Чем ведал сибирский приказ

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ (1637–1763), центр. гос. орган, ведавший упр-нием Сибири. В 1590-х гг., после основания 1-х рус. поселений, тер. Сибири подчинялась Посольскому приказу, и дела вели дьяки Андрей Щелкалов, Василий Щелкалов (в 1593–94) и Иван Вахромеев (1596–99). В 1599 центр. упр-ние Сибирью перешло в ведомство Приказа Казанского дворца. Тер. сиб. «украины» Московского царства увеличивалась, упр-ние ею усложнялось. В 1620-е гг. назрела необходимость создать спец. центр. орган по делам этой территории, так в 1627–29 возник вр. Приказ сиб. дел. Указом от 19 февр. 1637 был образован новый центр. гос. орган – Сибирский приказ, с 1 апр. приступивший к работе. Вначале С. п. располагался в Кремле, а с 1670 в Новом гостином дворе (Китай-город), в бывш. таможне, где и находился до ликвидации (1760-е гг.). Возглавлял С. п. судья, в состав приказа входили дьяки, 1-й был товарищем судьи, 2-й руководил работой канцелярии, а также подьячие: в 1646–47 – 21 чел., в 1669 – 26, в 1675 – 32 чел. До кон. века их кол-во колебалось от 32 в 1681 до 34 в 1697. Структура С. п. строилась в осн. по территор. принципу, в 1699 он состоял из Тобольского, Томского, Ленского и Мангазейского столов. Кроме столов, в состав приказа входили палаты, занимающиеся хранением и реализацией продуктов натур. ясач. сборов: Расценочная – прием и оценка пушнины и др. товаров; Купецкая – надзор за государевыми купцами, торговавшими казен. товарами в России, Зап. Европе, Китае, на Ближ. Востоке; Казенная – контроль над казной приказа. В палаты избирались представители «гостей» и торг. людей «гостиной сотни», выполнявшие обязанности целовальников. Их работа считалась казен. службой и не оплачивалась. Кроме них, в состав палат входили скорняки, обрабатывавшие меха. Деят-ть С. п. охватывала всю Сибирь, от Уральских гор до Тихого океана, и все разряды населения: рус. служилых и посадских людей, вольных «промышленных людей», крестьян, ссыльных, а также корен. нерус. население. С. п. ведал адм., фискал., тамож., воен. делами; участвовал в орг-ции дип. сношений России с Китаем, с монг., казах. и калмыц. правителями; назначал воевод и тамож. голов, выдавал им особые наказы; решал вопросы по присоединению новых территорий, обороне края и снабжению служилого населения (от вооружения и боеприпасов до продовольствия). Судья приказа, после царя и Боярской думы, был высш. судеб. инстанцией для рус. и ясач. населения Сибири. С. п. принимал и хранил сиб. пушнину, руководил торговлей с Китаем и реализацией пушнины в Европе. Реформы центр. и мест. упр-ния (нач. XVIII в.) непосредственно коснулись и С. п. По указу от 18 дек. 1708 он был преобразован в Московскую канцелярию Сибирской губ., осн. функцией канц. была торговля сиб. пушниной и орг-ция караванов в Китай. Указ от 21 янв. 1719 повелевал «Сибирский приказ и китайский торг ведать, також и дела Сибирской губернии управлять» губернатору А.М. Черкасскому. В 1720-х гг. оценка кит. и сиб. товаров перешла в ведение Штатс-конторы, в к-рой 2 офицера были назначены «вместо Сибирского приказа и оценки сибирских и китайских товаров». Гл. из них – майор Г.Е. Засецкий с 1725 именовался управителем Сиб. канцелярии. Вскоре значительно уменьшились доходы от казен. торговли сиб. товарами. В связи с этим указом от 20 дек. 1730 С. п. был возрожден. Первым его судьей стал ген.-прокурор Сената П.И. Ягужинский. Теперь рук-во С. п. осуществлялось коллегиально: в его состав входили 2 советника, 5 асессоров, прокурор, камерир. Канцеляр. делами занимались протоколист, архивариус, актуариус, регистратор, канцеляр. служители. При приказе существовала контора Соболиной казны – купчина, ларечный, целовальники и др., избиравшиеся из купечества. В Сибири действовало фин.-контрол. отд-ние приказа – «Канцелярия ревизии счетов Сибирской губернии». Деят-ть приказа сузили по сравнению с XVII в. Прямое упр-ние Сибирью осуществляли Сенат, Кабинет е. и. в., коллегии и сиб. губернатор. Из компетенции С. п. изъяли дип. сношения, рук-во горным делом, упр-ние металлург. заводами и др. мануфактурами, а его адм., фискал. и судеб. полномочия были сокращены. Так, приказ имел право перемещать, назначать или смещать воевод, но уже под контролем и при участии Сената. Воен. дела в приказе решались совместно с Воен. коллегией и губернатором, вопросы внеш. торговли и погран. тамож. службы – с Коммерц-коллегией, Коллегией иностр. дел и губернатором. Сиб. губернаторы не раз обращались к властям с предложением о сокращении полномочий С. п. или его упразднении. В 1741 этот вопрос поставил И.А. Шипов, в нач. 1760-х гг. проект его ликвидации составил Ф.И. Соймонов. По указу от 15 дек. 1763 С. п. ликвидирован.

Читайте также:  Где получить быстро справку с места жительства

Лит.: Акишин М.О. Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII в.: Структура и состав государственного аппарата. М.; Новосибирск, 1999; Демидова Н.Ф. Сибирский приказ // Власть в Сибири: XVI – начало XX в. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 2005.

Источник

Сибирский приказ // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

Оглавление

«Сибирский приказ. » в новостях:

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ (1637-1763), центральный государственный орган, ведавший управлением Сибири.

В 1590-х гг., после основания 1-х русских поселений, территория Сибири подчинялась Посольскому приказу, и дела вели дьяки Андрей Щелкалов, Василий Щелкалов (в 1593—94) и Иван Вахромеев (1596—99). В 1599 центральное управление Сибирью перешло в ведомство Приказа Казанского дворца . Территория сибирской «украины» Московского царства увеличивалась, управление ею усложнялось. В 1620-е гг. назрела необходимость создать специальный центральный орган по делам этой территории, так в 1627—29 возник временный Приказ сибирских дел. Указом от 19 февраля 1637 был образован новый центральный государственный орган — Сибирский приказ, с 1 апреля приступивший к работе.

Вначале Сибирский приказ располагался в Кремле, а с 1670 в Новом гостином дворе (Китай-го­род), в бывшей таможне, где и находился до ликвидации (1760-е гг.). Возглавлял Сибирский приказ судья, в состав приказа входили дьяки, 1-й был товарищем судьи, 2-й руководил работой канцелярии, а также подьячие: в 1646—47 — 21 человек, в 1669 — 26, в 1675 — 32 человек. До конца века их количество колебалось от 32 в 1681 до 34 в 1697.

В январе 1706 года «начальным лицом» Сибирского приказа назначен князь М. П. Гагарин. После учреждения губерний М. П. Гагарин стал губернатором Сибирской губернии, и продолжал руководить Сибирским приказом.

Структура Сибирского приказа

Структура Сибирского приказа строилась в основном по территориальному принципу, в 1699 он состоял из Тобольского, Томского, Ленского и Мангазейского столов. Кроме столов, в состав приказа входили палаты, занимающиеся хранением и реализа­цией продуктов натуральных ясачных сборов:

  • Расценочная — прием и оценка пушнины и других товаров;
  • Купецкая — надзор за государевыми купцами, торговавшими казенными товарами в России, Западной Европе, Китае, на Ближнем Востоке;
  • Казенная — контроль над казной приказа.

В палаты избирались представители «гостей» и торговых людей «гостиной сотни», выполнявшие обязанности целовальников. Их работа считалась казенной службой и не оплачивалась. Кроме них, в состав палат входили скорняки, обрабатывавшие меха. Деятельность Сибирского приказа охватывала всю Сибирь, от Уральских гор до Тихого океана, и все разряды населения: русских служилых и посадских людей, вольных «промышленных людей», крестьян, ссыльных, а также коренное нерусское население.

Читайте также:  Справка днп что это
Павел Иванович Ягужинский

Теперь руководство Сибирским приказом осуществлялось коллегиально: в его состав входили 2 советника, 5 асессоров, прокурор, камерир. Канцелярскими делами занимались протоколист, архивариус, актуариус, регистратор, канцелярские служители. При приказе существовала контора Соболиной казны — купчина, ларечный, целовальники и другие, избиравшиеся из купечества . В Сибири действовало финансово-контрольное отделение приказа — «Канцелярия ревизии счетов Сибирской губернии». Деятельность приказа сузили по сравнению с XVII в. Прямое управление Сибирью осуществляли Сенат, Кабинет Его Императорского Величества, коллегии и сибирский губернатор. Из компетенции Сибирского приказа изъяли дипломатические сношения, руководство горным делом, управление металлургическими заводами и другими мануфактура ми а его административные, фискальные и судебные полномочия были сокращены. Так, приказ имел право перемещать, назначать или смещать воевод, но уже под контролем и при участии Сената. Военные дела в приказе решались совместно с Военной коллегией и губернатором, вопросы внешней торговли и погранично-таможенной службы — с Коммерц-коллегией, Коллегией иностранных дел и губернатором.

Ликвидация Сибирского приказа

Сибирские губернаторы не раз обращались к властям с предложением о сокращении полномочий Сибирского приказа или его упразднении. В 1741 этот вопрос поставил И.А. Шипов , в начале 1760-х гг. проект его ликвидации составил Ф.И. Соймонов. По указу от 15 декабря 1763 Сибирский приказ ликвидирован.

Лит.: Акишин М. О. Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII в.: Структура и состав государственного аппарата. М.; Новосибирск, 1999; Демидова Н.Ф. Сибирский приказ // Власть в Сибири: XVI — начало XX в. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 2005.

Источник

Сибирский приказ: страницы истории

19 февраля 1637 года для управления Сибирью был образован специальный орган — Сибирский приказ, который начал функционировать 1 апреля.

того же года. О том, как был создан этот орган управления, какие он имел полномочия и кто его возглавлял, редакции «ЧС» рассказал известный историк, главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив», доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

— Владислав Геннадьевич, почему возникла необходимость в создании Сибирского приказа?

— Недавно присоединённые к Российскому царству на востоке территории Сибири практически сразу попали в орбиту центрального управления. Первоначально территория Сибири была подчинена Посольскому приказу, который, помимо сношений с иностранными государствами, управлял вновь присоединяемыми к Российскому царству территориями: Казанским и Астраханским царствами, Смоленской землёй. Более того, те самые Строгановы, которые снабжали и финансировали отряд Ермака, также относились к ведению Посольского приказа. Поэтому и Сибирь после её присоединения была отнесена к ведению Посольского приказа.

Но вскоре указом Бориса Годунова Сибирь была отнесена к ведению Приказа Казанского дворца. Стоит напомнить, что в это время Российское царство охватила Смута. И именно дьяки и бояре Приказа Казанского дворца обеспечили защиту интересов Российского государства в Сибири и основание таких опорных пунктов в Сибири как Томск, Енисейск и Красноярск.

Но территория Сибири, входящая в состав Российского царства, росла, и управление ею всё сильнее усложнялось. В связи с этим в 1627 году был создан приказ «У сибирских дел». Он просуществовал до 1629 года. И стало понятно, что необходим новый центральный государственный орган. И он был создан указом царя Михаила Фёдоровича Романова 19 февраля 1637 года.

— Кто возглавил Сибирский приказ?

— Первым судьёй (а именно так называлась должность главы Сибирского приказа) был князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский.

Его биография крайне интересна в контексте эпохи. Сперва он служил последнему Рюриковичу Фёдору Ивановичу, потом — Борису Годунову. Однако при появлении в пределах Российского государства самозванца Лжедмитрия I перешёл на его сторону, был пожалован в бояре и потом гулял на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Но после свержения Лжедмитрия перешёл на сторону Василия Шуйского и участвовал в подавлении восстания Ивана Болотникова. После свержения Шуйского вошёл в Семибоярщину. Но взлёт его карьеры начался при Михаиле Романове, поскольку он оказался мужем тётки царя.

Читайте также:  Где писать заявление на декрет

Царь назначил его главой Разбойного приказа, потом — воеводой в Казани, затем он управлял Монастырским и Ямским приказами. И, наконец, был назначен начальником приказа Казанского дворца и в 1637 году — судьёй Сибирского приказа.

— Какие Сибирский приказ имел полномочия?

— Приказы в Российском царстве были двух типов — одни ведали определённой отраслью государственной деятельности, другие — всеми отраслями деятельности на определённой территории. Сибирский приказ относился ко второму типу. В его составе было 5 столов — Тобольский, Томский, Мангазейский, Енисейский и Ленский, — которые ведали соответствующими территориями. Кроме того, в его составе были отраслевые структуры — Соболиная Казна, Денежный и Купецкий столы. По мере усложнения управления усложнялась и структура Сибирского приказа. Так, к концу XVII века в составе Соболиной Казны появились Казённая, Разборная, Расценная и Скорняцкая палаты.

В начальный период деятельности Сибирского приказа он должен был заниматься сношениями с Монголией и Китаем, с казахскими и калмыцкими правителями, то есть занимался также и внешней политикой.
В Сибирском приказе назначались воеводы и таможенные головы, решались вопросы обороны окраин Сибири и снабжения служилых людей (вооружением, боеприпасами и продовольствием). Судья Сибирского приказа был высшей судебной инстанцией для русского и ясачного населения Сибири.

— Кто входил в штат Сибирского приказа?

— Во главе Сибирского приказа стояли приказные судьи, которые имели огромные полномочия на всей территории Сибири. Их назначали из княжеских и боярских фамилий.

Далее шли дьяки. Они были специалистами во всех делах Приказа и обладали достаточной самостоятельностью. В то время как приказные судьи несли службу в Москве (как ни странно, это позволяло быстрее решать проблемы, получая аудиенцию у царя), дьяки несли службу в самой Сибири.

А далее шли подьячие, которые составляли документацию для приказных судей и дьяков.

Для закрепления специалистов в Сибири была введена система льгот: им предоставлялись ямские подводы, выдавались кормовые деньги, повышали жалование за усердное несение службы в Сибири.

Территория Сибири была разделена на уезды. Их в конце XVII века было 19. Уездами руководили воеводы, опиравшиеся на аппарат приказных изб. Как правило, воеводы были представителями княжеских фамилий, представителями знатного московского дворянства. Сибирские воеводы имели неограниченную власть: они были верховными правителями в городе и уезде, судили население. Пользуясь отдалённостью от центра, воеводы часто чинили произвол. Так, Нерчинский воевода Николаев уже в петровские времена публично заявлял, что он сам здесь царь и будет делать всё, что захочет.

Кстати, воеводство было также и доходной деятельностью. Воевода получал жалование от казны, но одновременно и «кормление» от местного населения. При этом дворяне часто осаждали пороги Сибирского приказа с просьбой послать их в города на воеводство. И вакансии часто были, поскольку центральная власть, чтобы предотвратить злоупотребления воеводами своим положением, меняла воевод и главного дьяка каждые 2-3 года.

Особыми административными единицами были ясачные волости. На их территории проживали коренные народы, которые находились в российском подданстве и платили ясак. Это, конечно, позволило сохранять обычаи и традиции, а также родоплеменной характер жизни коренных народов Сибири.

Вся эта система просуществовала до петровских преобразований, которые кардинально изменили сферу государственного управления.

Подготовила
Марина Вдовик

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста