- Без трудовой договора что будет иностранцам
- Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Отсутствие договора не исключает трудовых отношений и ответственности
- Чтобы между работодателем и сотрудником возникли трудовые отношения, они не обязательно должны быть оформлены документально.
- Как принять иностранца на работу: порядок действий
- Отсутствие договора с иностранцем: мнение суда
Без трудовой договора что будет иностранцам
КоАП РФ Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
(введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 18.15. КоАП РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, —
(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 29.06.2015 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, —
(в ред. Федеральных законов от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Ст. 18.15 КоАП РФ. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
Источник
Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 18.15 КоАП РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 199-ФЗ в часть 1 статьи 18.15 настоящего Кодекса внесены изменения
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ в часть 2 статьи 18.15 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 9 августа 2013 г.
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в часть 3 статьи 18.15 настоящего Кодекса внесены изменения
3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ статья 18.15 настоящего Кодекса дополнена частью 4, вступающей в силу с 9 августа 2013 г.
4. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в часть 5 статьи 18.15 настоящего Кодекса внесены изменения
5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Источник
Отсутствие договора не исключает трудовых отношений и ответственности
Чтобы между работодателем и сотрудником возникли трудовые отношения, они не обязательно должны быть оформлены документально.
Как принять иностранца на работу: порядок действий
Когда работодатель принимает на работу иностранца, он должен выполнить ряд действий:
- проверить у иностранца документы: наличие, содержание и сроки, чтобы понять, можно ли вообще принять иностранца на работу;
- если с документами все в порядке, можно заключать договор – трудовой или гражданско-правовой;
Это порядок работы с документами иностранца при приеме иностранца на работу. Но на практике есть еще одно правило.
Началом трудовых отношений считается допуск иностранного сотрудника до работы.
То есть, как только работодатель допустил иностранца к работе – это значит, что между ними существуют трудовые отношения. И отсутствие договора между работником и работодателем не означает, что трудовых отношений нет. А значит, работодатель должен подать уведомление о начале работы с иностранцем в МВД. В противном случае его ждет штраф до 1 млн рублей или приостановление деятельности до 90 суток (ч. 3 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ).
Примечание редакции: о других нарушениях и при работе с иностранцами читайте в статье Базы знаний «Нарушения при привлечении иностранцев к трудовой деятельности».
Отсутствие договора с иностранцем: мнение суда
Если в компании работают иностранцы, об их приеме должно знать МВД. Причем, даже если договор с сотрудниками не заключен. Разберем такую ситуацию на примере Постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 N 16АП-2150/2018 по делу N А15-800/2018.
ООО – владелец ресторана в Каспийске. В ходе внеплановой проверки в шашлычной, которая расположена справа от основного зала ресторана, были обнаружены граждане Азербайджана, которые занимались приготовлением шашлыка на мангале. У иностранцев были разрешения на временное проживание, в их действиях нарушений нет, они могли работать, но компания с ними договора не заключала, и соответственно, уведомления не подавала. А неподача уведомления о начале работы с иностранцами – это нарушение ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, поэтому МВД назначило ООО штраф в размере 400 тыс. рублей.
Компания с обвинением не согласилась и подала жалобу в суд. Она попросила отменить наказание, так как по его мнению не привлекало иностранцев к работе, так как с ними не были заключены договоры.
Суд при рассмотрении жалобы отметил, что:
- Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ — трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допуска работника к работе в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен;
- Уклонение от заключения трудового договора не является основанием для неподачи уведомления в МВД;
- В срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты фактического привлечения и/или заключения договора, работодатель обязан подать уведомление в МВД.
- Жалоба подана с нарушением срока обжалования;
Поэтому суд оставил наказание в силе.
Работодателю не стоит рассчитывать на то, что ответственности за неподачу уведомления не будет, если:
- нет договора о работе с иностранцем;
- работодатель хотел посмотреть, как работает иностранец, и только потом принимать его на работу и заключать договор.
Примечание редакции: о том, почему испытательный срок считается началом трудовых отношений, читайте в статье «Оправдания о пробной партии и проверке навыков не пройдут».
Здесь правило одно: иностранец работает – трудовые отношения начались. И о них надо уведомить МВД. Иногда в компании не заключают договор и не подают уведомления, боясь привлечь внимание госорганов. Просто в компании нет специалиста, который знал бы, как работать с иностранцами. Если в вашей компании тоже нет такого сотрудника, то вы можете передать весь миграционный документооборот миграционным экспертам нашей компании.
Наши специалисты могут взять на себя всю работу с иностранными сотрудниками. Подробнее о миграционном сопровождении в нашей компании читайте на сайте «Отдела миграционного сопровождения».
Источник