Банковская расчетная операция при которой банк по поручению клиента экспортера

Внешнеэкономическая деятельность банков

Крупные банки предлагают ряд услуг клиентам участникам внешнеэкономической деятельности, и сами становятся важным связующим звеном в международной торговле. Как правило, банки создают специализированные отделы по внешним связям. Су- ществуют специализированные банки (в России -Внешторгбанк).

Для осуществления внешнеэкономической деятельности банки:

— заключают договоры о корреспондентских отношениях с банками за рубежом и открывают корреспондентские счета,

— открывают филиалы и отделения за рубежом,

— приобретают доли собственности в зарубежных банках,

— открывают факторинговые, лизинговые и т.п. компании.

Целивнешнеэкономической деятельности банков:

— предоставить максимум услуг клиентам экспортерам/импортерам,

— снизить риски международных сделок,

— обеспечить банку валютный доход

Эти цели реализуются путем применения различных методов и инструментов, которые согласовываются экспортером и импортером во время заключения торгового контракта

Способы платежа,используемые в международной практике:

— оплата после отгрузки,

— торговля по открытому счету.

Инструменты (методы расчета):

— почтовые, телеграфные, телексные платежные поручения,

— международные денежные переводы (система SWIFT).

Международные расчеты производятся на основе общепризнанных международным сообществом правил.

Рассмотрим два наиболее значимых с точки зрения снижения риска международных торговых сделок метода платежа — документарное инкассо и документарный аккредитив.

Документарное инкассо— метод платежа (банковская расчетная операция), при которой банк по поручению клиента-экспортера получает причитающиеся ему денежные средства на основании представленных клиентом в банк товарно-расчетных документов.

Рис. Порядок осуществления инкассовой операции

1.Подписание контракта на поставку товара;

2.Экспортер представляет в банк инкассовое поручение и товарно-расчетные до­кументы;

3.Банк проверяет правильность составления документов и передает их инкассиру­ющему банку-корреспонденту;

4.Банк импортера передает импортеру документы против уплаты указанной в них суммы;

5.Инкассирующий банк передает извещение об оплате банку экспортера;

6.Банк экспортера зачисляет средства на расчетный счет клиента и уведомляет его о получении платежа.

Унифицированные правила для документарных аккредитивов установлены Между­народной торговой палатой впервые в 1933 г. Ныне действует редакция №500, приня­тая в 1993 г. В России эта форма расчетов регулируется Гражданским Кодексом РФ, Ч. II, ст. 867-873.

Документарный аккредитив— это обязательство банка предоставить согласованную контрагентами сумму в распоряжение продавца от имени покупателя в соответ­ствии со строго определенными условиями.

Цель— снижение рисков внешнеэкономической сделки.

Суть операции:Экспортер получает гарантию своевременного получения экспор­тной выручки, импортер осуществляет оплату по факту поставки.

— является денежным обязательством, исполнение которого происходит при условии предоставления предусмотренных в аккредитиве документов;

— является сделкой, обособленной от внешнеэкономического контракта, в котором предусмотрена аккредитивная форма расчетов;

— банк осуществляет платеж по аккредитиву от собственного имени, но по поруче­нию своего клиента;

— банк осуществляет платеж за счет собственных средств или средств клиента;

— выставление аккредитива и платеж с аккредитива порождают цепь сделок между участниками кредитно-расчетных отношений.

2. Импортер в оговоренные с экспортером сроки дает поручение своему банку об открытии (выставлении) аккредитива (заявления на открытие аккредитива).

3. Банк импортера просит банк экспортера открыть аккредитив в пользу соответ­ствующего экспортера и сразу или в обусловленные сроки осуществляет покры­тие, т.е. переводит сумму аккредитива (выставление аккредитива).

4. Экспортер, получив извещение (авизо) от своего банка и проверив условия акк­редитива, направляет товар в адрес импортера и оформляет необходимые для получения платежа с аккредитива документы.

Читайте также:  Что за справка нужна для кредита

5. Экспортер передает в свой банк товаросопроводительные и другие документы, указанные в аккредитиве, и получает причитающуюся ему сумму платежа.

6. Товаросопроводительные и другие документы банк экспортера пересылает бан­ку импортера.

7. Банк импортера передаст полученные документы импортеру, которые даю ему право получить закупленный товар.

Виды документарного аккредитива:

— оплаченные в срок;

— с отложенным сроком платежа;

Наиболее важный критерий — отзывность аккредитива — предполагает деление на:

— отзывные аккредитивы (может быть аннулирован или изменен без уведомления экспортера);

— безотзывные аккредитивы — твердое обязательство банка, выгоден для экспортера, но рискован для банка.

На все валютные операции банка распространяются правила валютного контроля.

Процедура эмиссииценных бумаг кредитной организации включает следующие этапы

— прием от инвесторов взносов в уставный капитал,

— продажа акций (по договору купли/продажи). Указанные этапы включают регистрацию проспекта эмиссии, которая обязательна только тогда, когда число владельцев более 500 или общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда кредита является наличие укредитора кредитных ресурсов, а их объем определяет кредитный потенциал банка • переоформление внесенных ранее долей в акции (при преобразовании кредитной организации из ООО в АО);

— при капитализации собственных средств (дивидендов) в акции.

Важным требованием к эмиссии ценных бумаг является необходимость раскрытия информации о них и о финансово-хозяйственной деятельности эмитента.

Формы раскрытия информации:

— составление ежеквартальных отчетов по ценным бумагам (данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности, о видах бумаг и доходах по ним и т.п.);

— сообщения об изменениях в положении эмитента и о сосредоточении в руках вла­дельца более 20% любого вида эмиссионных ценных бумаг.

Оплата размещенных акций кредитной организации может происходить как в руб­лях, так и в иностранной валюте, и отражается путем зачисления средств на специаль­ный накопительный счет в Банке России (№ 30208).

Банк как профессиональный участник рынка ценных бумаг

Брокерские операции банк проводит по заявкам клиентов, выполняя агентские фун­кции либо поверенного, либо комиссионера, либо консультанта.

В международной банковской практике услуга клиенту по размещению бумаг на­зывается андеррайтинг,в России пока не получила распространения, но некоторые банки, активно работающие с ценными бумагами, уже начали осваивать этот вид услуг.

1. Подготовка эмиссии — консультирование или разработка проекта эмиссии, зак­лючение договора андеррайтинга;

2. Перенятие эмиссии — выкуп ценных бумаг или исполнение размещения на ко­миссионной основе, в этом случае банк только посредник и риск на себя не берет;

3. Размещение эмиссии: публичное, через биржу или в частном порядке.

Доверительное управлениепереданными кредитной организации, но владение ценными бумагами клиентов или указанными ими лиц. Доверительное управление предполагает:

— прием ценных бумаг на хранение;

— получение доходов по ценным бумагам;

— погашение долговых бумаг в срок;

— куплю/продажу бумаг с целью обеспечения сохранности активов или обеспече­ния определенного уровня доходности (управление портфелем ценных бумаг клиента);

— доставку ценных бумаг клиентам;

— заключение договоров от имени клиента и т.п.;

— управление денежными средствами клиента, предназначенными для инвестиро­вания в ценные бумаги или полученными в результате управления ими.

Читайте также:  Что значит справка ифнс

Доверительное управление по содержанию близко к понятию траст, но в России трастовые операции не получили распространения.

Под трастом традиционно понимают управление имуществом, собственностью клиента путем получения широких юридических прав на распоряжение этой собственностью.

Доверительное управление ограниченоагентскими функциями. Доход, полученный в результате управления ценными бумагами, не принадлежит банку, он перечисляется на счет клиента за вычетом комиссионных в пользу управляющего.

В качестве профессиональной деятельности кредитные организации России осу­ществляют клиринг по ценным бумагам(обработка информации, проведение зачетов), по поставкам бумаг и расчетам по ним);

депозитарные операциипо хранению и учету ценных бумаг;

ведение реестра владельцабумаг (функции регистратора).

Собственные сделки с ценными бумагами

Собственные сделки кредитной организации с ценными бумагами разделяются на сделки, проводимые по пассивным операциям, и сделки, проводимые по активным опе­рациям.

При осуществлении операций по ценным бумагам кредитная организация может выступать в каче­стве брокера(приобретает их за счет клиента) и в качестве дилера,т.е. совершает сделки купли/продажи по своему усмотрению и за собственный счет — собственные сделки.

Вложенияв ценные бумаги, кроме векселей,в зависимости от цели приобретения подразделяются на категории:

— приобретенные ценные бумаги по операциям РЕПО(ценные бумаги, при покупке которых у кредитной организации возникает обязательство по обратной последующей продаже бумаг через определенный срок по заранее фиксированной цене);

— вложения в ценные бумаги, приобретенные для перепродажи(срок нахождения в портфеле банка менее 6 месяцев);

— приобретенные ценные бумаги для инвестирования (срок хранения в портфеле банка более 6 месяцев).

Инвестиции в ценные бумаги(акции, облигации, паи) осуществляются с целью получения доходов в долгосрочном периоде, преобладают вложения в акции.

Инвестиции кредитная организация может осуществлять только за счет собствен­ных средств.

В целях учетавыделяют следующие сроки:

— не менее 6 месяцев;

— от 181 дня до 1 года;

— свыше 1 года до трех лет;

По дебетуэтих счетов проводится стоимость приобретенных бумаг, по кредиту— их продажа (списывается балансовая стоимость проданных или погашенных бумаг). Саль­до по дебету показывает остаток средств, вложенных в ценные бумаги.

Инвестиционные ценные бумаги периодически переоцениваются в зависимости от изменения их рыночной цены.

По государственным ценным бумагамувеличение их балансовой стоимости в ре­зультате переоценки составляет доход дилера (или инвестора), уменьшение — наоборот.

Для остальных эмиссионных ценных бумаг,прежде всего акций, принципиальное значение имеет цена переоценки(последний рабочий день квартала), если она окажется ниже балансовой стоимости.Кредитная организация обязана создать резерв под обесценение ценных бумаг в размере снижения цены переоценки относительно балансовой стоимости (не более 50%) и резервы на возможные потери. Создание резервов отражается на пассивных счетах.

Доходы по ценным бумагамявляются важной составляющей финансовых резуль­татов деятельности кредитных организаций. Формыих выражения:

— проценты по облигациям;

— дивиденды по акциям;

— положительные курсовые разницы (возникают при продаже или погашении цен­ных бумаг по стоимости выше балансовой).

Важным источником доходов банка являются операции банков по учету векселей.

Экономическое содержание этих векселей — кредит клиентам — векселедержателям. Учет векселя— это покупка векселей банками до наступления срока платежа по ним.

Читайте также:  Где взять справку малообеспеченной семьи для стипендии

— оценка возможности учета;

— представление реестров к учету,

— рассмотрение и принятие векселя к учету;

— обработка принятых векселей;

— исчисление суммы учетного процента;

— получение платежа по учетным векселям.

— передача векселя нотариусу (не позднее 12 часов следующего дня);

— исполнение протеста и возврат векселя в банк;

— предъявление требования об оплате к векселедателю;

— в случае невыполнения обязательств, обращение в суд на предмет принудитель­ного взыскания долга.

Учтенные банком векселя учитываются по активным балансовым счетам по эми­тентам и по срокам.

Особенность учета в том, что выделяют не оплаченные в срок и опротестованные векселя и не оплаченные в срок и неопротестованные. По пассиву по тем и другим создаются резервы под возможные потери

Учтенные векселя приходуются, а погашенные (выкупленные) расходуются по вне балансовому счету 91304.

Дата добавления: 2015-12-08 ; просмотров: 2188 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Расчёты по инкассо

Инкассо (англ. Collection, Encashment ; итал. Incasso ) — посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счёт получателя. За выполнение инкассо банки взимают комиссионные.

Инкассо — банковская расчётная операция, посредством которой банк-экспортер по инкассовому поручению своего клиента получает на основании расчётных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товарно-материальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счёт клиента в банке.

Этапы инкассо при международных расчетах

  • * 1) Передача экспортером-инкассодателем банку инкассового поручения и приложенных к нему товарных документов
  • * 2) Передача банком экспортера инкассового поручения банку-корреспонденту в стране импортера
  • * 3) Банк-корреспондент в стране импортера предъявляет товарные документы импортеру-плательщику и выдает их ему против указанной в инкассовом поручении суммы платежа
  • * 4) Полученная от импортера сумма платежа переводится банком импортера за счет экспортера, а последний уже зачисляет её на счет экспортёра

Инкассо может быть чистым и документарным.

Чистое инкассо — это инкассо финансовых документов (переводные и простые векселя, чеки и другие подобные документы, используемые для получения платежей), когда они не сопровождаются коммерческими документами.

Документарное инкассо — это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета, транспортные и страховые документы и пр.), а также инкассо только коммерческих документов. Документарное инкассо в международной торговле представляет собой обязательство банка получить по поручению экспортёра от импортёра сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить её экспортёру.

Международной торговой палатой в 1978 г. были изданы «Унифицированные правила по инкассо», к которым присоединились банки многих стран.

Недостатки инкассовой формы расчетов

  • Разрыв во времени между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа, который может быть достаточно продолжительным, что замедляет оборачиваемость средств экспортёра;
  • Отсутствие надежности в оплате документов (может отказаться от оплаты товарных документов или оказаться неплатёжеспособным к моменту прибытия их в банк импортёра).

Эти недостатки преодолеваются путём применения телеграфного инкассо, позволяющего сократить нежелательный разрыв во времени, а также за счёт применения инкассо с предварительно выданной банковской гарантией, что позволяет создать надёжность платежа, близкую к той, которая возникает по безотзывным аккредитивам.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста