1945 сан франциско договор ссср

1945 сан франциско договор ссср

В апреле 1945 года мир находился в преддверии окончания войны. Между странами-союзниками все резче проявлялись различия в подходах к решению международных проблем в послевоенное время. Произошли серьезные изменения во внешнеполитической линии США – 12 апреля ушел из жизни дружественный Советскому Союзу президент Франклин Рузвельт, его пост занял Гарри Трумэн .

Назревал важный вопрос: сумеют ли СССР, США и Великобритания продолжить политику сотрудничества и согласованно выступить по важнейшим международным вопросам в послевоенном мир. По инициативе правительств СССР, США, Великобритании и Китая было решено созвать конференцию, которая могла бы выработать взаимовыгодные решения для всех стран – участников ООН и обсудить основные положения Устава этой организации.

Э. Стеттиниус (госсекретарь США)

Энтони Иден (министр иностранных дел Великобритания)

В.М. Молотов (нарком иностранных дел СССР)

Сун Цзы-вень (дипломат, военный и политический деятель Китая)

В середине конференции В.М. Молотова заменил посол в США А.А. Громыко, Э. Идена – министр иностранных дел лорд Галифакс.

Советские войска заняли Кенигсберг.

16 апреля 1945 года началась Берлинская наступательная операция, которая продолжалась вплоть до 8 мая 1945 года.

1 мая было водружено знамя Победы над рейхстагом.

Основной целью созыва конференции стали разработка принципов и структуры ООН. За основу обсуждений были взяты положения, принятые на конференции в Думбартон-Оксе (21 августа – 7 октября 1944 г.).

В конференции в Сан-Франциско участвовали представители 50 государств – учредителей ООН. Инициаторами проведения конференции выступили правительства СССР, США, Великобритании и Китая.

5 марта были разосланы приглашения 42 странам, которые 1 января 1942 г. подписали Декларацию Объединенных Наций. В ходе конференции к ним присоединились представители еще нескольких государств, вступивших в войну с Германией и Японией, включая Сирию, Ливан и Саудовскую Аравию.

Численность участников была рекордной в истории мировых конференций : 282 делегата, более 1500 экспертов и советников. Таким образом общее число участников составляло около 3500 человек .

Советскую делегацию возглавлял нарком иностранных дел В.М. Молотов. Именно он настоял на том, чтобы председателем конференции выступал не один человек – госсекретарь США Эдвард Стеттиниус, как планировалось ранее, но также главы делегаций СССР, Великобритании и Китая. Договориться об этом удалось лишь 28 апреля, но поднятый в первый же день «неудобный» для американской стороны вопрос, создал некоторую атмосферу напряженности.

Политическая позиция советской делегации заключалась в том, что необходимо согласовывать отношения с принципами справедливости и равноправия всех миролюбивых стран, независимо от того, насколько большой военной мощью они располагают для предотвращения попыток агрессии. Предполагалось (по предварительной договоренности), что такого же курса придерживаются госсекретарь США Стеттиниус и министр иностранных дел Великобритании Иден.

Перед конференцией В.М. Молотов вылетел из Москвы в Вашингтон для встречи с президентом США Гарри Трумэном, сменившим на посту Франклина Рузвельта. Вместе с Молотовым на четырехмоторном самолете С-54 летели председатель ВЦСПС В.В. Кузнецов и сотрудники НКИД А.А. Соболев и С.К. Царапкин. Первая встреча – 22 апреля – длилась недолго и прошла в спокойной обстановке. Вторая беседа, состоявшаяся 23 апреля, была острой и свидетельствовала о том, что с политикой Рузвельта в отношении СССР покончено.

В отличие от Рузвельта, Трумэн относился к СССР с подозрительностью, а также твердо держал курс на главенствующее положение и руководящую роль Соединенных Штатов в мировой политике. Он не одобрял достигнутые ранее в Думбартон-Оксе и Ялте договоренности о принципе единогласия стран в Совете Безопасности, а также возможность использовать право вето. К тому же он обвинял советскую сторону в том, что она не выполняет Ялтинские решения по Польше. Свою встречу с Молотовым Трумэн провел в жесткой, почти агрессивной форме, заявив, что «позиция СССР не является аналогичной той, на которую претендуют США».

В числе активных сторонников антисоветского курса были также влиятельные члены американской делегации сенаторы А. Ванденберг и Дж.Ф. Даллес. Был предпринят ряд попыток затянуть решение вопроса об участии в конференции Украины и Белоруссии.

В этих условиях от членов советской делегации требовались немалые усилия для того, чтобы не допустить принятия неприемлемых для СССР решений и отстоять суть предложений, согласованных ранее на конференциях в Думбартон-Оксе и Ялте.

Источник

Сан‑Францисский мирный договор (договор с Японией о прекращении войны)

Сан‑Францисский мирный договор – договор о прекращении состояния войны между Японией и 48 другими подписавшими его государствами, был подписан 8 сентября 1951 года на Сан‑Францисской мирной конференции (4-8 сентября 1951 года).

Из участвовавших в конференции государств договор не подписали СССР, Польша и Чехословакия. Страны, не участвовавшие в конференции: Бирма, Индия, Китай, Югославия.

Читайте также:  Договор займа пеня или неустойка

Поэтому состояние войны между ними и Японией прекращено не было.

Договор был разработан на основе англо‑американского проекта.

Глава советской делегации на конференции Андрей Громыко отметил, что англо‑американский проект неудовлетворителен, так как не обеспечивает мира, безопасности и демократического развития Японии, и предложил поправки и восемь новых статей. В них предусматривалось разрешение территориальных вопросов в точном соответствии с существующими международными соглашениями; признание Японией суверенитета Китайской Народной Республики (КНР) над Маньчжурией, островами Тайвань, Пэнхуледао и др., суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами; вывод с территории Японии оккупационных войск в течение 90 дней после подписания договора и запрещение создания там иностранных военных баз и др. Поскольку эти предложения не были поставлены на обсуждение, Советский Союз и поддержавшие его Польша и Чехословакия отказались от подписания Сан‑Францисского мирного договора.

По договору Япония признала независимость Кореи и решения Совета Безопасности ООН о бывших японских подмандатных территориях, отказалась от всяких претензий на Тайвань, острова Пэнхуледао, Парасельские и Спратли, «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов», суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому мирному договору 1905 года. Однако в договоре умалчивалось о возвращении этих территорий СССР и КНР, что нарушало их законные права. Вопреки согласованным ранее решениям санкционировалась передача под управление США японских островов Рюкю, Бонин, Розарио, Волкано, Парес Вела, Маркус и Дайто. Американские войска оставались в Японии на неопределенный срок. Не предусматривались ограничения японских вооруженных сил, демократизации жизни страны и запрещения милитаристских организаций. Договор обязывал Японию уплатить репарации, но не определял их размеров. Странам, понесшим ущерб в результате японской агрессии, предоставлялось урегулировать вопрос о своих претензиях к Японии путем двусторонних переговоров.

Одновременно с подписанием Сан‑Францисского мирного договора США заключили с Японией так называемый «Договор безопасности», согласно которому Япония предоставляла США право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи нее (статья 1). Декларировалось, что эти силы могут быть использованы для поддержания международного мира и безопасности на Дальнем Востоке и обеспечения безопасности Японии, а также и для подавления крупных внутренних бунтов и беспорядков в Японии. 28 февраля 1952 года между двумя странами было подписано «Административное соглашение», определившее условия размещения американских войск на японской территории.

28 апреля 1952 года Сан‑Францисский мирный договор, «Договор безопасности» и «Административное соглашение» вступили в силу. Одновременно США односторонним актом объявили о роспуске Дальневосточной комиссии (была создана для выработки согласованных решений с целью обеспечить выполнение Японией ее обязательств по условиям капитуляции, подписанной 2 сентября 1945 года; включала представителей Австралии, Великобритании, Индии, Китая, СССР, США, Франции и др.) и Союзного совета для Японии (консультативный орган при американском главнокомандующем союзными оккупационными войсками в Японии по вопросам осуществления условий капитуляции, оккупации и контроля над Японией).

Особенностью отношений России и Японии на современном этапе является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании. Между Москвой и Токио ведутся соответствующие переговоры.

Основной проблемой на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда). По данному вопросу стороны занимают противоположные позиции.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва, 8 т., 2004 г.)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Афера в Сан-Франциско. Почему СССР не подписал мирный договор с Японией?


Подписание мирного договора с Японией, Сан-Франциско, 8 сентября 1951 года.

Всем россиянам хорошо известна так называемая «проблема Курильских островов». Заключается она в нежелании Японии признавать итоги войны, в результате которой Курильские острова и южная часть Сахалина перешли под контроль СССР.

Казалось бы, откуда такая несговорчивость? Ведь Япония, признавшая свое поражение в сентябре 1945 года, не имела возможности диктовать условия.

В годы Второй мировой войны Япония относилась к так называемым странам «оси» — военному блоку, создателями которого являлись нацистская Германия, фашистская Италия, а также сама Япония.

Читайте также:  Виды договоров между двумя физическими лицами

Японцы вели войну против США и Великобритании, однако в отношениях с СССР сохраняли нейтралитет. Объяснялось это тем, что в Токио помнили уроки Халхин-Гола и дожидались решительного ослабления Советского Союза.

На деле получилось иначе: СССР погнал немцев на Запад, и к 1945 году стало ясно, что Третий рейх обречен на полное поражение. На Ялтинской конференции западные союзники настояли на вступлении СССР в войну против Японии по окончании боевых действий в Европе. Вашингтон и Лондон справедливо полагали, что борьба за полный разгром японцев может стоит дорого, и хотели часть этой кровавой цены переложить на Москву.

Иосиф Сталин добился соглашения, согласно которому в обмен на участие в войне с Японией Советский Союз получал Южный Сахалин, аннексированный ещё в русско-японской войне, и Курильские острова. За Монголией признавался статус независимого государства. Советской стороне также были обещаны в аренду Порт-Артур и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД).

Вступив в войну в августе 1945 года, Советский Союз в кратчайшие сроки разбил мощную Квантунскую армию, освободив Северо-Восточный Китай и север Корейского полуострова. К началу сентября от японцев очистили Сахалин и Курилы. Советская операция предполагала высадку на острове Хоккайдо, но, пойдя навстречу американцам, от этого плана отказались.

29 января 1946 года Меморандумом № 677 главнокомандующего Союзных держав генерала Дугласа Макартура из территории Японии были исключены Курильские острова (острова Тисима), группа островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан. 2 февраля 1946 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.

Конференция для избранных

Однако полное урегулирование отношений между воюющими державами требует времени. В 1951 году США и Великобритания выступили с инициативой подписания мирного договора с Японией, который подвел бы черту под прошлым.

Но с 1945 года изменилось многое. Между вчерашними союзниками вовсю шла холодная война, в которой Вашингтон рассматривал Японию уже не как врага, а как важного союзника в Азии. Соответственно, и сам договор, который предполагалось подписать, был выстроен соответствующим образом.

Конференция по подписанию мирного договора открылась 4 сентября 1951 года в Сан-Франциско, куда съехались представители нескольких десятков государств. Договор, предложенный к подписанию, прекращал состояние войны между подписавшими его союзниками и Японией, закреплял порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам.

Проблема заключалась в том, что речь не шла о коллективной выработке документа: участникам предлагалось подписать договор, ранее разработанный американцами и британцами.

Кроме того, на конференцию не были приглашены представители КНР, КНДР, Монголии и Вьетнама. То есть страны, понесшие наибольшие потери от действий японских милитаристов, в Сан-Франциско не попали. Вашингтон исходил из простой логики: власти данных стран в своей политике ориентировались на Москву, следовательно, ими можно было пренебречь.

«США и Великобритания встали на путь отказа от своих обязательств»

Советская делегация вместе с первым заместителем главы МИД СССР Андреем Громыко в Сан-Франциско приехала. Но подписывать договор в подобном виде советская сторона не собиралась, а воспользовалась случаем, чтобы громко объявить о своей позиции.

Громыко, выступая на конференции 5 сентября 1951 года, заметил: «Американо-английский проект мирного договора с Японией навязывает обязательство вступить в военную группировку, направленную своим острием против соседних с Японией государств. Прежде всего — против Советского Союза и Китайской Народной Республики. Это видно хотя бы уже из того факта, что в предусматриваемом американо-английским проектом мирного договора военном соглашении исключается участие таких стран, как Китайская Народная Республика и Советский Союз…

Делегация СССР считает необходимым заявить, что этот проект грубо нарушает бесспорные права Китая на возвращение отторгнутых от него японскими милитаристами неотъемлемых частей китайской территории: острова Тайвань, Пескадорских, Парасельских и др. островов. В проекте содержится лишь указание на отказ Японии от права на эти территории, но сознательно умалчивается о дальнейшей судьбе этих территорий. Фактически же Тайвань и указанные острова захвачены Соединенными Штатами Америки, и эти агрессивные действия США хотят легализовать в обсуждаемом здесь проекте мирного договора, между тем судьба этих территорий должна быть совершенно ясна: они должны быть возвращены китайскому народу, хозяину своей земли».

Говоря о Курилах и Сахалине, советский дипломат констатировал: «Пытаясь грубо нарушить и суверенные права Советского Союза в отношении Южного Сахалина с прилегающими к нему островами и Курильских островов, уже в настоящее время находящихся под суверенитетом Советского Союза, проект также ограничивается лишь упоминанием об отказе Японии от прав, правооснований и претензий на эти территорий, умалчивая об исторической принадлежности этих территорий и о бесспорной обязанности Японии признать суверенитет Советского Союза на эти части территории СССР. Мы уже не говорим, что, внося такого рода предложения по территориальным вопросам, США и Великобритания, подписавшие в свое время Каирскую и Потсдамскую декларации, а также Ялтинское соглашение, стали на путь грубейших нарушений обязательств, принятых на себя по этим международным соглашениям».

Читайте также:  Договор на оказание услуг по опиловке деревьев

Отказаться от своих прав, не признавая советские

Что имел в виду Громыко? В мирном договоре есть такой пункт: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года». При этом Япония не признает советский суверенитет над территориями, а затем и вовсе отказывается считать Южные Курилы территорией, упоминаемой в договоре. Разумеется, такие вольности Токио допускал с ведома США.

Сенат США принял резолюцию, которая гласила: «Предусматривается, что условия договора не будут означать признание за Россией каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу России в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении».

То есть мирный договор содержал довольно иезуитскую формулу: Япония, отказываясь от территорий, отказывается от них не полностью, а Соединенные Штаты, вопреки своим союзническим обязательствам 1945 года, не признают суверенитет СССР над Сахалином и Курилами.

Документ, предложенный к подписанию в Сан-Франциско, иногда называют сепаратным миром: США и Великобритания оформляли договор в своих интересах, фактически освобождая Японию от обязательств перед Китаем, КНДР, СССР и Вьетнамом. При этом Япония за такую услугу становилась военной базой Соединенных Штатов.

«Заключение сепаратного мирного договора с Японией»

8 сентября, подводя итог обсуждению, глава советской делегации Громыко констатировал: «Советское правительство уже указывало на недопустимость заключения сепаратного договора с Японией. То, что происходит на конференции в Сан-Франциско, есть заключение именно сепаратного мирного договора с Японией… Нужно быть слепыми, чтобы не видеть, в каком смешном положении оказались организаторы конференции, поставившие дело так, что в решении вопроса о мирном договоре с Японией участвуют такие государства, как, например, Сальвадор и Никарагуа, и не участвует Китай.

Понятно, что от того, подпишут ли мирный договор с Японией некоторые из присутствующих на конференции государств, никому не будет ни тепло, ни холодно… Американо-английский проект является, попросту говоря, сделкой правительства Соединенных Штатов с теперешним японским правительством, которое связано американцами по рукам и ногам и не может поэтому выражать мнение японского народа… Советская делегация уже обращала внимание конференции на недопустимость такого положения, когда в проекте мирного договора с Японией ничего не говорится о том, что Япония должна признать суверенитет Советского Союза над Южным Сахалином и Курильскими островами. Проект находится в грубом противоречии с обязательствами в отношении этих территорий, взятыми на себя США и Англией по Ялтинскому соглашению».

Не хотите — и не надо

Разумеется, позиция СССР на задуманную акцию никак не повлияла: собравшиеся в Сан-Франциско страны договор подписали. Но Москву это ни к чему не обязывало: можно жить без мирного соглашения с Японией.

В 1990-х годах некоторые эксперты стали ставить советскому руководству в вину отсутствие подписи под Сан-Францисским мирным договором: из-за этого, мол, и появились у японцев возможность выдвигать претензии на Курилы. В действительности, как видим, ситуация обстояла иначе: Советский Союз отказался подписывать документ, игнорирующий его законные интересы.

Москва и позднее готова была разговаривать с Токио и даже идти на уступки, но только при одном условии: если Япония перестанет играть роль американского сателлита и не позволит использовать свою территорию для возможных агрессивных действий против нашей страны.

Но такого обещания японцы не давали ни в 1950-х, ни в 1980-х, не дают они его и сейчас.

Что ж, значит, так тому и быть. Тем, кто готов на сэппуку ради интересов Вашингтона, о Шикотане можно и не мечтать.

Источник

Поделиться с друзьями
МальтаВиста