Чем система коллегий отличается от приказов

Разница между коллегиями и приказами

Органы управления в царской России существенно отличались от их нынешних аналогов. Институты власти прошли серьёзный путь от архаичных образований до спланированной системы, призванной ускорить процессы принятия решений. Анализ различий системы приказов и коллегий хорошо отражает динамику развития административной отрасли России и позволяет лучше понять истоки современной бюрократии. Возможно, понимание ошибок прошлого позволит преодолеть определённые проблемы настоящего.

Приказы – органы государственной власти, возникшие в 16-м веке в России и существовавшие до создания коллегий, а позже — министерств. В их состав входили судьи, которые принимали управленческие решения, а также дьяки и подьячие, на которых была возложены технические обязанности (делопроизводство). Количество приказов исчислялось десятками, часть из них заведовала делами царя (Челобитный приказ, Приказ Тайных дел), часть – военной сферой, часть – дворцовыми вопросами, торговыми отношениями и т.д.

Коллегии – органы государственного управления, сформированные по приказу Петра I взамен устаревших приказов и курировавшие широкий круг вопросов. Каждый такой орган обладал штатной структурой, построенной на принципах централизации. На вершине системы находился Главный магистрат, который координировал работу всех коллегий и являлся апелляционной инстанцией, призванной разрешать возникшие споры.

Сравнение

Итак, приказы образовались естественным образом для выполнения государственно-властных функций, переданных государем. Их количество постоянно росло и к началу 18 века уже составляло несколько десятков. Коллегии появились при реализации плана Петра I по централизации власти. Изначально их было 10, но затем к ним прибавились другие органы. Принцип управления в приказе – единоначалие, все важные решения принимались ответственным лицом. Коллегии представляли собой совещательный орган. Все важные решения вырабатывались коллегиально всеми членами органа власти.

Различался и состав учреждений. В приказе был один или несколько судей, дьяки и подьячие. Структура коллегии гораздо сложнее: во главе стоял Сенат, назначавший президента и вице-президентов, советники и асессоры, а также технический персонал (переводчик, регистратор, актуариус, секретарь и другие). Существовали серьёзные требования для службы в такой организации.

Изначально каждая коллегия должна была решать определённый круг вопросов, что исключило бы дублирование функций. Этот принцип был реализован в значительной степени, и эффективность управления по сравнению с приказами существенно возросла.

Источник

Отличие коллегий от приказов.

1.Коллегий было гораздо меньше, чем приказов.

2.В основе принятия решений в коллегиях был положен принцип коллегиальности (коллективности).

3.Коллегии, в отличие от приказов имели однообразную структуру и состав.

4.Коллегии имели четкое правовое основание своей деятельности, в отличие от приказной системы.

5.В коллегиях просматривается отраслевой принцип деятельности.

Во главе коллегии Петр I назначил президента, который назначался непосредственно царем. Первоначально отмечалась такая практика: Петр I стремился назначить президентом природного русского, а вторым человеком в коллегии, которым являлся вице-президент, он стремился назначить иностранца на русской службе. Вице президент также назначался царем, но по представлению Сената. Кроме президента и вице-президента в коллегию входили советники и асессоры (приблизительно по 5 человек). В структуру коллегии также входила канцелярия, которая занималась не только делопроизводством, но и осуществляла контроль за исполнением принятых решений. Коллегии работали по понедельникам, вторникам, средам и пятницам, а в четверг президенты коллегий заседали в Сенате. Первоначально Петром был установлен порядок по которому президенты коллегий одновременно являлись сенаторами, но к концу второго десятилетия Петр осознал, что Сенату очень сложно исполнять надзорную функцию, имея в своем составе президентов коллегий, поскольку они контролировали сами себя. Затем, президенты коллегий были выведены из состава Сената, но какая-то часть осталась в Сенате и лишилась должности президента. Четыре президента основных коллегий все-таки в составе Сената остались, это были президенты военной коллегии, коллегии иностранных дел, адмиралтейства, Берг-коллегии. В принципе, на местах не была создана какая либо разветвленная система подразделений коллегий.

Читайте также:  Где взять справку об алиментах с пенсии

При создании большинства коллегий разрабатывался и утверждался регламент – это нормативный акт, который определял структуру, состав и порядок деятельности вновь создаваемых учреждений. Всего было принято около 7 регламентов. После того, как 1720 году был принят генеральный регламент, то отпала необходимость создавать новые регламенты, хотя такой регламент потом был принят, когда создавалась духовная коллегия.

Коллегии, также как и приказы в определенной степени оставались судебными органами, то есть они не были лишены судебных полномочий.

Вся деятельность каждой коллегии была достаточно жестко регламентирована.

Не все приказа в ходе этой реформы были заменены на новые учреждения (остались Преображенский, монастырский и несколько других приказов). К концу XVIII века явно начинает просматриваться тенденция на свертывание основных принципов деятельности коллегий, которые были заложены Петром, и постепенно в коллегиях начинает преобладать принцип единоначалия, а не коллегиальности. В конце XVIII столетия во главе коллегий стояли уже не президенты, а директора. Постепенно количество коллегий стало уменьшаться, продолжали функционировать только основные государственные коллегии, а все остальные были заменены на иные учреждения (комитеты, комиссии). В 1802 в результате министерской реформы коллегии были заменены на министерства.

Синод.

Синод был центральным органом государственного управления по делам русской православной церкви. 14 февраля 1721 года была создана новая коллегия, которая называлась духовная коллегия, и был принят регламент этой коллегии. Духовный регламент содержал ряд теоретических положений, обосновывающих объективную необходимость создания институтов абсолютной монархии. Духовная коллегия просуществовала очень недолго и в конце февраля была реорганизована в новое учреждение, которое получило название Святейшего Синода.

Создание Синода свидетельствует о том, что Петр I решил одну из важнейших задач, которая стояла в повестке дня российской власти на протяжении по крайней мере двух столетий – это подчинение церкви государству. Петр I был сторонником континентальной теории, которая заключалась в том, что тот, кому принадлежит власть светская, одновременно должен контролировать и власть духовную. Первым четким проявлением попытки поставить под контроль церковь было в 1700 году, когда после смерти патриарха Адриана, Петр I не назначил новых выборов, а учредил новую должность – место блюстителя патриаршего престола (Стефан Яворский). Члены Синода назначались императором из лиц духовного звания, и это были наиболее значимые фигуры в церковной иерархии. Как и все государственные чиновники того времени, члены Синода при своем назначении на должность принимали присягу, чего никогда до этого не было. Во главе Синода был поставлен обер-прокурор Синода, причем он не был лицом духовного звания, а был бюрократом.

Компетенция Синода.

1.Кадровая церковная политика.

2.Определение тематики и содержания церковных проповедей.

3.Синод являлся высшей церковной цензурой в стране. Именно он давал разрешение на публикацию тех или иных изданий, касающихся вопросов религии.

4.Синод являлся высшим церковным судом. Он рассматривал определенную категорию дел, связанную с правонарушениями священнослужителей. В основном, Синод рассматривал дела о преступлениях чисто церковного характера, то есть дела о нарушениях внутренних церковных установлений, но помимо этой категории дел, Синод решал спорные вопросы, связанные с завещаниями и бракоразводные проблемы.

Читайте также:  Справка об общем стаже работы где взять

5.К компетенции Синода относилась борьба с ересью.

6.Синод ведал всеми церковными учебными заведениями.

7.Синод решал вопросы о причислении к лику святых.

Источник

практика 4. В чем отличие коллегий от приказов

Название В чем отличие коллегий от приказов
Дата 28.06.2022
Размер 18.59 Kb.
Формат файла
Имя файла практика 4.docx
Тип Документы
#619144
С этим файлом связано 21 файл(ов). Среди них: Практика 2.docx, Практика 1.docx, Практика 1.docx, Практика 1.docx, Практика 4.docx, Практика 3.docx, свч.docx, Практика 2.docx, Практика 1.docx, практика 2.docx, практика 1.docx, практика 3.docx, практика 1 надо добавить.docx, практика 5.docx, практика 3.docx, практика 2.docx, практика 1.docx, рпыаы.docx, povar_3.docx, zavyal (1).docx, vovkurs.docx и ещё 11 файл(а).
Показать все связанные файлы Подборка по базе: Курсовая работа Сходство и отличие требований права и морали.doc, Вебальная и невербальная символические системы — подобие и отлич, 22. Индивидуальные отличие и развитии восприятии.docx, Овладение иностранным языком_ отличие от владения родным. Особен, Основное отличие 44 и 223 с 2021.docx, Культура и цивилизация взаимосвязь и отличие.doc, Основное отличие нормативов от норм. План экономического и социа, Свойство бактерий коклюша и их отличие от палочек паракоклюша.do, Диплом о среднем профессиональном образовании с отличием.pptx, Практикум 2 В чем отличие скандала непосредственно в сбербанке о
  1. В чем отличие коллегий от приказов?

Приказы – органы государственной власти , возникшие в 16-м веке в России и существовавшие до создания коллегий, а позже — министерств. В их состав входили судьи, которые принимали управленческие решения, а также дьяки и подьячие, на которых была возложены технические обязанности (делопроизводство). Количество приказов исчислялось десятками, часть из них заведовала делами царя (Челобитный приказ, Приказ Тайных дел), часть – военной сферой, часть – дворцовыми вопросами, торговыми отношениями и т.д.

Коллегии – органы государственного управления, сформированные по приказу Петра I взамен устаревших приказов и курировавшие широкий круг вопросов. Каждый такой орган обладал штатной структурой , построенной на принципах централизации. На вершине системы находился Главный магистрат, который координировал работу всех коллегий и являлся апелляционной инстанцией, призванной разрешать возникшие споры.

Приказы образовались естественным образом для выполнения государственно-властных функций, переданных государем. Их количество постоянно росло и к началу 18 века уже составляло несколько десятков. Коллегии появились при реализации плана Петра I по централизации власти. Изначально их было 10, но затем к ним прибавились другие органы. Принцип управления в приказе – единоначалие, все важные решения принимались ответственным лицом. Коллегии представляли собой совещательный орган. Все важные решения вырабатывались коллегиально всеми членами органа власти.

Различался и состав учреждений. В приказе был один или несколько судей, дьяки и подьячие. Структура коллегии гораздо сложнее: во главе стоял Сенат, назначавший президента и вице-президентов, советники и асессоры, а также технический персонал (переводчик, регистратор, актуариус, секретарь и другие). Существовали серьёзные требования для службы в такой организации.

Изначально каждая коллегия должна была решать определённый круг вопросов, что исключило бы дублирование функций. Этот принцип был реализован в значительной степени , и эффективность управления по сравнению с приказами существенно возросла.

2. Какие привилегии получили российские дворяне в XVIII в.? Используя как материалы лекций, так и дополнительную информацию, заполните таблицу:

Мероприятие/законодательный акт и тд.

Его суть и дата.

«Указа о единонаследии».

нормативно-правовой акт, подписанный Петром I 18 марта 1714 года.

Устранились различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права — недвижимой собственности.

«Табели о рангах».

24 января 1722 г. Окончательно устранившем (в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”). Установившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов, в военной и морской службе, коллежского регистратора — в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.

Потомственное дворянство передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа (если он был выше). До 1874г. из детей, родившихся до получения потомственного дворянства , статус отца получал только один сын, остальные записывались в «почетные граждане» (1832г.), после 1874г. — все.

При Петре I служба дворян с обязательным обучением начиналась с 15 лет и была пожизненной. Анна Иоановна несколько облегчила их положение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-летнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.

В целом, Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать» — гласила одна из описательных статей закона Табель о рангах // Российское законодательство Х — ХХ вв. — С. 81..

Указ 1718 г. о введении подушной подати.

1718 г. резко отделил правовой статус дворян как сословия привилегированного и неподатного от правового статуса сословия податных, обязанных платить подушную подать и нести иные повинности, в том числе и от статуса служилых людей “По-отечеству” — однодворцев, которые попали в разряд податного населения. Основной привилегией дворянства являлось монопольное право владеть землей, населенной крепостными крестьянами.

Указ 1765 г.

Дворяне получили право владеть крепостными и без земли и продавать их также без земли , в том числе и с разлучением семей. Следующей привилегией дворянства было их право на замещение офицерских и чиновничьих должностей в армии и бюрократическом государственном аппарате, хотя это право одновременно являлось и обязанностью. Специальное учреждение — Герольдмейстерская контора при Сенате, которая вела книги учета дворянства и регистрировала их родовые гербы, должна была контролировать дворянскую службу.

Дворянство также обладало и некоторыми другими привилегиями: преимущественным правом на образование, правом беспрепятственного выезда за рубеж и возвращения обратно, правом свободно торговать хлебом, в том числе и на экспорт, даже право беспошлинно выкуривать для собственного употребления определенное количество ведер водки в год , право владеть заводами, фабриками, рудниками.

«Жалованная грамота дворянству»

1785г. Дворянство получало освобождение от обязательной государственной службы, налогов и телесных наказаний; право на суд равных и лишение дворянства только с санкции монарха; обеспечение свободы хозяйственной деятельности и неприкосновенности их собственности; монопольное право на владение землей и крепостными, а также получило право и на сословное самоуправление.

В уездах и губерниях собирались имеющие права юр. Лиц дворянские собрания, которые могли подавать свои жалобы (вплоть до монарха), и выбирали предводителей, с которыми губернаторы должны были согласовывать свою кадровую политику. Фактически, это было освобождение дворянства от государственного гнета, либеральной по своей сути мера.

Дворянский Банк.

В 1754 году основан Дворянский банк, выдававший кредиты до 10000 рублей под 6% годовых.

Источник

Читайте также:  Выписка офд что это такое
Поделиться с друзьями
МальтаВиста