1648 году по вестфальскому мирному договору

ВЕСТФА́ЛЬСКИЙ МИР 1648

  • В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 218

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ВЕСТФА́ЛЬСКИЙ МИР 1648, мир­ные до­го­во­ры, за­вер­шив­шие Три­дца­ти­лет­нюю вой­ну 1618–48. За­клю­че­ны 24.10.1648 в го­ро­дах Вест­фа­лии – Мюн­сте­ре и Осна­брю­ке по­сле дли­тель­ных (с 1645) пе­ре­гово­ров: Оснаб­рюк­ский до­го­вор – ме­ж­ду им­пе­ра­то­ром Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии и его со­юз­ни­ка­ми, с од­ной сто­ро­ны, Шве­ци­ей и её со­юз­ни­ка­ми – с дру­гой; Мюн­стер­ский до­го­вор – ме­ж­ду им­пе­ра­то­ром Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии и его со­юз­ни­ка­ми, с од­ной сто­ро­ны, Фран­ци­ей и её со­юз­ни­ка­ми – с дру­гой. По­ло­же­ния В. м. ка­са­лись трёх во­про­сов: тер­ри­то­ри­аль­ные из­ме­не­ния; ре­лиг. от­но­ше­ния; по­ли­тич. уст­рой­ст­во им­пе­рии. Со­глас­но В. м., Шве­ция по­лу­чи­ла от им­пе­рии, по­ми­мо кон­три­бу­ции в 5 млн. та­ле­ров, о. Рю­ген, всю За­пад­ную и часть Вос­точной По­ме­ра­нии с г. Штет­тин, г. Вис­мар и се­ку­ля­ри­зо­ван­ные ар­хи­епи­скоп­ст­во Бре­мен и епи­скоп­ст­во Вер­ден. Во вла­де­нии Шве­ции ока­за­лись важ­ные га­ва­ни Бал­тий­ско­го и Се­вер­но­го мо­рей, она как вла­де­ли­ца герм. кня­жеств ста­ла чле­ном им­пе­рии и мог­ла от­ны­не по­сы­лать сво­их де­пу­та­тов на рейхс­та­ги. Фран­ция по­лу­чи­ла быв. вла­де­ния Габс­бур­гов в Эль­за­се и под­твер­жде­ние сво­его су­ве­ре­ни­те­та над ло­та­ринг­ски­ми епи­скоп­ст­ва­ми Мец, Туль и Вер­ден. Фран­ция и Шве­ция, как дер­жа­вы-по­бе­ди­тель­ни­цы, бы­ли объ­яв­ле­ны гл. га­ран­та­ми вы­пол­не­ния В. м. Со­юз­ни­ки дер­жав-по­бе­ди­тель­ниц – герм. кн-ва Бран­ден­бург, Мек­лен­бург-Шве­рин, Бра­ун­швейг-Лю­не­бург – рас­ши­ри­ли свои тер­ри­то­рии за счёт се­ку­ля­ри­зо­ван­ных епи­скопств и мо­на­сты­рей. За гер­цо­гом Ба­ва­рии был за­кре­п­лён Верх­ний Пфальц и ти­тул кур­фюр­ста. Бы­ла при­зна­на пол­ная не­за­ви­си­мость от им­пе­ра­то­ра герм. кня­зей в про­ве­де­нии как внутр., так и внеш­ней по­ли­ти­ки (без пра­ва за­клю­че­ния внеш­них сою­зов, на­прав­лен­ных про­тив им­пе­рии и им­пе­ра­то­ра) и тем са­мым юри­ди­че­ски за­кре­п­ле­на по­ли­тич. раз­дроб­лен­ность Гер­ма­нии. Из со­ста­ва им­пе­рии бы­ли вы­де­ле­ны са­мо­сто­ят. го­су­дар­ст­ва: Швей­цар­ский со­юз и Рес­пуб­ли­ка Со­еди­нён­ных Про­вин­ций (Ни­дер­лан­ды). В об­лас­ти ре­ли­ги­оз­ной В. м. урав­нял в Гер­ма­нии каль­ви­ни­стов (ре­фор­ма­тов) в пра­вах с ка­то­ли­ка­ми и лю­те­ра­на­ми, уза­ко­нил се­ку­ля­ри­за­цию цер­ков­ных зе­мель, про­из­ве­дён­ную до 1624, но ли­шил герм. кня­зей пра­ва оп­ре­де­лять ре­лиг. при­над­леж­ность под­дан­ных.

    Источник

    Вестфальский мир

    Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения на латыни — Оснабрюкское и Мюнстерское, подписанные 15 мая и 24 октября 1648 года соответственно. Они завершили Тридцатилетнюю войну в Священной Римской империи. Иногда к Вестфальскому миру относят также и мирный договор между Испанией и Соединёнными провинциями Нидерландов, подписанный 30 января 1648 года и завершивший Восьмидесятилетнюю войну. При этом боевые действия между Голландией и Испанией в 1625-1648 годах исследователи рассматривают одновременно как части и Тридцатилетней, и Восьмидесятилетней войны.

    Вестфальский мир являлся результатом первого современного дипломатического конгресса и положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета. Соглашения затронули Священную Римскую империю, Испанию, Францию, Швецию, Нидерланды и их союзников в лице князей Священной Римской империи. До 1806 года нормы Оснабрюкского и Мюнстерского договоров являлись частью конституционного закона Священной Римской империи.

    Пиренейский мир, подписанный в 1659 году, положил конец войне между Францией и Испанией, и часто рассматривается как заключительный этап всеобщего единения.

    Содержание

    Место проведения

    Переговоры о мире велись на территории исторической области Вестфалия в католическом епископстве Мюнстер и протестантском епископстве Оснабрюк. В целях конфессионального паритета обсуждение условий мира между императором Священной Римской империи с протестантскими государствами и Швецией велось в епископстве Оснабрюк, а с католическими государствами и Францией — в Мюнстере.

    Мирные переговоры между Францией и Габсбургами, обеспеченные Священной Римской Империей и Испанским Королем, были начаты в Кёльне в 1636 году, но приостановлены Францией их министром иностранных дел Ришелье, боровшимся за участие всех союзников, являвшихся другими суверенными или Имперскими государствами внутри Священной Римской империи. В Гамбурге и Любеке Швеция и император вели переговоры о заключении мирного соглашения, но Швеция — после вмешательства Ришелье — затем обговорила с империей «Договор о Гамбурге».

    В течение этого времени Империя и Швеция объявили приготовления Кёльна и «Договор о Гамбурге» вводной частью всеобщего мирного соглашения, которое должно быть оговорено в двух соседствующих Вестфальских городах Мюнстере и Оснабрюке, становящихся на время переговоров нейтральными и демилитаризованными. Только Римское Католическое богослужение было допустимо, таким образом, не было места для богослужений Кальвинистов и Лютеран.

    Читайте также:  Доп соглашение на дополнение пункта договора

    Оснабрюк был городом с двойным вероисповеданием Лютеранским и Католическим, с обеими церквями Лютеранской и Католической. За свое господство Лютеранские граждане и только Лютеранский городской церковный сбор и Католическая коллегия Принца — епископа Оснабрюка с принадлежностью другому духовенству а также католическим обитателям. В 1628—1633 гг. Оснабрюк был подвержен нападению войск католической лиги и католического принца — епископа Франца Вильгельма, фиксированные контрреформацией в городе семьи лютеранских горожан были изгнаны. Под оккупацией Швеции оснабрюкские католики не изгонялись, но город жестоко страдал от шведских войн. По этой причине город надеялся на огромное утешение, становясь нейтральным и демилитаризованным.

    Оба города боролись за большую независимость, за становление самыми лучшими Свободными Имперскими городами, таким образом, они приветствовали мирные переговоры, их нейтралитет и запрет всех политических влияний военных партий, включая феодалов, соответствующих принцев-епископов которыми они являлись. В то же время шведские лютеранцы отдавали предпочтение Оснабрюку, как месту проведения конференций, их мирные переговоры с империей, включавшие соответствующие альянсы обоих, проводились в Оснабрюке; Империя и её оппонент Франция, включая ещё их соответствующие альянсы, а также республика Нидерландов и её оппонент Испания проводили переговоры в Мюнстере.

    Целью мирного конгресса, закончившегося подписанием Вестфальского мира, было установление мира, урегулирование международного, конфессионального, внутриимперского уровней.

    Каждая страна-участник конгресса преследовала свои цели: Франция — разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов, Швеция — добиться гегемонии на Балтике, Священная Римская империя и Испания — добиться меньших территориальных уступок.

    На внутриимперском и конфессиональном уровне необходимо было выбрать «нормальный год», который устраивал бы и католиков, и протестантов. Им стал 1624 год по состоянию на 1 января.

    Условия

    По Вестфальскому миру Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, некоторую часть Восточной Померании, право на Померанский залив с прибрежными городами. Под фактический контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии. На какое-то время Швеция превратилась в великую европейскую державу, осуществляющую господство над Балтикой и оказывающую влияние на немецкие государства.

    Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и опеку над рядом городов.

    Голландия стала признанным независимым государством. Признание своего суверенитета получил также Швейцарский союз.

    Существенные изменения произошли среди германских княжеств. Значительно расширил свои владения и влияние Бранденбург-Пруссия, усилились Бавария и Саксония. В то же время Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии.

    Значение Вестфальского мира

    Вестфальский мир разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне:

    • Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип cujus regio, ejus religio, вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами;
    • Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи: с этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;
    • согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

    Источник

    Вестфальский мир

    Вестфальский мир — ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.

    Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.

    Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.

    Читайте также:  Для чего нужен коллективный договор на предприятии работнику

    Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.

    Вестфальский мирный договор.

    В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

    • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
    • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
      • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
      • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

    В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

    Итоги Вестфальского мира.

    Мюнстерская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Францией.

    Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

    Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

    Религиозные вопросы.

    Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

    Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

    Территориальные договоренности.

    Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

    • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
    • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
    • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
    • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
      • Верхний Пфальц остался за Баварией;
      • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.

    Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

    Ратификация Мюнстерского мира 15 мая 1648 года. Картина Герарда Тербоха, 1648 год.

    Всеобщая амнистия.

    В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

    Читайте также:  1с бухгалтерия счет на оплату по договору

    Соглашения о конституции Священной Римской империи.

    Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

    Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

    Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной международной правосубъектности князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

    С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

    Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

    Значение Вестфальского мира в истории международного права.

    Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

    Оснабрюкская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Швецией.

    Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

    К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи суверенитета государств. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

    Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом — можно даже сказать, что довольно скромным шагом — в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.

    Источник

    Поделиться с друзьями
    МальтаВиста