- 27.03.2014
- Мальтийский берег ждет
- страну могут исключить из списка офшорных зон
- Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал ратификацию Конвенции
об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от
налогообложения в отношении налогов на доходы между Россией и Мальтой. В
ближайшей перспективе Мальта наравне с Кипром может стать одной из
лидирующих юрисдикций для создания российскими компаниями холдинговых и
субхолдинговых структур. Законопроект может быть принят уже весной. Если
процедуры будут завершены в 2014 году, то уже в 2015-м россияне смогут
воспользоваться всеми преимуществами мальтийского налогового
законодательства.Это уже вторая попытка заключить соглашение об избежании двойного
налогообложения. Еще в 2000 году Россией и Мальтой была подписана подобная
Конвенция, которая, однако, не была ратифицирована российской стороной по
ряду причин, в том числе из-за реформы налоговой системы Мальты в связи с
ее вступлением в Европейский союз. То, что в этот раз Россия первой
предприняла шаги по введению в действие обновленного варианта Конвенции,
является хорошим знаком.У мальтийского налогового законодательства немало преимуществ:
действующая система возврата акционерам уплаченного налога на прибыль
(вернуть можно от 2/3 до 6/7 уплаченного налога. «РГБ»), отсутствие
положений о финансовом регулировании компаний, правил трансфертного
ценообразования. Новая Конвенция позволит оптимизировать и налогообложение
дивидендов, выплачиваемых российскими компаниями материнским компаниям,
зарегистрированным на Мальте. Стандартная ставка налога у источника на
дивиденды при выплате из России сейчас составляет 15%, а в соответствии с
Конвенцией эта ставка снизится до 5%. Правда, если лицами, имеющими
фактическое право на них, будут компании, владеющие не менее чем 25%
капитала «материнской» компании, выплачивающей дивиденды. А эта доля
участия в капитале составит не менее чем 100 тысяч евро. Во всех остальных
случаях ставка налога у источника на дивиденды 10%.Кроме того, Конвенция предусматривает пониженную налоговую ставку при
выплате процентов и роялти (ставка налога у источника при выплате из России
составит 5% вместо 20%, согласно законодательству РФ). В то же время
льготы, предусмотренные Конвенцией с Мальтой, не будут предоставляться,
если главной целью (одной из главных целей) компании резидента одного из
договаривающихся государств, или лица, связанного с ней, будет получение
выгод (льгот), предоставляемых Конвенцией. Положения этой статьи призваны
бороться с регистрацией компаний, созданных исключительно для оптимизации
налогообложения.Поэтому, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, предоставляемыми
Конвенцией мальтийской компании придется доказывать фактическое присутствие
(substance) на территории Мальты. Речь идет о наличии реального
действующего офиса, с реально работающими сотрудниками, ведении
предпринимательской деятельности на Мальте.Конвенция содержит и статью об обмене налоговой информацией,
полностью соответствующую международным стандартам. В то же время, как
показывает опыт практического применения аналогичной статьи в соглашениях,
заключенных Россией с Кипром и Люксембургом, пока результаты обмена
информацией не особо утешительны. Недаром в конце ноября 2013 года минфин
пригрозил вернуть Кипр в «черный список», а также включить в него
Люксембург, в связи с тем, что эти государства предоставляют неполную
информацию по запросам российских налоговых органов, либо вовсе игнорируют
такие запросы.Напомним, что сейчас Мальта включена в «черный список» российского
минфина наряду с другими 40 странами. Тем не менее наличие в Конвенции
положений об ограничении льгот и обмене информацией позволяет надеяться,
что Мальта будет исключена из него, как это произошло с Кипром в 2013 году
после ратификации с Россией Протокола к Соглашению об избежании двойного
налогообложения. В то же время само по себе наличие в Конвенции положений
об обмене налоговой информацией и ограничении льгот не обеспечивает
налоговым органам контроль над ситуацией. Российское антиофшорное
законодательство, в целом, все еще находится в зачаточном состоянии и
требует принятия целой системы мер, прежде чем оно станет действительно
эффективным инструментом налогового контроля.В частности, такой мерой может стать введение критериев определения
налогового резидентства компаний, исходя, не только из места его
инкорпорации, но прежде всего из экономической связи между организацией и
ее учредителями. Существует два основных критерия, определяющих такую
связь: это место эффективного управления компанией и резидентство
акционеров (участников), владеющих контрольным пакетом этой компании.Еще один способ введение института налогообложения нераспределенной
прибыли иностранных контролируемых компаний (CFC Rules), который по праву
является проверенным средством борьбы с сокрытием доходов
налогоплательщиками с помощью офшорных компаний и стран, имеющих низкий
уровень налогообложения. Ставки налогов, удерживаемых у источника выплаты,
позволят распространить действия льгот, предусмотренных договорами об
избежании двойного налогообложения, исключительно на фактических резидентов
государств участников соглашения.Заинтересованность российских инвесторов в иностранных юрисдикциях (в
том числе офшорных) вызвана зачастую отсутствием надежной правовой защиты
со стороны государства при осуществлении инвестиций. Между тем возможность
применения в России международно-правовых средств защиты прав инвесторов
привела бы к снижению объема незаконных операций, проводимых россиянами
через офшорные зоны.Источник Российская бизнес-газета
- 1 предыдущая новость
- 1 следующая новость
- 20 новостей, начиная с текущей
- Все новости
- Мальтийский берег ждет