Чем были заменены приказы 16 17 века

Приказная система

Приказы — центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.

Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи — дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.

Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:

  1. Общегосударственные Приказы — общая система управления государством.
  2. Территориальные Приказы — система управления на отдельных территориях страны.
  3. Дворцовые Приказы — управление царским двором.

Приказная система в России

Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.

Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.

Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.

Общегосударственные Приказы

Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:

  • Посольский (1549 — 1720) — внешняя политика и откуп военнопленных.
  • Разрядный (1535 — 1711) — распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе.
  • Большая казна — получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам.
  • Оружейная палата — заведовал оружием.
  • Пушкарский (1577 — 1700) — наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
  • Стрелецкий (1555 — 1701) — управление наземными подразделениями (основа — стрельцы) в армии, в том числе казаками.
  • Рейтарский (1649 — 1700) — управление конными войсками. Основная единица армии — рейтарские войска.
  • Иноземный (1623 — 1701) — общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
  • Поместный — распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
  • Ямской — почтовая связь и сообщения между городами.
  • Каменных дел — ведал каменным строительством в крупных городах.

Областные Приказы

Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.

Дворцовые Приказы

Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:

  • Казенный — сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
  • Большого дворца — все аспекты ведения хозяйства во дворце.
  • Сокольничий — разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
  • Конюшенный — содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
  • Царская и Царицына мастерская палата — пошив одежды, драгоценностей и прочего.

Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.

Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства. Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления. Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода. Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.

Читайте также:  Что одевают под конверт на выписку зимой

Источник

приказы

Энциклопедический словарь . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое «приказы» в других словарях:

ПРИКАЗЫ — ПРИКАЗЫ, 1) органы центрального управления в России в 16 начале 18 вв. В основном имели судебную функцию (Земский П., Поместный П., Казённый П., Посольский П. и др.). Наряду с общегосударственными были П. с областной компетенцией (Казанского… … Русская история

ПРИКАЗЫ — в России, 1) органы центрального управления 16 начала 18 вв. Важнейшие приказы: Посольский (1549 1720), руководил внешней политикой; Разрядный (16 в. 1720), ведал военными и другими делами; Поместный (середина 16 в. 1720), ведал землевладением и… … Современная энциклопедия

Приказы — в России, 1) органы центрального управления 16 начала 18 вв. Важнейшие приказы: Посольский (1549 1720), руководил внешней политикой; Разрядный (16 в. 1720), ведал военными и другими делами; Поместный (середина 16 в. 1720), ведал землевладением и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПРИКАЗЫ — органы центрального управления в России XVI начала XVIII вв. Находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Реформа аппарата управления и введение коллегий привели к ликвидации приказной системы. Лишь немногие из них продолжали… … Юридический словарь

ПРИКАЗЫ — 1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.2) Местные органы дворцового управления в 16 17 вв.3) Название стрелецких полков в 16 17 вв … Большой Энциклопедический словарь

Приказы — 1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.; 2) местные органы дворцового управления в 16 17 вв.; 3) название стрелецких полков в 16 17 вв. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

ПРИКАЗЫ — ORDERSТермин имеет следующие значения1. Письменные П. произвести ден. платеж, такие, как чеки, переводные векселя, платежные поручения и т. п.2. Указание брокеру на покупку или продажу ценных бумаг или товаров.На фондовом рынке П. клиентов… … Энциклопедия банковского дела и финансов

Приказы — органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Название избы и П. употреблялось сначала … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Приказы — органы центрального управления в России 16 начала 18 вв. Термин произошёл от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с середины 16 в. Зарождение… … Большая советская энциклопедия

Приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы — правовые акты, принимаемые отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее органы исполнительной власти города Москвы) по вопросам, связанным с реализацией полномочий, определенных положениями о … Официальная терминология

Читайте также:  Где сделать медицинскую справку для бассейна

Источник

Особенности национальной государственной службы

Система местничества регулировала назначения в государственном аппарате Московского княжества и Русского царства. В 17-м веке она была отменена царём Фёдором Алексеевичем.

21 января 1682 года в Москве состоялся судьбоносный собор, на котором присутствовали знатные представители Боярской думы и православного духовенства. Неудачи в Русско-турецкой войне 1672−1681 годов, в частности в Чигиринских походах, заставили царя и его приближённых задуматься о причинах поражений. Чаще всего слышалось недовольство, высказываемое в сторону местничества — сложившейся ещё в 16-м веке системы прохождения государственной службы. Поэтому, в согласии с собравшимися, царь Фёдор Алексеевич приказал сжечь разрядные книги — списки боярских и дворянских родов, согласно которому проходили назначения на административные и военные должности. «Да погибнет в огне это богоненавистное, братоненавистное, любовь отгоняющее местничество и впредь да не вспомнится вовеки». Чем же было местничество и почему его отмена открыла путь для реализации петровских реформ?

Проблемы централизованного государства

В эпоху феодальной раздробленности и существования множества независимых княжеств серьёзной проблемой, связанной с назначением на государственные посты, не существовало: у князей была «обойма», состоящая из представителей местного дворянства, которым вполне хватало рабочих мест без возникновения споров о правильности того или иного назначения. Исключением не была и Москва, начавшая в 14-м веке постепенное расширение свой территории и присоединение мелких удельных княжеств.

Постепенно с ростом могущества Москвы при дворе князя сформировались две группировки, боровшиеся друг с другом за влияние. С одной стороны, это было старое московское боярство, с другой, — представители младших ветвей Рюриковичей, бывших или номинальных удельных князей. Если первые не обладали родовитостью, но верой и правдой служили Калитичам, то вторые рассчитывали на высокое положение в государственной иерархии благодаря своим корням.

К началу 16-го века ситуация обострилась: государственный аппарат попросту не мог удовлетворить интересам обеих группировок. Стремительно пополнявшаяся партия удельных князей, приезжавших в Москву из присоединённых земель, требовала считаться со своими интересами. По этой причине постепенно формируется новый порядок назначения на административные и военные должности, он получил название «местничество».

[Сборник: Московские князья]

«Договор» между самодержцем и знатью

Система назначений начинает формироваться ещё во время правления Ивана III, и уже в эпоху Василия III и Ивана Грозного появляются основные юридические документы. Военные, а позднее и административные должности, раздавались исходя из положения, которое занимали члены знатных боярских и княжеских родов в родословцах и разрядных книгах. Первые определяли положение аристократов среди им подобных по генеалогическому принципу, а вторые фиксировали военные и гражданские назначения членов семей. Исходя из этих нормативных актов формировался костяк аристократов на службе великого князя и царя, при этом споры в случае несогласия с назначением рассматривали монарх и Боярская дума.

Среди историков до сих пор существуют споры относительно природы и значения местничества для позднесредневековой Руси. Одни говорят о том, что появление этой системы связано со стремлением аристократии к ограничению абсолютной власти монарха с помощью регламентированного порядка назначения на должности, дабы уберечься от тирании. Другие, напротив, связывали местничество с желанием великих князей и царей установить контроль над разросшимся слоем аристократии, как московской, так и пришлой. Так или иначе, но к середине 16-го века отношения знати и монарха оказались урегулированы, что можно считать безусловным достижением.

Читайте также:  Заявление зарегистрировано от 3 до 7 сколько ждать ответа

Местничество, возникшее в Московском княжестве, не имело аналогов в Европе. Государство, находившееся в состоянии перманентной войны и вынужденное защищать свои границы сразу на нескольких направлениях, смогло решить проблему назначений, устроившее все стороны отношений. Споры относительно получения той или иной должности если и возникали, то нечасто, а во время крупных военных акций (например, в Казанских походах Ивана IV) местнические споры вовсе запрещались. Тем не менее конфликты существовали, и с течением времени это приведёт к серьёзному кризису, который смог парализовать систему управления.

Кризис системы

К концу 16-го столетия местнические отношения стали проникать почти на все уровни государственной жизни. Зафиксированный в родословцах и разрядных книгах «статус-кво» не мог продолжаться вечно: одни семьи беднели, другие, напротив, становились влиятельнее, и для них местничество становилось досадным барьером на пути к политической власти. С другой стороны, ограничения в карьере не давали действительно талантливым полководцам или управленцам занимать крупные должности и работать во благо своего государства.

Уже в эпоху Смуты минусы местничества показали себя во всей красе. Занимавшие привилегированное положение аристократы часто перебегали к самозванцам, а оставшиеся князья и бояре спорили между собой за должности. Безусловно, кризис в Русском государстве стал одной из причин появления по-настоящему выдающихся военных и политических деятелей, одним из которых, к примеру, был князь Дмитрий Пожарский. Но и он, несмотря на свой авторитет и талант, сталкивался с давлением со стороны более родовитых коллег, например, соратника по ополчению Дмитрия Трубецкого. Уже в эпоху правления Романовых Пожарский стал настоящим рекордсменом по местническим делам. Назначаемый на ответственные должности, он был вынужден постоянно судиться с другими князьями, считавшими, что они по своему происхождению и достижению предков имеют больше прав, чем герой Смутного времени.

Именно при Романовых отчётливо проявились все проблемы системы местничества. Абсолютистское Русское царство столкнулось с необходимостью реформировать сложившееся положение.

Отмена местничества

Первые шаги к постепенной отмене местничества сделал ещё царь Михаил Фёдорович — в 1621 году были ослаблены некоторые ограничения в посольском приказе, а уже при Алексее Михайловиче в Соборном уложении закреплялся отказ от местничества в приказах.

Фактически система оставалась жить в военной сфере — там, где она когда-то появилась. Споры воевод между собой о том, кто достоин возглавлять тот или иной отряд, сильно били по боеспособности армии, воевавшей против Польши и Османской империи. В 1682 году, Фёдор Алексеевич и приближённые к нему государственные деятели (в частности, Василий Голицын), наконец, приняли решение навсегда покончить с местничеством. Царь говорил: «Сам дьявол посеял среди русских людей местничество, от которого во всяких делах была большая пагуба, а ратным людям в битвах поражение, почему и дед, и отец мой, и я сам много заботились об истреблении такого зла».

Разрядные книги были сожжены, а родословцы теперь играли роль учёта всех дворянских родов государства. Открылась возможность для назначения на офицерские должности действительно способных людей. Но споры между князьями продолжались, несмотря на царское решение. Окончательно наследие местничества кануло в лету уже при Петре I, но и он приложил большие усилия для того, чтобы прекратить споры между родовитыми аристократами, не гнушаясь при этом чрезвычайных мер.

  • Эскин Ю.М. Очерки истории местничества в России 16-17 вв. М., 2009
  • Зимин А.А. Источники по истории местничества в 15 — первой половине 16 века. М. 1968

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста