Акт приема передачи квартиры при договоре найма жилого помещения

Акт приема-передачи недвижимости для договора найма

При заключении договора найма недвижимости впоследствии подписывают и акт приема-передачи объекта. Это делается в момент передачи ключей от квартиры или комнаты. Такой документ может быть использован в суде, поэтому важно знать, какую информацию в нем указать и как правильно его оформить.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Коротко о договоре найма жилого помещения

В главе 35 Гражданского кодекса РФ можно найти всю правовую информацию об оформлении договора найма. Нанимателем может быть только физлицо, а наймодателем, как правило, являются жилищные фонды. Срок договора найма не должен превышать 5 лет. Если в документе не обозначен период найма, то по умолчанию он будет составлять 5 лет.

Стороны могут расторгнуть договор. По инициативе нанимателя это можно сделать в любое время (при предупреждении наймодателя за 3 месяца), а по инициативе наймодателя — в судебном порядке в некоторых случаях. Они перечислены в ст. 687 Гражданского кодекса РФ.

Нанимателем помещения может быть только один гражданин. Если он будет проживать и с другими гражданами (членами семьи, например), то они тоже должны быть указаны в договоре.

В момент передачи ключей от жилого помещения принято подписывать акт приема-передачи недвижимости.

Для чего нужен акт и каковы особенности его оформления

Акт необходим для того, чтобы зафиксировать следующие факты:

  • Жилое помещение передано нанимателю, одновременно с ним переданы и документы на жилье.
  • Наниматель не имеет претензий к состоянию объекта.
  • Обязательства сторон выполнены.

Документ можно составить в письменном виде или печатном. Предпочтителен второй вариант для удобства чтения. Не допускаются различные типы ошибок, помарки, зачеркивания (для рукописного варианта), поэтому к составлению акта нужно подойти со всей серьезностью.

К сведению! Составлением акта обычно занимается работник жилищного фонда.

Документ регистрации не подлежит. Его подписывают в двух экземплярах — по одному для каждой из сторон договора. Также важно помнить, что акт — это приложение к договору, поэтому их нужно хранить вместе.

Пишем текст акта приема-передачи недвижимости по договору найма

Составляют акт по стандартной схеме. Первым делом указывают, что он является приложением к договору. Вносят также номер договора и день его подписания. Этот блок располагают в правом верхнем углу.

Далее ниже по центру пишут наименование акта. Также обязательно указывают дату и место составления документа и приступают к заполнению основной части.

Сначала нужно указать информацию о сторонах договора и акта: наименование организации-наймодателя, должность и ФИО представителя, ФИО, дату рождения и паспортные данные нанимателя. Здесь же пишут номер и дату составления ранее заключенного договора найма.

После этого указывают суть акта:

  1. Наймодатель передал жилье нанимателю во временное пользование. Нужно также указать адрес жилого помещения, стоимость.
  2. Характеристики жилья: этаж, количество комнат, общая площадь.
  3. Переданное с жильем имущество, если таковое имеется.
  4. Осмотр помещения был проведен нанимателем, ключи получены, все недостатки были оговорены сторонами. При согласовании сторон можно описать имеющиеся недостатки.
  5. Наймодатель передал нанимателю документы на жилье. Список документов, если он большой, можно оформить таблицей с графами: наименование документа, копия/оригинал, количество листов.
  6. Стороны не имеют претензий друг к другу.
  7. Обязательства наймодателя и нанимателя считаются исполненными после подписания акта.
  8. Количество экземпляров документа. Как правило, их нужно два.
Читайте также:  Договор об исполнении обязательства третьему лицу рб образец

Важно! Это лишь примерный список пунктов акта. В зависимости от ситуации и передаваемого жилья перечень может быть дополнен или сокращен.

После заполнения и проверки документа стороны ставят свои подписи с расшифровками. Если организация, передающая жилье, использует печать, то ее представитель ставить и печать.

Источник

Как правильно принять у собственника квартиру, взятую в аренду

Важная и неотъемлемая часть договора найма жилого помещения — акт сдачи и приёмки квартиры. Он не только подтверждает факт совершения сделки, но и содержит опись имущества на момент передачи недвижимости новому пользователю. Как правильно составить и оформить такой акт при аренде квартиры и какие подробности в него включить — рассказываем в этом материале.

Акт приёма-передачи квартиры по договору найма

Когда договор найма жилого помещения (в обиходе — договор аренды квартиры) уже согласован, сторонам остаётся фактически завершить сделку: передать ключи от арендодателя к арендатору, а также зафиксировать состояние жилого помещения на этот момент.

Акт приёма, подписываемый участниками сделки при сдаче квартиры в аренду, должен содержать сведения об имуществе, передаваемом в пользование жильцу на время исполнения договора, а также отражать общее состояние помещения. Наличие акта обеспечивает уверенность в сделке и владельцу, и арендатору, даже если в ходе всего срока аренды квартиры всё пройдёт без проблем. В случае претензий со стороны владельца или нанимателя недвижимости акт вместе с договором будет важным основанием для разрешения споров, в том числе в суде.

Согласно статье 676 ГК РФ, наймодатель обязан передать нанимателю жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания. Других подробностей здесь нет — вот почему важно согласовывать опись имущества между участниками каждого отдельного договора о найме (аренде) квартиры и фактически принимать квартиру у собственника.

Если нанимателя не устраивают какие-то серьёзные моменты, можно составить акт приёма-передачи квартиры со списком замечаний и попросить арендодателя их устранить в определённый срок. Если всё в порядке, то стороны указывают в акте приёма-передачи квартир, что « осмотр помещения не выявил явных недостатков».

Важные пункты акта приёма-передачи квартиры в аренду

Строгая форма акта приёма-передачи квартиры в наём не установлена законом, однако с точки зрения юридической практики в нём должны быть зафиксированы следующие моменты:

  • основные параметры договора аренды, приложением к которому является этот акт приёма-передачи (дата, место заключения, номер);
  • дата и место составления акта (в том числе адрес объекта недвижимости);
  • данные и реквизиты сторон — как в договоре.

Стороны должны актом письменно подтвердить, что:

  • недвижимость (жилое помещение, квартира, комната) успешно передана нанимателю во временное пользование;
  • наниматель имеет доступ к помещению (например, ключи от квартиры) и зданию (ключи от подъезда, доступ к шлагбауму);
  • арендодатель передал арендатору документы на жильё (какие и в каком количестве);
  • произошла передача документов или иных сведений об оплате коммунальных услуг, если это особо предусмотрено текстом заключаемого договора;
  • арендатор осмотрел жилое помещение и не имеет претензий к его состоянию, описанному в акте, оно находится в пригодном санитарном и техническом состоянии;
  • стороны не имеют невыполненных при заключении договора обязательств, обязательства считаются исполненными при подписании акта.

Кроме того, в акте нужно записать показания приборов учёта коммунальных услуг на момент заключения договора, а также сделать опись имущества в подробностях, устраивающих обе стороны.

Читайте также:  Договор работы по найму между физического лица

Опись имущества в акте при аренде квартиры

Опись имущества в акте приёма-передачи может быть и достаточно подробной — по согласованию сторон. В ней указывают количество мебели и предметов интерьера в квартире и даже какие-то и конкретные характеристики (например — что на поверхности шкафов есть сколы).

Обычно отмечают количество и состояние бытовой техники, в том числе встроенной, а также аппаратуры, предоставленной третьими лицами (например, роутер от интернет-провайдера или приставка для телевидения). Неочевидный момент: если бытовой прибор имеется, но не работает на момент заключения договора аренды, — это необходимо проверить и тоже зафиксировать. Например, прописать, что не включается одна из конфорок на электроплите.

Также в акте приёма-передачи квартиры перечисляются особенности отделки помещения, различные замечания и даже его недостатки — например, если косметический или капитальный ремонт проводился достаточно давно. Расписать состояние помещения можно и по пунктам — от электропроводки до окон. К примеру, если на окнах царапины, а на плитке трещины, то в интересах арендатора будет зафиксировать это в акте — чтобы к нему не предъявляли потом претензий, что это якобы он повредил квартиру.

К акту передачи жилого помещения по договору найма рекомендуется приложить фотографии отделки, мебели и техники. Причём, если сам документ однозначно составляется и подписывается на бумаге, то фотографии можно передать и цифровыми средствами — например, через мессенджер или электронную почту. Главное — чтобы пункт о передаче фото тоже был в акте. Например, в передаточном акте при аренде квартиры как образец можно прописать такую фразу: «До подписания акта наниматель и наймодатель произвели обмен фотографиями посредством электронной почты».

Если выбранный вами образец акта приёма-передачи квартиры при аренде предусматривает, что в нём есть таблица и могут остаться пустые ячейки, то их нужно заполнить прочерками — во избежание того, что одна из сторон случайно (или намеренно) заполнит их уже после подписания документа.

При подготовке акта приёма-передачи при найме жилого помещения образец можно скачать по этой ссылке , этот шаблон уже проверен юристами. Составить акт приёма-передачи квартиры при аренде по образцу можно и от руки, и в печатном виде. Документ подписывают в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу — по одному для каждой из сторон. Отдельная регистрация для акта приёма-передачи не требуется, однако хранить его логично вместе с основным договором.

Подписывая акт о сдаче квартиры, наниматель подтверждает, что несёт полную материальную ответственность за недвижимое и движимое имущество наймодателя, его состояние и сохранность. По желанию сторон (и если это уже не прописано в основном тексте договора) в акте дополнительно оговаривают, что наниматель может использовать недвижимость только для проживания, а также не имеет права на переустройство и реконструкцию жилья без согласия владельца. Но обычно это отражают в самом договоре найма, а также это напрямую следует из Гражданского кодекса.

Если вы сдаёте квартиру с помощью Яндекс Аренды, с составлением акта приёма и передачи поможет менеджер сервиса. Кроме того, все квартиры Аренды и имущество в них застрахованы. А значит, даже в случае неожиданных поломок собственник ничего не потеряет, а жильцу скорее всего не придётся оплачивать ремонт из своего кармана.

Источник

Передаточный акт к договору найма (аренды) жилого помещения

Законом не установлена обязанность сторон составлять договор найма жилого помещения в отличие от договора купли-продажи недвижимости. Однако, его составление будет дополнительной гарантией соблюдения прав и обязанностей обеих сторон сделки. О правильном составлении акта и его особенностях будет написано ниже.

Читайте также:  Досрочное погашение кредита изменение срока договора что это

Содержание передаточного акта к договору найма жилого помещения

Официального определения данного акта законодатель не дает, оставляя возможность свободно его составить самим участникам найма жилого помещения, по аналогии, которая не запрещена в гражданском праве применимы положения ч. 1 ст. 556 ГК РФ, в которой данный документ указывается в качестве подтверждения исполнения своих обязательств по передачи и приему недвижимого имущества.

ВАЖНО. Отказ наймодателя от подписания передаточного акта к договору найма жилого помещения не свидетельствует о нарушении им условий договора найма, если это не отражено в соглашении. Если в заполненном бланке не указаны недостатки в арендуемом имуществе, которые обнаружены после подписания, наниматель не несет за это ответственность.

Акт должен содержать:

  • Указание в акте данных участников сделки является обязательным пунктом.
  • Необходимо описать в акте данные жилого помещения, включая его состояние.
  • В составленном акте должны быть отмечены данные заключенного договора найма жилого помещения.
  • Обе стороны должны подтвердить отсутствие претензий по сделке, о чем ставятся в соответствующей графе подписи участников приема-передачи.

Особенности оформления акта приема-передачи квартиры внаем

Передаточный акт к договору найма жилого помещения имеет некоторые особенности:

  • Наймодатель, подписавший передаточный акт к договору найма жилого помещения, подтверждает факт отсутствия претензий к нанимателю и полную передачу денежных средств.
  • Наниматель в передаточном акте к договору найма жилого помещения расписывается в том, что принят имущество в том состоянии, которое его устраивает и претензий к наймодателю не имеет.

ВАЖНО. После подписания акта сторонами, на нанимателе лежит ответственность за поддержание имущества наймодателя в надлежащем состоянии и чистоте, в случае сдачи имущества в неудовлетворительном состоянии, отличающемся от описанного в акте, наймодатель вправе потребовать возмещения убытков от нанимателя в полном объеме.

Опись имущества к договору аренды

Составляя акт приема-передачи квартиры при аренде, наймодатель должен сделать опись имущества, которое передает вместе с недвижимостью. Опись делается максимально подробно, чтобы избежать спорных ситуаций и неточностей. Потому в итоге список может получиться весьма внушительным. В нем нужно указать следующие предметы:

    Бытовую технику, которая расположена в квартире, на момент передачи её в аренду;

Мебель, которая также остается в квартире, куда въезжают заемщики;

Все остающиеся предметы интерьера.

Опись входит в передаточный акт к договору найма квартиры или может выступать дополнением к договору. Не обязательно составлять опись машинописным способом, достаточно написать список от руки..

У нанимателя также есть свои обязанности. Он должен убедиться, что все перечисленные предметы находятся в исправном состоянии и не имеют механических повреждений, что могут стать причиной поломки. Если повреждения были обнаружены, акт приема-передачи квартиры при аренде дополняется информацией о характере рассматриваемых повреждений.

Так наймодатель не сможет добавить какие-то несуществующие детали или обвинить съёмщика в порче уже поврежденного имущества, его краже или других неправомерных манипуляциях. А чтобы передаточный акт к договору найма квартиры имел ещё больше юридической силы, его можно подкрепить не только словами, но и фотографиями сдаваемого объекта, наглядно показывая, что и в каком состоянии наймодатель передает нанимателю. Причем фотографии должна сделать каждая сторона, сохраняя свой экземпляр у себя.

Порядок подписания акта приема-передачи квартиры внаем

Акт должен содержать подписи лично нанимателя и наймодателя или его представителя по доверенности. Акт подтверждает передачу имущества с даты подписания. С этого же числа обязательства обеих сторон договора найма считаются исполненными в полном объеме, передаточный акт остается у каждой из сторон, по 1 экземпляру.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста