- Как правильно учитывать НДС в закупках по 44‑ФЗ, 223‑ФЗ
- НДС в закупках по 44-ФЗ
- Формирование начальной (максимальной) цены контракта, предложений участников о цене
- Исключения, предусмотренные Налоговым кодексом
- Оценка и сопоставление заявок, выбор победителя
- Заключение контракта с победителем
- Оплата цены контракта
- НДС в закупках по 223-ФЗ
- Подходы в порядке оценки заявок участников с различной системой налогообложения и практика их применения
- Часто задаваемые вопросы. НДС и УСН в №223-ФЗ.
- Не так давно мы обсуждали вопросы , связанные с налогом на добавленную стоимость (НДС) и упрощённой системой налогообложения (УСН), применительно к закупкам в рамках №44-ФЗ. Пришло время обратить внимание на аналогичные вопросы при закупках по №223-ФЗ. Практика здесь не настолько обширная как в №44-ФЗ, поэтому с появлением новых кейсов, данная статья будет наполняться.
- Ситуация №1. На участие в закупке по №223-ФЗ подали заявки участники на общей системе налогообложения и участники, применяющие УСН. Все участники сформулировали своё предложение о цене договора.
- Как правильно учитывать НДС в закупках
- Понятие
- НДС в закупках по 44-ФЗ
- НДС в закупках по 223-ФЗ
- Особенности участия по 223-ФЗ поставщиков с общим и специальным режимом налогообложения
Как правильно учитывать НДС в закупках по 44‑ФЗ, 223‑ФЗ
Включать НДС в цену контракта? Изменять цену контракта, если исполнитель на УСН? Узнаем позицию экспертов и судов
В Школе электронных торгов прошел вебинар «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Эксперт по торгам Станислав Грузин рассказал особенности учета налога на добавленную стоимость (НДС) на этапах:
- формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
- оценки и сопоставления заявок, выбора победителя;
- заключения контракта с победителем;
- оплаты контракта.
В этих ситуациях у заказчиков и поставщиков возникают сложности с учетом НДС. Разберем их в статье на основе рекомендаций вебинара.
НДС в закупках по 44-ФЗ
Формирование начальной (максимальной) цены контракта, предложений участников о цене
Начальная (максимальная) цена контракта определяется по правилам статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Закон № 44-ФЗ). В Законе 44-ФЗ не указано, что заказчик должен включить или не включить НДС в стоимость контракта. Но такая обязанность следует из разъяснений Минфина и сложившейся закупочной практики.
Минфин России в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 отмечает: «При обосновании НМЦК заказчик может установить условия формирования цены контракта с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей». Цена контракта должна содержать все потенциальные расходы поставщика, в том числе налоги.
Рекомендация заказчикам: включайте НДС в стоимость и выделяйте в цене контракта.
Заказчик тоже устанавливает требования к формированию цены предложения, которая должна содержать обязательные платежи, в том числе налоги.
Совет поставщикам: учитывайте НДС в цене предложения.
Исключения, предусмотренные Налоговым кодексом
Если продукция не облагается НДС, заказчик не включает налог в НМЦК и не выделяет в стоимости, а поставщик предлагает цену без НДС. Например, при закупке программного обеспечения.
Оценка и сопоставление заявок, выбор победителя
В Законе 44-ФЗ нет норм, которые регулируют порядок и процедуру рассмотрения и оценки заявок, определения победителя среди участников, применяющих различные системы налогообложения.
Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников закупки. Любой участник закупки, в том числе тот, кто освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.
Ценовые предложения участников, которые не являются плательщиками НДС, будут отличаться от остальных. Например, НДС не платят компании на упрощенной системе налогообложения. Поэтому их итоговая цена предложения будет ниже. Но это не значит, что заказчик должен прибавить к цене предложения такого участника сумму НДС.
Вне зависимости от системы налогообложения заказчик использует в расчетах при оценке и сопоставлении заявок или выборе победителя ту цену, которая подана.
Заключение контракта с победителем
« Если в заявке победителя указано 100 рублей, то и в итоговый контракт попадет 100 рублей. Даже если победитель применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Никаких 20 рублей НДС дополнительно! Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.
Случаи, когда цену можно пересмотреть, установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ — там нет ситуации, когда победил неплательщик НДС ».
Оплата цены контракта
Рекомендация заказчикам: контракт оплачивается по цене, предусмотренной в контракте. Режим налогообложения участника не может оказывать влияние как на формирование цены контракта, так и на сумму оплаты по нему.
Совет поставщикам: внимательно анализируйте содержание контракта. Условиями контракта предусмотрено выставление счета-фактуры? Обратите внимание, если «упрощенец» выставит счет-фактуру заказчику с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (см. п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 № 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Важно: по контрактам, которые заключены до 1 января 2019 года и исполняются в текущем году, допускается изменить цену в пределах увеличения ставки НДС. Такое соглашение стороны могут заключить до 1 октября 2019 года.
НДС в закупках по 223-ФЗ
Разберем этап оценки и сопоставления заявок, где возникает больше всего вопросов участников.
Закон № 223-ФЗ не регламентирует, должен заказчик включать НДС в цену контракта или нет. Заказчик может самостоятельно определить в Положении о закупках, на каком этапе он будет начислять НДС:
- включать в начальную (максимальную) цену договора (Н(М)ЦД) и оценивать заявки только по цене предложения участника;
- включать в Н(М)ЦД, но при оценке сравнивать УПЗ на УСН или нет;
- учитывать НДС только при оплате за поставленный ТРУ.
Подходы в порядке оценки заявок участников с различной системой налогообложения и практика их применения
Позиция судов 1: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, даже если участники закупки применяют различные системы налогообложения:
- «…Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, ограничению конкуренции.
- Установленный порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными». •
- Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014.
Позиция ФАС:
- «В соответствии с документацией, в случае если претендент не является плательщиком НДС, то цена не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС. На стадии оценки и сопоставления заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также учитываются без НДС».
- Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15.
Вывод: проводить оценку по ценовым предложениям, указанным в заявках.
Позиция 2: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, если это не предусмотрено документацией о закупке:
- «Комиссией. УФАС России установлено, что Закупочной документацией не предусмотрен порядок сравнения цен участников без НДС;
- . Ввиду того что. по итогам Закупки договор заключается по цене, включающей все налоги. наиболее предпочтительным. предложением от участников. будет являться предложение с наиболее низкой окончательной ценой вне зависимости от применяемой участником Закупки системой налогообложения как не оказывающей никакого влияния на качество и полноту оказания услуг по договору;
- Комиссия УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора закупки по неправомерному сравнению заявок участников Закупки по ценам без НДС. нарушения пп. 2, 3 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ».
- Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 по жалобе № Т02-226/16.
Позиция 3
Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554:
- «При проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.
- . Заказчик вправе определить в положении и установить в документации правила применения налогового вычета НДС в отношении приобретаемой продукции. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС.
- В случаях когда результаты анализа не позволяют однозначно заключить о наличии права заказчика применить налоговый вычет НДС либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений возможно использование цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов. ».
Источник
Часто задаваемые вопросы. НДС и УСН в №223-ФЗ.
Не так давно мы обсуждали вопросы , связанные с налогом на добавленную стоимость (НДС) и упрощённой системой налогообложения (УСН), применительно к закупкам в рамках №44-ФЗ. Пришло время обратить внимание на аналогичные вопросы при закупках по №223-ФЗ.
Практика здесь не настолько обширная как в №44-ФЗ, поэтому с появлением новых кейсов, данная статья будет наполняться.
Ситуация №1. На участие в закупке по №223-ФЗ подали заявки участники на общей системе налогообложения и участники, применяющие УСН. Все участники сформулировали своё предложение о цене договора.
Ответ. Не может. Долгое время многие крупные заказчики по №223-ФЗ применяют такой подход. Однако в сентябре 2021 Верховный суд разобрался в данном вопросе и сформулировал позицию о том, что такой порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки, свидетельствует о предоставлении преимуществ при участии в закупке участникам — плательщикам НДС по сравнению с участниками — не плательщиками НДС, что, естественно, является нарушением законодательства 1 .
Ответ. Не может. Верховный суд полагает, что такой подход также создаёт преимущества участникам на общей системе налогообложения (ОСН). Более того, заказчик может быть финансово заинтересован в создании такого преимущества, поскольку при заключении договора с лицом на ОСН, заказчик имеет право на получение налогового вычета и снижения своего налогового бремени. Однако удовлетворение такого имущественного интереса заказчика за счёт постановки участников на УСН в заведомо уязвлённое положение не соответствует требованиям действующего законодательства 2 .
Источник
Как правильно учитывать НДС в закупках
НДС в закупках по 44-ФЗ — это параметр, который влияет на цену, по которой подписан контракт с исполнителем. Налог на добавленную стоимость учитывается при формировании начальной цены контракта и при расчетах с победителем.
Понятие
НДС — это налог на добавленную стоимость, предусмотренный на общей системе налогообложения (ОСНО). Суть его в том, что организации, реализующие товары, работы, услуги (ТРУ) и накручивающие на их себестоимость дополнительную цену, должны передать в бюджет определенную часть от добавленной суммы.
Этот вид федерального налога регулируется главой 21 НК РФ. Объектом налогообложения является реализация и ввоз ТРУ на территории РФ, а ставка в общем случае с 2020 года составляет 20 % (0 % — международная перевозка, товары в области космической деятельности; 10 % — реализация продовольственных товаров, газеты, журналы, медицинские товары и др., согласно ст. 164 НК РФ).
НДС в закупках по 44-ФЗ
Можно выделить 2 этапа, где примененяется налог:
Приказ Минэконом № 567 от 02.10.2013, раскрывающий способы определения НМЦК, не содержит рекомендаций включать НДС в НМЦК, но указывает на то, что стоимость необходимо приводить в соответствие с условиями планируемой закупки. Если предмет заказа попадает в перечень объектов налогообложения, заказчику необходимо включить данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, приведены в ч. 2 ст. 146 НК РФ).
Встает вопрос, по какой цене заключать договор, если победителем является лицо, состоящее на специальных режимах налогообложения (упрощенная система, единый сельскохозяйственный налог, на вмененный доход и др.) или физическое лицо.
По ч. 1 и 2 ст. 34 44-ФЗ, при заключении контракта указывается, что его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, который заключается на условиях, предусмотренных извещением документацией и заявкой. Все типовые контракты на сегодняшний день, размещенные в библиотеке Единой информационной системы, также содержат указание на то, что цена должна включать все расходы, связанные с уплатой налогов, сборов и иных платежей.
Договор заключается по цене, предложенной победителем, независимо от того, является ли поставщик плательщиком НДС. Удержание заказчиком стоимости налога при оплате будет являться неправомерным. Данная сумма будет являться дополнительным доходом участника, что говорит о более выгодном положении участников на спец. режимах, по сравнению с ОСНО.
Обзоры по теме из КонсультантПлюс:
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .
НДС в закупках по 223-ФЗ
Закон о закупках отдельными видами юридических лиц так строго не регламентирует порядок определения НМЦК и дальнейшего заключения договора. Ст. 4 223-ФЗ лишь указывает на то, что извещение должно содержать сведения о НМЦК, порядке ее формирования (с учетом или без учета расходов на уплату пошлин, налогов и других обязательных платежей). В положении о закупке заказчик должен указать, каким образом будут сравниваться предложения участников, состоящих на различных режимах налогообложения.
Позиций по вопросу оценок заявок две:
1. Оценка без учета НДС нарушает принцип равноправия и экономически эффективного расходования денежных средств (решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15, решение Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 № 157).
2. Оценка без учета НДС не создает неравные условия участникам (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2015 № Ф02-1709/2015 по делу № А33-10428/2014, Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015).
Противоположные точки зрения существуют и при расчете стоимости договора, заключаемого с поставщиком на спецрежиме. Уменьшение цены договора на размер НДС с победителем в большинстве случаев признается незаконным, однако существует практика, где снижение в случае применения исполнителем договора упрощенной системы признано законным (решение Челябинского УФАС от 03.11.2016 по жалобе № 77-03-18.1/2016).
Отсутствие единства правоприменительной практики создает определенные риски для заказчиков и участников, поэтому необходимо четко указывать требования в положениях о закупке и документации.
Особенности участия по 223-ФЗ поставщиков с общим и специальным режимом налогообложения
- Что такое налог на добавленную стоимость (НДС)? Виды НДС. Виды упрощенной системы налогообложения (УСН).
- Нужно ли включать НДС в начальную (максимальную) цену договора?
- Можно ли закупать одним лотом товары с НДС и без НДС?
- Влияние НДС на оценку заявок.
- Уменьшение цены договора на НДС — законно ли это?
Источник