Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской задолженностью

27
0

Дебиторская задолженность является обязательным элементом функционирования любого предприятия. Любая продажа, которую организация осуществляет в кредит, создает возникновение дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью на предприятии означает баланс между максимизацией продаж с помощью коммерческого кредитования и минимизацией риска возникновения просроченных или безнадежных долгов.

Типичные проблемы управления дебиторской задолженностью:

1. Не выстроена система коммерческого кредитования клиентов. Условия предоставления товарного кредита (кредитный лимит, длительность отсрочки, система скидок и надбавок) субъективны и не зависят от ценности клиента для компании.

2. Не проводится оценка кредитоспособности клиентов.

3. В финансовой отчетности нет достоверной и однозначной информации о сроках погашения дебиторской задолженности; соответственно невозможно оперативно отследить ни сумму просроченной задолженности, ни длительность просрочки по каждому клиенту.

4. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности либо не проводится вовсе, либо проводится в целом по группе клиентов, по направлению, по предприятию. Это приводит к размыванию просроченных долгов в общей массе задолженности и искажает фактическую ситуацию на предприятии.

5. Не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью.

6. Система мотивации не стимулирует контроль и сбор просроченной дебиторской задолженности.

Для создания эффективной системы взаимодействия с клиентами и управления дебиторской задолженностью на предприятии создается Кредитная политика.

Кредитная политика — это документ, который регулирует предоставление товарного кредита клиентам. Политика должна давать ответы на связанные между собой вопросы:

1. Кому предоставлять кредит? С помощью стандартов кредитоспособности компания обозначает условия, при выполнении которых клиенты могут получить кредит. При формулировании стандартов кредитоспособности задача финансового менеджмента состоит в том, чтобы уравновесить доходы от увеличения объема продаж и расходов, связанных с риском безнадежных долгов. Проводится анализ платежеспособности и финансовой устойчивости клиента.

2. На какой срок и в каком объеме предоставляется кредит?

3. Какие действия должны быть предприняты при невозврате кредита? Политика возврата кредитов — это регламент, определяющий действия в отношении клиентов-нарушителей.

Критерии предоставления сроков и объемов коммерческого кредита:

  • Отраслевая практика
  • Клиентская матрица по типам клиентов
  • Потребности конкретного клиента
  • Анализ финансового состояния клиента
  • Кредитная история клиента

Как минимизировать риск возникновения безнадежной дебиторской задолженности?

1. Оценить кредитоспособность клиента.

2. Предоставить товарный кредит (кредитный лимит, длительность отсрочки, скидки или надбавки) в соответствии с разработанной Кредитной политикой.

3. Автоматизировать учет дебиторской задолженности по датам возникновения и в разрезе нормальной и просроченной задолженности (например, просроченные периоды до 30 дней, от 30 до 60 дней, свыше 60 дней).

4. Назначить ответственного за регулярный мониторинг состояния дебиторской задолженности.

5. Принимать меры по сбору просроченных долгов в соответствии с разработанным регламентом мероприятий.

6. Создать систему мотивации, стимулирующую эффективное управление дебиторской задолженностью.

Способы и процедуры сбора просроченной задолженности:

1. Прекращение новых отгрузок.

2. Телефонные звонки.

3. Письменные уведомления и претензии.

4. Коллекторские агентства.

5. Арбитраж и судебное воздействие.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ