1с бухгалтерия бюджет ведение договоров

Учет обязательств в бюджетных учреждениях в 1С

Учет обязательств в бюджетных учреждениях: основные счета бухучета

Программа 1С — удобное средство автоматизации бухучета. Госучреждения могут использовать специальную версию данного решения — «Бухгалтерия государственного учреждения», которая адаптирована к требованиям нормативных актов, регулирующих бухучет в организациях бюджетной системы, а именно приказов Минфина РФ:

  • от 01.12.2010 № 157н (устанавливает общий для всех учреждений перечень счетов бухучета);
  • от 06.12.2010 № 162н (устанавливает перечень счетов бухучета для казенных учреждений — на основе перечня по приказу № 157н);
  • от 16.12.2010 № 174н (устанавливает перечень счетов для бюджетных учреждений);
  • от 23.12.2010 № 183н (устанавливает перечень счетов для автономных учреждений).

Соответственно, все счета, что утверждены данными НПА, включены в базовое решение 1С. При этом в зависимости от настроек, которые указываются при начале использования программы, в автоматическом режиме выбирается определенная подборка счетов для конкретного типа учреждения.

Основные счета бухучета, которые используются учреждениями бюджетной системы для составления проводок по обязательствам:

  • 0 501 00 000 — «Лимиты бюджетных обязательств» (используется только казенными учреждениями);
  • 0 502 00 000 — «Обязательства» (используется всеми типами государственных и муниципальных учреждений — автономными, бюджетными и казенными);
  • 0 502 01 000 — «Принятые обязательства» (используется всеми типами учреждений);
  • 0 502 02 000 — «Принятые денежные обязательства» (используется всеми учреждениями);
  • 0 504 00 000 — «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» (используется всеми учреждениями);
  • 0 506 00 000 — «Право на принятие обязательств» (используется всеми учреждениями);
  • 0 507 00 000 — «Утвержденный объем финансового обеспечения» (используется бюджетными и автономными учреждениями);
  • 0 508 00 000 — «Получено финансового обеспечения» (используется бюджетными и автономными учреждениями).

Рассмотрим ряд практических нюансов, характеризующих использование программы 1С для отражения операций, связанных с обязательствами бюджетных учреждений.

Принятие обязательств

Непосредственно принятие учреждением обязательств может быть отражено в программе 1С с помощью документа «Принятое денежное обязательство». Документ, отражающий в регистре запись о принятии к учету приобретений, может быть сформирован с помощью шаблонов, предлагаемых пользователю, которые соответствуют конкретным основаниям для возникновения обязательства, — например, «Приобретение ОС» или «Начисление зарплаты».

При внесении данных об операциях можно задействовать функцию программы 1С «Ввод на основании». Он предполагает создание одного документа на основе данных другого (позволяет не заносить одну и ту же информацию в программу несколько раз). Например, создав документ на приобретение (оприходование) ТМЦ (с указанием в нем всей информации о конкретном приобретении), можно использовать находящуюся в этом же документе кнопку «Создать на основании». Если нажать на нее, то из выпадающего списка можно выбрать опцию «Принятое денежное обязательство». После этого 1С автоматически сформирует (исходя из сведений, представленных в исходном документе) новый документ, который отразит факт принятия обязательств.

В свою очередь, используя документ, что отражает факт принятия обязательств, можно сформировать документ, содержащий сведения об оприходовании тех или иных ценностей.

Если выбрать какой-либо из шаблонов, то основная часть реквизитов в регистре бухучета будет проставлена программой автоматически, включая проводки с использованием корреспонденций тех счетов, что рассмотрены нами выше.

Читайте также:  Договор поклажедателя с третьим лицом

Например, факт принятия учреждением обязательства по оплате работ и услуг может отражаться корреспонденцией:

  • Дт 1 501 13 226 (данный счет является производным от счета 0 501 00 000 и отражает факт принятия обязательств по оплате работ и услуг учреждением в рамках лимита на текущий финансовый год);
  • Кт 1 502 11 226 (данный счет является производным от счета 0 502 01 000 и отражает факт принятия учреждением собственно бюджетных обязательств по оплате работ и услуг на текущий финансовый год).

ВАЖНО! При регистрации обязательства, представленного авансовым платежом, функция «Создать на основании» будет недоступна в отношении документов на поступление товаров (услуг), т. к. не будет соответствующего документа оприходования. Как правило, при авансовых платежах контрагенту используется ручной ввод реквизитов в документ в «1С», регистрирующий факт возникновения денежного обязательства.

Аналитический учет

Следующая примечательная возможность «1С» — осуществление аналитического учета по обязательствам. Программа позволяет вести данный учет по следующим аналитикам:

  • принятые обязательства;
  • виды расходов;
  • лицевые счета;
  • виды финансового обеспечения.

Учет по первой аналитике предполагает отражение в 1С сведений об основаниях принятия учреждением обязательства. Например, обязательным основанием будет договор, по которому обязательство было принято. Соответствующие договоры регистрируются в отдельном справочнике «1С» — «Договоры». Их впоследствии нужно выбирать из соответствующего справочника при вводе относящегося к конкретному договору документа.

В качестве вида экономической классификации чаще всего выбирается код по перечню КОСГУ (в случае с автономными учреждениями — внутренний код, сформированный в соответствии с локальными нормативами). Все соответствующие коды должны быть заложены в базах рассматриваемой бухгалтерской программы.

Подробнее о том, какие КОСГУ применяются в 2021 году, можно узнать из таблицы в «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет регистрации в системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Аналитика по лицевому счету предполагает отражение в регистрах «1С» конкретных разделов лицевого счета, на котором учтено принятое учреждением обязательство.

Вид финансового обеспечения выбирается по перечню, приведенному в п. 21 инструкции по приказу № 157н. При этом коды, обозначающие вид финансового обеспечения, можно выбрать из справочников, включенных в базы «1С».

Отражение операций в журналах

Документирование операций, связанных с обязательствами, должно осуществляться в специальных журналах — санкционирования, а также учета принятых обязательств (пп. 317, 320 инструкции по приказу № 157н). В программе 1С реализованы возможности для формирования соответствующих регистров.

В случае с журналом санкционирования «1С» позволяет сформировать соответствующий учетный документ:

  • на основании первички, используемой учреждением;
  • с корректным применением счетов, отражающих процедуры санкционирования обязательств.

Касательно журнала учета принятых обязательств, программа «1С» позволяет сформировать его с указанием:

  • оснований для принятия бюджетного обязательства;
  • стоимости обязательства;
  • даты регистрации обязательства или же снятия его с учета.

ВАЖНО! Если объем уже принятых учреждением обязательств изменяется, то для отражения в регистрах учета соответствующего изменения необходимо создать новый документ «Принятое денежное обязательство» (для удобства можно скопировать исходный). При этом если исходное обязательство увеличивается, то новый документ создается на положительную разницу между исходным и измененным обязательством; а если обязательство уменьшается, то в данном документе аналогичную разницу нужно отразить со знаком «–».

Возможности программы «1С» в версии, адаптированной к ведению бухучета в государственных и муниципальных учреждениях, безусловно, не ограничиваются рассмотренными нами опциями. Всего в программе заложены возможности для использования более 170 разновидностей различных учетных документов, посредством которых пользователь может отразить в регистрах учета порядка тысячи разновидностей хозяйственных операций. По каждой из них фиксируются корреспонденции счетов бухучета, устанавливается отнесение к тому или иному классу операций исходя из аналитических оснований, определяются данные, что необходимы для формирования первички.

Читайте также:  Договор соглашение на выкуп автомобиля

Итоги

Программа «1С» в версии, адаптированной для ведения бухучета государственными и муниципальными учреждениями, позволяет вести эффективный учет обязательств учреждения с использованием требуемых счетов, корреспонденций, а также аналитического распределения регистров. В программе есть все необходимые инструменты для обеспечения соответствия учета обязательств учреждения требованиям приказа № 157н, а также корреспондирующих с ним нормативных актов.

Ознакомиться с другими возможностями программы «1С» вы можете в статьях:

Источник

Бюджетирование в 1С

Бюджетирование – это неотъемлемая часть процесса управления любой компании. Каждый финдиректор и/или руководитель анализирует доходы с расходами, подсчитывает планируемые остатки денежных средств, планирует затраты и принимает решение об эффективности расходов. Каждый из этих моментов считается элементом бюджетирования.

Что такое бюджетирование?

На самом деле определений бюджетированию довольно много. Мы собрали для вас самые основные моменты, которые раскрывают суть бюджетирования:

это процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.

процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

бюджетное управление, то есть планирование будущей деятельности предприятия и подготовки управленческих решений на основе анализа отклонений фактических показателей от плановых.

это практическая реализация в информационной системе концепции и методологии бюджетного планирования предприятия.

это набор взаимосвязанных планов, выраженных в финансовых и/или натуральных показателях на определенный промежуток времени.

Итак, подведем итог:

Бюджетирование – процесс составления планов показателей деятельности предприятия и контроля за их исполнением.

Единого подхода к определению задач бюджетирования нет. Но, так или иначе, все сходятся на основном их перечне.

К числу основных задач бюджетирования относятся:

обеспечение текущего планирования;

обеспечение координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;

обоснование затрат предприятия;

создание базы для оценки и контроля планов предприятия;

исполнение требований законов и контрактов.

При этом главной задачей бюджетирования является обоснованное планирование деятельности предприятия с целью обеспечения текущего контроля деятельности.

Задачи определяют методы достижения целей. Другими словами цель – конечный результат деятельности, задачи – необходимые этапы достижения целей.

Таким образом, необходимость использования системы бюджетирования – обеспечение предсказуемости и управляемости работы предприятия.

Существуют разные классификации видов бюджетов компаний. Группируются они в зависимости от конкретных целей классификации.

Предлагаем пользоваться наиболее простой и понятной классификацией финансовых (итоговых) бюджетов предприятия:

бюджет доходов и расходов (БДР);

бюджет движения денежных средств (БДДС);

прогнозный баланс – бюджет по балансовому листу (ББЛ).

Это основные бюджеты, которые и образуют бюджетный процесс. Все остальные бюджеты необходимы для составления этих трех основных бюджетов и служат источниками информации для них.

Рассмотрим итоговые формы бюджетного процесса более подробно.

Бюджет доходов и расходов (БДР – прогнозный отчет о прибылях и убытках)

Здесь рассчитывают прогнозные значения: объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов.

Читайте также:  Договор соц найма если наниматель умер

Важнейший результат этой формы – прогнозная величина прибыли и оценка рентабельности предприятия.

Форму БДР мы можем составить произвольно, как правило, увеличивая количество статей, тем самым, делая бюджет более детализированным.

Состав статей БДР определяется в зависимости от необходимой для предприятия степени детализации.

Бюджет движения денежных средств (БДДС)

Он строится с учетом налога на добавленную стоимость и, по сути, отражает именно денежные потоки предприятия.

Второе отличие БДДС от БДР состоит в том, что затраты и доходы в бюджете движения денежных средств отражаются по оплате, а бюджет доходов и расходов отражает отгрузку продукции и списание затрат.

Третье отличие выражается различиями в структуре самих бюджетов. Некоторые статьи отражаются только в БДР и не отражаются в БДДС и наоборот.

Итоговая форма бюджетирования – прогнозный баланс

Позволяет прогнозировать остатки по основным статьям бухгалтерского баланса:

запасы и затраты;

кредиторская задолженность и др.

Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму для статей активов и пассивов соответственно:

где А — расчетная величина активов (конечное сальдо);

П — расчетная величина пассивов (конечное сальдо);

Сн — начальное сальдо (из отчетности);

Ок — оборот по кредиту (прогнозная оценка);

Од — оборот по дебету (прогнозная оценка).

Важнейший результат данной формы – оценка величины активов (средств предприятия) и пассивов (источников их образования), а также определение прогнозных величин дебиторской и кредиторской задолженности.

Обратите внимание, что все бюджеты компании должны составляться с использованием финансовой модели бюджетирования. Поэтому мы рекомендуем автоматизировать все процессы бюджетирования вашего предприятия.

Бюджетирование в 1С помогает эффективно управлять финансами. Вам будут доступны контроль исполнения и корректировка бюджетов, план-фактный и факторный анализы.

Решения содержат в себе подробный механизм для всех процессов бюджетирования:

Постановка целей предприятия и бизнес-планирование

Планирование бюджета предприятия

Учет фактических операций в разрезе ЦФУ, статей, бюджетов по периодам

Мониторинг и анализ исполнения бюджета

Проверка расходов на соответствие бюджету

Корректировка и актуализация бюджета.

Анализ план-фактных отклонений

Выявление причин, для принятия управленческих решений

Особо важным этапом является выбор программного продукта, поскольку от его грамотного и эффективного использования в целом зависит успешность внедрения автоматизации учета.

БИТ.ФИНАНС

Программное обеспечение интегрируется с продуктами компании 1С и позволяет автоматизировать различные процессы, в том числе:

контроль исполнения договоров;

формирование отчетности по МСФО;

контроль движения денежных средств;

консолидацию отчетности группы компаний.

Достоинствами использования БИТ.ФИНАНС считаются многосценарное планирование бюджета компании, ведение учета по международным стандартам параллельно с российскими, консолидация корпоративной отчетности в единой информационной среде, формирование отчетов с различными финансовыми показателями.

БИТ.ФИНАНС предпочтительнее использовать большим корпорациям и группам компаний, поскольку программа может обрабатывать и анализировать большой объем информации. Кроме того, БИТ.ФИНАНС имеет несколько конфигураций, учитывающих требования конкретных пользователей, к примеру, «Управленческий учет» для бухгалтерии, комплексной автоматизации, управления производственным предприятием, строительства.

БИТ.ФИНАНС.Стандарт — 50 000 рублей

Решение для оперативного планирования, согласования и контроля платежей

  • Платежный календарь
  • Согласование заявок по назначенному маршруту
  • Автоматический расчет остатков по счетам с учетом заявок к оплате
  • Мобильное приложение БИТ.ФИНАНС.Визирование

Обратитесь к специалистам Первого Бита по телефону в своем городе. Вам подберут самое выгодное и удобное решение для автоматизации бюджетирования.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста