­ше­ский Устав при­зван упо­ря­до­чить внут­рен­нюю жизнь оби­тели, и тем самым, создать хри­сти­ан­ским подвиж­ни­кам наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для тща­тель­ного испол­не­ния еван­гель­ских запо­ве­дей. Сле­до­ва­ние мона­ше­скому Уставу – одно из усло­вий спа­се­ния и стя­жа­ния хри­сти­ан­ского совер­шен­ства для под­ви­за­ю­ще­гося монаха.

Древ­ней­ший мона­ше­ский Устав – Устав пре­по­доб­ного Пахо­мия Вели­кого, данный ему анге­лом для Тавен­не­сий­ского мона­стыря в Египте (4 в.). За ним по вре­мени сле­дуют «Пра­вила мона­ше­ские» свт. Васи­лия Вели­кого (4 в.), Устав прп. Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина (5 в.), Устав прп. Бене­дикта Нур­сий­ского (6 в.). Мона­ше­ские Уставы сыг­рали огром­ную роль в раз­ви­тии бого­слу­жеб­ного Устава (Типи­кона) Пра­во­слав­ной Церкви. Основ­ными в фор­ми­ро­ва­нии бого­слу­жеб­ного Устава (Типи­кона) были Уставы Иеру­са­лим­ский (или пре­по­доб­ного Саввы Освя­щен­ного), Сту­дий­ский (допол­нен­ный Иеру­са­лим­ский) и Устав Вели­кой церкви – Святой Софии в Кон­стан­ти­но­поле.

«В исто­рии раз­ви­тия хри­сти­ан­ского бого­слу­же­ния особую и чрез­вы­чайно боль­шую роль сыг­рало мона­ше­ство. Из него напол­ня­лись ряды высшей иерар­хии, оно питает про­све­ще­ние и лите­ра­туру, но в осо­бен­но­сти велико его вли­я­ние на бого­слу­же­ние. Глав­ная работа здесь должна быть отне­сена на счет пале­стин­ского и синай­ского мона­ше­ства. В пале­стин­ских мона­сты­рях цен­траль­ною фигу­рою явля­ется пре­по­доб­ный Савва Освя­щен­ный (532 г.). В мона­сты­рях слу­жеб­ный устав был готов уже к IX в. С этого вре­мени ему оста­ва­лось опре­де­литься только в самых мелких част­но­стях и подроб­но­стях. И тогда устав принял вид и харак­тер тол­ко­вого Типи­кона. Было два глав­ных устава – Типи­кон Иеру­са­лим­ской Церкви и вели­кой Кон­стан­ти­но­поль­ской». (М.Э. Поснов. Исто­рия Хри­сти­ан­ской Церкви)

Источник

Устав Монастыря – Свод Правил Проживания и Богослужений

Устав Монастыря – понятие этих слов

Понятие Устав монастыря известно далеко не каждому. Между тем, это — основной закон монастырской жизни конкретной обители. Его можно сравнить в определённой мере по смыслу с Конституцией государства. Монастырский устав — это свод правил проживания монахов в общежительных монастырях, который может содержать также порядок совершения богослужений.

Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию и т.д.), так и литургический раздел.

Свято-Троицкая Сергиева лавра — крупнейший мужской монастырь РПЦ

Не преследуя цели подробного изучения структуры текста и содержания Устава монастыря, ограничусь лишь изложением некоторых извлечений из монастырских уставов. Причём, постараюсь сделать это в доступной форме, понятной обычному невоцерквлённому человеку, мало знакомому с жизнью монастырей.

На кого распространяется Устав Монастыря

Устав монастыря содержит положения, касающиеся как общего уклада жизни обители, так и отдельных моментов нравственного поведения его обитателей. Причём установленные правила обязательны для всех, кто связан с жизнью монастыря. Они касаются Настоятеля обители и монахов, трудников и послушников, лиц, других категорий монастырской иерархии. Распространяются такие Правила и на тех, кто лишь в той или иной степени соприкасается с монастырской жизнью. Совсем не обязательно, чтобы такие лица входили в структуру её иерархии. К примеру, — на паломников, странников, обычных туристов – посетителей обители.

Особенности монастырских уставов

Монастырь обычно имеет свой определённый устав, который так или иначе отличается от уставов других монастырей. В каких-то монастырях устав устанавливает очень строгий режим. В других бывает наоборот — вольготно живётся всем живущим в заведении, особенно трудникам. Не секрет, что многие из них приходят в обитель не только и не столько «поработать-во-славу-Божию-и-помолиться», а от того, что просто не имеют своего жилья, то есть, являются бездомными.

Читайте также:  Где брать справку подтверждающую место жительства

Об отношении к вредным привычкам

Среди обитателей обителей, к примеру, среди упомянутых трудников, встречаются лица с вредными привычками. Речь идёт о куреве, алкоголе, азартных играх и т.п. Правила Монастырского устава к подобным вещам однозначно относятся крайне отрицательно. Ни в одном православном монастыре официально нельзя курить. Правилами устава это категорически запрещено. Тем не менее, в ряде случаев живущие там трудники курят где-то в укромным месте, где их не видит настоятель или кто-то из монахов.

Что касается распития спиртного на территории монастыря, то, разумеется, Уставом это также категорически запрещено.

О монастырском укладе жизни

Немного о работе и быте трудников

Согласно Уставу трудники работают в самом монастыре или на работах за его территорией. Разумеется, продолжительность труда Правилами ограничена. На практике трудники работают по 3-6 часов в день (по 5-6 дней в неделю, воскресенье всегда выходной). На работы их отправляет настоятель или его правая рука. За работу трудники получают кров, еду, душ, изредка какие-то деньги (в основном, особо заслуженным и благочестивым работникам). Ну и конечно же, даётся тот душевный покой, за которым (как подразумевается) трудники сюда в монастырь и приходят.

Работа и бытовые условия монахов и послушников

Стоящие на более высокой ступени иерархии монахи и послушники, разумеется, находятся в более привилегированном положении. Они благославляются на выполнение более квалифицированных работ и получают лучшие бытовые условия.

О паломниках

Иногда настоятель или монахи монастыря могут попросить остановившегося у них паломника помочь им чем-то по хозяйству (напрямую иль намёком).

Иногда это означает то, что если паломник не согласится отработать, то его в дальнейшем не очень-то захотят видеть в монастыре. Но всё зависит от конкретного монастыря и настоятеля. Ситуации бывают разные.

Благословение на постой/ночлег

В абсолютном большинстве монастырей, согласно Уставу, благословение на постой/ночлег даёт исключительно настоятель монастыря. Иногда таким правом наделён главный священник церкви, куда обращаются нуждающиеся в поисках ночлега. Причём, такое благословение может получить только православный. Иноверцы такой благосклонностью воспользоваться не могут. Таковы Правила.

В женских монастырях такое благословение даёт настоятельница обители.

Причём, в женских монастырях обычно не разрешат ночевать мужчине, независимо от каких-либо его заслуг. Исключение допускается в тех случаях, когда в монастыре есть специальные помещения для размещения паломников подальше от покоев монахинь.

То же самое и в мужском монастыре. Если там имеются отдельные помещения для паломников, то женщину с благословения настоятеля монастыря могут поселить.

В некоторых особо святых и посещаемых монастырях есть большие апартаменты специально для подобных целей — на 100 человек и более.

Все эти особенности также предусмотрены положениями Устава.

О предоставлении трапезы

Порой в монастыре можно и отобедать. Уставом это разрешается. Для этого достаточно постучать в дверь трапезной и обратиться с соответствующей просьбой. Однако, в большинстве случаев, и для этого необходимо получить благословение настоятеля или иного священника, имеющего право на выдачу разрешения.

Устав Монастыря об утренних и/или вечерних молитвах

Устав православного монастыря обязательно содержит свод правил (особый раздел), которые устанавливают порядок совершения богослужений.

Не всегда, но обычно в православных монастырях проводятся утренние (часов в 6-6.30) и/или вечерние молитвы (обычно после ужина). Также они могут называться «вечерние/утренние правила».

Смоленский Собор Новодевичьего женского монастыря

Следует иметь в виду, что указанные молитвы (правила) — это не те обычные службы, которые проходят в церквях. Это молитвы проводятся для монахов и живущих там же послушников и трудников. Но проходят они также в церкви. Обычно такие молитвы не такие длинные, как церковные службы — минут по 30-60. Туда не приглашают мирян. Несмотря на это, миряне могут приходить на такие молитвы, если ворота монастыря ещё или уже открыты.

Читайте также:  Кто может подавать заявление на выдачу исполнительного листа

На таких молитвах (правилах) каждый молится самостоятельно. Также каждый самостоятельно подходит к иконам, целует их, совершает другие традиционные действия.

Обязательно ли присутствовать на вечерней/утренней молитве и службе?

Тут также всё зависит от строгости учреждения и от положений Устава конкретного монастыря.

Можно ли сидеть во время службы?

В русских православных церквях во время службы традиционно и согласно Уставу сидеть не принято. А, к примеру, в православных церквях на Балканах это вполне допускается. Для этой цели там почти во всех церквях установлены ряды скамеек для прихожан.

Поцелуй руки священника — что это?

Существует обычай, когда в процессе службы/молитвы (как правило в их завершающей части) надо поцеловать руку священника. В этот момент все присутствующие в церкви идут на финальный обход главных икон. Таков ритуал. Предполагая возможные вопросы, приведу цитату из публикации в Интернет-журнале «Православие-Ру» ):

«Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

«В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки…»

«Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану.»

«Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157).»

Крестный ход

В соответствии с Правилами богослужений после вечерней либо утренней молитвы в некоторых монастырях (далеко не во всех. ) совершается крестный ход. Каждый присутствующий на этой молитве выбирает икону и вместе со всеми участниками совершает крестный ход вокруг церкви или прочих монастырских построек. Такие крестные ходы проводятся не только на территории обителей, но даже за их пределами. Процессию крестного хода возглавляют старшины (священники монастыря), которые несут кресты и иконы.

Заключение

Таким образом, Устав Монастыря, устанавливая свод правил проживания и порядка совершения богослужений, играют важнейшую роль в жизни как мужских, так и женских православных общежительных обителей.

Надеюсь, что данная публикация помогла Вам хоть чуточку расширить свои познания о монастырской жизни.

Источник

Монастырский устав

Монасты́рский уста́в — свод правил проживания монахов в общежительных монастырях, который может содержать также порядок совершения богослужений. Возникновение и развитие монастырских уставов тесно связано с появлением Типиконов, определяющих порядок совершения церковных служб. Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию), так и литургический раздел.

Содержание

Возникновение

Возникновение монастырских уставов связано с появлением общежительного монашества. Первый монастырский устав был создан Пахомием Великим для Тавеннисийского монастыря (Южный Египет) в 318 году. Монастырский устав Пахомия стал основой для Василия Великого при составлении им «Пространно изложенных правил для монахов» для основанного им в Каппадокии монастыря. Устав Василия, сохранился в православном иночестве до сегодняшнего дня. На Западе, с его разнообразием монастырских уставов, такие монастыри называется по его имени: «василианские монастыри».

К прочим древнейшим монастырским уставам относятся:

  • Сочинения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина «О постановлениях киновий палестинских и египетских» (в 12 книгах);
  • Устав преподобного Венедикта Нурсийского (VI век) для монастыря в Монте-Кассино, в Италии.

Сведения о правилах проживания монахов в Египетских монастырях V века содержатся в Повествовании святого Софрония, епископа Иерусалимского, и преподобного Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря (описаны правила Нила Синайского).

Древние монастырские уставы предусматривали наказания: за ложь, ропот, лень, гневливость, нерадение о монастырском имуществе и т. п. В качестве наказания для виновного предусматривалось отлучение от причастия, лишение общения в пище и молитве с другими монахами, временное сухоядение.

Читайте также:  Справка что нет коммуникаций на участке

Иерусалимский и Студийский уставы

Византийская эпоха знала огромное количество монастырских уставов, их составляли игумены, архиереи, ктиторы, учреждавшие монастыри. Но наибольшую роль в развитии общежительного монашества сыграли Иерусалимский и Студийский уставы.

  • Иерусалимский устав (устав преподобного Саввы Освященного, написан для основанного им монастыря) в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века. На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.
  • Студийский устав (устав преподобного Феодора Студита, написан для Студийского монастыря) в отличие от Иерусалимского устава напоминает штатное расписание, подробно описывая обязанности по монастырским должностям и послушаниям. Также особенностью Студийского устава по сравнению с Иерусалимским является то, что он был написан для монахов, проживающих в городском монастыре под руководством одного игумена (Савва Освященный написал свой устав для монахов, которые жили в рассеянных пещерах-келлиях и собирались вместе в церкви только для совместного богослужения). Полный текст Студийского устава был записан в конце X — начале XI века, до этого времени существовали только краткие монастырские «Начертания».

Студийский устав был введён на Руси преподобным Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре. Он использовался в России до XIV века, когда был вытеснен Иерусалимским уставом, получившем распространение на Востоке.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Монастырский устав» в других словарях:

Устав (значения) — Устав: Устав древнейший тип написания кириллических букв славянского алфавита, характеризующийся строгой геометричностью, отсутствием наклона букв и промежутков между словами. Устав свод правил, регулирующих организацию и порядок… … Википедия

Общежительный устав — Пахомий Великий, автор первого монастырского устава Монастырский устав устав, определяющий правила проживания монахов в общежительных монастырях, а также порядок совершения богослужений. Возникновение и развитие монастырских уставов тесно… … Википедия

УСТАВ МОНАСТЫРСКИЙ (СКИТСКИЙ) — выдающееся произведение русской духовной и научной мысли, воплотившее в себе основные идеалы и понятия Святой Руси, ставшее своего рода энциклопедией отечественной духовности конца XV XVI вв. Создан великим русским святым Нилом Сорским. Состоит… … Русская история

АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… … Православная энциклопедия

Корнилий Комельский — (1455 – 19 V 1537 г.), автор монастырского устава и книгописец. Основным источником биографических сведений о К. служит его Житие, написанное в 1589 г. его учеником Нафанаилом Корнилиевским. Уроженец Ростова из рода Крюковых, К. в молодые годы… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Нил Сорский — знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Род. около 1433 г., принадлежал к крестьянскому роду; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Н. занимался списыванием книг, был «скорописцем». Более… … Большая биографическая энциклопедия

Спасо-Преображенский монастырь (Казань) — У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо Преображенский монастырь. Монастырь Спасо Преображенский монастырь … Википедия

Нил Сорский — знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г., в крестьянской семье; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был скорописцем . Более точные сведения… … Биографический словарь

БУДДИЗМ — вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является… … Православная энциклопедия

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста