Новости | Мальта для всех!

Новости | Мальта для всех!

40
0
27.03.2014

Мальтийский берег ждет

страну могут исключить из списка офшорных зон

Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал ратификацию Конвенции
об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от
налогообложения в отношении налогов на доходы между Россией и Мальтой. В
ближайшей перспективе Мальта наравне с Кипром может стать одной из
лидирующих юрисдикций для создания российскими компаниями холдинговых и
субхолдинговых структур. Законопроект может быть принят уже весной. Если
процедуры будут завершены в 2014 году, то уже в 2015-м россияне смогут
воспользоваться всеми преимуществами мальтийского налогового
законодательства.

Это уже вторая попытка заключить соглашение об избежании двойного
налогообложения. Еще в 2000 году Россией и Мальтой была подписана подобная
Конвенция, которая, однако, не была ратифицирована российской стороной по
ряду причин, в том числе из-за реформы налоговой системы Мальты в связи с
ее вступлением в Европейский союз. То, что в этот раз Россия первой
предприняла шаги по введению в действие обновленного варианта Конвенции,
является хорошим знаком.

У мальтийского налогового законодательства немало преимуществ:
действующая система возврата акционерам уплаченного налога на прибыль
(вернуть можно от 2/3 до 6/7 уплаченного налога. – «РГБ»), отсутствие
положений о финансовом регулировании компаний, правил трансфертного
ценообразования. Новая Конвенция позволит оптимизировать и налогообложение
дивидендов, выплачиваемых российскими компаниями материнским компаниям,
зарегистрированным на Мальте. Стандартная ставка налога у источника на
дивиденды при выплате из России сейчас составляет 15%, а в соответствии с
Конвенцией эта ставка снизится до 5%. Правда, если лицами, имеющими
фактическое право на них, будут компании, владеющие не менее чем 25%
капитала «материнской» компании, выплачивающей дивиденды. А эта доля
участия в капитале составит не менее чем 100 тысяч евро. Во всех остальных
случаях ставка налога у источника на дивиденды – 10%.

Кроме того, Конвенция предусматривает пониженную налоговую ставку при
выплате процентов и роялти (ставка налога у источника при выплате из России
составит 5% вместо 20%, согласно законодательству РФ). В то же время
льготы, предусмотренные Конвенцией с Мальтой, не будут предоставляться,
если главной целью (одной из главных целей) компании – резидента одного из
договаривающихся государств, или лица, связанного с ней, будет получение
выгод (льгот), предоставляемых Конвенцией. Положения этой статьи призваны
бороться с регистрацией компаний, созданных исключительно для оптимизации
налогообложения.

Поэтому, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, предоставляемыми
Конвенцией мальтийской компании придется доказывать фактическое присутствие
(substance) на территории Мальты. Речь идет о наличии реального
действующего офиса, с реально работающими сотрудниками, ведении
предпринимательской деятельности на Мальте.

Конвенция содержит и статью об обмене налоговой информацией,
полностью соответствующую международным стандартам. В то же время, как
показывает опыт практического применения аналогичной статьи в соглашениях,
заключенных Россией с Кипром и Люксембургом, пока результаты обмена
информацией не особо утешительны. Недаром в конце ноября 2013 года минфин
пригрозил вернуть Кипр в «черный список», а также включить в него
Люксембург, в связи с тем, что эти государства предоставляют неполную
информацию по запросам российских налоговых органов, либо вовсе игнорируют
такие запросы.

Напомним, что сейчас Мальта включена в «черный список» российского
минфина наряду с другими 40 странами. Тем не менее наличие в Конвенции
положений об ограничении льгот и обмене информацией позволяет надеяться,
что Мальта будет исключена из него, как это произошло с Кипром в 2013 году
после ратификации с Россией Протокола к Соглашению об избежании двойного
налогообложения. В то же время само по себе наличие в Конвенции положений
об обмене налоговой информацией и ограничении льгот не обеспечивает
налоговым органам контроль над ситуацией. Российское антиофшорное
законодательство, в целом, все еще находится в зачаточном состоянии и
требует принятия целой системы мер, прежде чем оно станет действительно
эффективным инструментом налогового контроля.

В частности, такой мерой может стать введение критериев определения
налогового резидентства компаний, исходя, не только из места его
инкорпорации, но прежде всего из экономической связи между организацией и
ее учредителями. Существует два основных критерия, определяющих такую
связь: это – место эффективного управления компанией и резидентство
акционеров (участников), владеющих контрольным пакетом этой компании.

Еще один способ – введение института налогообложения нераспределенной
прибыли иностранных контролируемых компаний (CFC Rules), который по праву
является проверенным средством борьбы с сокрытием доходов
налогоплательщиками с помощью офшорных компаний и стран, имеющих низкий
уровень налогообложения. Ставки налогов, удерживаемых у источника выплаты,
позволят распространить действия льгот, предусмотренных договорами об
избежании двойного налогообложения, исключительно на фактических резидентов
государств – участников соглашения.

Заинтересованность российских инвесторов в иностранных юрисдикциях (в
том числе офшорных) вызвана зачастую отсутствием надежной правовой защиты
со стороны государства при осуществлении инвестиций. Между тем возможность
применения в России международно-правовых средств защиты прав инвесторов
привела бы к снижению объема незаконных операций, проводимых россиянами
через офшорные зоны.

Источник – Российская бизнес-газета

1 предыдущая новость

1 следующая новость

20 новостей, начиная с текущей

Все новости

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ